Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)
Оценка 4.9

Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
математика +1
Взрослым
05.04.2017
Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)
Проектная деятельность учащихся – одна из важнейших составляющих учебного и воспитательного процесса. Посредствам проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения, осваиваются основные элементы технологических цепочек. Как элемент учебного процесса она оказывается очень эффективной и представляет учащимся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к ее решению и способствует творческому развитию личности. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Наконец, сам учитель в полной мере реализует свои цели в образовании и развитии учащихся.
Лабутова Людмила Владимировна.docx
Лабутова Людмила Владимировна учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Краснослободска Волгоградской области Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы) Проектная   деятельность   учащихся  –   одна   из   важнейших   составляющих   учебного   и воспитательного   процесса.   Посредствам   проектной   деятельности   формируются   знания   и навыки   о   структуре   задачи,   этапах   ее   выполнения,   осваиваются   основные   элементы технологических   цепочек.   Как   элемент   учебного   процесса   она   оказывается   очень эффективной   и   представляет   учащимся   максимум   свобод   в   реализации   задачи,   что повышает у ребят интерес к ее решению и способствует творческому развитию личности. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Наконец, сам учитель в полной мере реализует свои цели в образовании и развитии учащихся.  Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников: ­   появляется   возможность   осуществления   приблизительных,   «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем; ­ зарождаются основы системного мышления; ­   формируются   навыки   выдвижения   гипотез,   формирования   проблем,   поиска аргументов; ­ развиваются творческие способности, воображение, фантазия; ­   воспитываются   целеустремленность   и   организованность,   расчетливость   и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности. Кроме   того,   в   процессе   выполнения   проекта   происходит   естественное   обучение совместным интеллектуальным действиям. Этот метод дает возможность учителю выявить учеников, желающих и способных заниматься серьезной научно­исследовательской работой. Работа   с   такими   учащимися   проводиться,   как   правило,     после   уроков.   Внеурочная деятельность   является   вторым   направлением   работы   учителя,   конечным   результатом которой становятся выступления учащихся на научно­практических конференциях, участие в   конкурсах   различного   уровня.   Эта   работа   носит   индивидуальный   характер. Заинтересованность   ученика   в   исследовательской   работе   во   многом   зависит   от   темы,   с которой ему предстоит работать. Выбор темы должен подчиняться некоторым правилам: ­ быть интересной ученику, увлекать его; ­ соответствовать возрастным особенностям учащегося; ­ быть оригинальной и, желательно, объективно новой. В   моей   практике   темы   исследовательских   работ   учащихся   были   подсказаны ситуациями   на   уроках,   чтением   научных   статей,   историческими   фактами,   интересными событиями из жизни нашей страны. В 7­х классах осуществляю проектную деятельность учащихся по теме «Треугольник», рассчитанную на целый год. Треугольник   играет в геометрии особую роль. За несколько тысячелетий,   геометры   подробно   изучили   треугольник,   но   он   по­прежнему   притягивает пытливые   умы   юных   математиков.  В   самом   начале   работы   учащиеся   разделились   на   3 группы:   историческая,   исследовательская   и   творческая.   Каждая   группа   определила проблему,   поставила   перед   собой   вытекающие   задачи   исследования,   собрала   и систематизировала информацию. Ребята изучили историю развития термина треугольник, рассмотрели геометрические сведения о треугольнике, а так же треугольник в окружающем нас мире. Продуктом каждой группы стала электронная презентация и брошюра, которые были представлены на защите проекта.  Актуальность данного исследовательского проекта определяется   важностью   умения   видеть   математику   в   мире,   в   котором   мы   живём, внимательно смотреть вокруг и видеть красоту обычных вещей. Треугольник является одной из   первых   геометрических   фигур,   которая   стала   использоваться   в   орнаментах   древних народов. Некоторые задания выполняются учащимися в виде наглядного пособия по геометрии. При его изготовлении могут использоваться любые подходящие материалы: цветная бумага, картон, ткань и другие материалы. В старших классах  учащиеся изготавливают наглядные пособия стереометрических фигур по геометрии. Основной   принцип   работы   в   условиях   проектной   деятельности   –   опережающее самостоятельное   ознакомление   школьников   с   учебным   материалом   и   коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем.   