Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).
Оценка 4.9

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).

Оценка 4.9
Лекции
doc
русский язык
4 кл
28.04.2017
Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).
Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития
статья Косенко Е.Н..doc
"Формирование   навыка   письменной   речи   младших   школьников   через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы). Статья Работа   по   развитию   речи   учащихся   в   школе   многогранна.   Одно   из   её направлений ­ написание сочинений разных видов. Обучение сочинению ­ это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребёнка, познать его. Вопрос   обучения   сочинению   затрагивает   философскую   тему   воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности. Сочинение ­ это первые попытки ребёнка выразить окружающий его мир во внутреннем своём отображении, высказать своё отношение к каким­то проблемам. Сочинение   заставляет   ученика   упорядочить   свои   мысли   в   соответствии   с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. Непосредственно   перед   написанием   сочинения   не   проводится подготовительная     работа:   составление   на   уроке  общего   плана,   проговаривание содержания каждого его  пункта, словарная и орфографическая подготовка, устное составление всего связного текста и его последующая запись в тетради. При такой методике   проведения   сочинения   ­   остаются   невостребованными   живая   мысль ребёнка,   собственное   отношение   к   предмету   высказывания,   эмоциональное самовыражение,   работы   получаются   похожими   одна   на   другую.   С   первого   дня пребывания ребёнка в школе весь процесс по системе обучения подчинён задаче достижения   оптимального   общего   развития   каждого   ученика,   составной   частью которого является развитие связной речи. Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребёнка наполнена разнообразными впечатлениями  и познавательными  интересами, богата  духовно и эмоционально, когда   в  обучении   действует   свойство   многогранности   методики.  С   наибольшей силой внутреннее мотивирование будет выражено во внешней речи при условии, если   в   классе   существует   атмосфера   дружеского   общения,   заинтересованного внимания к каждому. С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления:  работа над словом (лексический уровень);  работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом   словосочетание   нужно   рассматривать   как   переходное   звено   от лексического уровня к синтаксическому;  работа над связной речью. В 1­2 классах раскрываются основные признаки текста: целостность и законченность сообщения (единство темы,  наличие основной мысли и   её   развитие),   строение   (структура)текста,   его   связанность   и   членимость   на микротемы   (абзацы).Указанная   работа   должна   служить   осознанному   подходу учащихся к написанию сочинений. Прежде всего, нужно научить детей правильно раскрывать тему сочинения. Тема   ­   это   предмет   сочинения,   то,   о   чём   говорится   в   этом   тексте.   Она определяет   отбор   материала,   фактов,   явлений,   признаков,   которые   находят отражение   в   сочинении.   От   того   как   сформулирована   тема   учителем,   как подведены школьники к её пониманию  зависит правильность и полнота сочинения. Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период ­ определение тематики сочинений. Тема и заглавие не всегда совпадают. Например, детям предложена тема "Осень". Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено. Но можно заглавие сформулировать   иначе:   "Разговор   двух   осенних   листиков   ",   "Разноцветные кораблики". Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьёзными побуждениями ­ стремлением рассказать о чём­то для них важном, поделиться своими чувствами, то   лучше   проявляется   их   творчество:   в   таких   сочинениях,   без   сомнения,   есть идейное содержание, неразрывно связанное, слитое с темой. Отрывки из сочинений второклассников:       " Разговор двух осенних листиков". ( Ксения Б.) Встретились два листика. Один был зелёный, а другой уже пожелтел. Зелёный листок спрашивает:" Почему ты такой желтенький?" А желтенький листок отвечает: "Пришла золотая осень. И я сменил свою одежду на яркую золотую". Я тоже хочу яркую одежду",­сказал зелёненький листочек." Придет и твоя пора ,"­ответил жёлтый листик.              (Эмиль Х.) В парке стояли рядом два дерева ­ берёза и клён. Наступила осень,опали листья. Берёзовый и кленовый листочки упали рядышком. ­Ты кто ?­спрашивает кленовый лист. ­Я берёзовый лист .А ты кто? ­Я кленовый лист. ­Какие   мы   красивые,   нас   обязательно   соберут   дети   для   гербария,   ­сказал берёзовый листик. Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут   раскрыть   её   достаточно   определённо   и   глубоко:   пишут   об   отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Поверхностное   раскрытие   темы   ­   один   из   типичных   недостатков   детских рассказов и сочинений. Но не единственный .Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всём,что хотя бы отдалённо связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой. В   задачу   обучения   написанию   сочинений   входит   обогащение   речи школьников средствами образности на примерах сравнений, переносного значения слова, синонимов, антонимов, эпитетов, фразеологизмов. На уроках русского языка дети   получают   представление   о   стилях   речи:       (разговорный,   научно­деловой, художественный), о типах  речи (повествование, описание, рассуждение).Все эти сведения   о   речи   должны   помогать   в   работе   над   сочинениями   и   служить совершенствованию умений их написания. Одним   из   важных   источников   для   устных   высказываний   в   1   классе   и письменных сочинений во 2 классе являются экскурсии. В первые дни сентября ребята идут на экскурсию в парк. Необходимо обратить внимание детей на небо. Когда дети всматриваются в небо, то одним оно кажется синим, другие уточняют: небо голубое, а кто­то видит его белым или серым.Нужно помочь детям увидеть, что небо над ними светлое, вдали голубое, безоблачное и очень высокое. Можно предложить детям вдохнуть воздух и помочь найти точные слова: воздух свежий, тёплый, чистый. Потом рассматриваются деревья и кусты, листва, трава,   цветы, насекомые. Ребята определяют время года ­ ранняя осень и находят сохранившиеся приметы лета и подмечают, чем ранняя осень отличается от лета. Наблюдение и сравнение ­ необходимые приёмы активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся, диктуемые свойством многогранности. Совместные   наблюдения   приносят   детям   радость,   они   дают   толчок   к самостоятельным наблюдениям, постепенно перерастают в потребность открывать новое. Дети в младшем школьном возрасте хотят говорить. И нужно предоставить им такую возможность. Это и будет реализацией свойства вариативности методики, т.е. обеспечения активного участия на уроке всех учеников с учётом возможности каждого.   Задача   учителя   научить   их   пользоваться   словом,   учить   речи   точно   и стройной правильной и последовательной, ясной и выразительной.  Такое учение, в процессе которого накапливается некоторый навык устных высказываний,   является   непременной   основой   перехода   от   устной   речи   к письменной с элементами литературного творчества. На первых порах во 2 классе следует один раз в неделю на уроке давать ребятам задание: составить несколько предложений на определённую тему, чаще всего   связанную   с   самостоятельными   наблюдениями   в   природе.   Например: "Осенний воздух» ,"Снег на солнце", "Капризный апрель" и т.д. Дети пишут эти небольшие   работы   без   всяких   подсказок.   Кроме   указанных   заданий   нужно практиковать сочинения ­ миниатюры: «Опиши цветок» (любой, по своему выбору). Исключительное значение имеет разбор сочинений. Учитель или сами дети читают   и   участвуют     в   обсуждении.   Отмечается   в   первую   очередь   умение рассказывать в сочинении о своём восприятии темы.  При этом условии сочинения будут   отличаться   своеобразием.   Чтение   и   обсуждение   написанных   работ преследует всего цель: привить любовь к искусству слова и желание писать. Работая над сочинением по любой теме, учащиеся должны знать, к чему они стремятся, по каким признакам оцениваются их работы: 1) Соответствие теме; 2) Полнота и последовательность изложения; 3) Неподражаемость, не пересказ чужих мыслей, а самостоятельность, своё   понимание, собственные чувства и свой рассказ, т.