Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета
Оценка 5

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета

Оценка 5
Работа в классе +2
docx
английский язык +1
11 кл +1
14.01.2019
Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета
Овладение иностранным языком представляет собой сложный многогранный процесс запоминания, воспроизведения и применения изученного материала. Современные технологии позволяют обогатить данный процесс, раскрывая творчество учеников, повышая их мотивацию и достигая результаты. На сегодняшний день можно выделить технологию критического мышления, которая применяется при изучении многих предметов, в том числе и иностранного языка. Технология развития критического мышления (ТРКМ) стала неотъемлемым элементом школьной практики за последние несколько лет. ТРКМ – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Она формирует культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека думающего». Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Эта технология позволяет учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие обучающихся в образовательном процессе и тем самым повысить эффективность уроков.
ст2.docx
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета Подготовила: Кубасова Тамара Алексеевна, преподаватель английского языка Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся Овладение   иностранным   языком   представляет   собой   сложный   многогранный процесс запоминания, воспроизведения и применения изученного материала. Современные технологии   позволяют   обогатить   данный   процесс,   раскрывая   творчество   учеников, повышая   их   мотивацию   и   достигая   результаты.   На   сегодняшний   день   можно   выделить технологию   критического   мышления,   которая   применяется   при   изучении   многих предметов, в том числе и иностранного языка. Технология   развития   критического   мышления   (ТРКМ)   стала   неотъемлемым элементом   школьной   практики   за   последние   несколько   лет.   ТРКМ   –   это   технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и   любому   предмету.   Она   формирует   культуру   сотрудничества,   культуру   работы   с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека думающего». Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Эта технология позволяет учителю заменить пассивное   слушание   и   пересказ   на   активное   участие   обучающихся   в   образовательном процессе и тем самым повысить эффективность уроков. Под «критическим   мышлением» понимают   процесс   соотнесения   внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработку решения о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что ­ опровергнуть. При этом иногда приходится корректировать   собственные   убеждения   или   даже   отказываться   от   них.   Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать с полученной информацией.   Соответственно,   критическое   мышление   –   это   «один   из   видов интеллектуальной   деятельности   человека,   который   характеризуется   высоким   уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю…». «Критическое   мышление»   ­   не   новый   термин.   Вопрос   о   необходимости   воспитывать личность, способную мыслить критически, ученые поднимали еще с начала 20 века. В наше время   этот   вопрос   не   потерял   актуальности.   Наше   стремительное   время   требует   от человека умения самостоятельно ориентироваться  в потоке многоязычной информации; умения  осуществлять  перенос знаний  из  разных  областей  человеческой  деятельности  и науки в конкретную ситуацию; умения работать с различными видами иноязычных текстов, способности   осуществлять   сотрудничество   с   представителями   различных   культур. Технология   развития   критического   мышления   выделяется   среди   инновационных педагогических   идей   удачным   сочетанием   проблемности   и   продуктивности   обучения   с технологичностью   урока,   эффективными   методами   и   приемами.   Используя   технологию «Критическое   мышление»   на   уроках   английского   языка,   учитель   развивает   личность ученика   в   первую   очередь   при   непосредственном   обучении   иностранному   языку,   в результате   чего   происходит   формирование   коммуникативной   компетенции, обеспечивающей   комфортные   условия   для   познавательной   деятельности   и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. По   технологии   «Критическое   мышление»   используется   модульный   урок,   состоящий   из трех этапов: Первая стадия – «вызов» Вторая стадия – «осмысление» Третья стадия – «рефлексия» Каждая фаза критического мышления имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных   сначала   на   активизацию   исследовательской,   творческой   деятельности,   а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Первая   стадия   –   «вызов», во   время   которой   у   учащихся   активизируются имевшиеся   ранее   знания,   пробуждается   интерес   к   теме,   определяются   цели   изучения предстоящего   учебного   материала. На   стадии «вызова»   (evocation stage)предполагается вызвать у ребят знания или, если этих знаний мало, помочь сформулировать вопросы и предположения. Мотивом может стать обмен противоречий и неполной информацией во время   парной   или   групповой   работы.   Таким   образом,   на   стадии   вызова   школьники   с помощью вопросов и предположений сами формируют для себя значимые конкретные цели изучения нового материала. Приемы: мозговой штурм, кластеры, концептуальное колесо, прогнозирование (по портрету,   картине,   видеофрагменту),   прогнозирование   по   ключевым   словам,   таблица тонких и толстых вопросов, формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте, круги по воде, таблица «З–Х–У», верные и неверные утверждения. Вторая   стадия   –   «осмысление» ­   содержательная,   в   ходе   которой   и   происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс   чтения   всегда   сопровождается   действиями   ученика,   которые   позволяют отслеживать   собственное   понимание.   