Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.6
Научные работы
docx
английский язык +1
6 кл
09.02.2019
В данной статье рассматриваются значение лексического навыка, понятие технологии обучения, описание технологии формирования лексического навыка с помощью e-learning на уроке иностранного языка. Экспериментально проверена и выявлена эффективность применения технологии при формировании лексического навыка у школьников с помощью e-learning на уроке иностранного языка.
Ключевые слова: лексический навык, e-learning, технология.
Statya_13_Gubrenko_Anna.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ
С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Губренко А.Л.
Краснодарское президентское кадетское училище, Краснодар, Россия
[email protected]
В данной статье рассматриваются значение лексического навыка,
понятие технологии обучения, описание технологии формирования
лексического навыка с помощью elearning на уроке иностранного языка.
Экспериментально проверена и выявлена эффективность применения
технологии при формировании лексического навыка у школьников с помощью
elearning на уроке иностранного языка.
Ключевые слова: лексический навык, elearning, технология.
Язык представляет собой важнейшее средство общения, без которого
невозможно существование и развитие человеческого общества. На сегодняшнем
этапе происходят изменения в общественных отношениях и средствах
поэтому они требуют повышения коммуникативной
коммуникации,
компетенции школьников, улучшения уровня их лингвистической подготовки.
Основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование
коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять
межличностное и межкультурное общение с носителями иностранного языка.
Первым компонентом коммуникативной компетенции являются
коммуникативные умения, вторым компонентом языковые знания и навыки
пользования ими, третьим социокультурные знания. Все перечисленные
компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Основной составляющей
считаются коммуникативные умения, формирование которых предполагает
овладение грамматикой, лексикой и фонетикой, а также навыками оперирования
1 ими в процессе говорения, чтения, письма и восприятия речи на слух. Поэтому
лексические навыки являются частью, без которой коммуникация не
представляется возможной.
Лексический навык представляет собой неотъемлемую часть всех видов
речевой деятельности, формирование, развитие и совершенствование которой
является главной задачей обучения иностранному языку. В виду того,
лексические единицы языка составляют один из основных компонентов
содержания обучения иностранному языку, применение современных методов,
приёмов, форм обучения и образовательных технологий на уроке способствуют
лучшему усвоению и пониманию лексического материала учащимися. В эпоху
всеобщей компьютеризации и информатизации происходит модернизация
системы образования с внедрением и использованием в учебном процессе
различных электронных средств массовой информации и электронных
технологий. Поэтому актуальным становится вопрос о применении средств
ИКТ, таких как elearning, при формировании лексического навыка у
школьников на уроке иностранного языка. Ведь компьютерные и инновационные
технологии повсеместно внедряются в практическую и методологическую
Актуальность темы исследования
составляющую педагогической сферы.
заключается в том, что к середине курса обучения иностранному языку обычно
возникают трудности повышения эффективности обучения иноязычной лексике.
Это обусловлено тем, что у учащихся постепенно пополняется лексический
запас, и им становится все труднее учить новые иноязычные слова и сохранять
их в памяти. В связи с этим страдает качество речи, ведь оно находится в
прямой зависимости от сформированности лексических навыков. Отсюда можно
увидеть актуальность проблемы низкого уровня сформированности лексических
навыков у школьников на уроке иностранного языка. Поэтому, следует
расширять словарный запас обучающихся с помощью средств ИКТ для того,
чтобы повысить эффективность запоминания иноязычной лексики, и чтобы
2 каждый ученик смог без какихлибо затруднений составлять собственные
речевые высказывания. Становится очевидным, что для формирования
иноязычных лексических навыков с помощью компьютерных технологий
необходимо использовать определённую технологию.
Объектом данного исследования является процесс формирования
лексических навыков школьников с помощью elearning на уроке иностранного
языка.
Предметом исследования выступает технология формирования
лексических навыков школьников с помощью elearning на уроке иностранного
языка.
