Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".
Оценка 4.6

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
естествознание +1
Взрослым
30.04.2017
Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".
В статье рассматривается педагогическая система НФТМ – ТРИЗ, ее использование в системе дополнительного образования. Изучается применение навыков креативного мышления на занятиях студии «Фитодизайн» во 2м классе на примере урока по теме: «Флористический коллаж «Северный пейзаж». Приводится блочное описание обобщающего занятия по программе «Природа и творчество».
Статья с креативным уроком Флор. кол..docx
Юсупова Зиля Яхиевна, педагог   дополнительного   образования,   Муниципальное   бюджетное образовательное   учреждение   «Детская   Экологическая   станция»,   г.   Новый Уренгой jsupovaz    @   mail  .  ru   Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии «Фитодизайн» по программе «Природа и творчество». Аннотация.  В статье рассматривается педагогическая система НФТМ – ТРИЗ,   ее   использование   в   системе   дополнительного   образования.   Изучается применение навыков креативного мышления на занятиях студии «Фитодизайн» во 2м классе на примере урока по теме: «Флористический коллаж «Северный пейзаж».   Приводится   блочное   описание   обобщающего   занятия   по   программе «Природа и творчество».   Ключевые слова:  педагогическая система НФТМ ­ ТРИЗ, креативный подход, творческое мышление, творческие задачи, творческая личность. Одной   из   важнейших   задач   современного   образования   в   Российской Федерации, в том числе в системе дополнительного образования школьников, является задача воспитания креативной, творческой личности [1]. Современная система   дополнительного   образования   детей   предоставляет   возможность миллионам   обучающихся   заниматься   художественным   и   техническим творчеством, эколого­биологической деятельностью,   спортом   и   исследовательской   работой   ­   в   соответствии   со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. туристско­краеведческой и       Современному   обществу   нужна   личность   с   неординарным,   творческим мышлением,   широким   кругозором,   умеющая   ставить   и   решать   оригинальные задачи.   Реализация   креативного   потенциала   личности   является   насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности. Развитие   личности   ребенка,   готовой   к   саморазвитию   и   непрерывному образованию лежит в основе Федерального государственного образовательного стандарта[1].   Организация   образовательного   процесса   в   рамках системнодеятельностного   подхода   обеспечивает   в   то   же   время   и   активную учебнопознавательную   деятельность   обучающихся,   с   учетом   индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей [2]. Перед   педагогами   дополнительного   образования   остаются   проблемные вопросы: «Как дать возможность каждому школьнику развивать свои творческие способности?», «Как удержать внимание и интерес обучающегося к изучению материала на протяжении всего занятия?». Найти ответы на эти вопросы нам поможет   целостная   педагогическая   система   НФТМ   –   ТРИЗ.   Креативная педагогическая система НФТМ – ТРИЗ призвана обучить педагога технологиям, способствующим развитию творческих способностей учащихся [3]. Что же такое НФТМ – ТРИЗ? НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления и развитие   творческих   способностей   учащихся.   ТРИЗ   –   теория   решения изобретательских   задач.   Цель   данной   системы   –   формирование   творческой личности учащихся [3]. А   творческая   личность   –   это   личность,   обладающая   системным мышлением, способная решать творческие  задачи любого уровня.  На чем основана система НФТМ – ТРИЗ? На поисково – познавательной деятельности учащихся. На   что   направлена   система   НФТМ   –   ТРИЗ?   На   развитие   фантазии   и творчества воображения и управление ими [3]. Использование на занятиях в системе дополнительного  образования ТРИЗ позволяет педагогу создавать для обучающихся интересные задания. Выполняя их,   ребенок   вынужден   творить,   общаться   со   сверстниками,   родителями, создавать, фантазировать, раскрывать свои творческие способности. Ученик не просто   повторяет   за   педагогом   предложенные   варианты,   а   сам   добивается результатов, сам находит пути решения проблем. Чтобы добиться успешного результата, педагог продумывает задания на каждом   этапе   занятия.  В  данной   статье   представлена   разработка   занятия   по программе   дополнительного   образования   «Природа   и   творчество»   по   теме «Флористический коллаж «Северный пейзаж». Структура   креативного   занятия   отличается   от   традиционного   урока   и включает в себя блоки.   Блок   1   (мотивация)   –   этот   блок   представляет   собой   специально отобранную систему оригинальных объектов – сюрпризов, способных вызвать удивление   ребенка.   