Статья "Использование инновационных технологий организации учебного процесса как условие достижения новых образовательных результатов в условиях ФГОС"
Оценка 4.6
Карточки-задания +2
docx
Междисциплинарный 6
1 кл—4 кл
18.02.2019
В этой статье обобщается многолетний опыт работы с младшеклассниками как условие формирования гармоничной личности, а также вспоминается Личностно-ориентированная технология, которая является предпосылкой технологии поддержки ребёнка. Взаимодействие ребёнка с учителем - это неотъемлемая часть учебного процесса,которая является базовой составляющей развития человека.
Статья в Знанио.docx
Тема из опыта работы: "Использование инновационных технологий организации
учебного процесса как условие достижения новых образовательных результатов в
условиях ФГОС"
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное
содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с
программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения
системная категория, структурными составляющими которой являются:
цели обучения;
содержание обучения;
средства педагогического взаимодействия;
организация учебного процесса;
ученик учитель;
результат деятельности.
Педагогическая технология это описание процесса достижения планируемых
результатов обучения (И. П. Волков).
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению
образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей
и педагога.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция
ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Здесь выделяется несколько типов технологий.
a) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом
учебновоспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они
отличаются жесткой организацией жизни, подавлением инициативы и самостоятельности
детей, применением требований и принуждения.
в) Личностноориентированные технологии ставят в центр всей школьной
образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных
и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность
ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является
целью образовательной системы, а не средством достижения какойлибо отвлеченной
цели (что имеет место в авторитарных технологиях).
Таким образом,
Личностноориентированные технологии характеризуются
гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью
разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
Я выбрала для себя одну из ориентированных технологий это технология
поддержки ребёнка. Так использую в своей работе средства поддержки ребенка в
образовательном процессе:
Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех детей и
создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и
сотрудничества. Я внимательно, приветливо отношусь ко всем детям, доверяю им,
привлекаю к планированию деятельности, создаю ситуации взаимной деятельности,
использую деятельностное содержание, игры, различные формы драматизации, творческие работы, стараюсь позитивно оценить достижения ребят, в основном,
использую диалогичное общение .
Вторая группа средств направлена на индивидуальноличностную поддержку и
предполагает диагностику индивидуального развития, воспитанности, выявление
личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Особую
роль в индивидуальной поддержке я придаю ситуациям успеха, созданию условий для
самореализации личности, повышению статуса ребенка, значимости его личных
"вкладов" в решение общих задач.
Технология поддержки является одним из наиболее всеобъемлющих
педагогических обобщений 80х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные
процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов
новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы
(К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т.
Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо,
Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психологопедагогической практики и науки.
Как целостная технология поддержки пока не воплощена в конкретной модели, не
имеет нормативноисполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все
современные педагогические технологии, составили основу "Концепции образования".
Поэтому технологию поддержки надо рассматривать как особого типа "проникающую"
технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником
прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные
педагогические технологии как их составная часть.
Технология поддержки имеет следующие классификационные характеристики:
по уровню применения общепедагогическая технология;
по философской основе гуманистическая;
по ориентации на личностные структуры – всесторонняя и гармоничная;
по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая,
общеобразовательная, проникающая;
по типу управления: система малых групп;
по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная +
групповая, дифференцированная;
по подходу к ребенку: гуманноличностная, субъектсубъектная;
по преобладающему методу: проблемнопоисковая, творческая, диалогическая,
игровая;
по категории обучаемых массовая.
Целевые ориентации педагогики поддержки:
переход от педагогики требований к педагогике отношений;
гуманноличностный подход к ребенку;
единство обучения и воспитания.
В "Концепции образования Российской федерации" сотрудничество и поддержка
трактуются как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей,
скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга,
совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений
сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения
"взрослыйребенок". В концепции сотрудничества и поддержки ученик представлен как
субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны
действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
Гуманноличностный подход объединяет следующие идеи:
новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно
воспитательного процесса;
гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных
условиях;
новую трактовку индивидуального подхода;
формирование положительной Яконцепции, т.е. системы осознанных и неосознанных
представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.
Для меня открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении
вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения мною рассматривается как
средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы.
Я работаю в школе вот уже 23 года. Ситуации были разные в работе. Моя основная
профессия – это учитель начальных классов, но приходилось работать и в старших классах,
преподавала русский язык и литературу, изобразительное искусство, вела группу
продлённого дня. На протяжении всей моей трудовой деятельности, я стремилась
улучшить качество преподавания, а также личностного взаимодействия с ребятами.