Цель данного исследования заключается в определении эффективности
применения технологии формирования лексического навыка у школьников с
помощью elearning на уроке иностранного языка.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) определить значение и сущность лексического навыка;
2) сформулировать определение технологии обучения применительно к
обучению иностранному языку;
3)описать технологию формирования иноязычных лексических навыков
Д.И. Кузнецовой;
4)проанализировать результаты эксперимента, выяснить эффективность
применения технологии в школе, сделать выводы.
В эксперименте использовались такие методы исследования как,
тестирование и анкетирование. Экспериментальной базой исследования
послужила МБОУ «Гимназия № 122 имени Ж.А. Зайцевой» города Казани
республики Татарстан. В исследовании приняли участие 12 школьников из 6
класса, средний возраст которых составил 1213 лет. Эксперимент проводился в
течение трёх дней.
3 Понятие лексического навыка многократно рассматривалось психологами
(А.Р. Лурия, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев) и методистами (Е.И. Пассов, С.Ф.
Шатилов). Под лексическим навыком следует понимать владение формальными
признаками слова, необходимыми для его оформления в речи, семантикой
слова, то есть его значением, и его функциональными признаками, то есть
назначением, а также способность вызывать из памяти слово в соответствии с
речевой задачей. В традиционном понимании структура лексического навыка
включает в себя: звуковую форму лексической единицы, операции по выбору
лексической единицы, операции по сочетанию лексических единиц, речевую
как
задачу.
Лексические навыки обладают такими качествами,
автоматизированность, гибкость, относительная сложность и сознательность
навыка. Автоматизированность навыка гарантирует скорость выполнения
действия. Данное качество позволяет говорящему думать только о содержании
своей речи, не концентрируя внимание на лексической или грамматической
стороне своей речи. Гибкость навыка позволяет применять слова в различных
комбинациях, как с другими лексическими единицами, так и грамматическими
конструкциями. Относительная сложность навыка указывает на ряд
которые включены в понятие лексического навыка.
компонентов,
Сознательность навыка является внутренним свойством, которое присуще
В речевой деятельности данное качество скрыто за
навыку.
Когда уровень автоматизированности
автоматизированностью навыка.
недостаточен, сознание человека переключается на навык. Сознательность
навыка проявляется в способности говорящего осуществлять контроль за
речевой деятельностью своего собеседника и самоконтроль на подсознательном
уровне.
Для успешного формирования лексических навыков у школьников с
помощью средств ИКТ на уроке иностранного языка необходимо применение
определённой технологии. Обращение к "Краткому словарю педагогических
4 понятий" позволяет определить технологию как рациональное сочетание
нескольких последовательно применяемы операций для получения какоголибо
результата [1]. А классик отечественной методической науки Г.В. Рогова
считает, что технология обучения связана с научным подходом к тому, как
учить: на основе каких принципов, с помощью каких методов и методических
приёмов, каких средств обучения, какова должна быть организация обучения,
какие факторы нужно учитывать, чтобы получить наибольший педагогический
эффект при обучении иностранному языку [4]. Безусловно, что технология
формирования лексического навыка состоит из определённых этапов. Все этапы
формирования лексических навыков представляют собой единое целое, а
выделение этапов обусловлено систематически для конкретизации каждого из
этапов. Эффективность формирования лексических навыков напрямую зависит
от эффективности каждого из этапов. Поэтапность формирования лексических
навыков не является достаточно чёткой. А что касается количества этапов
формирования лексических навыков, то их число варьируется от двух до трех.
В данном исследовании была применена технология формирования
лексического навыка у школьников с помощью компьютерных технологий,
позаимствованная у Д.И. Кузнецовой. Данная технология формирования
лексического навыка состоит из шести этапов: стадия вовлечения, введение,
разъяснение, тренировка, применение, разъяснение – изучение. Каждый этап
технологической цепочки является важной, поскольку несёт в себе
определённые задачи и функции. На этапе вовлечения обучающиеся 6 класса
были мотивированы различными картинками с помощью электронных средств,
стимулирующими внимание. На данном этапе учащимся предлагались
следующие задания: приём Predicting учебнометодический прием,
позволяющий обучающимся высказать свою догадку о теме урока и лексическом
материале на основе просмотренных электронных изображений. На этапе
введения лексического материала учащимся предоставили такое задание, как
5 Word association – учебнометодический прием, направленный на порождение
семантических ассоциаций. На этапе тренировки лексического материала
предлагались задания: приём Gapfilling – заполнение пропусков и приём True—
false statements смысловой выбор ответов или суждений на основе
предложенных текстов в электронном формате. На этапе применения
лексического материала учащиеся выполняли следующие задания: ролевые игры
и перекодирование информации, основанное на прочитанных текстах.