В   этом   случае   урок   полностью   утрачивает   свои   традиционные   основания   и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания. В   8­м   классе   учащимся   была   предложена   тема   проекта   о   квадратных   уравнениях, которую они завершили в 9­м классе, так как материал им был необходим для подготовки к государственной аттестации. В помощь всем обучающимся был создан буклет по данной теме. Тема «Квадратные уравнения » является одной из  самых актуальных. Квадратные уравнения   –   это   фундамент,   на   котором   покоится   величественное   здание   алгебры.   Они находят широкое применение в разных разделах математики. В школьном курсе изучаются формулы   корней   квадратного   уравнения,   с   помощью   которых   можно   решать   любые квадратные уравнения. Однако, имеются и другие приемы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения. В процессе работы над проектом, была создана система нестандартных приемов решения квадратных уравнений и разработан банк заданий, на основе которого проведена успешная апробация этих приемов. Данный материал можно рекомендовать для внеклассных и факультативных занятий по математике. Учителя  могут использовать его как методическое пособие при изучении темы «Решение квадратных уравнений», а также, для контроля  знаний учащихся. Материалом этого проекта могут воспользоваться и те, кто любит математику и хочет знать о математике больше. Интересной была работа по созданию рукописной книги «Математика Древней Руси». Этот  проект был межпредметный, так как много работали учащиеся с учителем истории. Сама  рукописная книга получилась красочной по оформлению, интересной по содержанию. В  работу были вовлечены учащиеся разных классов. Нам с ребятами захотелось узнать какие  правила из обычных школьных учебников математики и геометрии были известны в Древней  Руси. А ещё хотелось поделиться своими открытиями со всеми учащимися нашей школы.  Современная школьная программа указывает на необходимость знакомства с фактами из  истории математики и биографиями великих математиков. Знакомство  с развитием  математики означает продуманное, планомерное ознакомление на уроках с наиболее  важными событиями из истории науки в органической связи с систематическим изучением  программного материала. Лишь такое тесное сплетение истории и теории обеспечат достижение указанных целей. Изучая математику в тесной связи с другими предметами, в  частности с историей общества, мы тем самым узнаём много нового не только из истории  страны, но в частности из истории математики. Для реализации целей и задач проекта были созданы творческие группы, которые  работали по темам исследования: «Математика на Руси», «Содержание старинных русских  руководств по математике», «Развитие Древней Руси». Результатом  работы над проектом  стала рукописная книга «Математика Древней Руси». Целью нашего проекта является:   формирование интереса к истории развития математики посредством создания  рукописной  книги «Математика Древней Руси» с её последующей презентацией.    Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить литературу  по истории  Древней Руси  и развитии математики; собрать материал для рукописной книги;  написать рукописную книгу; выступить с презентацией книги перед учащимися школы и  родителями.     В работе над проектом использованы следующие формы работы: беседа,  круглый стол, родительские собрания, классные часы, презентации, выпуск стенных газет.  Результаты работы: изучен материал и создана рукописная книга «Математика Древней  Руси», проведены внеклассные мероприятия: с сообщением «Развитие математики Древней  Руси» учащиеся 10­х классов выступили перед учащимися школы; прошла пресс­ конференция по теме «Зарождение и развитие математики на Руси»; интегрированное  мероприятие «Колесо истории»; показаны презентации «От дюйма до метра», «Математика  Древней Руси», выступили с показом книги перед учащимися начальных классов нашей   школы, с защитой проекта в ресурсном центре нашего района. В своей книге мы создали  страницы, посвященные единицам измерения на Руси, о людях, которые внесли неоценимый  вклад в развитие математики – это монах Кирик и Л.Ф.Магницкий, чью книгу «Арифметика, наука сиречь числительная» М.В.Ломоносов назвал «вратами своей учёности». В своей книге мы рассказали, где встречаются единицы измерения в наше время. Мы ещё на миг  продвинулись в познании истории нашей Родины и увидели, что математика не сухой и  скучный предмет, а живая, увлекательная наука. 2014 год является значимым для нашей страны в связи с проведением зимней олимпиады  на территории нашей страны. Citius, altius, fortius! ( Быстрее, выше, сильнее!). – Эти три  латинских слова, ставшие спортивным девизом, выбиты на олимпийских медалях. Однако на пути к спортивным достижениям и к олимпийскому золоту стоят преграды,  обуславливаемые проявлением тех или иных физических явлений и закономерностей. С  другой стороны, правильное использование соответствующих физических законов и  математических расчётов может помочь спортсмену в достижении успеха. Каждый из нас знает, какое важное место занимает в жизни человека спорт. Но далеко не все  задумывались над вопросом, какова связь между спортом и физикой, спортом и математикой,  как развитие физической науки влияет на совершенствование спортивных достижений. Нет,  спорт без науки бессилен. Чтобы добиться самых лучших результатов спортсмены много  тренируются. Но не только хорошая физическая подготовка играет важную роль в  получении высоких результатов, но и такие науки  как физика и математика помогают   олимпийцам и всем членам команды, работающих на высокий результат нашей сборной.  