Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).
Оценка 4.8

Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл +1
03.10.2017
Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).
Статья подготовлена на материале из опыта исследовательской деятельности педагогов и учащихся МБОУ гимназии №19 г. Липецка. Школьный военно-патриотический музей не может появиться из ничего. Необходимо собирать и накапливать информационный материал, даже малую толику тех фактов, которые связывают нас с родным домом, краем, нашей Родиной. Музейная педагогика поможет превратить школьный музей в воспитательный центр любого образовательного учреждения. «Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу, пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен!» /Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв/.word.doc
Есть память, которой не будет конца_из опыта работы.doc
Кудашева Людмила Ивановна, Методист, педагог дополнительного образования, руководитель школьного музея, Высшая категория, МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка, Липецкая область «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка.  Из опыта исследовательской деятельности педагогов и учащихся) Отечественной  Великой Победе в Великой войне посвящается Школьный военно­патриотический музей «Есть такая профессия – Родину защищать!» является воспитательным центром гимназии №19 г. Липецка. Его создание стало достойным подарком к 70­летию нашей образовательной организации.  В настоящее время уже во многих школах Липецка работают музеи боевой славы, но у нас   свой   аспект   создания   школьного   музея.   Мы   отбирали   только   те   события,   которые отражают   совместные   факты   военной   истории   нашего   края   и   биографии   выпускников, педагогов, учащихся и родителей гимназии №19.  Попробуем оглянуться в прошлое  – какое счастье найти в былом ниточку связи с собственным существованием! Основу школьной музейной экспозиции «На липецких железоделательных заводах» и «Из истории русского оружия» составляют творческие проекты учащихся, выполненные на уроках технологии. Ведь ни для кого не секрет, что если Воронеж называют «колыбелью» русского флота, то Липецк по праву считается его арсеналом. Первые выпускники нашей школы ещё не знали, что в 41­м начнётся война, но уже гордились славой Липецка крылатого, история которого началась в далёкие двадцатые годы. Сегодня сведения о дислокации в Липецке немецкой лётной школы ни для кого не секрет. Гордостью   музея   является   трофейный   аэрофотоснимок,   который   был   сделан   30 августа 1942 года с борта немецкого самолёта­разведчика, пролетавшего над территорией военного   городка   и   средней   школы   №19.   Фотография   передана   в   дар   музею   историком Сдвижковым И.Ю., чьи сыновья учились и учатся в нашей гимназии. Трофей обнаружен в национальном архиве США в Вашингтоне.  Многие из старых, но отлично сохранившихся фотографий, уникальны! Они позволяют нам увидеть, как выглядел наш город в те далёкие годы и насколько изменился его облик сегодня.  В архивах лётного состава Липецкого авиацентра на листке за 1 сентября 1941 года сохранилась   пометка:   «Первая   прицельная   бомба   по   Липецку».   Она   угодила   в   дом   на Ниженке и, уйдя глубоко в мягкий грунт, взорвалась без выброса земли. Согласно расчёту, проведённому специалистами, если бы немецкий штурман нажал на кнопку прицела секундой позже, то бомба угодила бы в храм на Соборной площади (экскурсионный материал музея Липецкого авиацентра). Воспоминания педагогов­ветеранов, их боевые награды, фотографии и документы из семейных и школьного архивов, а также материалы исследовательского проекта «Навстречу юбилею гимназии» стали основой для оформления экспозиций «Вспомним те обожжённые годы…» и «Не забудем мы подвиг великий наших дедов и наших отцов».  1 Почему   семьи   фронтовиков   так   бережно   хранят   всё,   что   связано   с   погибшими   на фронте?   В   одной   семье   это   орден   или   «красноармейская   книжка,   пробитая   пулей»,   или «пилотка со звёздочкой»? В других семьях это фотография… Но самой ценной реликвией для семьи является письмо с фронта, бумажный треугольник» без «конверта с марочкой»! Бывало,   что   на   всю   деревню   было   только   одно   письмо­треугольник…,   которое   бережно передавали   из   дома   в   дом   и   читали   все   вместе.   