Этот   блок   обеспечивает   мотивацию   обучающегося   к занятиям и развивает его любознательность. Блоки 2, 4 (содержательная часть) – содержат программный материал и обеспечивают   формирование   системного   мышления   и   развитие   творческих способностей. Блок   3   (психологическая   разгрузка)   –   представляет   собой   систему психологической   разгрузки,   которая   реализуется   через   аутотренинг,   через систему спортивно – эмоциональных игр, театрализацию, физкультминутки и др. Блок   5   (интеллектуальная   разминка)   –   представляет   систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся. Блок   6 (рефлексия) – обеспечивает обратную связь с обучающимися на занятии и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого занятия. Цели  занятия:  Образовательные:  • сформировать   у   учеников   определенные   способности   по самосовершенствованию (анализ, сравнение, планирование действий); • организовать   деятельность   по   осознанию   обучающимися   технологической   последовательности   при необходимости   составления   выполнении флористического коллажа; • обобщение   ранее   изученных   знаний   о   композиции,   флористике, флористического коллажа.  Развивающие:  •        развивать   информационную   и   коммуникативную   компетенции учащихся, развивать познавательный интерес и эмоции учащихся; •        развивать   мышление   через   умение   анализировать,   сравнивать, обобщать, классифицировать; •        развивать сенсорные и моторные навыки; • сформировать   практические   умения   и   навыки   по   выполнению флористического коллажа;  • развивать   логическое   мышление  учащихся   путём   выявления причинно­следственной   связи   между   способом   выполнения   и   конечным результатом флористического коллажа.  Воспитательные:  • • воспитывать учебную самостоятельность;  воспитывать   чувство   бережного   отношения   к   окружающей   нас природе; •        создать   атмосферу   коллективного   поиска,   эмоциональной приподнятости,   радости   познания,   воспитывать   чувство   ответственности   и умение работать в паре, группе, коллективе. Задачи: 1.  Сформировать понятие и дать определение флористического коллажа. Определить условия выполнения и область применения флористических картин. 2.  Развивать умения и навыки у учащихся в выполнении флористических картин,   понимание   их   назначения   и   способа   выполнения.   Уметь   выполнять флористическую картину,  соблюдая правила техники безопасности. 3.Способствовать   дальнейшему   развитию   графической   грамотности   и пространственного воображения учащихся (умения сравнивать, анализировать, классифицировать и  делать выводы). Оборудование и технические средства:  персональный компьютер педагога;  интерактивная доска;  презентация «Флористический коллаж «Северный пейзаж».  Рабочие материалы для обучающихся (раздаточный материал):  белый   картон,   клей,   кисточка,   природный   материал   (засушенные листья березы, ольхи, осины, клена, мох). Рабочие материалы для педагога:   флористическая   картина   «Заснеженная   тундра»,   картинки   и фотографии     с   изображением   северного   пейзажа,   репродукции   картин   И. Шишкина «Зима», А. Ялиева «Январский наряд», Н. Гусак «Зимняя сказка», А. Самохвалова «Зима», В. Быкова «Иней». Блок 1. Мотивация. Включается презентация. Звучит музыка, на экране ­ красивые картины с изображением зимней природы. Педагог читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Дети   воспринимают   визуально   и   на   слух.   Используется   приём   создания эмоционально­комфортной обстановки. Блок 2. Содержательная часть.  Педагог  организовывает актуализацию требований   к   учащимся   со   стороны   учебной   деятельности.   Психологически настраивает учащихся на урок. Ребята, отрывок из какого произведения я вам прочитала?   Кто   автор?   Мотивирует     учащихся   к   учебному   действию.   Дети слушают учителя. Отвечают на вопросы. Какие еще стихотворения о красоте зимней   природы   вы   помните?   Кто   может   прочитать   отрывок?   Учащиеся   по желанию читают стихи. Педагог предлагает посмотреть несколько репродукции картин и фото с изображением зимнего северного пейзажа. Что объединяет эти изображения?  Чем   отличаются   репродукции   картин   известных   художников   от фотографии?   Детям   предлагается   посмотреть   на   флористическую   картину «Заснеженная   тундра».   Чем   отличается   флористическая   картина   от   картины художника и фотографа? (ответы детей). Поистине волшебным является мир природы.   Каждая   веточка,   каждый   листочек   таят   в   себе   непередаваемое очарование. Из материала, который нам дарит живая природа, можно сделать чудеса   своими   руками.   Достаточно   только   увидеть,   какая   тайна   кроется   в каждом листочке, и подарить миру чудо. Как   можно   красиво   оформить   флористический   коллаж   «Северный пейзаж? Дети совещаются друг с другом по данной проблеме, предлагают свои варианты решения. Делают выводы о необходимости изучения новых способов красивого оформления флористического коллажа. Блок 3 (психологическая разгрузка). А сейчас поиграем в КВЕСТ. Все знакомы с правилами этой игры? Давайте вспомним.  