Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.
Оценка 4.8

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.

Оценка 4.8
Лекции
docx
дефектология +1
Взрослым
03.03.2019
Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.
В статье говорится о том, что одним из приоритетных направлений образовательной политики является личностная ориентация содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика. На логопедических занятиях можно использовать тексты краеведческой направленности, которые способствуют в развитии: - становления гражданской позиции по отношению к окружающему миру, - формированию экологической культуры, - изучению истории своего края, - развитию познавательных интересов, творческих способностей и т.д.
Использование текстов краеведческой направленности..docx
Использование текстов  краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников. Учитель­логопед Жерновая Н.В. МОУ «Ракитянская средняя  общеобразовательная школа №1» Ракитянского района Белгородской области Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем   шире   его   возможности   в   познании   окружающей   действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Тем активнее   осуществляется   его   психическое   развитие.     Поэтому   так   важно заботится   о   своевременном   формировании   речи   детей,   предупреждая   и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм  данного языка. Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется вместе с развитием ребенка. Большинство детей к моменту обучения в школе уже   полностью   овладевают   звуковой   стороной   речи,   имеют   довольно развернутый   словарный   запас,   умеют   грамматически   правильно   строить предложения.   Однако   не   у   всех   процесс   овладения   речью   происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.  Каждый   человек   пользуется   языком   для   выражения   своих   мыслей   и понимания   мыслей,   высказанных   другими.   Родившийся   ребенок   застает   в готовом виде язык. Но он не только усваивает слова и грамматические формы родного языка. Усваивая рано очень разные слова, дети относят их именно к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном   языке   всем   процессом   исторического   развития   народа.   Однако   на каждом этапе развития ребенок понимает содержание слова различно. Ведь слова всегда обозначает что­то, какой­то факт, явление, предмет, признак или отношения,   существующие   в   действительности.   Глубина,   полнота   и правильность отражения таких фактов, признаков или связей применяется в процессе развития ребенка. Необходимо   развивать   речь,  как   средство   общения,  создавая   условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику или взрослому. Общаясь с ребенком, уметь вызвать у него ответные действия, вовлечь в разговор.  Речь является одной из самых важных психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой   системы   языка   в   процессе   общения.   Овладение   ребенком   речью способствует   осознанию   планированию   и   регуляцией   его   поведения. Нарушения   речи   могут   отрицательно   влиять   на   формирование   личности, вызывать   психические   наслоения,   способствовать   развитию   отрицательных черт   характера.   Это   отрицательно   сказывается   на   овладение   грамотой,   на успеваемость в целом, на выбор профессии. В   настоящее   время   по   ряду   лечебных,   педагогических,   социальных причин   в   логопедической   работе   сталкиваешься   с   трудностями коррекционной работы из­за возросшего количества речевой патологии.  Путем   специальных   воздействий   на   детей   во   многих   случаях   удается предотвратить  или  затормозить  появление  у  них  различных  отклонений   от нормы, в частности речевой патологии. Своевременная профилактика речевых нарушений   у   детей   тесно   связана   с   предупреждением   нервно­психических отклонений   в   состоянии   здоровья.   Она   обеспечивается   комплексом мероприятий,   включающих   лечебные,   педагогические   и   социальные воздействия. “Концепция   модернизации   российского   образования”   одним   из приоритетных   направлений   образовательной   политики   определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала   и   социально­гуманитарной   направленности   содержания образования,   способствующего   утверждению   ценностей   гражданского общества, становлению личности ученика. В   настоящее   время   возрастает   интерес   к   вопросам   поиска   наиболее эффективной  форм патриотического  воспитания  школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, памятные места родного города или поселка, его исторические и культурные центры,   предприятия,   работающие   на   территории   и,   конечно,   это   люди, гордость   и   слава   родного   края.   С   родного   уголка   земли   начинается   для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. В этой связи огромное значение имеет изучение родного края уже   на   начальной   ступени   образования,   так   как   именно   в   этом   возрасте закладываются основные качества личности.  Для   современного   человека   стало   актуальным   восстановление культурно­исторических связей с родным краем. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родных, дети начинают понимать связь времен, свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно­историческому наследию предков.  Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду   в   своих   прогулках   и   экскурсиях   на   природу,   на   занятиях   и   уголках природы.   Закрепить   и   продолжить   эту   деятельность   в   начальной   школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося.  При реализации логопедических коррекционных программ развития речи на занятиях используются и тексты краеведческой направленности,  которые способствуют развитию:  креативных способностей учащихся; становлению гражданской позиции по   отношению   к   окружающему   миру   и   общественным   явлениям; формированию толерантности и толерантного поведения; изучение истории города,   поселка,   своего   края;   формированию   экологической   культуры; развитию   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей; стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае. « Я и моё имя». Учащиеся узнают, каким должен быть человек по отношению к старшим, сверстникам,   малышам,   к   себе.   