Приходилось трудно, но мой девиз: «Делай добро и добро к тебе вернётся», помогает мне в
работе. Под добром в педагогической деятельности я понимаю – научить жить среди
людей, добиваясь всего самого лучшего в своей деятельности, развиваясь и передавая свой
опыт другим. Невозможно работать классным руководителем и не любить детей, которых
ты учишь. Хочется поделиться всеми своими знаниями и, конечно же, приобрести опыт от
ребят. Дети настолько умны и сообразительны, что у них, на самом деле, стоит поучиться.
Мне очень близка современная технология поддержки ребёнка. Так в 1м классе, в
котором я сейчас работаю, я усовершенствую своё педмастерство и ещё раз убеждаюсь в
том, что эта технология самая важная на сегодняшний день. Так ребята пришли в школу не
умея читать и писать. И вот первые успехи после Нового года. На обучение грамоте
(литературное чтение) отводится всего лишь 2 часа. Как быть? Мы читали каждый день.
Всё что можно было читать, мы читали. Это и заголовки в учебниках, и названия
предметов, животных, городов в окружающем мире, и вывески всех стендов в школе при
походе в столовую. Ребята сами придумали рейтинг лучших чтецов, а кто слабенько владел
навыком, стремились улучшить свои достижения. Так с 7 слов в минуту, в основном, все
дети класса поднялись до уровня 40 слов. Самый лучший результат это 61 слово. Читают
практически все целыми словами. А раз читают, то работает зрительная память и есть
результат грамотного письма. Очень нравятся детям карточки, где нужно вставить нужную
букву, посчитать звуки и буквы. Например,
Карточка №1
№ Слово
1.
пенал
2. мельница
3. Юля
Колво букв Колво звуков 4.
5.
6.
7.
ворота
ёрш
ива
листья
Оцени свою работу – обведи нужный смайлик!
Карточка №2
Вставь в слова недостающие буквы.
а или я:
М…рт, песн…,к..рта, нар…д, ук…зка, гир…, пл…ска, в..льс.
у или ю:
Кр…г, пл…с, д…га, сохран…, м..дрый, л…стра, кр…к, р…чка.
и или ы:
Гл…на, мудр…й, З…на, сельск…й, хвост…, б…стро, р…бак, ног….
Оцени свою работу обведи нужный смайлик!
Ребята оценивают самостоятельно свою работу, а потом меняются листочком с
соседом по парте. Так идёт двойная проверка и отработка знаний обучающихся по теме.
Всегда в конце работы хвалю ребят, что помогает достижению ситуации успеха и
мотивации детей на дальнейшую работу.
На уроках математики есть аналогичные задания. Каждый урок стараюсь вызвать
каждого к доске, чтобы записать по 2 примера и решить. Затем всем классом проверяем и
поддерживаем того, кто не справился с заданием или справился неправильно.
Работа по окружающему миру особенно интересна, так ребята ещё не умели писать,
а в тетради с печатной основой уже были задания, запиши, ответь. Нашли выход.
Копировали печатные буквы с доски. В 3 четверти уже все дети записывают нужные ответы
письменными буквами в тетрадь.
На уроках ИЗО и технологии особая атмосфера. Дети строят дома и вещи,
украшают их, и всё выполняется своими руками. Люблю рассаживать на этих уроках детей
по группам по интересам. Сдвигаем парты и творим. Главное, что ребята учатся
взаимодействовать друг с другом и помогают товарищу, если у него чтото не получается.
В первом классе не принято включать ребят в общие выставки газет к праздникам, а мои
ученики рисуют, причём вместе, подбирают нужный цвет, а также каждый пишет своё
пожелание в газету. Это сплачивает коллектив.
Во внеурочное время дети посещают кружок танцев, а мальчишки ходят в местную
секцию по борьбе. Есть первые награды, которыми все вместе гордимся и обязательно обсуждаем на классных часах, как добиться такого же успеха как наш товарищ. Также уже
участвовали в школьных концертах, где показали себя отличными артистами. Всё идёт в
нужном направлении, в становлении маленького дружного коллектива. На каждом этапе
стараюсь каждому сказать нужное слово, чтобы ребёнок чувствовал, что его ценят, что он
может достичь большего и это прежде всего надо ему. Считаю, что технологией поддержки
должен владеть каждый педагог, так как это и есть создание целеустремлённой и
грамотной личности.
Статья "Использование инновационных технологий организации учебного процесса как условие достижения новых образовательных результатов в условиях ФГОС"
Статья "Использование инновационных технологий организации учебного процесса как условие достижения новых образовательных результатов в условиях ФГОС"
Статья "Использование инновационных технологий организации учебного процесса как условие достижения новых образовательных результатов в условиях ФГОС"
Статья "Использование инновационных технологий организации учебного процесса как условие достижения новых образовательных результатов в условиях ФГОС"
Статья "Использование инновационных технологий организации учебного процесса как условие достижения новых образовательных результатов в условиях ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.