Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"
Оценка 4.9

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык +1
Взрослым
20.08.2017
Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"
В данной статье затронуты проблемы формирования нравственных ориентиров у ребенка как одного из требований ФГОС, включая все уровни обучения: предметный, метапредметный и личностный. Важность данного аспекта обусловлена тем, что только имея твердые нравственные ценности, человек может вырасти гармонично развитой личностью с активной гражданской позицией.Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"
Статья Формирование ценностных ориентаций.docx
«Формирование ценностных ориентаций школьников  в свете требований ФГОС второго поколения» В   связи   с   быстрым   изменением   мировоззренческих   ориентиров   в   социальной, различных   сферах   жизни   общества   (политической, экономической, духовной) возникает необходимость коррекции ценностных ориентиров   в   образовании.   В   первую   очередь   это   связано   с   коренными изменениями   в   сознании   современных   школьников:   противоречивое воздействие   информационных   технологий,   чересчур   интенсивный   образ жизни,   постоянно   возрастающие   требования   к   уровню   получаемых   знаний, умений и навыков, недостаток времени на усвоение полученных знаний, и как результат   –   бессистемное,   даже   хаотическое   формирование   ценностных ориентаций. Поэтому   сегодня   особую   актуальность   приобретает   процесс формирования ценностных ориентаций школьников – устремлений, мотивов, побуждений,   потребностей, направленных на важнейшие общечеловеческие ценности.   установок,   интересов,   желаний,   целей, Здесь   очень   важно   акцентировать   внимание   на   трех   моментах. Формирование ценностных ориентаций должно: ­    отвечать развитию современного российского общества; ­   осуществляться   непрерывно,   систематически   на   всех   уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях; ­   быть опережающим, т.е. нацеленным на завтрашний день. Ценностная   ориентация   представляет   собой   систему   парных взаимосвязей   –   установки   и   ценности,   потребности   и   ценности,   мотивы   и ценности, т.е. входит в любые пары, является системообразующим элементом. Школьный   возраст   –   это   период   интенсивного   формирования ценностных ориентиров, оказывающих влияние на становление характера и личности  в  целом. Это  связано  с появлением  на  данном  возрастном  этапе необходимых   предпосылок   для   формирования   такого   рода   ценностей: повышенное  внимание   к  внутреннему  миру, накопление  жизненного  опыта, занятие определенного социального статуса (школьника, гимназиста, лицеиста и т.д.), становление мировоззренческих позиций. Во многом именно ценностные ориентации определяют особенности и характер   отношений   школьника   с   окружающим   его   миром   и   тем   самым обусловливают его поведение. О   каких   же   ценностных   ориентациях   идет   речь   в   ФГОС   второго поколения? Отрадно видеть, что Стандарт обозначает не просто некие отвлеченные цели,   установки   и   ценности,   а   вполне   ясно   ориентированные   позиции.   В первую очередь, это направленность педагогов и учащихся на : ­   освоение   общечеловеческих,   гуманистических,   демократических, нравственных   и   эстетических   ценностей;   базовых   ценностей   российского общества; духовных традиций народов России (что особенно важно для нас как  жителей  многонациональной  республики),  культурных  ценностей своей этнической и социокультурной группы; ­   воспитание   основ   правовой,   эстетической,   экологической, нравственной и других культур (для чего как нельзя более подходят уроки литературы). ­   формирование   личностных   качеств   учащихся   –   образованности, патриотизма, гуманизма, доброжелательности, гражданской идентичности; ­ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного   общества,   инновационной   экономики,   демократического, гражданского общества на основе толерантности и диалога культур; ­ выполнение нравственных норм, элементарных правил нравственного поведения,   правил   здорового   и   безопасного   образа   жизни   (классные   часы, внеклассные мероприятия);   ­ нравственное самосовершенствование,   выстраивание   конструктивных   взаимоотношений   в духовно­нравственное   развитие,   семье и обществе. Как   видим,   в   Стандарте   заявлено   большое   количество   ценностных ориентаций. И не случайно, что приобщение к общечеловеческим и базовым ценностям   должно   происходить   в   единстве   урочной,   внеурочной   и внешкольной деятельности. Стандарт ориентируется прежде всего на результаты образования, где развитие   личности   обучающегося   составляет   цель   и   основной   результат образования. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся на личностном, предметном и метапредметном уровнях. Личностный   уровень   предусматривает   обогащение   и   углубление индивидуальных   ценностей   за   счет   базовых   и   предметных   ценностей   в   В   иерархии урочной,   внеурочной   и   внешкольной   деятельности. индивидуальных   ценностей   высшими   являются   ценности   гуманистической   Иерархическое   расположение   ценностей   позволяет направленности. относительно быстро диагностировать их текущее состояние у школьников. Встреча   учащихся   с   одними   и   теми   же   ценностями   на   различных уроках способствует устойчивому и стабильному их усвоению, а встреча на различных этапах обучения – углублению и обогащению представлений  об этой ценности от младшего школьного возраста к старшему. Предметный уровень подразумевает освоение предметных ценностей. Стандарт   оговаривает,   что   программы   должны   содержать   «описание ценностных   ориентиров   содержания   учебного   предмета».   Каждый   предмет имеет   ценности,   на   которые   может   ориентироваться   педагог.   Нпример,   на уроках   литературы   происходит   приобщение   к   таким   ценностям,   как «нравственность»,   «сострадание»,   «добро»,   и   др.,   на   уроках   истори   – «память», «патриотизм», «отечество», и др., на уроках биологии – «жизнь», «природа», «Здоровый образ жизни» и т.д. Наиболее существенные ценности при этом на разных уроках «пересекаются», совпадают. Это касается таких вечных истин, как «красота», «добро», «истина».   И   здесь   мы   приближаемся   к   метапредметному   уровню,   который предусматривает   освоение   таких   общечеловеческих   и   национальных ценностей,   как   «человек»,   «жизнь»,   «знания»,   «красота»,   «культура», «творчество» и др. Приобщение к таким ценностям происходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Базовые ценности как бы пронизывают   все   школьные   уроки   и   мероприятия   и   обогащают   ценности, находящиеся на других уровнях. Стандарт предполагает, что на всех уроках и мероприятиях имеются свои цели и задачи, которые должны быть достигнуты. Очень важно не урезать драгоценное   учебное   время   в   условиях   непрерывной   подготовки   детей   к аттестации и итоговым экзаменам. За   счет   чего   же   может   быть   освобождено   время   на   уроке   для приобщения учащихся к ценностям и создания ценностно­ориентированных ситуаций? Во­первых,   за   счет   укрупнения   дидактических   единиц   информации там, где это не повредит качеству усвоения. Во­вторых,   за   счет   моделирования   опорных   сигналов,   котрые создаются   с  помощью   ИКТ   в  цвете,  в   графике,  с  привлечением   музыки   и символов, приемов мультипликации. Лучший вариант – это создание сигналов вместе с детьми. В­третьих,   за   счет   проблематизации   знаний,   способствующей обострению   интереса   и   мотивации   учащихся,   подтягивающей   все дополнительные   ресурсы   школьника.   В   начальной   школе   проблемность аккумулируется в точках удивления (неожиданный взгляд на вещи), в средних – в антиномиях (противоречащие друг другу высказывания об одном и том же), в старших – в парадоксах (необычное, невероятное сочетание различных точек зрения). В­четвертых,   за   счет   отбора   образовательного   материала   и продуктивных   методов   обучения   с   учетом   аксиологических   составляющих знангия.   Для   учителя   важно   выходить   на   ценностно­ориентированные ситуации   органично,   непринужденно,   избегая   «привязывания»   и   «натяжек» таких ситуаций к этапам урока. В­пятых,   за   счет   привлечения   потенциала   внеурочной   деятельности (через   систему   секций,   кружков,   студий,   используя   возможности   ОУ дополнительного образования. Формирование ценностных ориентаций предполагает в конечном счете становление   общей   культуры   школьника,   включающей   этическую, эстетическую,   интеллектуальную,   физическую,   экологическую   и   другие культуры. Для   учителя,   нацеленного   на   актуализацию   и   формирование гуманистически   направленных   ценностных   ориентаций   школьников, откроется   принципиально   новый   –   аксиологический   –   подход   к образовательному   процессу.   Четкое   выделение   и   целенаправленное формирование ценностных ориентиров позволит ему достигнуть  ощутимых результатов   в   деле   воспитания,   обучения   и   развития   учащихся,   что, собственно, и является смыслом жизни настоящего учителя.

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"

Статья "Формирование нравственных ориентаций школьников в свете требований ФГОС второго поколения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2017