Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход (на примере УМК «Перспектива»)
Оценка 4.9
Научные работы
doc
администрации
1 кл—4 кл
25.02.2017
Данная статья была опубликована в сборнике научно-практической конференции «Начальная общеобразовательная школа в условиях внедрения ФГОС нового поколения: опыт, проблемы и перспективы». Выступление основано на практическом опыте внедрения ФГОС НОО на примере УМК для начальной школы "Перспектива" в общеобразовательном учреждении .
статья.doc
Формирование универсальных учебных действий младших
школьников через системнодеятельностный подход
(на примере УМК «Перспектива»)
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни
ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении,
расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется
социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно
значимую и социальнооцениваемую учебную деятельность, направленную на
усвоение системы научных понятий.
Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев
оценки и контроля. Отношения со сверстниками строятся как отношения
учебного сотрудничества.
Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали
обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности – уровень умений и
навыков обучающихся. Сегодня начальное образование закладывает основу
формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные
цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их
результат.
Особенностью содержания современного начального образования
является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и
формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных,
регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации учебной
деятельности. В основе новых ФГОС лежит системнодеятельностный подход:
ориентация как системообразующий компонент
стандарта, где развитие
личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и основной результат.
Системнодеятельностный подход основывается
на теоретических
положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина,
П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности
процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих
закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Практика показывает, что последовательная реализация деятельностного
подхода повышает эффективность обучения по следующим показателям:
возрастают гибкость и прочность усвоения знаний учащимися, возможность их
самостоятельного движения в изучаемой области; существенное повышается
интерес к учению, формируется открытость к саморазвитию, учебная
ответственность, целеполагание, планирование, прогнозирование, самооценка и
рефлексия в учебной деятельности;
возможность
дифференцированного обучения с сохранением единой структуры
возникает теоретических знаний; наблюдается повышение общекультурного и личностного
развития учащихся; существенно сокращается время изучения учебного
предмета.
Требования к формированию универсальных учебных действий находят
отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов
«Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир»,
«Технология» в отношении
личностного,
познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися
личностными,
регулятивными и коммуникативными
универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных
предметов.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного
содержания и релевантных способов организации учебной деятельности
учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
ценностносмыслового,
познавательными,
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного,
ценностноличностного, познавательного развития учащихся реализуется в
рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных
предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм
учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
Формирование универсальных учебных действий создает возможность
соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной
деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.
Учебнометодический комплекс «Перспектива» создавался параллельно с
разработкой Федерального государственного стандарта начального общего
образования, требования которого нашли свое теоретическое и практическое
воплощение в учебниках УМК «Перспектива».
Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта
обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой
вклад в формирование универсальных учебных действий:
коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в
ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое
высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и
ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с
коммуникативной задачей;
умения использовать знаковые системы и символы для моделирования
объектов и отношений между ними;
умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения,
синтеза; осуществлять
нахождения общих закономерностей,
эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять
элементарные гипотезы.
анализа,
В 20092010 учебном году в МБОУ лицей г. Янаул наряду с другими
регионами России
начата апробация УМК «Перспектива» в рамках
федерального эксперимента по внедрению ФГОС начального общего
образования нового поколения. Для сопровождения апробации были созданы и функционировали в течение 20092010 года Совет по внедрению ФГОС и
рабочая группа, учительэкспериментатор совместно с членами рабочей группы
и Совета по внедрению ФГОС участвовал во всех всероссийских и
республиканских семинарах,
посвященных проблемам внедрения в
образовательный процесс новых ФГОС. Апробация показала:
соответствие в целом содержания документов Концепции ФГОС второго
поколения основным документам федерального государственного
образовательного стандарта;
положительное отношение педагогического коллектива, учителей
кафедры начального образования к предложенным для апробации материалам;
положительные отзывы родителей обучающихся.
Все это, несомненно, отражает эффективность УМК «Перспектива» в
решении актуальных задач современного начального образования, поэтому в
текущем учебном году первый класс, участвующий в федеральном эксперименте
по внедрению ФГОС НОО второго поколения, также обучается по данному
комплекту.
В учебниках УМК «Перспектива» задания выстроены в такую систему, что
позволяют строить процесс обучения как двусторонний:
обучение как цель для получения знаний в соответствии с требованиями к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования;
обучение как средство формирования УУД и личностных качеств
обучающегося.
Например, при изучении математики с целью формирования числа как
условия освоения математики можно использовать такие виды заданий, как
классификация (игра «Третий лишний», выделение части множества), сериация
(выделение признака при изменении его в ряду предметов).
Для формирования коммуникативных УУД, с целью развития учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками при изучении предмета
«Литературное чтение» целесообразно применять такие задания:
ориентация на партнера и развитие кооперации: страница 109
«Читалочки», автор Л.Ф. Климанова (совместное чтение диалога),
страница 60, задание 9 (загадки);
развитие осознания: страница 84, задание 6 (игра «Кто больше»);
развитие регулирующей функции речи: страница 43, задание 3
(выбор адекватных глаголов).
Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное
освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1)
учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и
операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход (на примере УМК «Перспектива»)
Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход (на примере УМК «Перспектива»)
Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход (на примере УМК «Перспектива»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.