Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.6

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.6
Научные работы
docx
английский язык +1
6 кл
09.02.2019
Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В данной статье рассматриваются значение лексического навыка, понятие технологии обучения, описание технологии формирования лексического навыка с помощью e-learning на уроке иностранного языка. Экспериментально проверена и выявлена эффективность применения технологии при формировании лексического навыка у школьников с помощью e-learning на уроке иностранного языка. Ключевые слова: лексический навык, e-learning, технология.
Statya_13_Gubrenko_Anna.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Губренко А.Л. Краснодарское президентское кадетское училище, Краснодар, Россия [email protected] В   данной   статье   рассматриваются   значение   лексического   навыка, понятие   технологии   обучения,   описание   технологии   формирования лексического   навыка   с   помощью  e­learning  на   уроке   иностранного   языка. Экспериментально   проверена   и   выявлена   эффективность   применения технологии при формировании лексического навыка у школьников с помощью e­learning на уроке иностранного языка. Ключевые слова: лексический навык, e­learning, технология. Язык   представляет   собой   важнейшее   средство   общения,   без   которого невозможно существование и развитие человеческого общества. На сегодняшнем этапе   происходят   изменения   в   общественных   отношениях   и   средствах   поэтому   они   требуют   повышения   коммуникативной коммуникации, компетенции школьников, улучшения уровня их лингвистической подготовки. Основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование коммуникативной   компетенции,   способности   и   готовности   осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями иностранного языка. Первым   компонентом   коммуникативной   компетенции   являются коммуникативные  умения, вторым компонентом  ­ языковые  знания и навыки пользования   ими,   третьим   ­   социокультурные   знания.   Все   перечисленные компоненты   находятся   в   тесной   взаимосвязи.   Основной   составляющей считаются   коммуникативные   умения,   формирование   которых   предполагает овладение грамматикой, лексикой и фонетикой, а также навыками оперирования 1 ими в процессе говорения, чтения, письма и восприятия речи на слух. Поэтому лексические   навыки   являются   частью,   без   которой   коммуникация   не представляется возможной.  Лексический навык представляет собой неотъемлемую часть всех видов речевой деятельности, формирование, развитие и совершенствование которой является   главной   задачей   обучения   иностранному   языку.   В   виду   того, лексические   единицы   языка   составляют   один   из   основных   компонентов содержания обучения иностранному языку, применение современных методов, приёмов, форм обучения и образовательных технологий на уроке способствуют лучшему усвоению и пониманию лексического материала учащимися.  В эпоху всеобщей   компьютеризации   и   информатизации   происходит   модернизация системы     образования   с   внедрением   и   использованием   в   учебном   процессе различных   электронных   средств   массовой   информации   и   электронных технологий.   Поэтому   актуальным   становится   вопрос   о   применении   средств ИКТ,   таких   как   e­learning,   при   формировании   лексического   навыка   у школьников на уроке иностранного языка. Ведь компьютерные и инновационные технологии   повсеместно   внедряются   в   практическую   и   методологическую  Актуальность   темы   исследования составляющую   педагогической   сферы. заключается в том, что к середине курса обучения иностранному языку обычно возникают трудности повышения эффективности обучения иноязычной лексике. Это   обусловлено   тем,   что   у   учащихся   постепенно   пополняется   лексический запас, и им становится все труднее учить новые иноязычные слова и сохранять их   в   памяти.  В   связи   с  этим   страдает   качество   речи,  ведь   оно   находится   в прямой зависимости от сформированности лексических навыков. Отсюда можно увидеть актуальность проблемы низкого уровня сформированности лексических навыков   у   школьников   на   уроке   иностранного   языка.   Поэтому,   следует расширять словарный запас обучающихся с помощью средств ИКТ для того, чтобы   повысить   эффективность   запоминания   иноязычной   лексики,   и   чтобы 2 каждый   ученик   смог   без   каких­либо   затруднений   составлять   собственные речевые   высказывания.   Становится   очевидным,   что   для   формирования иноязычных   лексических   навыков   с   помощью   компьютерных   технологий необходимо использовать определённую технологию. Объектом   данного   исследования   является   процесс   формирования лексических навыков школьников с помощью e­learning  на уроке иностранного языка.  