Статья Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий.
Оценка 4.7

Статья Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий.

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
русская литература +1
5 кл—9 кл
10.08.2017
Статья  Компетентностно - ориентированные  задания  по  русскому  языку  и  литературе  как   средство  формирования  универсальных  учебных  действий.
Статья посвящена вопросам использования на уроках русского языка в основной школе компетентностно – ориентированных упражнений. Автор также предлагают возможные варианты заданий, которые могут использоваться на уроке. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Подобная работа, мы уверены, приведет к тому, что ученик впредь не будет бояться нестандартных заданий, научившись выполнять их, что, несомненно, вызовет интерес к изучаемым в курсе русского языка темам, успешно выполнить задания ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
статьяКомпетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе .doc
Сергеева  Ольга  Владимировна                                                            Муниципальное автономное  образовательное  учреждение                                        «Средняя  общеобразовательная школа№16 имени  В. П.  Неймышева»                                                                                                       г. Тобольска   Тюменской   области Компетентностно ­ ориентированные  задания  по  русскому  языку  и   литературе            Школьные стандарты второго поколения ориентированы на деятельностный и компетентностный   подходы   в   реализации   учебных   программ общеобразовательной   школы.   Русский   язык   как   учебный   предмет   является компетентностным,   так   как   в   нём   преобладает   деятельностное   содержание, знания   имеют   непосредственное   прикладное   значение,   реализуются   в коммуникации, как устной, так и письменной.       Разработка учебно­методических материалов компетентностного содержания становится актуальным направлением работы учителя, и  в этих условиях важно придерживаться   принципов   системности,   целесообразности,   культурной направленности,   многовариантности   и   разноуровневости     компетентностно­ ориентированных заданий в рамках предметного обучения.        «Компетентностным является то задание, которое имеет не только  учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика  безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» [3, с. 39]. Я  работаю  над  конструированием  форм урока  с позиции  компетентностного  подхода,  разрабатываю  компетентностно  ­  ориентированные  задания  для  формирования  универсальных  учебных действий  учащихся.Показателями     эффективности работы ученика, на мой  взгляд, являются: самостоятельность,    творческий  рост  учащегося, умение  находить оптимальные решения  в  поставл енных  учителем  задачах. В  практике  работы  использую  следующие  типы   компетентностно ­ ориентированных заданий по русскому языку: 1.   проблемную лингвистическую задачу: 2.   моделирование (лингвистическое и речевое);  3.   творческую работу.    Проблемная лингвистическая задача представляет собою сопоставление  различных языковых явлений на основе внешнего сходства (фонетический или  морфемный состав слова, его лексическое значение и синтаксическая роль).  Словарная работа имеет целью расширение словарного запаса культурных  представлений обучающегося, формирование орфографической грамотности,  формирование представлений о морфологических категориях различных частей  речи. В решении задачи учащиеся привлекают различные словари. Вашему   вниманию  предлагаю  следующие  примеры  проблемной  лингвистической   задачи: 1. Определите, к какой части речи относится слово  грустно. В чём причина возникших у вас затруднений? Решите задачу, доказывая правильность своих выводов и аргументируя их собственными предложениями с этим словом. Как проявляется морфологическое значение слова в предложении? Приведите свои примеры  предложений  с  этим  словом. Подберите  синонимы  или  антонимы  к слову грустно, которые повторяют его грамматические особенности, составьте с ними предложения.     Лингвистическое  и  речевое  моделирование  предполагает  создание    языковых единиц и конструкций определенного типа, а также схем, таблиц,  лингвистических и речевых  моделей  (новых  для  учащегося)  с  опорой  на  ран ее  освоенные  способы деятельности.  Моделирование  включает  выявление  не обходимой  структуры, проверку ее правильности, демонстрацию функциониров ания предлагаемой модели. Приведем примеры заданий для моделирования:1. Один из способов образования слов носит название суффиксальный. Например, он реализуется таким образом: знать – знание; терпеть – терпение; делить  Определите,   какие   части   речи   принимают   участие   в   этой –   деление. словообразовательной модели; какие суффиксы участвуют в образовании новых слов; какое лексическое значение имеют производные слова. Теперь исследуйте лексическое   значение   и   морфемный   состав   данных   слов   и   распределите   их между   собой:  вычитание,   пожелание,   обучение,   сожаление,   обвинение, разъяснение,   удивление.   Чем   они   отличаются   от   слов,   представленных   в словообразовательной   модели?   Почему?   Можно   ли   предположить,   от   какого слова  или части  речи они  образовались?  Каким  способом словообразования? Проверьте свои результаты по словообразовательному словарю.  2.  Составьте  цитатную  сравнительную  характеристику  Маруси  и  Сони. Объясните,  почему  девочки  одного  возраста  такие  разные.  (Короленко  «В  д урном обществе» 5 класс).  3.  Давайте пройдём по  аллеям сада  вместе с незнакомцем  и посмотрим  вокруг  его  глазами.  Что  мы  увидим?  Подберите  цитаты,  которые  помогут  взглянуть   на окружающую обстановку глазами незнакомца. (Куприн «Чудесный доктор» 5  класс)    Творческая  работа  создает  условия  для  индивидуального  проявления  компетентностей  учащихся. Главный  компонент в  ней ­ нестандартная    ситуация,  в которой порождается собственное высказывание, совершенно самос тоятельное или опирающееся  на  предложенный  авторский  текст .Приведу   примеры творческих заданий:   1. Подготовьте  публичное  выступление  на  тему  «Охранять  природу­значит  охранять Родину». Выступления  сопровождались презентациями.   Применяя  на  уроках  компетентностно – ориентированные  задания ,  учитель  формирует  УУД   школьников,  что  очень  важно  при  внедрении  стандартов  второго поколения.  1. Мишатина Н. Л. Лингвокультурологические задачи на уроках развития речи // РЯШ. – 2005. – № 4.­  С . 11­14. ЛИТЕРАТУРА 2.  Рябухина Е. А. Особенности компетентностно­ориентированных заданий по  русскому языку для старших классов // РЯШ. – 2010. – № 7.­ С. 3 ­ 8. 3. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать Компетентностный подход на уроке   и   во   внеурочной   деятельности:   Практическое   пособие.   –   М.:   АРКТИ, 2007. – 132 с. Секции: Теория и методика обучения и воспитания Сведения  об  авторе  Сергеева  Ольга  Владимировна  Тюменская область,  город  Тобольск   Муниципальное  автономное  образовательное учреждение  «Средняя   общеобразовательная школа№16  имени  В. П.  Неймышева»  Учитель русского языка  и  литературы  Olga­sergeeva­[email protected]  892­248­178­00

Статья Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий.

Статья  Компетентностно - ориентированные  задания  по  русскому  языку  и  литературе  как   средство  формирования  универсальных  учебных  действий.

Статья Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий.

Статья  Компетентностно - ориентированные  задания  по  русскому  языку  и  литературе  как   средство  формирования  универсальных  учебных  действий.

Статья Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий.

Статья  Компетентностно - ориентированные  задания  по  русскому  языку  и  литературе  как   средство  формирования  универсальных  учебных  действий.

Статья Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий.

Статья  Компетентностно - ориентированные  задания  по  русскому  языку  и  литературе  как   средство  формирования  универсальных  учебных  действий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2017