Чем   человек   похож   на   животных   и   чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных – способность творить, изобретать. Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди.  «Семья». Чтение и составление рассказов о семье, в которой ученик живёт: состав семьи,   сколько   поколений   живёт   в   семье.   Его   родословная.     Профессии родителей   и   предков.   Семейные   традиции   в   семье.   Распределение обязанностей членов семьи.  «Я и мои друзья». Беседы   и   чтение   рассказов   о   том,   какие   черты   характера   человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, доброта, честность, умение дружить). Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, леность, нечестность).   Кого можно назвать другом. Как дружба помогала в тяжелое время.  «Предприятия».  Учащиеся   знакомятся   с   правилами   поведения   в   общественных   местах (библиотеке,   магазине,   кинотеатре,   почте,…).   Учатся   давать   объективную оценку   своих   и   чужих   поступков;   уважать   чужое   мнение.   Знакомятся   с профессиями  в поселке, области.  Воспитывается уважение к  труду людей.   «Моя школа». Школа и её место в жизни ребёнка. Взаимоотношения в классе, в школе, их   оценка   ребенком.     Правила   поведения   в   школе,   их   сущность. Необходимость   организации   школьной   жизни   по   определённым   правилам. Правила поведения на дорогах. Безопасный путь в школу.  «Мой поселок».  Знакомство   с  историей   возникновения   Ракитянского   района   и   самого поселка. История происхождений и названий улиц.  Каким бы хотелось видеть свой поселок  в будущем. Что нужно сделать для того, чтобы родной район процветал, чтобы сохранить его красоту для будущих поколений. Бережное отношение   к   историческим   названиям   –   залог   сохранения   национальных традиций,   быта.   Знакомство   с     преобладающими   профессиями   в   районе; условиями жизни человека в поселке. «Мой город Белгород». Знакомство с  историей возникновения города. Учащиеся знакомятся с важнейшими   достопримечательностями   и   культурными   ценности   родного города. Даётся понятие Герой Советского Союза. «Мой край Белгородский». Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного   края.   Народные   обычаи.   Пробуждение   эмоционально   ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие. «Мое Отечество». Учащиеся узнают, кто такой гражданин,   узнают о главных праздниках страны,   вводится   понятие   "государственный   праздник".   Даётся   понятие Родины. Формируется отношение к Родине, как к матери. Учащиеся осознают неразрывную связь истории и развития Белгородской области с историей и развитием всего нашего государства. «Времена года». На занятиях с использованием текстов о природе учащиеся знакомятся с растениями,   которые   растут   в   окрестностях   поселка.   Лекарственные, ядовитые растения. Узнают о животных, обитающих в наших окрестностях. Формируется бережное отношение к окружающей среде.  При работе над устной речью и самим текстом вводятся разные понятия по темам:   “флора” и “фауна”, “заповедник”; "президент", "правительство", «герб»,   «традиции»;   приметы   природы,   даты   праздничных   дней,   название профессий и т.д., что способствует также развитию и пополнению словарного запаса детей. Краеведческий материал можно использовать фрагментарно: в текстах, предложениях на различных занятиях:   при нарушении слоговой структуры слова,   при   формировании   лексико­грамматического   состава   слова,   при развитии фонетико­фонематичнской стороны речи и, конечно, при развитии речи.  Реализация   коррекционных   программ   с   использованием   текстов   обеспечивает   достижение   учащимися краеведческой   направленности   младших классов  личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: формирование   целостного   взгляда   на   мир   в   единстве   и   разнообразии природы, народов, культур; воспитание художественно­эстетического вкуса, чувств   на   основе   опыта   слушания   и   заучивания   наизусть   произведений художественной литературы; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных   произведений   со   своими   собственными   поступками, осмысливать поступки героев. Метапредметные результаты: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами   коммуникации   и   составления   текстов   в   устной   и   письменной формах; Предметные результаты: Знать: историю   своего   имени;   свой   режим   дня;   простейшие   правила   личной гигиены, их значение для здоровья человека; свой домашний адрес; что такое семья,   обязанности   члена   семьи;   имена,   отчества   членов   своей   семьи, учительницы,   директора   школы;   профессии   своих   родителей;   сельские профессии;   правила   поведения   в   общественных   местах;   историю происхождения своего города, поселка, края; достопримечательности города и   края;   несколько   растений   и   животных   края;   символику   Российского государства; столицу нашей Родины; президента России. Уметь: называть   своих   ближайших   родственников;   выполнять   некоторые поручения в своей семье; соблюдать правила охраны и укрепления здоровья; соблюдать правила личной гигиены; поддерживать чистоту в школе и дома; заботиться   и   ухаживать   за   домашними   животными;   ориентироваться   в микрорайоне школы и выбирать наиболее безопасный путь из школы домой и из дома в школу. Список литературы: «Белгородоведение» –  учебник   для   общеобразовательных   учреждений, Белгород, 2002 год. Шестаков А,Н. «Мой край родной». Чехунов А.Н. «Ракитянский район. 80 лет». – Ракитное, 2008. Бережной   С.А.,   Гайдар   Л.Ф.   «»Ракитянская   летопись».   –   Белгород, Издательский дом «Шаповалов», 2002. Материалы школьного музея. Кольцов М.М. «Ребенок учится говорить». М.: Педагогика, 1973. Поршнев   Б.Ф.  «Становление   речи   и   усвоение   языка   ребенком». –  М., 1985. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей». – М., 1981.

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.

Статья "Испотльзование текстов краеведческой направленности при реализации коррекционных программ развития речи для определения гражданской позиции младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019