Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии
Оценка 4.9

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Оценка 4.9
Игры +3
docx
биология +1
5 кл—11 кл
29.01.2017
Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии
Статья о обучении детей по новым технологиям, о методах и способах повышения уровня образования. Каждый ребенок от природы индивидуален и в чем то одарен, поэтому задача взрослых увидеть эту одаренность и развить, используя различные подходы и методы. В своей рботе с одаренными детьми я использую разные технологии для повышения обеченности детей и развития интереса к предмету, остановлюсь на методе "Игра". Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, стимулирует деятельность, развивает эмоциоально- волевую сферу. в процессе игры постоянно создаються ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность.статья по работе с одаренными детьми на уроках биологии,
статья Инновацион технол.docx
Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках  биологии.                                         «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.                                          Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».                                                                                         В.А. С ухомлинский  В последние годы в нашей стране широко практикуется обучение  детей по новым педагогическим системам, апробируются новые методы обучения. В послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана  Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более первоочередной задачей выдвигается повышение уровня образованности как  фактора конкурентно способности нации. Главной задачей 21 века, является  улучшение качества жизни в том числе качества образования, определяющего  условия развития личности.   эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих  способностей обучающихся. Инновационные технологии в образовании основаны на использовании современных достижений науки и информационных  технологий. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов,  развитие у учащихся творческих способностей, умения самостоятельно  принимать решения. Наше время — время перемен. Казахстану  нужны люди, способные  принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе  возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы  люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие  возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор.  Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою  особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно  побуждать к творчеству. Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого  подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации  особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки  обучения в обычной школе. Можно выделить 3 основные проблемы в  организации работы с одаренными детьми:  ­ отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской  одаренности, видомом однообразии; ­ функционально ­ целевая направленность школы в плане развития  интеллекта учащихся;  ­ ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на  индивидуальное развитие. Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих  способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития,  то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько  создавать соответствующую инновационную образовательную среду. Чтобы  развить человека, необходимо рационально выбрать цели, содержание, методы,  формы обучения.  Кроме того, успех ребенка во многом зависит от того, какой  педагог с ним работает.     На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде  всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми  учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу  оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы ­  урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы  выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам.  Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это  позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных  детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени  одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для  выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими  принципами педагогической деятельности: • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей  для развития личности; • принцип возрастания роли внеурочной деятельности; • принцип индивидуализации и дифференциации обучения; • принцип создания условий для совместной работы учащихся при  минимальном участии учителя; • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных  услуг, помощи, наставничества. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать  как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть  автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Вот почему методы и  формы работы учителя способствуют решению обозначенной задачи. В работе с  одаренными детьми предпочитаю современные инновационные технологии:  исследовательские, частично­поисковые, проблемные, проектные.    В работе с одаренными детьми  я  стараюсь использовать современные  педагогические технологии, например, технологию развития критического  мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения  учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и  поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся  погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний,  стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.   Я – учитель биологии, и я учу впускать этот прекрасный мир в себя. А  чтобы достичь этого, вначале надо научиться видеть, как окружающий мир  прекрасен: полет птиц и мотылька; цветок тянущийся к солнцу; трель соловья;  улыбка ребенка. Моя задача как учителя состоит в создании условий для  реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в  воспитании личности:  Способной к саморазвитию и творчеству,  Имеющей позитивное мышление,  Умеющей предвидеть результаты своих действий,  Обладающей активной жизненной позицией,  Обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности,  потребностью в новых достижениях. В каждой школе есть много детей, которых интересуют биологические  дисциплины, но необходимо так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в  дальнейшем он пошел именно по этому направлению. Одним из направлений моей деятельности по работе с одаренными детьми  является внедрение ИКТ в учебную практику. На данном этапе развития  информационный потенциал нашей школы позволяет использовать  информационные технологии разными способами: 1. Проведение медиа – уроков. Основой образовательной деятельности в  школе является урок.  Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись без  использования ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей –  предметников. 2. Организация интернет – олимпиад и конкурсов по предметам.  Участвовать в таких олимпиадах может любой школьник. В основе  обучения одаренных детей – личностно – ориентированные технологии, в  рамках которых выстраиваются индивидуальные программы. Одно из  деятельных направлений этих программ – развитие и реализация  творческого потенциала учащихся на основе участия в Интернет –  олимпиадах «Тенгри», «Инфоурок», «ИнтеллО»,  Преподавание биологии, в силу особенностей самого предмета, представляет  собой благоприятную сферу для применения современных информационных  технологий.  