Предметом   исследования   выступает   технология   формирования лексических навыков школьников с помощью e­learning  на уроке иностранного языка. Цель   данного   исследования  заключается   в  определении   эффективности применения   технологии   формирования   лексического   навыка   у   школьников   с помощью e­learning на уроке иностранного языка. Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи: 1) определить значение и сущность лексического навыка; 2)   сформулировать   определение   технологии   обучения   применительно   к обучению иностранному языку; 3)описать   технологию   формирования   иноязычных   лексических   навыков Д.И. Кузнецовой; 4)проанализировать   результаты   эксперимента,   выяснить   эффективность применения технологии в школе, сделать выводы. В   эксперименте   использовались   такие   методы   исследования   как, тестирование   и   анкетирование.   Экспериментальной   базой   исследования послужила   МБОУ   «Гимназия   №   122   имени   Ж.А.   Зайцевой»   города   Казани республики Татарстан. В исследовании приняли участие 12 школьников из 6 класса, средний возраст которых составил 12­13 лет. Эксперимент проводился в течение трёх дней. 3 Понятие лексического навыка многократно рассматривалось психологами (А.Р. Лурия, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев) и методистами (Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов). Под лексическим навыком следует понимать владение формальными признаками   слова,   необходимыми   для   его   оформления   в   речи,   семантикой слова,   то   есть   его   значением,   и   его   функциональными   признаками,   то   есть назначением, а также способность вызывать из памяти слово в соответствии с речевой задачей. В традиционном понимании   структура лексического навыка включает в себя: звуковую форму лексической единицы, операции по   выбору лексической единицы,  операции по  сочетанию  лексических  единиц,    речевую   как задачу.   Лексические   навыки   обладают   такими   качествами, автоматизированность,   гибкость,   относительная   сложность   и   сознательность навыка.   Автоматизированность   навыка   гарантирует   скорость   выполнения действия. Данное качество позволяет говорящему думать только о содержании своей   речи,   не   концентрируя   внимание   на   лексической   или   грамматической стороне своей речи. Гибкость навыка позволяет применять слова в различных комбинациях, как с другими лексическими единицами, так и грамматическими конструкциями.   Относительная   сложность   навыка   указывает   на   ряд   которые   включены   в   понятие   лексического   навыка. компонентов, Сознательность   навыка   является   внутренним   свойством,   которое   присуще   В   речевой   деятельности   данное   качество   скрыто   за навыку.   Когда   уровень   автоматизированности автоматизированностью   навыка. недостаточен,   сознание   человека   переключается   на   навык.   Сознательность навыка   проявляется   в   способности   говорящего   осуществлять   контроль   за речевой деятельностью своего собеседника и самоконтроль на подсознательном уровне. Для   успешного   формирования   лексических   навыков   у   школьников   с помощью средств ИКТ на уроке иностранного языка необходимо применение определённой   технологии.  Обращение   к   "Краткому   словарю   педагогических 4 понятий"   позволяет   определить   технологию   как   рациональное   сочетание нескольких последовательно применяемы операций для получения какого­либо результата   [1].   А   классик   отечественной   методической   науки   Г.В.   Рогова считает,   что   технология   обучения   связана   с   научным   подходом   к   тому,   как учить: на основе каких принципов, с помощью каких методов и методических приёмов, каких средств обучения, какова должна быть организация обучения, какие факторы нужно учитывать, чтобы получить наибольший педагогический эффект   при   обучении   иностранному   языку   [4].   Безусловно,   что   технология формирования лексического навыка состоит из определённых этапов. Все этапы формирования   лексических   навыков   представляют   собой   единое   целое,   а выделение этапов обусловлено систематически для конкретизации каждого из этапов. Эффективность формирования лексических навыков напрямую зависит от эффективности каждого из этапов. Поэтапность формирования лексических навыков   не   является   достаточно   чёткой.   А   что   касается   количества   этапов формирования лексических навыков, то их число варьируется от двух до трех. В   данном   исследовании   была   применена   технология   формирования лексического   навыка   у   школьников   с   помощью   компьютерных   технологий, позаимствованная   у   Д.И.   Кузнецовой.   