Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)
Оценка 4.7

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)

Оценка 4.7
Семинары
doc
ОБЖ
10 кл
21.01.2018
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)
Проблема воспитания гражданственности и патриотизма- один из ключевых моментов ежедневной деятельности современного педагога. Учитель-это в первую очередь патриот своей страны, и не зависимо, какой предмет он преподаёт, должен развивать в своих воспитанниках это высокое чувство. На современном этапе образования этот вопрос наиболее актуаленСтатья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП"
Патриотическое воспитание.doc
КГУ «Средняя многопрофильная школа № 37»  акимата г. Усть­Каменогорск  преподаватель­ организатор НВП  Егорин Сергей Олегович Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП Прежде чем приступить к воспитанию школьников, необходимо чётко  сформулировать цель воспитания, которая должна быть социально обусловлена и в  равной мере определяться как интересами общества, так и интересами и особенностями  личности.           Под воспитанием школьника понимается, прежде всего, комплексное свойство  личности ученика, которое характеризуется наличием и степенью сформированности  общественно значимых качеств, отражающих его всестороннее развитие.           Казахстанский компонент содержания воспитания чётко определён в  «Комплексной программе воспитания в организациях образования РК», где одним из  приоритетных направлений воспитания является формирование казахстанского  патриотизма, в котором разработаны критерии патриотической воспитанности:  • целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к  получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии);  • дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны);  • коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности);  • здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и  наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом);  • патриотическая деятельность (осознанное активнее участие в практических  мероприятиях патриотической направленности), и  Уровни патриотической воспитанности:               • низкий уровень (для молодёжи этого уровня целенаправленность жизни не  является главной определяющей; молодые люди пассивно или отрицательно относятся к  военной службе; в случае столкновения с ситуациями, требующими морального и  физического напряжения, нередко проявляется желание отступить от достижения цели);              • средний уровень (молодые люди имеют цель в жизни; серьёзно относятся к  выполнению своего долга перед Отчеством; имеют понятие о патриотизме, но не  проявляют высокую активность при выполнении общественных поручений; склонны  игнорировать мнение коллектива);             • высокий уровень (патриотизм и интернационализм для молодых людей являются  главными определяющими в их жизни; они имеют активную жизненную позицию и  правильное представление о своём предназначении в обществе; молодёжь осознаёт  необходимость выполнения своего долга перед Отечеством; мнение коллектива играет  важную роль; здоровый образ жизни является определяющим дела и поступки).         Исходя из этого, определены пути совершенствования системы патриотического  воспитания:            • формирование мировоззрения учащихся через обогащение патриотическим  содержанием её жизнедеятельности при взаимодействии всех субъектов патриотического воспитания;            • практико­ориентированная направленность средств патриотического воспитания;  • использование воспитательного потенциала культурно­исторических особенностей  региона в целях патриотического воспитания учащихся;            • прикладная физическая подготовка с целью формирования жизненно важных  двигательных умений и навыков, развития специальных физических качеств, укрепления  здоровья и повышения работоспособности человека;           • осуществление систематического контроля за процессом патриотического  воспитания молодёжи органами государственной власти.       Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли  гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства  долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и  патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики,  ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным  богатствам государства.       Ситуация развития современного общества Казахстана на данный момент создаёт  хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого  поколения. Здесь важно, чтобы произошло принятие подростками нравственных  ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей  и убеждений.       Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности и одним из  них является чувство патриотизма. Именно восприятие патриотизма, толерантности и  национального согласия противостоит таким понятиям как падение нравственности,  «потеря поколения», чувству иждивенчества и направлено против социального  безразличия, роста преступности и наркомании, поэтому основу воспитания гражданина  Республики Казахстан составляет казахстанский патриотизм и национальное согласие.         Патриотизм – это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он  является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных и гражданских  качеств личности.               На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая  характеристика, выражающаяся в мировоззрении человека, нравственных идеалах,  нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть  общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах,  оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре,  государству, системе основополагающих ценностей.         Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме,  папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.         Вторая ступень идёт через воспитание любви к Малой Родине – деревне, городу,  ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины  нет и большого патриотизма.         Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству,  народу, его истории, культуре, традициям.         Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к  Родине – его финал. Безусловно, воспитание личности – патриота РК в школьный период осуществляется в  течение всего учебно – воспитательного процесса: и во время учебной деятельности (в  рамках курсов истории, литературы, при изучении казахского языка) и во внеклассной  деятельности.  Ценностные ориентиры, необходимые для усвоения, определяют приоритетные  направления в воспитательном процессе, в школе разработана программа «Активное  гражданство». Целью которой является «Воспитание учащихся в духе демократии,  свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности,  патриотизма»  Целевая программа охватывает все годы обучения ребенка в школе и состоит из  следующих этапов:  На первом этапе (6­10 лет) задачей – доминантой является формирование социально –  культурных ценностей на уровне представления.  Система ценностей, ориентированных на усвоение: Родина как место, где родился  человек. Родной язык. Государственные символы и атрибуты РК. Формирование понятий  мужество, отвага, дружба.  На втором этапе (11­14 лет) задача ­ доминанта – расширение представления о  социальном устройстве жизни, так как с точки зрения психологов на первом месте  ставятся социальные мотивы.              Система ценностей, ориентированных на усвоение: патриотизм как отношение к  Отечеству, интернационализм, как нравственное качество человека. Расширение  представления о государственной символике (Гимн, Герб, Флаг).  