е. творчество; 4)Стилистическая и орфографическая грамотность. После проверки сочинений наступает этап их обсуждения в классе. Учитель даёт   общую   оценку   выполненной   работы   (щадящую,   поощрительную).Затем зачитывает сам или по желанию учащиеся 2­3 удачных, по его мнению, сочинения и привлекает детей к обсуждению, побуждая их высказываться в соответствии с теми показателями ­ требованиями, которые предъявляются к сочинению. Можно зачитать отдельные удачные выдержки из ряда сочинений, стараясь охватить   обсуждением   возможно   большее   число   ребят.   И   на   этом   этапе   дети высказывают свои суждения. В ситуации не очень удавшихся сочинений не нужно персонально называть авторов. В этом случае можно выписать на доске одно­два неудачных предложения и разобрать в чём их недостатки. Вместе   с   духовным   ростом   ребёнка   качественно   меняется   его   устная   и письменная   речь   по   содержательности   и   выразительности,   глубине     и самостоятельности,   больше   проявляется   индивидуальность   автора.   Все   эти изменения можно проследить по сочинениям учащихся. Наблюдения и впечатления детей дают самый широкий круг тем для устных рассказов и сочинений: "Мои друзья", "Что я люблю", "Субботний вечер у нас дома" и т.д. Такие   темы   не   представляют   трудностей   для   ребят,   так   как   касаются повседневной жизни самого ребёнка и его семьи. Из опыта работы. В 4 классе по программе "Школа 2100" в учебнике русского языка даётся порядок   работы   над   сочинением   в   упр.65,83.   В   этих   упражнениях   обращается внимание ребят на последовательность в работе над сочинением, на необходимость соблюдения всех этапов. Небольшие фрагменты из сочинений ребят на тему "Субботний  вечер у нас дома". Лейсан С. "Моему   брату   5   лет.   Он   приходит   из   садика   только   на   субботу   и воскресенье.   Так   что   мы   видимся   редко   и   очень   скучаем   друг   без   друга.   В выходные дни, когда мы с ним играем, нам бывает вместе очень интересно  и весело". Оля К. "В   субботу   вечером   у   нас   дома   каждый   занимается   своим   делом   .Я люблю в субботний вечер слушать музыку, вышивать, читать книги". Артур И. "Папа предложил  нам  в субботу  съездить  в  лес  и подышать  свежим воздухом. В лесу мы были до самого вечера Особенно меня удивили тропинки, которые были покрыты разными листочками, словно разноцветный ковёр". В   работах   учащихся   разнообразные   по   построению   предложения   ­   это говорит об успехах школьников. Следует также сказать о характере использования языковых средств. Язык   разнообразный,   встречаются   уместные   образные   сравнения(словно разноцветный   ковёр).   Хотя   сочинения   написаны   на   одну   тему,   они   разные   по конкретному   содержанию.   Материал   сочинений   свидетельствует   о   развитии эмоциональной сферы учащихся. Явления, с которыми дети сталкиваются в жизни в жизни, в учёбе, не оставляют их равнодушными, они как бы пропускаются через призму внутреннего мира. Сочинения свидетельствуют также о развитии умения наблюдать проявляющегося в тенденции к умозаключениям на основе подмеченных свойств.   Соответствие   теме,   последовательность   изложения,   достаточно правильное построение предложений характеризует мыслительную деятельность. Таким   образом,  сочинения  указывают   на   результаты   по   всем   трём   показателям общего развития : наблюдательность, мышление, чувства. ЛИТЕРАТУРА:  С. А. Есенина «Как научить вашего ребёнка писать сочинения», М.:  Виктория Лазарева «Уроки литературного чтения в современной начальной  1. издательство Грамотей, 2010. 2. школе». Педагогический университет « Первое сентября», 2005 год. 3. 4. Просвещение, 1985г. 5. Просвещение, 1990г 6. Н. Н. Каландарова « Уроки речевого творчества», М.: «ВАКО», 2009г М. Р. Львов «Методика развития речи младших школьников». М:  Н. И. Политова « Развитие речи учащихся начальных классов», М.:  « Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем» / сост. М. С. Умнова – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008г

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).

Статья "Формирование навыка письменной речи младших школьников через приёмы работы над сочинением по программе "Школа 2100 ".(Из опыта работы).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017