На   материале   этих   писем   оформлена экспозиция «Мы письма писали как летопись боя…» В   60­е   годы   в   СШ   №19   действовал   экспедиционный   клуб   «Воздушные   искатели». Ребята   под   руководством   педагогов   совершали   рейды   по   местам   боевой   славы   и восстанавливали   имена   погибших   лётчиков   9­го   и   10­го   Гвардейских   авиаполков   авиации дальнего действия, которые базировались в Липецке.  Руководил клубом учитель физики СШ №19 Меркурьев В.А., а комиссаром клуба, его душой   была   учитель   русского   языка,   организатор   внеклассной   работы   в   нашей   школе Башкатова Н.Д. (позже директор СШ №44 г. Липецка). Результатом деятельности клуба стала установка памятников и обелисков на территории Липецкой области, а также на Украине и в Белоруссии.  Комиссаром 4­й эскадрильи Воздушных искателей был назначен Панфилов Анатолий, из семьи военных, выпускник школы 1972 года. После окончания школы Панфилов Анатолий Тихонович с отличием окончил Ленинградское Высшее военно­морское командное училище, позже  Военно­морскую   академию,  участвовал   в   подъёме   атомного   подводного   комплекса «Курск»   в   Баренцевом   море.     Герой   Российский   Федерации,   контр­адмирал   Панфилов трагически   погиб   5   мая   2007   года   при   исполнении   депутатских   обязанностей.   В   дар школьному музею сёстры Героя (также выпускницы нашей школы 1968 и 1969гг.) передали личные   вещи  брата:   форму  члена   ЭКВИ,   документы   и   фотографии   из   семейного   архива, Андреевский флаг и вымпел его подводной лодки. Материалы исследовательского проекта «На службе Отечеству. Морской венок славы» отражены в музейной экспозиции. Большую   помощь   в   работе   ЭКВИ   оказывал   школьникам   Герой   Советского   Союза подполковник Петелин Юрий Николаевич, бывший лётчик 752 авиаполка авиации дальнего действия, в военное время базировавшегося в Липецке. Лётчику Петелину, одному их первых в полку, было присвоено высокое звание Героя за успешное выполнение боевого задания по бомбардировке   Берлина,   Кенигсберга,   Варшавы,   Хельсинки,   Данцига,   Констанцы.   А   ведь было   это   в   1941   и   1942   гг,   когда   никто   даже   подумать   не   мог,   что   эти   города   бомбит советская   авиация.   Факты   боевого   и   жизненного   пути   лётчика   отражены   в   материалах поисково­исследовательского проекта «Люди и события».  В настоящее время в сквере Революции установлен памятник­барельеф сослуживцам Петелина, лётчикам 752 авиаполка Авиации дальнего действия, экипажу Барашева. Деньги на установку   надгробия   старшеклассники   СШ   №19   заработали   сами,   собирая   металлолом   и расчищая подъездные пути на ж/д стации Липецк. Всего было изготовлено 4 бюста Героя. Один отправлен на Родину Барашева, второй – в Полтаву (место дислокации 752, а позже 10­ го Гвардейского полка АДД), третий установлен в СШ №19, четвёртый – в сквере Революции. 17   августа   1969   года   на   площади   «50   лет   Ленинского   комсомола»   (ныне   пл. Авиаторов) был установлен взмывающий в небо первый сверхзвуковой истребитель Миг­19 как   символ   славной   авиационной   истории   Липецка.   Самолёт­памятник   установлен   по инициативе членов клуба «Воздушные искатели» СШ №19, которую активно поддержали в политотделе авиацентра.  6 ноября 1977 года в первый почётный караул заступили лучшие комсомольцы СШ №19.   Выбор   школы   был   сделан   не   случайно.   Поисковая   работа   членов   клуба   ЭКВИ, установка   обелисков   героям­лётчикам,   служба   в   Липецком   авиагарнизоне   большинства родителей учеников нашей школы – стали решающим доводом при выборе школы для несения Почётного караула на пл. Героев.  2 Для   учащихся   СШ   №19   Пост   №1   был   и   остаётся   почётной   обязанностью.   Здесь проходят проверку на стойкость те, кто выбрал для себя профессией – Родину защищать. Этому событию посвящены две экспозиции «Мы родом из 19­й!» и «Вы в сердце нашем, в наших мыслях»,  основой  для которых  стал исследовательский  проект «Пост№1. Поступь поколений». С   1958   года,   после   открытия   на   территории   военного   городка   гарнизонного   Дома офицеров,   школьные   вечера   стали   проводиться   в   большом   зале   ГДО.   