При   этом   понятие   «текст»   трактуется   весьма широко:   это   и   письменный   текст,   и   речь   преподавателя,   и   видеоматериал. Эта   стадия называется «осмысление   содержания»   (realization ofmeaning)..Учителя   осознанно уменьшают свою роль во время знакомства учащихся с новым материалом. Более того, предлагают дополнительные источники информации. Приемы: чтение   текста   с   маркировкой   по   методу   «Insert»,   стратегия   «Идеал», стратегия «Фишбоун», зигзаг, выделение ключевых слов подчёркиванием, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, чтение текста с остановками, метод «Шесть шляп мышления» Третья стадия – «рефлексия» ­ размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо   своей   позиции   в   дискуссии.   Именно   здесь   происходит   активное   переосмысление собственных   представлений   с   учетом   вновь   приобретенных   знаний. На стадии «рефлексии»   (reflection) учитель   и   ученики   возвращаются   к   поставленным   в начале урока вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения (как устные, так и письменные), систематизация и оценивание новой информации. Приемы: синквейн,   возвращение   к   ключевым   словам,   верным   и   неверным утверждениям, достраивание кластера из ключевых слов, ответы на поставленные вопросы, организация   устных   и   письменных   круглых   столов,   организация   различных   видов дискуссий, написание творческих работ, исследования по отдельным вопросам темы. Как совместить авторскую концепцию УМК с педагогической инновацией? Как сделать так, чтобы замысел авторов учебника не стал “подводным рифом” для педагогической деятельности   учителя,   а   учитель,   в   свою   очередь,   не   нарушил   строение   учебника?   По нашему мнению, авторы современных УМК все больше внимания уделяют развитию КМ, методам   работы   с   информационным   и   художественным   текстом.   В   качестве   удачного примера можно привести УМК “Spotlight ”(«Английский в фокусе») под редакцией Ю.Е. Ваулиной,   Д.Дули,   который   мы   используем   в   процессе   обучения.   Мы   считаем, что cледующие приемы наиболее эффективны в процессе обучения английскому языку. «Мозговой штурм» Основная   цель   "учебного   мозгового   штурма"   –   развитие   творческого   типа мышления. "Учебный мозговой штурм" обычно проводится в группах численностью 5­7 человек.   Первый   этап   –   это   создание   банка   идей,   возможных   решений   проблемы. Принимаются   и   фиксируются   на   доске   или   плакате   любые   предложения.   Критика   и комментирование   не   допускаются.   Второй   этап   –   коллективное   обсуждение   идей   и предложений.   На   этом   этапе   главное   –   найти   рациональное   в   любом   из   предложений, попытаться совместить их в целое. Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с   точки   зрения   имеющихся   на   данный   момент   ресурсов.   Этот   этап   может   быть   даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. «Кластеры» Кластер   («гроздь»)   –   выделение   смысловых   единиц   текста   и   графическое   их оформление   в   определенном   порядке   в   виде   грозди.   Кластеры   могут   стать   ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие­то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем   по   категориям.   Кластер   –   графический   прием   систематизации   материала Правила   очень   простые.   В   центре   –   это   наша   тема,   а   вокруг   нее   крупные   смысловые единицы. «Концептуальное колесо» Прием   «концептуальное   колесо»   эффективно   использовать   на   стадии   вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. «Таблица тонких и толстых вопросов» Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;   при   рефлексии   –   для   демонстрации   понимания   пройденного.   На   стадии рефлексии дается задание составить еще 3­4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. «Таблица «З–Х–У» Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Затем они записывают в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают  получить при чтении данной   статьи.   После   прочтения   статьи   идет   обсуждение   (на   все   ли   вопросы   получен ответ).   Также   можно   предложить   учащимся   различные   способы   дальнейшего   поиска информации. Роль   учителя   на   этом   этапе   работы   состоит   в   том,   чтобы   стимулировать   учащихся   к вспоминанию   того,   что   они   уже   знают   по   изучаемой   теме,   способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащегося ценно. Чтение текста с маркировкой по методу «Insert» При чтении текста учащиеся на полях расставляют следующие пометки: v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. После   чтения   текста   с   маркировкой   учащиеся   заполняют   маркировочную   таблицу «Инсерт», состоящую из 4­х колонок. Причём, заполняется сначала 1­я колонка по всему тексту, затем 2­я и т.д. Приём «Сводная таблица» или графическая систематизация материала это   групповой   метод   работы,   позволяющий   работать   с   текстами   большого   объёма   и проводить сравнение. Стратегия «Фишбоун» В  «голове»   этого  скелета  обозначена  проблема,  которая  рассматривается  в  тексте.  На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения   текста,   в   результате   актуализации   своих   знаний   и   опыта).   Напротив   верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие   суть,   факты.   