Статья на тему "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
физическая культура
Взрослым
26.02.2019
В моей статье обозначена проблема в подготовки обучающихся физической культурой. Какой я вижу выход из сложившейся ситуации при подготовки будущих специалистов в нефтяной отрасли. Для чего нужна профессиональная физическая подготовка, какие методы физической культуры помогают в развитии физических качеств необходимых будущим нефтяникам.
ППФК.docx
УДК 37.037.1
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Патунина Юлия Николаевна
Преподаватель физической культуры
в Нижневартовском нефтяном техникуме
Аннотация. Статья посвящена исследованию специфики преподавания
физической культуры в учебных заведениях разного профиля. Автором
рассмотрена профессиональноприкладная физическая подготовка как
ключевой метод физического воспитания специалистов всех сфер
хозяйствования. Выделены задачи и роль профессиональноприкладной
физической культуры в современных условиях становления
квалифицированного специалиста отрасли.
Ключевые слова: физическая культура, специалист, физическое воспитание,
профессиональноприкладная физическая подготовка, образование, учебное
заведение.
Постановка проблемы. Уровень развития физических качеств
специалиста любой отрасли хозяйствования указывает на адаптационные
способности к физическим нагрузкам. Современные требования к уровню
физической подготовленности среднестатистической активной молодежи
вызваны необходимостью выполнением в будущем своих обязанностей в
избранной области профессиональной деятельности. В то же время нерешенной
проблемой остается вопрос разработки технологии физической культуры в
неспециализированных учебных заведениях, которая могла бы обеспечить возможность обоснования деятельности преподавателей с гарантированным
достижением запланированного результата.
Указанное дает основания утверждать о необходимости модернизации
известных и поиска новых научных подходов к физической подготовке
специалистов. Возможности для вариативного построения физической культуры
формируют актуальность и научную новизну обоснования совершенствования
физической подготовки учащихся различными средствами профессионально
прикладной физической культуры. Цель исследования: обосновать применение
методов профессиональноприкладной физической культуры в физическом
воспитании специалистов разных сфер деятельности для совершенствования их
физической подготовленности.
Анализ литературных источников показал, что совершенствование
организационных форм проведения профессионально направленной физической
подготовки специалистов является объективно необходимым с позиций
педагогики физического воспитания и психологии. Процессы самовоспитания
будущего специалиста отражают процессы формирования потребности в
совершенствовании физического развития и спортивном совершенствовании,
активизации творческого роста специалистов. Самым эффективным в
улучшении показателей физического состояния специалистов является
профессиональноприкладная физическая подготовка.
Изложение основного материала. Физическое воспитание является
основным элементом повышения готовности к дальнейшей деятельности
специалистов. С помощью спортивной направленности (специализации) можно
улучшить физическую подготовленность, приобрести новые профессионально
прикладные умения и навыки, целостно и комплексно повысить уровень
здоровья.
С каждым годом все больше усложняются технологические процессы,
ускоряются темпы современного производства, что значительно повышает и без того высокие требования к подготовленности будущего специалиста.
Современный выпускник учебного заведения любого профиля должен иметь не
только знания, умения и навыки в выбранной профессиональной деятельности,
но и достаточно высокий уровень физической, психофизической и психической
подготовленности [4]. Известно, что успешное выполнение своих
производственных обязанностей возможно лишь при хорошем состоянии
здоровья и самочувствия, долгосрочной работоспособности, которые могут
быть приобретены только при регулярных занятиях физическим воспитанием.
Физическое воспитание в учебных заведениях – это не только важный
элемент всестороннего развития учащихся, сохранения и укрепления здоровья,
их физического и духовного совершенствования, но и качественная
профессиональная подготовка к будущей профессиональной деятельности.
Суть профессиональноприкладной физической подготовки (ППФП)
заключается в том, что в основе занятий физическими упражнениями и
физическим трудом лежит двигательный процесс, который своими элементами
похож на состав деятельности будущего специалиста в его профессии, а по
стечению психофизических характеристик можно определить прямое родство
физических упражнений или вида спорта с той или иной профессиональной
деятельностью [6]. Подобные связи между двигательными навыками получили
название «перенос двигательных навыков», а взаимодействие между
физическими качествами, соответственно, «перенос физических качеств». Итак,
явление «прикладности» выступает как основание для содержательного и
методического построения профессиональной физической подготовки
студентов.
Для достижения необходимого эффекта ППФП при построении учебных
занятий по физическому воспитанию обязательно нужно учитывать требования,
предъявляемые к специалисту конкретной профессиональной деятельности.
Поэтому усвоение учащимся во время занятий специальной физической
подготовкой двигательных умений и навыков, которые структурно и содержательно схожи с его профессиональными двигательными действиями,
гарантирует в дальнейшем успешную и эффективную его трудовую
деятельность.
Также под ППФП следует понимать специфическую отрасль физического
воспитания, которая изучает биологические, социальные и дидактические
аспекты совокупного влияния прикладных видов физкультурной деятельности и
обеспечивает на всех этапах образования формирование личности
профессионала, который создает и потребляет материальные и духовные
ценности общества и имеет высокую профессиональноприкладную
подготовку [5].
Отражая профилированный характер физического воспитания, ППФП
рассматривается лишь как один из разделов обязательного курса физического
воспитания в образовательных учреждениях и находит свое отражение в
подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Будучи
специализированным видом подготовки, ППФП адаптирует и готовит будущего
специалиста не вообще к труду, а к конкретному выбранному виду трудовой
деятельности, обеспечивает физическую и психофизическую готовность к
выполнению определенных видов производственных операций, характерных для
представителей отдельных профессиональных специальностей. Требования,
предъявляемые определенной профессиональной деятельностью к физическому
и психофизическому состоянию специалиста, можно развить только в процессе
специально направленных занятий физическим воспитанием. Поэтому задачи,
стоящие перед профессиональноприкладной физической подготовкой в
учебных заведениях можно назвать специфическими и их направленность
должна определяться характером, условиями и требованиями конкретной
профессии [4].
На сегодня по целому ряду профессий учеными разработаны
соответствующие программы по ППФП, основанные на классификации
профессий Ф.Т. Ткачева [3]. Однако существует много профессий, для которых подобные программы до сих пор не разработаны, что значительно снижает
качество физической и психофизической подготовленности будущих
специалистов. В общем случае специалисты советуют разделять время занятий
физической культурой при подготовке специалистов следующим образом: 45 %
учебной программы отдавать общей физической культуре и 55 %
профессиональноприкладной подготовке.
Таким образом, в современной профессиональноприкладной физической
подготовке следует понимать специфическую часть физического воспитания,
которое должно формировать прикладные знания, физические качества и
специальные умения и навыки, которые в дальнейшем будут способствовать
достижению объективной готовности человека в реализации себя в
определенной профессиональной деятельности за счет целенаправленного
выборочного использования специально направленных средств физического
воспитания и спорта. Термин «прикладная» говорит о сугубо утилитарной
профилированной части физического воспитания по отношению к основной
профессиональной деятельности, выбранной человеком и используемой им в
общественной деятельности социума в профессиональном труде.
Все вышесказанное подводит к пониманию сути актуальных и
перспективных задач реализации ППФП для студентов учебных заведений,
которые заключаются в том, чтобы [2]:
1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных
умений, навыков и физкультурнообразовательных знаний, способствующих
освоению избранной профессиональной деятельности;
2) интенсифицировать развитие профессионально важных качеств и
двигательных способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой
основе уровня дееспособности;
3) повысить уровень резистентности организма в отношении
неблагоприятных условий, в которых протекает профессиональная деятельность; способствовать увеличению его адаптационных возможностей;
сохранению и укреплению здоровья;
4) способствовать продуцированию, духовных, волевых, моральных и
других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов
общества, которые создают его материальные и духовные ценности.
Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать в
соответствии со спецификой профессии и особенностями контингента, который
обучается. Закономерным является то, что ППФП учащихся может быть
достаточно эффективной только во взаимосвязи с другими составляющими
системы воспитания. Первостепенную роль в их реализации играет полноценная
общая физическая подготовка.
Таким образом, ППФП будущих специалистов является педагогическим
процессом обеспечения специализированной физической подготовленности к
избранной профессиональной деятельности. В настоящее время в учебных
заведениях страны (ВУЗах, техникумах, лицеях и т.п.) определилось несколько
форм реализации ППФП в системе физического воспитания студентов, которые
могут быть сгруппированы следующим образом [1]:
1) специально организованные учебные занятия (обязательные и
факультативные);
2) самостоятельные занятия по физическому воспитанию с отдельными
спортивными специализациями;
3) физические упражнения в режиме учебного дня; массовые
оздоровительные, физкультурноспортивные мероприятия [7].
Каждая из этих форм имеет один или несколько путей реализации ППФП,
которые могут применяться избирательно в учебных заведениях, на факультетах
различного профиля. Кроме академических занятий, широкое внедрение имеют
учебные занятия по ППФП под руководством преподавателей в период учебной
практики. ППФП в самостоятельных занятиях студентов во внеурочное время
также имеет несколько форм: занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей и тренеров в спортивных секциях, в
оздоровительноспортивном лагере, на учебной практике, а также в свободное
время.
Вывод. Итак, качество не только умственной, но и специальной
физической и психофизической подготовки к профессиональной деятельности
для каждого будущего специалиста приобретает не только личное, но и
социальноэкономическое значение. В связи с этим особенно важным
компонентом в системе физического воспитания студентов является
профессиональноприкладная физическая подготовка.
Профессиональноприкладная физическая подготовка призвана
удовлетворять общественные и личные потребности в формировании личности с
определенным набором общих и профессиональноприкладных личностных
свойств, качеств и функций, а также комплекса прикладных физических,
психофизических качеств, двигательных умений и навыков, необходимых для
овладения будущей профессией на всех этапах образования и дальнейшего их
совершенствования в избранной профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
1.
Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта: учеб.
пособие. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. 342 с.
2.
Голубина O.A. Основы профессионально формирующей системы
физического воспитания: монография / O.A. Голубина [и др.]; Сев. (Арктич.)
федер. унт им. М.В. Ломоносова. Архангельск: САФУ, 2015. 145 с.
3.
Давиденко А.И. Организация и содержание профессионально
прикладной физической подготовки студентов технических вузов: Дис. ... канд.
пед. наук: 13.00.04 Краснодар, 2005. 181 с.
4.
Коваленко В.А. Физическая культура: учеб. пособие. М.: Издво
ASB, 2000. 21с. 5.
Лубышева Л.Н. Теоретикометодологические и организаторские
основы формирования физической культуры студентов: Автореф. дис. дра пед.
наук. М.: ГЦОЛИФК, 2002. 40 с
6.
Максименко А.М. Основы теории и методики физическом культуры:
учеб. пособие. 2е изд. М.: Воениздат, 2001. 319 с.
7.
Фирсин С.А. Современная система физического воспитания детей и
молодежи: Учебное пособие. М.: МГУПС (МИИТ), 2015. 233 с.
Статья на тему "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья на тему "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья на тему "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья на тему "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья на тему "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья на тему "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья на тему "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья на тему "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.