Заключительным этапом является разъяснение изучение, где происходит
фокусировка обучающихся на проблемах, которые возникли в результате
выполнения упражнений.
После проведения серии уроков, на которых применялась технология
посредством ИКТ, мною были проведены тест и анкетирование на выявление
эффективности её применения при формировании лексических навыков у
школьников на уроке немецкого языка. Результаты проведенного мною анализа
данных позволяют сделать вывод о том, что эмпирическое исследование
позволило подтвердить предположение о том, что позаимствованная технология
формирования лексического навыка с помощью компьютерных технологий
является эффективным средством формирования иноязычных лексических
навыков у школьников (Таблица 1). Проведя эксперимент, можно прийти к
заключению, что использование технологии формирования лексического навыка
с помощью elearning положительно повлияло на уровень сформированности
лексических навыков учащихся 6 класса МБОУ «Гимназии № 122 имени Ж.А.
Зайцевой» г. Казани. (рис. 1)
Таблица 1 Сводная таблица результатов анкетирования среди учащихся
Вопрос
Сложно ли Вам было высказать свое
предположение о теме сегодняшнего
урока и лексическом материале на
основе просмотренных картинок?
82%
да
6
18%
нет
0%
Затрудняюсь
ответить Как Вы относитесь к тому, что новая
лексика на тему «Familie» была
представлена в электронном виде?
Запоминание немецкой лексики на тему
«Familie» с помощью электронного
семейного дерева было эффективно
для меня.
Тренировка лексического материала на
тему «Familie»
с помощью
электронных заданий и упражнений
прошла
Применять в устной речи новые
лексические единицы на тему «Familie»
было
на
Устный пересказ
основе
прочитанных текстов на тему «Familie»
и ролевые игры с одноклассниками
помогли мне лучше освоить новую
лексику и эффективно применять её в
речи.
73%
положительно
27%
негативно
0%
Затрудняюсь
ответить
55%
да
27%
18%
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
73%
увлекательно
0%
скучно
55%
сложно
36%
да
18%
легко
27%
нет
27%
Затрудняюсь
ответить
27%
Затрудняюсь
ответить
36%
Затрудняюсь
ответить
7 Рис. 1 Результаты индивидуального тестирования среди школьников на
выявление уровня сформированности лексического навыка
Список литературы
1. Коняева Е.А. Павлова Е.Н. Краткий словарь педагогических понятий.
Челябинский государственный педагогический университет,
Челябинск. – 2012. 113 с.
2. Миролюбова А.А. Рахманова И.В., Цетлин В.С. Общая методика
обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение,
1967. 505 с.
3. Пассов Е.И. Кузнецова Е.С. Формирование лексических навыков:
Учебное пособие – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 40 с.
4. Рогова Г. В. Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку
на начальном этапе в средней школе — М.: Просвещение, 1988. 244 с.
THE PROCESS OF THE DEVELOPMENT OF A LEXICAL SKILL
AMONG SCHOOLCHILDREN WITH THE HELP OF ELEARNING
AT A FOREIGN LANGUAGE LESSON
Gubrenko A.L.
Краснодарское президентское кадетское училище, Краснодар,
Россия
[email protected]
In the article a meaning of a lexical skill, a definition of a learning technology, a
description of a technology of a lexical skill formation with the help of elearning at a
foreign language lesson are analyzed. An effectiveness of using a technology at a
8 formation of a lexical skill among schoolchildren by means of elearning at a foreign
language lesson has been experimentally checked and identified.
Key words: a lexical skill, elearning, a technology.
9 10
Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ИКТ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.