Учитель в этой ситуации выступает консультантом,  координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения  проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Анализ собственного опыта работы позволяет сформулировать ряд  преимуществ при использовании ИКТ на уроках: Возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как  ученика, так и учителя. Стимулирование более активной деятельности учащихся за счет  возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой  всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание  учащихся на доске. Развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания  ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому  восприятию учебного материала.  Детей нужно знакомить с раннего возраста информационным и  компьютерным технологиям, потому что наше будущее станет их настоящим,  они с раннего возраста быстрее осваивают компьютер. Просто делать это нужно  с трезвым взглядом на вещи: внимательно следить за тем, чтобы компьютер и  Интернет не заменили реальную жизнь. Наша школа  уделяет особое внимание детям. В работе с учащимися  используются различные   формы организации учебной работы; участие в  школьных, городских и международных олимпиадах, соревнованиях в научных  проектах. Наши выпускники конкурентоспособны при поступлении на  биологические и медицинские специальности ВУЗов. Мы пришли к тому, что необходимо применять новые подходы,  основывающиеся на педагогике сотрудничества, использовать различные виды  работ по развитию способностей школьников, учитывать индивидуальные  особенности ребенка, формировать и поддерживать положительные мотивы,  привлекать его к активной деятельности, модернизировать формы, методы  обучения и воспитания, создавать необходимые условия для развития личности. Для подросткового и старшего школьного возраста ведущими типами  деятельности являются социально­коммуникативная и проектно­ исследовательская деятельность как необходимое условие и средство для  профессионального самоопределения. При этом «объектом проектирования»  для школьника выступает он сам, т.е. он сам должен выбрать в окружающем  мире и спроектировать «сформировать» у себя такие способности, которые  необходимы для овладения выбранной им профессии. Предметом особого  внимания педагога биолога является использование в работе таких методов,  средств и форм обучения, которые направлены на развитие критичности и  самостоятельности мышления, любознательности, изобретательности,  самостоятельности и т.д. Главное – научить ребенка учиться и убедить его в  том, что он сам определяет свою судьбу.  Существенно повысить эффективность развития интеллектуально­ эвристических способностей можно только в том случае, если постоянно  использовать в процессе обучения творческие задания. У наших детей есть  прекрасная возможность создавать собственные научно­исследовательские  и  экологические фильмы, мультимедийные презентации, проекты и т.д. В процессе работы над такими заданиями школьники учатся применять свои знания, умения и навыки, используют различные виды деятельности.  Для того, чтобы сделать уроки  более эффективными, чтобы  активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем  самым вызвать интерес к биологии, в моей системе работы есть такие  направления, как: ­групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, ­конкурсы, ­участие в олимпиадах, ­ролевые и интеллектуальные игры, ­факультативные занятия, ­работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии,  ­творческие экзамены. В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности: ­ проблемно – развивающее обучение; ­ работа в малых группах; ­ приемы технологии критического мышления через чтение и письмо,  составление схем, кроссвордов; ­ информационно – коммуникативные технологии для удовлетворения  познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты,  презентации, тренажеры, составление схем ­ конспектов);  ­  уроки­консультации; ­  выполнение практических работ;  ­ дифференцированное обучение;  ­ создание проблемных ситуаций; ­  использование различных видов игр,  ­ самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,  ­ учебные и тематические конференции, диспуты, дискуссии, круглые столы. ­ задания творческого и нестандартного характера;  Одним из видов биологического творчества является научно­ исследовательская работа, поскольку в процессе исследования живой природы  дети открывают для себя новые ценности познания живой природы и  собственного организма. Предусмотрено усвоение и оперирование понятиями  методологии биологического исследования, проведения эксперимента, описания и интерпретации результатов. Независимо от специализации (ботаника,  зоология, анатомия и др.) будущий биолог должен уметь проводить  качественные и количественные наблюдения, владеть микроскопическими  методами, представлять данные и т.д. Поэтому доминирующим методом в моей  работе есть исследовательский метод обучения биологической дисциплине. Он  реализуется путем постановки познавательных и практических задач и заданий,  требующих самостоятельного  творческого решения. Хочется сделать вывод: нужно помочь одаренному ребенку вовремя  выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней  стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою  одаренность.   Воспитание и обучение одарённых детей ­ трудная и широкомасштабная  задача. Тут и соответствующее воспитание и подготовка учителей — подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами.  Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект,  творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям.  У одаренных ребят появился еще один стимул ­ побеждать. Хотя цена этих  побед ­ долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь  учителей.  Все дети талантливы и успех каждого ребенка зависит от его  своевременного выявления и развития. Обучение талантливого ребенка и  выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы  привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого  подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме  того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к  науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие  самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а  также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.   Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя  создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития  ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что  я и  пытаюсь сделать на своих уроках. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не  прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей  личностного  роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии  одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами,  другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической  гибкости, умения  отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной  стороной. Совершенствование работы с одаренными детьми – одно из ведущих  направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  предполагающее разветвленную систему поиска и поддержки талантливых  детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления  личности.  И напоследок, хочу привести высказывание Сократа: «Учитель, подготовь  себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии

Статья на тему: Инновационные технологии в работе с одаренными детьми на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017
Посмотрите также: