Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"
Оценка 4.7

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
русский язык
4 кл
07.04.2017
Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"
В статье рассматривается актуальная в данное время проблема - проблема активности в обучении. Здесь можно узнать не только о значении активных методов обучения, но и ознакомиться с классификацией активных методов обучения и их использованием в соответствии с дидактической задачей урока.В статье рассматривается актуальная в данное время проблема - проблема активности в обучении. Здесь можно узнать не только о значении активных методов обучения, но и ознакомиться с классификацией активных методов обучения и их использованием в соответствии с дидактической задачей урока.
Активные формы работы.doc
Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе Введение Целью   современного   начального   образования   является   развитие   личности ребенка,   выявление   его   творческих   возможностей,   сохранение   физического   и психического   здоровья.   Проблема   активности   личности   в   обучении   –   одна   из актуальных   в   психологической,   педагогической   науке,   так   и   в   образовательной практике. Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не   только   базовые   навыки,   такие   как   умение   читать,   писать,   решать,   слушать   и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый   мир,   необходимы   определенные   навыки   мышления   и   качества личности.   Умение   анализировать,   сравнивать,   выделять   главное,   решать   проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача педагога так построить   процесс   обучения,   чтобы   помочь   раскрыться   духовным   силам   ребенка. Учителю   необходимо   не   только   доступно   все   рассказать   и   показать,   но   и   научить ученика   мыслить,   привить   ему   навыки   практических   действий.   Этому   могут способствовать активные формы и методы обучения. Проблема активности личности в обучении Проблема   активности   личности   в   обучении   как   ведущий   фактор   достижения целей   обучения,   общего   развития   личности   требует   принципиального   осмысления важнейших   элементов   обучения   (содержания,   форм,   методов)   и   утверждает,   что главным   направлением   активизации   обучения   является   не   увеличение   объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а   создание   дидактических   и   психологических   условий   осмысленности   учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.            Как гласит китайская притча : «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ;     ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».             Не секрет, что мы запоминаем: 2 10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим, 50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим, 90% того, что мы говорим и делаем. В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его   осмысление;   специальную   работу   по   его   закреплению   и,   наконец,   овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.  Теоретический   анализ   указанной   проблемы,   передовой   педагогический   опыт убеждают,   что   наиболее   конструктивным   решением   является   создание   таких психолого­педагогических   условий   в  обучении,  в  которых   обучаемый   может   занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной   деятельности,   свое   индивидуальное   «Я».   Все   сказанное   выше   выводит   на понятие «активное обучение».  Активные   методы   обучения   —   это   методы,   которые   побуждают   учащихся   к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их   запоминание   и   воспроизведение,   а   на   самостоятельное   овладение   учащимися 3 знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности   активных   методов   обучения   состоят   в   том,   что   в   их   основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда   понятия   АМО   расширяют,   относя   к   ним,   например,   современные   формы организации обучения такие, как проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие   игры.     АКТИВНЫЕ   МЕТОДЫ   ОБУЧЕНИЯ   –   методы,   стимулирующие познавательную   деятельность   обучающихся.   Строятся   в   основном   на   диалоге, предполагающем   свободный   обмен   мнениями   о   путях   разрешения   той   или   иной проблемы.   АМО   характеризуются   высоким   уровнем   активности   учащихся. Возможности   различных   методов   обучения   в   смысле   активизации   учебной деятельности   различны,   они   зависят   от   природы   и   содержания   соответствующего метода,   способов   их   использования,   мастерства   педагога.   Каждый   метод   активным делает тот, кто его применяет. Действительно, с помощью активных методов можно эффективно   решать   проблемы,   но   этим   цели   и   задачи   АМО   не   ограничиваются,   и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже.   Помимо   диалога,   активные   методы   используют   и   полилог,   обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО   необходима   соответствующая   подготовка   учителя.     АМО   строятся   на практической   направленности,   игровом   действе   и   творческом   характере   обучения, интерактивности,   разнообразных   коммуникациях,   диалоге,   использовании   знаний   и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех   органов   чувств,   деятельностном   подходе   к   обучению,   движении   и   рефлексии. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем,   что   разработка   методов   основывается   на   серьезной   психологической   и методологической базе.   Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.        Роль преподавателя при активном обучении резко изменяется:  учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником  информации;    роль учителя ­ определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;    учитель консультант, помощник при серьезных затруднениях;  учащийся ­ полноправный участник учебного процесса, он ведет  исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;   источниками информации для учащихся являются книги, словари,  сборники, ИКТ.   процесс обучения во многом идет через проживание опыта 4  ученик получает новое знание только в результате осуществления  позитивного взаимодействия с другими учащимися   все ученики активно взаимодействуют между собой.  обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют  возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.   Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению  деятельности учащихся на достижение целей урока   Основная особенность упражнений и заданий  в том, что в ходе их  выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько  изучается новый. Активные методы обучения                  Анализ конкретных ситуаций (case­study) —развивает способность к анализу   жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации и формировать программы действий.                                             Тренинги  — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования   специально   заданных   ситуаций   обучающиеся   имеют   возможность 5 развить   и   закрепить   необходимые   знания   и   навыки,   изменить   свое   отношение   к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками: •   наличие   задачи   и   проблемы   и   распределение   ролей   между   участниками   их решения;  • взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников; •   ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.; • оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.      