Статья Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий.
Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
русская литература +1
5 кл—9 кл
10.08.2017
Статья посвящена вопросам использования на уроках русского языка
в основной школе компетентностно – ориентированных упражнений. Автор также предлагают возможные варианты заданий, которые могут использоваться на уроке. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.
Подобная работа, мы уверены, приведет к тому, что ученик впредь не будет бояться нестандартных заданий, научившись выполнять их, что, несомненно, вызовет интерес к изучаемым в курсе русского языка темам, успешно выполнить задания ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
статьяКомпетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе .doc
Сергеева Ольга Владимировна
Муниципальное автономное образовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№16 имени В. П.
Неймышева»
г. Тобольска Тюменской
области
Компетентностно ориентированные задания по русскому языку и
литературе
Школьные стандарты второго поколения ориентированы на деятельностный и
компетентностный подходы в реализации учебных программ
общеобразовательной школы. Русский язык как учебный предмет является
компетентностным, так как в нём преобладает деятельностное содержание,
знания имеют непосредственное прикладное значение, реализуются в
коммуникации, как устной, так и письменной.
Разработка учебнометодических материалов компетентностного содержания
становится актуальным направлением работы учителя, и в этих условиях важно
придерживаться принципов системности, целесообразности, культурной
направленности, многовариантности и разноуровневости компетентностно
ориентированных заданий в рамках предметного обучения.
«Компетентностным является то задание, которое имеет не только
учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика
безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» [3, с. 39].
Я работаю над конструированием форм урока с позиции компетентностного
подхода, разрабатываю компетентностно ориентированные задания для
формирования универсальных учебных действий учащихся.Показателями
эффективности работы ученика, на мой взгляд, являются: самостоятельность,
творческий рост учащегося, умение находить оптимальные решения в поставл
енных учителем задачах. В практике работы использую следующие типы
компетентностно ориентированных заданий по русскому языку: 1. проблемную лингвистическую задачу:
2. моделирование (лингвистическое и речевое);
3. творческую работу.
Проблемная лингвистическая задача представляет собою сопоставление
различных языковых явлений на основе внешнего сходства (фонетический или
морфемный состав слова, его лексическое значение и синтаксическая роль).
Словарная работа имеет целью расширение словарного запаса культурных
представлений обучающегося, формирование орфографической грамотности,
формирование представлений о морфологических категориях различных частей
речи. В решении задачи учащиеся привлекают различные словари. Вашему
вниманию предлагаю следующие примеры проблемной лингвистической
задачи:
1. Определите, к какой части речи относится слово грустно. В чём причина
возникших у вас затруднений? Решите задачу, доказывая правильность своих
выводов и аргументируя их собственными предложениями с этим словом. Как
проявляется морфологическое значение слова в предложении? Приведите свои
примеры предложений с этим словом. Подберите синонимы или антонимы к
слову грустно, которые повторяют его грамматические особенности, составьте
с ними предложения.
Лингвистическое и речевое моделирование предполагает создание
языковых единиц и конструкций определенного типа, а также схем, таблиц,
лингвистических и речевых моделей (новых для учащегося) с опорой на ран
ее освоенные способы деятельности. Моделирование включает выявление не
обходимой структуры, проверку ее правильности, демонстрацию функциониров
ания предлагаемой модели. Приведем примеры заданий для моделирования:1.
Один из способов образования слов носит название суффиксальный. Например,
он реализуется таким образом: знать – знание; терпеть – терпение; делить
Определите, какие части речи принимают участие в этой
– деление. словообразовательной модели; какие суффиксы участвуют в образовании новых
слов; какое лексическое значение имеют производные слова. Теперь исследуйте
лексическое значение и морфемный состав данных слов и распределите их
между собой: вычитание, пожелание, обучение, сожаление, обвинение,
разъяснение, удивление. Чем они отличаются от слов, представленных в
словообразовательной модели? Почему? Можно ли предположить, от какого
слова или части речи они образовались? Каким способом словообразования?
Проверьте свои результаты по словообразовательному словарю.
2. Составьте цитатную сравнительную характеристику Маруси и Сони.
Объясните, почему девочки одного возраста такие разные. (Короленко «В д
урном обществе» 5 класс).
3. Давайте пройдём по аллеям сада вместе с незнакомцем и посмотрим вокруг
его глазами. Что мы увидим? Подберите цитаты, которые помогут взглянуть
на окружающую обстановку глазами незнакомца. (Куприн «Чудесный доктор» 5
класс)
Творческая работа создает условия для индивидуального проявления
компетентностей учащихся. Главный компонент в ней нестандартная
ситуация, в которой порождается собственное высказывание, совершенно самос
тоятельное или опирающееся на предложенный авторский текст .Приведу
примеры творческих заданий:
1. Подготовьте публичное выступление на тему «Охранять природузначит
охранять Родину». Выступления сопровождались презентациями.
Применяя на уроках компетентностно – ориентированные задания , учитель
формирует УУД школьников, что очень важно при внедрении стандартов
второго поколения.
1. Мишатина Н. Л. Лингвокультурологические задачи на уроках развития речи //
РЯШ. – 2005. – № 4. С . 1114.
ЛИТЕРАТУРА 2. Рябухина Е. А. Особенности компетентностноориентированных заданий по
русскому языку для старших классов // РЯШ. – 2010. – № 7. С. 3 8.
3. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать Компетентностный подход на
уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ,
2007. – 132 с.
Секции:
Теория и методика обучения и воспитания
Сведения об авторе
Сергеева Ольга Владимировна
Тюменская область, город Тобольск
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа№16 имени В. П. Неймышева»
Учитель русского языка и литературы
Olgasergeeva[email protected]
89224817800
Статья Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий.
Статья Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий.
Статья Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий.
Статья Компетентностно - ориентированные задания по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.