Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"
Оценка 4.6

Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"

Оценка 4.6
Научные работы
docx
английский язык
5 кл
09.02.2019
Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"
В данной статье рассмотрены различные понятия и определения коммуникативной компетенции. Экспериментально проверена и выявлена роль современных игровых технологий в формировании и развитии коммуникативных компетенций школьников 5-х классов общеобразовательной школы. Ключевые слова: коммуникативная компетенция, концепты коммуникативной компетенции, иностранный язык, современные игровые технологии.
Статья Анна Губренко.docx
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Краснодарское Президентское Кадетское училище, Краснодар, Россия gubrenko    70@   bk   .  ru В   данной   статье   рассмотрены   различные   понятия   коммуникативной компетенции.   Экспериментально   проверена   и   выявлена   роль   игровых технологий  в формировании  и  развитии  коммуникативных  компетенций школьников 5­х классов. Ключевые   слова: коммуникативной компетенции, иностранный язык, игровые технологии.   коммуникативная   компетенция,   концепции Изменения   социально­экономических   и   политических   условий   в   обществе обуславливают   изменения   требований   к   системе   обучения   иностранному языку,   а   также   к   ее   основным   составляющим.   В   соответствии   с   новыми требованиями   ГОС   в   Российской   Федерации   одним   из   важнейших приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Коммуникативная направленность в обучении является значимым фактором, поскольку   развитие   личности   способной   к   построению   межличностного взаимодействия   создает   условия   для     успешной   адаптации   личности   в современном социокультурном пространстве. Понятие «игровые технологии» охватывает   комплексную группу методов и приемов организации учебного процесса в форме различных образовательных игр. Коммуникативные игровые технологии   способствуют   формированию   и   совершенствованию коммуникативных умений и навыков, помогают развитию коммуникативной компетенции.   С   одной   стороны   наблюдается   ряд   проблем   из­за   того,   что большинство   детей   школьного   возраста   обладают   низким   уровнем коммуникативной способности, поскольку они боятся говорить и общаться на иностранном   языке,   имеют   ограниченный   словарный   запас,   многие   из   них теряются в ситуации речевого общения на иностранном языке. В противовес этому,   согласно   документам   ФГОС   ООО   основной   задачей   является формирование   УУД,   развитие   и   совершенствование   иноязычной коммуникативной   компетенции;   расширение   лингвистического   кругозора   и лексического запаса. Но с другой стороны  закон должен создать наилучшие условия   для   реализации   данных   задач.   Таким   образом,   возникает противоречие   между   имеющимися   возможностями   игровых   технологий   в формировании коммуникативной компетенции учащихся в процессе изучения иностранного   языка   и   трудностями   в   их   реализации   в   практике   обучения иностранному   языку   в   силу   не   разработанности   соответствующих дидактических условий. Объектом   исследования   выступает   формирование   коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка. Предметом данного исследования являются игровые технологии как средство формирования   коммуникативной   компетенции   учащихся   пятых   классов   на уроках иностранного языка. Цель   исследования   заключается   в   выявлении   дидактических   условий, способствующие   эффективному   формированию   коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Достижение поставленной цели требует решение следующих задач: 1. Определить понятие коммуникативная компетенция и ее компоненты; 2.   Выявить   и   экспериментально   проверить   роль   игровых   технологий   в формировании коммуникативных компетенций школьников 5­х классов.  Применялись   такие   методики   исследования   как   анкетирование   и математическая   обработка   результатов   исследования.   Экспериментальной базой   исследования   послужила   №   122   гимназия,   учащиеся   5­х   классов   в количестве 17 человек.  Понятие   «компетенция»,   которое   было   принято   научным   сообществом благодаря   работам   американского   лингвиста   Н.   Хомского,   теперь применяется   в   методике   преподавания   языка   при   определении   общих   и частных   целей.   По   мнению   Алифановой   Е.   М.,   «компетенция   ­   это   набор знакомых знаний, умений, навыков» [1]. Как подчеркивает Е. А. Быстрова, в методике преподавания родного языка  коммуникативная компетенция – это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям   общения,   готовность   к   речевому   взаимодействию   и взаимопониманию   [4].   Коммуникативная   компетенция,   считает   И. ″ ″ Литневская, предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами   культуры   устной   и   письменной   речи,   базовыми   умениями   и навыками   использования   языка   в   жизненно   важных   для   данного   возраста сферах   и   ситуациях   общения   [3].   Как   считал   Кабардов   М.К., коммуникативная   компетенция   ­   это   усвоение   этно   ­   и   социально­ психологических   эталонов,   стандартов,   стереотипов   поведения,   овладение "техникой"   общения   [2].   Рассмотрев   несколько   значений   термина коммуникативная   компетенция,   необходимо   выделить   следующие   ее компоненты: ″ ­ лингвистическая компетенция — систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание; ­ социолингвистическая компетенция — возможность выбирать и применять адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения; ­ социокультурная компетенция — знание культурных особенностей носителя языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета, умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры.  Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые умения, которые основываются на языковых и лингвострановедческих знаний. В коммуникативную компетенцию включаются следующие ключевые умения: читать   и   понимать   аутентичные   тексты;   устно   общаться   в   стандартных ситуациях   учебно­трудовой,   культурной,   бытовой   сфере;   в   устной   форме кратко рассказать о  себе,  о своём  окружении, выразить  своё  мнение,  дать оценку.    коммуникативная   компетенция   является   важной Таким   образом, составляющей   эффективного   общения   и   представляет   собой   способность средствами   изучаемого   языка   грамотно   выстроить   речевое   поведение   и деятельность   в   соответствии   с   целями   и   ситуацией   общения   в   рамках определенной   деятельности.  Формированию   коммуникативной   компетенции способствуют такие факторы   как доброжелательная обстановка на уроке, положительный   эмоциональный   климат,   доверительные   отношения   между учителем и учащимися. Во время одного из уроков немецкого языка была показана презентация о современных игровых технологиях в обучении иностранному языку учащимся 5­х классов. На следующем уроке были использованы игровые технологии, после   чего,   было   проведено   анкетирование   на   выявление   эффективности применения   игровых   технологий   при   формировании   коммуникативных компетенций     у   школьников.   Вопросы   в   анкетах   были   направлены   на выявление личного отношения учащихся к игровым методам обучения и на наличие коммуникативных способностей. Таким образом, опросив устно 17 человек, я пришла к следующим выводам: ­   большинство   учащихся   считают   эффективным   применение   игровых технологий на уроках иностранного языка, поскольку использование игровых методов   стимулирует   познавательную   активность   учащихся.   К преимуществам   игрового   метода   обучения   учащиеся   отнесли   незаметное освоение   языкового   материала   и   развитие   такого   навыка   как   умение отстаивать свое мнение, но и уважать точку зрения оппонента.  ­   согласно   проведенному   анкетированию,   игровые   формы   обучения способствуют формированию положительной мотивации учащихся и развитию умственной и волевой активности. ­ по мнению большинства опрошенных школьников, игровой метод обучения имеет положительный характер на психику учащихся.  ­   самой   главной   функцией   игры   оказались   коммуникативная   и   обучающая функции.  ­ ролевые и интеллектуальные игры больше всего импонируют учащимся. Они считают,   что   играя,   собственные   переживания   запоминаются   ярко   и сохраняются в течение долгого времени. Список литературы 1.   Алифанова   Е.М.   Формирование   коммуникативной   компетенции   детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Диссертация канд. пед. наук.­ Волгоград, 2001.­307с. 2.   Кабардов,   М.К.   Языковые   и   коммуникативные   способности   /   М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989.103­104с. 3.  Литневская,   Е.   И.,   Багрянцева,   В.   А.  Методика   преподавания   русского языка   в   средней   школе:   Учеб.   пособие   для   студентов   высших   учебных заведений. – М.: Академический проект, 2006. – 588 с.   4.   Обучение   русскому   языку   в   школе:   учеб.   пособие   для   студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 237 с. THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FIFTH GRADE STUDENTS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS BY MEANS OF THE GAME TECHNOLOGIES Gubrenko A.L. [email protected] In this article different concepts of communicative competence and its components were studied.  The role of game technologies in formation of communicative competence of fifth grade students was experimentally tested. Keywords: communicative competence, concepts of communicative competence, foreign language, game technologies.

Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"

Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"

Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"

Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"

Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"

Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"

Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"

Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"

Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"

Статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции учащихся пятых классов на уроках иностранного языка средствами игровых технологий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2019