В   1966   году   с приветственным словом к выпускникам СШ №19 обратился почетный гость праздника Герой Советского   Союза   лётчик­космонавт   Титов   Герман   Степанович.   В   общей   сложности, Космонавт № 2 прожил в Липецке около года. Титов был первым лётчиком­космонавтом, который стал осваивать в Липецком Центре новую авиационную технику.  А в 1971 году, в период первого пребывания космонавта Алексея Архиповича Леонова в Липецке, состоялась его встреча с учителями и учениками СШ №19, о чём свидетельствуют сохранившиеся фотоматериалы. В   90­е   годы  XX  века   на   базе   СШ   №19   открываются   классы   с   начальной   лётной подготовкой. 180 мальчишек и девчонок, окончив школу, получили не только аттестаты, но и удостоверения   юных   авиаторов.   Многие   из   них   стали   военными   и   продолжают   службу   в Липецком   авиацентре.   А   призёрам   10­го   Всероссийского   конкурса   «Космонавт­2002» Главком ВВС вручил путёвки на право поступления в военные вузы страны без экзаменов!  Музейная экспозиция «Легендой светлой и прекрасной звучит ваш выбор» посвящена династии лётчиков Шелыгановых, представители старшего поколения которой участвовали в спасении   челюскинцев   (Шелыганов   М.П.  –   штурман   лётного  экипажа   под   командованием Каманина), а младшее – военный лётчик­исследователь майор Шелыганов Пётр Васильевич, выпускник СШ №19, погиб при выполнении испытательного полёта. Его дочь с отличием окончила также нашу школу, а вдова лётчика передала в Дар музею личные документы мужа (исследовательский проект «Любовью к Родине живя…»). Всё   вышеперечисленное   стало   основой   для   разработки   социального   проекта   «Есть такая   профессия   –   Родину   защищать!»,   который   был   реализован   в   мае   2009   года старшеклассниками и педагогами гимназии и получает развитие и в настоящее время. Цель деятельности музея:  Воспитание   чувства  уважения,   любви  к  истории   малой  Родины,   своего  города,  его 1. героическим страницам. Формирование чувства ответственности за судьбу своей страны. В период создания и с целью дальнейшего развития музея использовались и используются различные методы и способы сбора информации:  результатов, метод погружения и метод проектов;  военных фотодокументов с добавлением фотоснимков сегодняшнего дня;  выпускники и учащиеся, родители и жители микрорайона. метод сбора, обработки, анализа информационно­справочного материала, обобщение анкетирование и собеседование, респондентами которых являются педагоги­ветераны, информационно­коммуникационные   технологии   для   систематизации   архивных   и Результаты проектно­исследовательской краеведческой деятельности учащихся и педагогов   гимназии   №19   находят   признание   на   различных   конкурсах   и   конференциях   от школьного   уровня   до   федерального  (экспозиция   «Достижения   обучающихся   МБОУ гимназии №19 г. Липецка»). Название смотра­конкурса Областной конкурс «Краеведческая находка года»   среди   музеев   ОУ,   посвящённом   65­ летию Победы, 2010г. Всероссийский   дистанционный   конкурс музеев   ОУ   «Виртуальный   музей»   в Организатор Г(О)ОУ ДОД ДООЦ (СиТ), Г. Липецк Результат Диплом 2ст МОиН   Федерации, Российской Томский   Диплом участника  3 номинации «Буклет», г. Томск, 2011г.  Областной   смотр   экспозиций   музеев   ОУ «Звёздный полёт», 2011г.  Областной   смотр­конкурс   музеев   ОУ, посвящённый 100­летию ВВС России, 2012г. Муниципальный   смотр­конкурс   музейных объединений «Любовью к Родине живя…», 2013г.  Областной   смотр­конкурс   музеев   и   залов ОУ,   посвященный   60­летию   Липецкой области, 2013г.  Смотр­конкурс   музейных   объединений «Есть   память,   которой   не   будет   конца…» городской воспитательной акции  «Победа в сердце каждого», 2015г. Областной   смотр­конкурс   музеев   и   залов ОУ,   посвященный   75­летию   Победы   в Великой Отечественной войне, 2015г.  