Статья "Формирование коммуникативной компетентности на уроках физики у студентов Верхнеозерского сельскохозяйственного техникума"
Оценка 5

Статья "Формирование коммуникативной компетентности на уроках физики у студентов Верхнеозерского сельскохозяйственного техникума"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
физика
Взрослым
07.01.2017
Статья "Формирование коммуникативной компетентности на уроках физики у студентов Верхнеозерского сельскохозяйственного техникума"
В предлагаемой статье автор обращает внимание на применение в образовательном процессе современных технологий.По-мнению автора это следующие технологии:проектная технология,информационно-коммуникационная,а также активные методы обучения (АМО).Использование данных технологий на уроках физики ,позволяют сделать процесс обучения более современным,качественным,интересным.Кроме этого,у студентов повышается интерес к изучению дисциплины "Физика"
Статья.doc

Формирование коммуникативной

компетентности на уроках физики у студентов Верхнеозерского сельскохозяйственного техникума

 

 Использование традиционных форм и методов обучения придает учебно-воспитательному  процессу научность, четкость, системность, обеспечивает логически правильную подачу учебного материала, но не решает задачу личностного профессионального развития студента, поставленную сегодня перед средним профессиональным образованием.

На необходимость развития концептуальных подходов, ориентированных на формирование новых компетенций и модульный принцип построения основных образовательных программ, указывают вышедшие в последние годы нормативно-правовые документы и новый образовательный стандарт среднего профессионального образования.

В настоящее время принципиально важно искать более современные методы вовлечения студента в процесс его профессиональной подготовки.

Сегодня, в условиях динамичного научно-технического и социального прогресса большую значимость приобретает не объем полученных знаний, а развитие способности будущего выпускника к самостоятельному поиску и анализу новой информации, подвижности и гибкости мышления, ответственности и инициативе, умению применять усвоенные знания в ситуациях, отличных от тех, в которых эти знания были получены. Формированию необходимых умений способствует компетентностный подход в обучении, важным компонентом которого выступает формирование так называемых «ключевых компетенций» обучающихся.

Компетентностный подход в образовании, в частности в физическом образовании, предполагает признание того, что подлинное знание – это индивидуальное знание, созидаемое в опыте собственной деятельности.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.

Интерактивная форма занятий с большим количеством разнообразных упражнений, примеров и задач, вовлечение всех обучающихся в полидиалог, предоставление каждому возможности высказать свое мнение и быть выслушанным – вот основные принципы компетентностного обучения. Важнейшую роль играет умение преподавателя создать на занятии «ситуацию успеха», обстановку раскованности, творческой активности, обстановку, в которой студенты не только с интересом трудятся, но и получают удовольствие от процесса самостоятельной деятельности.

Внедрение компетентностного подхода в практику образования требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования «ключевых компетенций».

В связи с этим, автор рассматривает возможные, на наш взгляд, средства, методы, приемы, педагогические и информационно-коммуникационные, проектные технологии, направленные на формирование комплекса индивидуальных качеств студента – компетентности, ведущих его к успеху в любой сфере деятельности.


 

В процессе обучения физике сейчас большое внимание уделяется формированию учебно-познавательных (ключевых) и исследовательских (общепредметных) компетенций. Однако для успешной социализации студента не менее важным является формирование таких компетенций, как информационная и коммуникативная. Это объясняется тем, что в современном обществе уверенно чувствует себя человек, который владеет информацией, способен общаться с другими людьми на разных уровнях. Эти компетенции необходимы обучающимся и для успешного освоения достаточно сложного курса физики, поэтому их формирование необходимо начинать одновременно с обучением предмету (дисциплине).

Проблема состоит в том, что эти компетенции формируются только в процессе активной познавательной деятельности студента, а для совершения такой деятельности необходим мотив, порождающий потребность в ее совершении.

Владение информационной компетенцией предполагает, что студент умеет самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, систематизировать, преобразовать, сохранить и передать ее. Более высокий уровень информационных умений допускает, что студент умеет создавать новую, значимую для себя и других информацию в различных доступных для восприятия видах; способен отделять полезное от бесполезного, более ценное от менее ценного, избегать неполной, недостоверной и устаревшей информации. Важно и то, насколько умело студент сможет представить найденную или обработанную самостоятельно информацию, насколько он будет понят другими.

Кроме того, студент должен уметь пользоваться устройствами, с помощью которых можно извлекать информацию (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, проектор, модем), и владеть информационными технологиями (аудио-, видеозапись, электронная почта, Интернет).

 

Реализация компетентностного подхода в преподавании физики, на мой взгляд, выражается в решении следующих основных задач:

- Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода.

- Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового уровня обучения.

- Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.

Современная система образования постепенно переходит к созданию условий для формирования у студента комплекса компетенций, которые понимаются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях информационного и коммуникационного общества. Исходя из этого, в процессе преподавания физики ставлю перед собой цель – помочь студентам освоить такие приемы, которые позволят расширить полученные знания самостоятельно, т.е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить ее структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки.

Формированию коммуникативной компетентности на уроках физики способствуют новые, эффективные педагогические технологии, направленные на развитие творческих способностей студентов, на формирование навыков саморазвития и самообразования. В данном случае это технология проектной деятельности, информационно-коммуникационная технология, активные методы обучения.

Итак, проектная технология позволяет организовать применение полученных знаний для решения той или иной проблемы. В ее основу заложен исследовательский метод. Он интересен тем, что, во-первых, предполагает самостоятельную работу студентов с информацией, причем информацией на различных носителях (это могут быть книги, журналы, могут быть электронные носители и сетевые), во-вторых, проекты активизируют использование знаний из разных предметных курсов, что способствует проявлению индивидуальных способностей каждого студента. Совместно со студентами мы проходим следующие этапы проектирования:

- определение проблемы и вытекающие из нее задачи исследования;

- выдвижение гипотез и их решения;

- обсуждение методов исследования;

- сбор, систематизация и анализ собранных данных;

- обсуждение способов оформления конечных результатов в виде презентации;

- подведение итогов.

Приведу пример разработки проекта по теме: «Влияние радиоактивного излучения на организмы».

Проект посвящен изучению теоретических основ влияния радиации на живые организмы, анализу использования радиационного излучения в медицине. Экспериментальная часть проекта состояла в измерении счетчиком Гейгера уровня радиации в районах Верхнеозерского сельскохозяйственного техникума, р.п. Таловая и НИИ им. В.В. Докучаева и составлении карт радиационного фона данных районов.

В результате исследования авторы пришли к следующим результатам и выводам:

- При воздействии радиационных лучей на живые организмы развивается радиобиологический эффект, приводящий к изменениям метаболизма и мутациям в клетке, в результате чего клетки либо погибают, либо становятся раковыми.

- Более всего реагируют на увеличение уровня радиации интенсивно делящиеся клетки. Поэтому, радиоактивное излучение применяют в медицине для лечения онкологических заболеваний.

- Радиационный фон в исследуемых районах в среднем составляет 25 мкЗв/ч, что соответствует норме.

- Самый большой вклад в дополнительное облучение человека вносят искусственные источники радиации, применяемые в медицине; облучение, даваемое экранами компьютера и телевизора.

Применение ИКТ ведется мной в нескольких направлениях:

1. Использование ИКТ для создания методических и дидактических материалов, необходимых для организации процесса обучения – создание презентаций нового материала, подбор демонстрационных моделей, подготовка обучающих, тестовых, коррекционных заданий с использованием ПК, контрольных и самостоятельных работ, кроссвордов, карточек-заданий. Большую роль играет информация, размещенная в Интернете, а также коллекция цифровых образовательных ресурсов ЦОР.

2. Непосредственное проведение урока с использованием ИКТ:

- на этапе изучения нового материала: наглядная демонстрация примеров, опытов, экспериментов, графики, таблицы, презентации;

- на этапе усвоения учебного материала в процессе практического использования компьютера: ЦОР, тесты, интерактивные задачи;

- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний: лабораторные работы, самостоятельные работы;

- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля.

В своей педагогической деятельности стараюсь использовать новые направления и методики преподавания – Активные Методы Обучения.

Считаю, что для студентов утомительно неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Уместно, на мой взгляд, привести классический пример из жизни Тома Сойера, искусно  превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности студентов в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использования знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии (например, задания на объяснение, метод Сократа, работа в группах, комплексные задания).

 

Е.К. Казьменко, преподаватель физики Верхнеозерского сельскохозяйственного техникума (Таловский район, Воронежская область).


Формирование коммуникативной компетентности на уроках физики у студентов

Формирование коммуникативной компетентности на уроках физики у студентов

В процессе обучения физике сейчас большое внимание уделяется формированию учебно-познавательных (ключевых) и исследовательских (общепредметных) компетенций

В процессе обучения физике сейчас большое внимание уделяется формированию учебно-познавательных (ключевых) и исследовательских (общепредметных) компетенций

Формированию коммуникативной компетентности на уроках физики способствуют новые, эффективные педагогические технологии, направленные на развитие творческих способностей студентов, на формирование навыков саморазвития и самообразования

Формированию коммуникативной компетентности на уроках физики способствуют новые, эффективные педагогические технологии, направленные на развитие творческих способностей студентов, на формирование навыков саморазвития и самообразования

ПК, контрольных и самостоятельных работ, кроссвордов, карточек-заданий

ПК, контрольных и самостоятельных работ, кроссвордов, карточек-заданий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017