Как? В этом мы и решили разобраться с целью популяризации не только спорта, но и таких   необходимых  наук как физика и математика. Объединив темы спорт и точные науки, мы  с  учащимися 9­х классов создали проект. «Как знания физики помогают спортсменам стать  чемпионами». Наша работа над проектом показала, что в спорте знание законов физики  также необходимо как и в технике.   При создании снаряжения и экипировки необходимо  учитывать силы, которые оказывают огромное влияние на достижения спортсменом высоких результатов на соревнованиях.  В результате работы мы обобщили знания по теме  «Механическое движение», рассмотрели физические задачи, решив которые можно помочь  спортсменам достичь более высоких результатов. А с учащимися 5­х классов была  проведена исследовательская работа по теме «Математика на олимпийских играх». В этом  исследовании учащиеся рассмотрели какие геометрические фигуры встречаются в зимних  видах спорта, как знания о свойствах фигур помогают спортсменам добиться результатов. Как классный руководитель с обучающимися создаем социальные проекты, с которыми выступаем на различных конференциях, фестивалях. Это проекты:  о профилактике вредных привычек, к юбилею школы создан проект о школе, для расширения кругозора обучающихся полезным был проект о переписи населения в нашей стране. Эти проекты создавались в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» и были отмечены на областном этапе акции.   Последний   проект   занял   первое   место.   Этот   учебный   год   был   насыщен знаменательными   датами.   В   2013   году   отмечалось   20­летие   принятия   конституции Российской Федерации. С учителем истории и обществознания  и группой учащихся был создан   проект   «Конституция   РФ   –   гарант   прав   и   свобод     человека   и   гражданина». Конституция   —  основной  закон  государства   —  является  ядром  всей   правовой   системы России   и   определяет   смысл   и   содержание   других   законов.   Несомненно,   весь   год   к Конституции  проявляется большое внимание. На этом фоне все ярче видна проблема того, что   молодежь   и   граждане   нашей   страны   в   целом,   не   знакомы   с   текстом   Конституции. Конституцию   государства     должен   знать   каждый   гражданин   России.   Это   естественно, поскольку   она   как     основной   законодательный   акт   призвана   определять   порядки, действующие в стране, её настоящее и будущее. В главном документе страны заложены прочные   основы   для   формирования   правового   государства,   т.е.   государства,   в   котором господствует право, верховенствует закон, где признаются права и свободы человека, где существует   принцип   разделения   властей.  Знание   Конституции   не   только   демонстрация правовой культуры, но и необходимый долг каждого гражданина России, который позволяет жить   в   рамках   нашего   многонационального   общества.   С   этим   проектом   мы   принимали участие   в   региональном   конкурсе   ученических   проектов,   где   заняли   третье   место,   на районном   этапе  в   рамках   Всероссийской   акции   «Я   –   гражданин   России»,   проект   занял первое место.  При   добросовестной   самостоятельной   работе   школьников   на   уроках   удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних   заданий   (помимо   проектных)   существенно   меняется.   Дети   уже   не   боятся совершать   ошибки,   становятся   более   изобретательными   в   способах   доказательства   и решения   задач.   Этому   способствуют   задания   проекта,   совместная   интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.  Еще   одним     важным   результатом   проектной   деятельности   является   активизация процессов   социализации   школьника.   Поиски   информации,   обращение   к   старшим, неформальные консультации с  учителем благотворно влияют  на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Одним   из   направлений   реформирования   отечественной   системы   образования   является переход к профильному обучению. Но готовить учащихся к выбору будущей деятельности необходимо заранее.   Использование ИКТ в проектной деятельности – это реальность сегодняшнего дня. Информационные   технологии   используются   практически   на   каждом   этапе исследовательской деятельности: поиск информации, ее обработка, оформление проекта и его презентация.

Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)

Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)

Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)

Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)

Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)

Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)

Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)

Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)

Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)

Статья Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017