Игровое   производственное   проектирование  —   активный   метод   обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками: •     наличие   исследовательской,   методической   проблемы   или   задачи,   которую сообщает обучаемым преподаватель; •  разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи); •   проведение   заключительного   заседания,   на   котором   с   применением   метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием). Деловые игры — метод организации активной работы учащихся, моделирующий профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.                    Проблемная лекция  начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую   в   ходе   изложения   материала   необходимо   решить.   Проблемные   вопросы требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление.                       Проблемный   семинар.  Перед   изучением   раздела   преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с его содержанием. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара   позволяет   выявить   уровень   знаний   учащихся   в   данной   области   и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу.   Тематическая   дискуссия   ­  образуется   как   процесс   диалогического   общения участников,   в   ходе   которого   происходит   формирование   практического   опыта совместного   участия   в   обсуждении   и   разрешении   теоретических   и   практических проблем.  Необходимым  условием   развертывания   продуктивной   дискуссии  являются личные   знания,   которые   приобретаются   учащимися   на   предыдущих   занятиях,   в процессе   самостоятельной   работы.   Тематическая   дискуссия   может   содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры. Мозговой   штурм  (мозговая   атака,   брейнсторминг)  ­   широко   применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель   —   организация   коллективной   мыслительной   деятельности   по   поиску нетрадиционных путей решения проблем. «Круглый   стол»   —  это   метод   активного   обучения,   позволяющий   закрепить полученные   ранее   знания,   восполнить   недостающую   информацию,   сформировать умения   решать   проблемы,   укрепить   позиции,   научить   культуре   ведения   дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой   консультацией.  Основную   часть   «круглого   стола»   по   любой   тематике составляет дискуссия. 6 7 Формы и особенности  использования активных методов обучения Выбор конкретного активного метода обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.  Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения: Дидактические цели занятия Обобщение ранее изученного материала Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала Развитие способности к самообучению Повышение учебной мотивации Отработка изучаемого материала Применение знаний, умений и навыков Использование   опыта   учащихся Метод активного обучения Тематическая дискуссия, мозговой штурм  Мозговой штурм, деловые игры  Деловые игры,  ролевые игры,  анализ практических ситуаций  Деловые игры,  ролевые игры, обучение с использованием компьютерных  обучающих программ  Тренинги Анализ практических ситуаций  Тематическая дискуссия   или   учебной при предъявлении нового материала Моделирование профессиональной деятельности Обучение   навыкам   межличностного общения Эффективное   создание   реального объекта, творческого продукта Развитие навыков работы в группе Выработка   умения   действовать   в стрессовой   ситуации,   развитие   навыков Деловые игры,  ролевые игры,  анализ практических ситуаций Ролевые игры Метод проектов Метод проектов Анализ практических ситуаций саморегуляции Развитие навыков принятия решений Развитие навыков активного слушания Анализ практических ситуаций  Тематическая дискуссия 8 В   зависимости   от   типа   используемых   методов   активного   обучения   на   уроке может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание.       Приведём  примеры использования активных методов на уроке. Допустим,  учителю необходимо проверить знания табличного умножения с одновременным  активным участием учащихся. Это будет мини – игра «Карусель».  Командирам групп  необходимо рассчитать всех членов своей команды на 1,2, тем самым, образуется пара.  Первые номера встают в круг спиной в центр, вторые номера ­ к ним лицом. Первые  номера задают вопросы по таблице умножения, а вторые номера  ­ отвечают. По  сигналу колокольчика внешний круг сдвигается на 1 человека по часовой стрелке. Другим вариантом этого метода является следующая организация работы  учеников: у каждого ученика внутреннего круга есть листик с конкретным вопросом,  и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на  данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников  знаний в некое общее достояние. Заключение Изучение   научной     и   методической   литературы   по   проблеме   позволило   мне сделать   вывод   о   том,   что   активное   обучение   –   это   такая   организация   учебного процесса,   при   которой   невозможно   неучастие   в   познавательном   процессе:   каждый ученик   либо   имеет   определенное   ролевое   задание,   в   котором   он   должен   публично отчитаться,   либо   от   его   деятельности   зависит   качество     выполнения   поставленной перед группой познавательной задачи. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Практика   показала   высокую   эффективность   внедрения   активных   методов  стимулируют обучения   в   учебно­воспитательный   процесс,   т.к   эти   методы   внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют:    формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности; получению  хороших предметных знаний вследствие  упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;   повышению активности и самостоятельности учащихся; овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;   осознанию учеником ценностей совместного труда; повышению   стремление   к   рефлексии   и   коллективному   анализу выполненной работы;  эстетическому воспитанию; 9  формированию   высокой   информационной   и   общей   культуры   будущих специалистов современного информационного общества. Таким   образом,   применение   активных   методов   обучения   позволяет   сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов,   что,   несомненно,   будет   способствовать   активному    формированию творческой   личности,   способной   решать   нетрадиционные   задачи   в   нестандартных условиях.                    В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. 10 Список литературы 1.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002 2.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001. 3.          Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003. 4.Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003 5.Кукушин В.С. Педагогические  технологии. Ростов ­ на – Дону. 2002. 6.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004. 7.Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004. 8.Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006. 9.Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.  10. Яковлев И.м. Методика и техника урока. –М., 2003. 11

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"

Статья на тему: "Активные формы и методы работы на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017