Данная   технология   формирования лексического   навыка   состоит   из   шести   этапов:   стадия   вовлечения,  введение, разъяснение, тренировка, применение,   разъяснение – изучение. Каждый этап технологической   цепочки   является   важной,   поскольку   несёт   в   себе определённые задачи и функции. На этапе вовлечения обучающиеся 6 класса были мотивированы различными  картинками с помощью электронных средств, стимулирующими   внимание.   На   данном   этапе   учащимся   предлагались следующие   задания:   приём   Predicting   ­   учебно­методический   прием, позволяющий обучающимся высказать свою догадку о теме урока и лексическом материале   на   основе   просмотренных   электронных   изображений.   На   этапе введения лексического материала учащимся предоставили такое задание, как 5 Word association – учебно­методический прием, направленный на порождение семантических   ассоциаций.   На   этапе   тренировки   лексического   материала предлагались задания: приём Gap­filling – заполнение пропусков и приём True— false   statements   ­   смысловой   выбор   ответов   или   суждений   на   основе предложенных   текстов   в   электронном   формате.   На   этапе   применения лексического материала учащиеся выполняли следующие задания: ролевые игры и   перекодирование   информации,   основанное   на   прочитанных   текстах. Заключительным   этапом   является   разъяснение   ­   изучение,   где   происходит фокусировка   обучающихся   на   проблемах,   которые   возникли   в   результате выполнения упражнений.  После   проведения   серии   уроков,   на   которых   применялась   технология посредством ИКТ, мною были проведены тест и анкетирование на выявление эффективности   её   применения   при   формировании   лексических   навыков   у школьников на уроке немецкого языка. Результаты проведенного мною анализа данных   позволяют   сделать   вывод   о   том,   что     эмпирическое   исследование позволило подтвердить предположение о том, что позаимствованная технология формирования   лексического   навыка   с   помощью   компьютерных   технологий является   эффективным   средством   формирования   иноязычных   лексических навыков   у   школьников   (Таблица   1).   Проведя   эксперимент,   можно   прийти   к заключению, что использование технологии формирования лексического навыка с   помощью   e­learning   положительно   повлияло   на   уровень   сформированности лексических навыков учащихся 6 класса МБОУ «Гимназии № 122 имени Ж.А. Зайцевой»  г. Казани. (рис. 1) Таблица 1 Сводная таблица результатов анкетирования среди учащихся Вопрос Сложно   ли   Вам   было   высказать   свое предположение   о   теме   сегодняшнего урока   и   лексическом   материале   на основе просмотренных картинок? 82%  да 6 18% нет 0%  Затрудняюсь ответить Как Вы относитесь к тому, что новая лексика   на   тему   «Familie»   была представлена в электронном виде?  Запоминание немецкой лексики на тему «Familie»   с   помощью   электронного семейного   дерева   было   эффективно для меня. Тренировка лексического материала на тему   «Familie»     с   помощью электронных   заданий   и   упражнений прошла Применять   в   устной   речи   новые лексические единицы на тему «Familie» было   на Устный   пересказ   основе прочитанных текстов на тему «Familie» и   ролевые   игры   с   одноклассниками помогли   мне   лучше   освоить   новую лексику и эффективно применять её в речи. 73% положительно 27% негативно 0% Затрудняюсь ответить 55% да 27% 18% Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да 73% увлекательно 0% скучно 55% сложно 36% да 18% легко 27% нет 27% Затрудняюсь ответить 27% Затрудняюсь ответить 36% Затрудняюсь ответить 7 Рис.   1   Результаты   индивидуального   тестирования   среди   школьников   на выявление уровня сформированности лексического навыка    Список литературы 1. Коняева Е.А. Павлова Е.Н. ­ Краткий словарь педагогических понятий. ­   Челябинский   государственный   педагогический   университет, Челябинск. – 2012. 113 с. 2. Миролюбова   А.А.   Рахманова   И.В.,   Цетлин   В.С.   Общая   методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1967. 505 с. 3. Пассов   Е.И.   Кузнецова   Е.С.   Формирование   лексических   навыков: Учебное пособие – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 40 с. 4. Рогова Г. В. Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе — М.: Просвещение, 1988. 244 с. THE PROCESS OF THE DEVELOPMENT OF A LEXICAL SKILL AMONG SCHOOLCHILDREN WITH THE HELP OF E­LEARNING AT A FOREIGN LANGUAGE LESSON  Gubrenko A.L. Краснодарское президентское кадетское училище, Краснодар, Россия [email protected] In the article a meaning of a lexical skill, a definition of a learning technology, a description of a technology of a lexical skill formation with the help of e­learning at a foreign language lesson are analyzed. An effectiveness of using a technology at a 8 formation of a lexical skill among schoolchildren by means of e­learning at a foreign language lesson has been experimentally checked and identified. Key words: a lexical skill, e­learning, a technology.   9 10

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2019