Формирование понятий взаимопомощь, взаимовыручка, чувство ответственности за окружающих.  На третьем этапе (15­17 лет) задача ­ доминанта – формирование идеала жизни и  идеала человека, так как в старшем возрасте ведущая деятельность – самоопределение  личности ребёнка, потому что на первое место выходят личностные мотивы.              Система ценностей, ориентированных на усвоение: демократическое, суверенное  государство. Способы взаимоотношения государства и гражданина. Гражданское  отношение к историческим национальным традициям, иинтернациональное сознание.  Назначение человека в жизни: содействовать благу других, созидать. Формирование  понятий совесть, свобода, гражданский долг, идеи гуманизма.             Для каждого этапа реализации целевой программы разработаны определенные  мероприятия. При этом каждый классный коллектив конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников, в каждом  классе разрабатывается своя собственная система дел по её реализации.  Особое значение в программе придаётся изучению государственных символов  Республики Казахстан. Государственная символика является комплексом культурных  эмблем нации, это условные знаки, выражающие национальные ценности, определённые  стороны жизни народа и государства. Правильное использование государственной  символики способствует формированию гражданского самосознания и чувства общности.             В мире немало развитых стран, целенаправленно формирующих у граждан  патриотические чувства, уважительное отношение к национальным символам – Флагу,  Гербу, Гимну, национальным праздникам.  Во многих странах государственные символы используются в качестве источника  создания положительного образа государства, являются предметом национальной  гордости, служат объектом выражения патриотических чувств и волеизъявления.      Использование государственных символов в патриотическом воспитании учащихся ­  важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности детей, сохранения  преемственности поколений и укрепления социального единства общества.  Для изучения и популяризации государственных символов страны,  государственного языка и народных традиций в школе проводятся Праздники языков,  общешкольные линейки «Тiл менiң ­ байлығым», акции «Это – наш Гимн!», конкурс  пословиц, поговорок народов Казахстана, конкурсы стихов о родном языке, сочинений  «Роль Конституции в современной жизни», рисунков «Земля моя – мой Казахстан»,  викторины, конкурсы на «Лучшее оформление уголков и стендов по государственным  символам страны», литературные композиции, посвящённые деятельности казахстанских просветителей.           Любовь к Отчизне, к месту, где ты родился, вырос и осознал себя как личность,  выше любви к государству. Историю Малой Родины, о людях воспевших её, узнают дети  из курса классных часов, посещение эксукурсии музеев города.           Система патриотического воспитания среди детей и учащейся молодёжи  предусматривает в процессе воспитания и обучения создание детских и молодёжных  общественных движений и организаций, творческих союзов.            Военно – патриотическое воспитание – одно из важных направлений по  формированию у учащихся высокого патриотического сознания, воспитания чувства  верности своему Отечеству.  В рамках военно­патриотического воспитания на протяжении многих лет учащиеся  нашей школы, ведут «тимуровскую и поисковую работу», они посещают ветеранов  Великой Отечественной войны и тружеников тыла, оказывают им посильную помощь.           Это коллективное дело, взятое из опыта работы детских организаций. Данное дело  проявляется в системе класса: за каждым классом закрепляется ветеран войны или труда и даётся поисковое задание для классного коллектива. Здесь важен метод разъяснения  патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов  соотечественников и их повседневной деятельности.  Организовываются с участием ветеранов смотры песни и строя в 5­11 классах, военно­ спортивная игра «Алау» в 5­9 классах.  Встречи с ветеранами вызывают у школьников неподдельный интерес. Воспоминания  ветеранов, их высказывания по актуальным проблемам, как дружба между народами,  необходимость защиты Родины, борьба против разных форм экстремизма, звучат на  встречах с учениками особенно весомо. Подчас именно ветераны или труженики тыла  помогают школьникам осознать сложную реальность нынешнего времени. Традиционным мероприятием в школе стал парад классных коллективов по итогам года, посвященный 9 мая.            Одно из направлений работы, также направленное на воспитание патриотизма у  учащихся это совместная работа с Советом воинов­ афганцев.            Все вышеперечисленные мероприятия и дела в той или иной мере можно  использовать в системе любого классного коллектива, а также на общешкольном уровне.            Естественно, при планировании мероприятий по патриотическому воспитанию  возникают трудности. В частности, до сих пор в организациях образования недостаточно  качественных, эффективных по содержанию материалов по культуре мышления и  толерантности, основанных на современных казахстанских общественных и культурных  реалиях и связанных с менталететом казахстанцев, мало книг для детей, способных  пробудить в их сознании чувство патриотизма, любви к своей Родине, вызвать  стремление принести пользу Отечеству.           Как отмечается в Государственной программе патриотического воспитания  граждан Республики Казахстан, имеющиеся книги для детей в основном ориентированы  на пропаганду западных идеалов и ценностей или формируют чисто технократическое  мышление.            Одной из эффективных форм методической работы является открытые  внеклассные мероприятия, которые позволяют осуществить поиск и апробацию новых  форм воспитательной работы, направленных на формирование казахстанского  патриотизма.           В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным  и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в  любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее,  стремление и готовности его защитить. Патриотизм­одно из наиболее глубоких чувств,  закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько  педагог сможет развить в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и  толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Проблемы  патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического  самосовершенствования учителя , здесь, несомненно, важен метод личного примера  педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.  Библиография  1. Комплексная программа воспитания в организациях образования РК на 2006­2011 г.  2. Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики  Казахстан на 2006­2008 г.  3. Быков А. Организационно – педагогические вопросы патриотического  воспитания в школе. Воспитание школьников. № 6, 2006 г. 4.Агапова И.А.Патриотическое воспитание в школе.­ М.2002.  5.Валиев И.И. Патриотическое самовоспитание учащихся.­ Уфа. 1991.  6. Прохорова О. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации пректов  гражданского становления и патриотического воспитания молодёжи. Воспитание  школьников.№3, 2006г.  7. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия. Воспитание школьников. № 5, 2007 г.

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)

Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках патриотического воспитания через урок НВП" (10 класс, начальная военная подготовка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018