Факт   придает   проблеме   ясность   и   реальные   очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться. «Шесть шляп мышления» Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями: 1. Эмоциями. 2. Растерянностью. 3. Путаницей Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления   на   шесть   разных   режимов,   каждый   из   которых   представлен   в   виде метафорической   шляпы   определенного   цвета.   Человек,   мысленно   надевая   шляпу определенного   цвета,   выбирает   в   данный   момент   тип   мышления,   который   с   ней ассоциируется. Белая   шляпа   мышления –   это   режим   фокусировки   внимания   на   всей   информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Красная   шляпа –   шляпа   эмоций,   чувств   и   интуиции.   Не   вдаваясь   в   подробности   и рассуждения,   на   этом   этапе   высказываются   все   интуитивные   догадки.   Люди   делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении Желтая   шляпа позитивная.   мы   думаем   над   предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. Черная   шляпа полная   противоположность   желтой.   В   этой   шляпе   на   ум   должны   идти исключительно   критические   оценки   ситуации,   возможные   риски   и   тайные   угрозы,   на существенные и мнимые недостатки. Зеленая   шляпа –   шляпа   творчества   и   креативности,   поиска   альтернатив   и   внесения изменений.   Надевая   ее, Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения   и   проработки   его   содержания.   В   частности,   использование   синей   шляпы перед   примеркой   всех   остальных   это   определения   того,   что   предстоит   сделать,   т.е. формулирование   целей,   а   в   конце   –   подведение   итогов   и   обсуждение   пользы   и эффективности метода 6 шляп. Учитель на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации, в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении, отслеживает степень   активности   работы,   внимательности   при   чтении,   если   школьники   работают   с текстом, предлагает для организации работы с текстом различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. «Синквейн» Синквейн   –   это   стихотворение,   которое   требует   синтеза   информации   и   материала   в кратких выражениях. Слово «синквейн» происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: Первая строка ­ одним словом обозначается тема (имя существительное). Вторая строка ­ описание темы двумя словами (имена прилагательные). Третья   строка   ­   описание   действия   в   рамках   этой   темы   тремя   словами   (глаголы, причастия). Четвертая строка ­ фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи). Пятая строка ­ это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. «Организация дискуссий, устных и письменных круглых столов» Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность. С   помощью   дискуссии   учитель   умело   включает   учащихся   в   значимые   для   них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса. Также   активно   применяются   такие   методы   как   написание   творческих   работ,   а   также исследования по отдельным вопросам темы. Использование   технологии   критического   мышления   на   уроках   английского   языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться   усвоения   материала   всеми   участниками   группы,   решить   разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной   учебно­познавательной,   коммуникативной,   творческой   деятельности учащихся,   у   него   появляются   возможности   для   совершенствования   процесса обучения, развития   коммуникативной   компетенции   учащихся,   целостного   развития   их личности. Таким образом, технология развития критического мышления очень хорошо применима на уроках английского языка. Применение данной технологии позволяет учащимся повышать эффективность восприятия информации, развивает их умение критически мыслить, умение ответственно   относиться   к   собственному   образованию,   а   также   умение   работать   в сотрудничестве.   Данная   технология   позволяет   учителю   давать   учащимся   возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и   быть   исправленным   учителем,   фиксировать   все   высказывания   (любое   из   них   будет важным для дальнейшей работы), сочетать индивидуальную, парную и групповую работу. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, услышать   другие   мнения,   изложить   свою   точку   зрения   без   риска   ошибиться.   Таким образом,   применение   технологии   развития   критического   мышления   способствует повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Литература 1.   Беспаленко   В.П.   Слагаемые   педагогической   технологии./   В.П.   Беспаленко.   –   М.: Просвещение. 2001. – 35с. 2. Иванова О.Н. Обучение чтению на английском языке учащихся 10­11 классов в условиях триязычия (базовый уровень)//Иностранные языки в школе. 2008. – №5. – 70­76с. 3.   Иванова О.Н.   Обучение   чтению   на   английском   языке   учащихся   10­11   классов нефилологического профиля //Народное образование Якутии. 2008.­ №3. – 74­77с. 4. Минаев Л.В. Что способствует лучшему пониманию английского текста?// Иностранные языки в школе. 2002.­ №6.­ 5­8с. 5. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе./А.А. Миролюбов.­ М.: Просвещени. 2006. ­25с. 6.  Полат  Е.С.  Новые  педагогические   и  информационные   технологии./  Е.С.  Полат.­   М.: Академия. 2003.­ 150с. 7.   Полат   Е.С.   Современная   гимназия:   Взгляд   теоретика   и   практика./   Е.С.   Полат.­   М.: Просвещение. 2000.­ 100с. 58–64с.

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета

Статья на тему: Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся к изучению предмета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2019