Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход (на примере УМК «Перспектива»)
Оценка 4.9

Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход (на примере УМК «Перспектива»)

Оценка 4.9
Научные работы
doc
администрации
1 кл—4 кл
25.02.2017
Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход  (на примере УМК «Перспектива»)
Данная статья была опубликована в сборнике научно-практической конференции «Начальная общеобразовательная школа в условиях внедрения ФГОС нового поколения: опыт, проблемы и перспективы». Выступление основано на практическом опыте внедрения ФГОС НОО на примере УМК для начальной школы "Перспектива" в общеобразовательном учреждении .
статья.doc
Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно­деятельностный подход  (на примере УМК «Перспектива») Начальная   школа   –   самоценный,   принципиально   новый   этап   в   жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется   сфера   его   взаимодействия   с   окружающим   миром,   изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. С   поступлением   в   школу   ребенок   впервые   реализует   общественно значимую   и   социально­оцениваемую   учебную   деятельность,   направленную   на усвоение системы научных понятий.  Учитель   выступает   как   носитель   социальных   норм,   правил,   критериев оценки   и   контроля.   Отношения   со   сверстниками   строятся   как   отношения учебного сотрудничества. Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности – уровень умений и навыков   обучающихся.   Сегодня   начальное   образование   закладывает   основу формирования   учебной   деятельности   ребенка   –   систему   учебных   и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели,   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   и   их результат. Особенностью   содержания   современного   начального   образования является   не   только   ответ   на   вопрос,   что   ученик   должен   знать,   но   и формирование   УУД   в   личностных,   коммуникативных,   познавательных, регулятивных   сферах,   обеспечивающих   способность   к   организации   учебной деятельности. В основе новых ФГОС лежит системно­деятельностный подход: ориентация   как   системообразующий   компонент     стандарта,   где   развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных  учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат. Системно­деятельностный   подход   основывается     на   теоретических положениях   концепции   Л.С.Выготского,   А.Н.Леонтьева,   Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина,   раскрывающих   основные   психологические   закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Практика   показывает,   что   последовательная   реализация   деятельностного подхода   повышает   эффективность   обучения   по   следующим   показателям: возрастают  гибкость и прочность усвоения знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;   существенное повышается интерес   к   учению,   формируется   открытость   к   саморазвитию,   учебная ответственность, целеполагание, планирование, прогнозирование, самооценка и рефлексия   в   учебной   деятельности;     возможность дифференцированного   обучения   с   сохранением   единой   структуры   возникает теоретических знаний;  наблюдается повышение общекультурного и личностного развития   учащихся;     существенно   сокращается     время   изучения   учебного предмета. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология»   в   отношении     личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными,   регулятивными   и   коммуникативными универсальными учебными действиями  происходит в контексте разных учебных предметов.     Каждый   учебный   предмет   в   зависимости   от   предметного содержания   и   релевантных   способов   организации   учебной   деятельности учащихся раскрывает определенные  возможности для формирования УУД.    ценностно­смыслового,   познавательными, Формирование   УУД,   обеспечивающих   решение   задач   общекультурного, ценностно­личностного,   познавательного   развития   учащихся   реализуется   в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в   метапредметной деятельности, организации  форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Формирование   универсальных   учебных   действий   создает   возможность соотносить   учебные   предметы   с   точки   зрения   приемов   познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей. Учебно­методический комплекс «Перспектива» создавался параллельно с разработкой   Федерального   государственного     стандарта   начального   общего образования, требования  которого нашли свое теоретическое  и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива».  Каждый   из   предметов   УМК   «Перспектива»,   помимо   прямого   эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий:  ­   коммуникативных   умений,   в   том   числе   умения   ориентироваться   в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации   общения;   извлекать   из   текста   информацию   в   соответствии   с коммуникативной задачей; ­ умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; ­   умений   выполнять   логические   действия   абстрагирования,   сравнения,   синтеза;   осуществлять нахождения   общих   закономерностей, эвристические   действия;   выбирать   стратегию   решения;   строить   и   проверять элементарные гипотезы.   анализа, В   2009­2010   учебном   году   в   МБОУ   лицей   г.   Янаул   наряду   с   другими регионами   России    начата   апробация   УМК   «Перспектива»   в   рамках федерального   эксперимента   по   внедрению   ФГОС   начального   общего образования нового поколения. Для сопровождения апробации были созданы и функционировали   в   течение   2009­2010   года   Совет   по   внедрению   ФГОС   и рабочая группа,  учитель­экспериментатор совместно с членами рабочей группы и   Совета   по   внедрению   ФГОС   участвовал   во   всех   всероссийских   и республиканских   семинарах,   посвященных   проблемам   внедрения   в образовательный процесс новых ФГОС.  Апробация  показала:  ­ соответствие в целом содержания документов Концепции ФГОС второго поколения   основным   документам   федерального   государственного образовательного стандарта; ­   положительное   отношение   педагогического   коллектива,       учителей кафедры начального образования к предложенным для апробации материалам; ­ положительные отзывы родителей обучающихся. Все   это,   несомненно,   отражает   эффективность   УМК   «Перспектива»   в решении   актуальных   задач   современного   начального   образования,   поэтому   в текущем учебном году первый класс, участвующий в федеральном эксперименте по   внедрению   ФГОС   НОО   второго   поколения,   также   обучается   по   данному комплекту.  В учебниках УМК «Перспектива» задания выстроены в такую систему, что позволяют строить процесс обучения как двусторонний: ­ обучение как цель для получения знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; ­   обучение   как   средство   формирования   УУД   и   личностных   качеств обучающегося. Например, при   изучении  математики  с целью  формирования  числа  как условия   освоения   математики   можно   использовать   такие   виды   заданий,   как классификация (игра «Третий лишний», выделение части множества), сериация (выделение признака при изменении его в ряду предметов).  Для формирования коммуникативных УУД, с целью   развития учебного сотрудничества   с   учителем   и   сверстниками   при   изучении   предмета «Литературное чтение» целесообразно применять такие задания:  ориентация   на   партнера   и   развитие   кооперации:   страница   109 «Читалочки», автор Л.Ф. Климанова (совместное чтение диалога), страница 60, задание 9 (загадки);  развитие осознания: страница 84, задание 6 (игра «Кто больше»);  развитие   регулирующей   функции   речи:   страница   43,   задание   3 (выбор адекватных глаголов). Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение   всех   компонентов   учебной   деятельности,   которые   включают:   1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход (на примере УМК «Перспектива»)

Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход  (на примере УМК «Перспектива»)

Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход (на примере УМК «Перспектива»)

Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход  (на примере УМК «Перспектива»)

Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход (на примере УМК «Перспектива»)

Статья Формирование универсальных учебных действий младших школьников через системно-деятельностный подход  (на примере УМК «Перспектива»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017