Квест ­ поиск чего­ либо, кого­ либо.  Цель   игры   ­  выполнение   заданий,   придуманных   организатором,   поиск кодов, дающих доступ к очередным заданиям.  Задание ­ зашифрованное месторасположение кода. Вот   план   кабинета.   Вам   нужно   по   этому   плану   найти   спрятанный волшебный   сундук   с   необходимым   для   создания   флористической   картины природным   материалом.     Используется  здоровьесберегающие   технологии   ­ профилактика   профессиональных   заболеваний.  Профилактика   утомления, нарушения осанки и зрения учащихся. Блок 4. Содержательная часть.  Что нам необходимо для выполнения флористической картины? (Ответы детей) Существуют листья самых различных форм.   Для   аппликации   подойдут   и   листья   березы,  и   листья   клена,   ольхи,  и липовые,   и   дубовые   листочки.   В   легких   изгибах   листьев,   в   их   грациозном очаровании прячется волшебная тайна. Это может быть и березовая роща, и прекрасный   ельник,     чудесный   сосновый   бор   и   заснеженная   тундра.   Как расположить   природный   материал   на   рабочей   поверхности?   Дети   выдвигают предложения   по   выполнению   флористической   картины.   Удивительные аппликации можно сделать из природного материала. Здесь все зависит от вашей фантазии.   Всмотримся   внимательней   в   непредсказуемый   рисунок   каждого листочка и попытаемся создать новый шедевр. Обсуждение плана действий.   1. Правила работы с клеем. 2. Законы композиции. 3. Расположение главных элементов. 4. Расположение второстепенных элементов. 5. Приклеивание сухого растительного материала. Обучающиеся   выбирают   природный   материал.   Выполняют самостоятельную   творческую   работу   –   оформляют   флористический   коллаж «Северный пейзаж». Блок   5.   Интеллектуальная   разминка  (в   форме   защиты   творческих работ) При защите творческой работы дети должны ответить на вопросы: 1. Что изображено на картине? 2. Какие виды растительного материала были использованы? 3. Какое настроение передает эта картина? 4. Для кого предназначена эта картина?   Дети   защищают   свои   флористические   картины.   Показывают   свою творческую работу всей группе. Отвечают на вопросы педагога и сверстников. Оценка   результатов   деятельности.   Самооценка.   Применение   теоретических знаний   в   практической   работе.   Умение   оценивать   свою   работу   и   работу товарищей по определенным критериям качества. Блок 6. Рефлексия.  На   этом   наше   занятие   заканчивается,   давайте   подведем   итог   нашей работы. Понравился ли вам урок? Что нового узнали на сегодняшнем занятии? Что   было   интересным.  Какие   новые   знания   использовали   при   выполнении творческой работы? Как оцениваете свое участие в занятии? Какой момент вам хотелось   бы   повторить   на   других   занятиях?  Оцените   свои   достижения. Достаньте смайлики, покажите, какое у вас настроение. Таким образом, и занятия в системе дополнительного образования могут строиться на основе креативного урока, который отличается от традиционного и включает в себя блоки, реализующие цели занятия, раскрывающие его задачи [4]. Ссылки на источники: 1.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного общего образования. Федеральный закон РФ от 17 декабря 2010г. №1897­ФЗ.  2.   Зиновкина   М.   М.,   УтёмовВ.   В.   Структура   креативного   урока   по развитию   творческой   личности   учащихся   в   педагогической   системе   НФТМ   ­ ТРИЗ // Концепт. –2013. –Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53572. –URL: http://ekoncept.ru/2013/53572.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. – ISSN 2304120X 3. Рыженкова О. П. Развитие креативного мышления на уроках технологии в начальной школе// Научно – методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС. Выпуск 14. – с. 136­140 – URL: http   ://   e  ­ koncept    .  ru /2015/45135.htm. 4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной   курс   научного   творчества:   Учебное   пособие.   ­   Киров:   АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. ­ 212 с. 5.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального образования общего (утв.  приказом  Министерства   образования   и   науки   РФ   от   6   октября   2009 г. N 373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.   6. Асмолов   А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2015г. 7.  Геронимус   Т.   М.   Мастерская   трудового   обучения   в   1   –   4   классах: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 2010г.

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".

Статья "Использование педагогической системы НФТМ – ТРИЗ на занятиях студии "Фитодизайн" по программе "Природа и творчество".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2017