Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"
Оценка 5

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
английский язык
10 кл
16.01.2017
Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"
Статья раскрывает понятие формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях. Даёт советы по достижению умения учиться. Рассказывает о коммуникативном подходе, который подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию. Раскрывает возможности Интернета и огромные возможности компьютера, как средства обучения.Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"
Семёнова Ольга Николаевна.docx
Семёнова Ольга Николаевна                                                      учитель высшей категории МБОУ СОШ № 50 «Формирование универсальных учебных действий средствами информационно­ коммуникационными технологиями»         В  Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты.   Ведущим   аспектом   является   подготовка   подрастающего поколения   к   жизни   в   быстро   меняющемся   информационном   обществе. Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса и возникла необходимость создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации.   Поэтому   современный   образовательный   процесс   должен использовать  не  только новые  технические  средства,  но  и  новые формы  и методы преподавания, новый подход к процессу обучения [1,15].                 За   последние   десятилетия   в   обществе   произошли   кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе   (активной   деятельности)   над   заданиями   (проблемами)   с   целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к   полидисциплинарному   (межпредметному)   изучению   сложных   жизненных ситуаций. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников метапредметных учебных действий, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.        Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных   действий.   Концепция   развития   универсальных   учебных   действий разработана на основе системно­деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой,   Н.Г.   Салминой   и     С.В.   Молчановым   под   руководством   А.Г. Асмолова.        В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают   учащимся   возможность   широкой   ориентации   как   в   различных предметных   областях,   так   и   в   строении   самой   учебной   деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно­смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:1)познавательные,учебные мотивы; 2)учебную задачу; 4)учебные   действия   и   операции(ориентировка,   преобразование   материала, контроль   и   оценка).В   составе   основных   видов   универсальных   учебных действий,   соответствующих   ключевым   целям   общего   образования,   можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)познавательный; 4) коммуникативный [6].             Школа   обязана   готовить   детей   к   жизни   в   современном   обществе, следовательно, проблема компьютеризации обучения должна стать ведущей в учебно­воспитательном процессе           По  словам   Павловой,  одним  из  важных  условий  повышения  качества вспомогательного процесса в целом, и урока в частности, успешного усвоения знаний детьми, формирование у них умений и навыков, является применение информационно­технических   средств   обучения,   которые   способствуют, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Вместе с тем,   информационно­технические   средства   обучения   (ИТСО)   позволяет   в комплексе   воздействовать   на   органы   чувств,   развивать   мышление, активизировать творческие способности, воспитывать интерес к занятиям, а в целом воспитывать и формировать образованных граждан нашего общества.             Технические   средства   обучения   уже   довольно   давно   вошли   в   наша образовательные учреждения  и  в  течении  второй  половины XIX,  получили широкое распространение. Выходят в свет тематические электронные издания по истории, энциклопедии, альбомы, учебники, комплекты мультимедийных презентаций.   Такие   материалы   базируются   на   электронных   носителях   и проектируются   на   экран   с   помощью   мультимедийного   проектора. Мультимедиа   –   современная   компьютерная   технология,   позволяющая объединить   в   компьютерной   системе   текст,   звук,   видеоизображение, графические изображения и анимации [5,c.32].             Новые   информационно­технические   средства,   исходя   из   принципов, сформулированных   Б.Е.   Патоном,   В.И.   Гриценко   и   Б.И.   Паньшиным, определяются   как   совокупность   внедряемых   в   системе   организационного управления образованием и в системе обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы   и   отображения   информационного   продукта   с   наименьшими затратами   и   в   соответствии   с   закономерностями   той   сред,   в   которой   они развиваются [4,25].       В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре­Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих   целей   обучения   –   знание   не   передается   в   готовом   виде,   а строится   самим   учащимся   в   процессе   познавательной,   исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.          Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений   о   содержании   взаимодействия   ученика   с   учителем   и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное   руководство   учители   в   этом   сотрудничестве   замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это   придает   особую   актуальность   задаче   формирования   универсальных учебных действий.             Поиск   путей   и   средств   повышения   эффективности   формирования познавательного   интереса   показывает,   что   одним   из   приоритетных   в   этом направлении,   наряду   с   традиционными,   признается   использование   средств информационно­коммуникационных технологий. Особое значение придается проблеме   внедрения   компьютеров   в   учебно­воспитательный   процесс современной   школы   в   связи   с   возможностью   оптимизации   процесса организации   различных   форм   и   методов   самостоятельной   деятельности учащихся [3,с. 11, 30­32.].            Большинство авторов признают компьютер в качестве эффективного средства активизации обучения. Вместе с тем, в исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты использования средств   информационно­коммуникационных   технологий   для   повышения уровня познавательного интереса у обучающихся.        Познавательный интерес ­ важнейшая область общего феномена интереса. Его   предметом   является   самое   значительное   свойство   человека:   познавать окружающий   мир   не   только   с   целью   биологической   и   социальной ориентировки   в   действительности,   но   и   в   стремлении   проникать   в   его многообразие,   отражать   в   сознании   сущностные   стороны,   причинно­ следственные   связи,   закономерности,   противоречивость.   Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений,   в   глубоком   их   изучении,   в   постоянном   и   самостоятельном добывании   знаний   в   интересующей   области,   в   активном   и   деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей [7,c.23].       По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н.   Кулюткин,   А.Б.   Орлов,   А.К.   Маркова,   С.Л.   Рубинштейн), познавательный интерес ­ это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.     Инновационные   формы   обучения   характеризуются   высокой коммуникативной   возможностью   и   активным   включением   учащихся   в учебную   деятельность,   активизируют   потенциал   знаний   и   умений   навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. [8 c.11].       Используя информационные технологии, учитель преследует следующие цели: во­первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки основным   средствам   обучения,   усиления   наглядной   основы   формирования узнаний. Во­вторых, формирование общей культуры, эрудиции, обеспечение создания   благополучного   интеллектуального   фона   обучения.   В­третьих, формирование   информационной   культуры   учащихся,   ознакомление   их   для самообразования.   И,   в­четвертых,   развитие   познавательных   интересов учащихся, углубление их интереса к изучению предмета «Английский язык»     При организации урока английского языка с использованием компьютерных программ,   информация   предоставляется   обучающимся   красочно оформленной,   с   использованием   эффектов   анимации,   в   виде   текста, диаграммы,  графика,  рисунка.  Все  это,  по   мнению  современных  дидактов, позволяет   более   наглядно   и   доступно,   чем   в   устной   форме,   объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках английского языка ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового   материала   в   своем   темпе,   возвращаясь   к   непонятому,   если   это требуется, или забегать вперед [3,21].       Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые   явления,   способствуют   формированию   лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия.[7, c.2].           В   практике   работы   можно   использовать     мультимедийные   учебники, которые наглядно представляют материал, обеспечивают быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала). Интерактивный режим дополнительную   информацию). позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала;   разветвлённая   структура   гиперссылок   позволяет   получить пояснение,   Преподаватель   задаёт приемлемую,   по   его   мнению,   форму   и   последовательность   представления материала[9].       На уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности обучающимся   можно   выполнить   проектные   и   творческие   работы: компьютерные презентации, с применением   изучаемого материала в других областях знаний [4 , c.19].           Основная   цель   изучения   иностранного   языка   в   средней   школе ­формирование   коммуникативной   компетенции,   все   остальные   цели (образовательная,   воспитательная,   развивающая)   реализуются   в   процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение   общению   и   формирование   способности   к   межкультурному взаимодействию,   что   является   основой   функционирования   Интернета. Включаясь в него на уроке иностранного языка,мы создаем модель реального общения.   C   помощью   Интернет   превратить   классную   комнату   в   агентство новостей,   а   своих   учеников   ­   в   первоклассных   репортеров.   Такой   вид деятельности   подойдет   для   старших   классов,   так   как   включает   в   себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.Использование e­ mail повышает интерес к самому процессу изучения язык Включаясь в него на уроке иностранного языка мы создаем модель реального общения [2,17].        Но к сожалению, в настоящее время тот огромный потенциал, которым обладает   компьютер,   используется   далеко   не   полностью.   Это   связано   с относительной   новизной   этого   метода,   с   недостаточностью   качественного программного обеспечения,  с практическим отсутствием методики массового компьютерного обучения,  со слабой материально­технической базой средней школы. Но, несмотря на все эти трудности важно отметить, что компьютер уже вошел в нашу жизнь. Постепенно он станет необходимым техническим средством   обучения,   помогающим   формировать   универсальные   учебные действия на уроках английского языка [8].      В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в учебно­воспитательном   процессе   играют   информационно­коммуникативные технологии.   Использование   информационно­коммуникативных   технологий раскрывает   огромные   возможности   компьютера   как   средства   обучения. Компьютерные   обучающие   программы   имеют   много   преимуществ   перед традиционными методами обучения[10].          Следует отметить, что использование мультимедийных  технологий не может   обеспечить   существенного   педагогического   эффекта   без   учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. Компьютер в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а   средство,   усиливающее   и   расширяющее   возможности   его   обучающей деятельности[11]. Список литературы 1.Вильямс   Р.,   К.   Макли   "Компьютеры   в   школе”   ­   M.:   Просвещение, 1988.Инструктивно­методическое   письмо   по   использованию   электронных средств обучения в образовательном процессе. 2.Концепция­2020: развитие образования ­ «Мой профсоюз», №25 от 17 июня 2008 г. 3.   Маслов   Ю.В.   Не   имей   сто   рублей,   а   E­mail   ста   друзей,   или   кое­что   о методических возможностях сети Интернет // Урок иностранного языка на рубеже столетий: Материалы IV науч. – практ. регион. конф. Учителей 2001г., Новополоцк. 4.Матрос Д.Ш., Полев Д.М. «Управление качеством образования на основе новых   информационных   технологий   и   образовательного   мониторинга» М.,Педагогическое общество России, 2001 г.с. 11, 30­32. 5.Полат   Е.С.   «   Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в системе образования «­М.,Академия»,1999 г. 6.Соловова, коммуникативных умений» // «Первое сентября» №17­24, 2005­2006г. 7.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования   –   Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г. № 1897 8.   Щукина   Г.И.   Роль   деятельности   в   учебном   процессе.   –   М.: Просвещение,1986. 9.//http://www.cinfo.ru/CI/CI_151_9/Articles/Ektako_151.ht 10.http://www.it­n.ru/ 11.http://som.fsio.ru/  12.http://www/englishteachers.ru/    Курсы:   «Развитие   и   контроль   Е.Н.   Апальков   В.Г.

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"

Статья "Формирование универсальных учебных действий средствами информационно- коммуникационными технологиями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017