Областной муниципальных образований и ОО, 2016г. смотр­конкурс     музеев государственный педагогический университет (ТГПУ) Областной Совет ветеранов войны и труда,  г. Липецк Областной Совет ветеранов войны и труда,  г. Липецк Департамент   образования администрации г. Липецка Областной Совет ветеранов войны и труда,  г. Липецк (4 место) 1 место Гран­при Диплом 2ст Победитель Департамент   образования администрации г. Липецка Гран­при Областной Совет ветеранов войны и труда,  г. Липецк   внутренней Управление политики   ЛО,   УОиН   ЛО, упр­ние культуры ЛО, ОБУ «Центр   патр.   воспитания населения ЛО»,  Победитель Специальный приз   «Лучшее о музее» С целью финансовой поддержки музея «Есть такая профессия – Родину защищать!» в течение учебного года воспитанниками т/о «СПЕКТР» организуются и проводятся благотворительные ярмарки. На вырученные средства закупаются цветы ветеранам и для оформления экспозиций музея, осуществляется ремонт материально­технической базы и интерьера школьного музея, который является действенным воспитательным центром гимназии №19 г. Липецка.  Открытие   и   работа   нашего   школьного   музея   активизировала   проектно­ исследовательскую и краеведческую деятельность как учащихся, так и педагогов гимназии. Работа   по   оформлению   экспозиций   музея   также   нашла   действенный   отклик   в   сердцах выпускников гимназии и жителей микрорайона. Взрослые и дети передавали в музей самые дорогие семейные реликвии: письма, фотографии, личные вещи. Приносили для того, чтобы эти   документы   «заговорили»,   чтобы   молодые   липчане   узнали,   что   пришлось   пережить старшему поколению…  Смысловой акцент делается на сохранившиеся и современные факты из биографии гимназии №19, которые явились откликом на конкретные исторические события в нашем крае.   Бережное   и   почтенное   отношение   подрастающего   поколения   к   военной   истории, подвигу дедов и отцов сегодня, который герои тех лет сами просто называли каждодневной работой, заслуживает не только внимания, но уважения и почитания.  С момента открытия музея его посетили уже около двух тысяч пятисот гостей: детей и взрослых, выпускников разных лет, ветеранов Великой Отечественной войны, представителей педагогической   общественности   Липецкой   и   Тамбовской   областей,   Москвы   и   Белгорода, Калмыкии, Украины, Белоруссии, а также государственных и общественных организаций.  4 Бежит время. 70 лет минуло после той страшной войны… Уходят фронтовики… И становится ясно, что главные действующие лица – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей. Не забывать Людей – это значит не забывать Время.  Вот почему в гимназии был проведён опрос общественного мнения «Твои раздумья о войне» среди старшеклассников гимназии №19 г. Липецка. В опросе приняли участие 412 человек. Результаты анкетирования показали: ­ для 55% учащихся 8­11 классов Великая Отечественная – это трагедия;  ­ 95% опрошенных: «Об этом страшном событии необходимо помнить всегда»;  ­ для 90% опрошенных: День Победы – это праздничный день;  ­ 90% гимназистов считают, что в годы войны счастье невозможно, т.к. «гибнут люди, а среди мёртвых счастливым быть нельзя»; ­ 78% учащихся интересны встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. В настоящее время довольно часто можно услышать фразу: ­ Не надо, не надо раны бередить! Ведь будет легче, если всем нам об этом просто позабыть!? ­ Нет, надо! Чтобы снова на планете не повторилось той войны, конечно, надо, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!  ________________________________________________________________________  5

Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).

Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).

Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).

Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).

Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).

Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).

Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).

Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).

Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).

Статья «Есть память, которой не будет конца» (на пути к созданию школьного музея).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2017