Статья на тему "Развитие компетенций учащихся"
Оценка 4.7

Статья на тему "Развитие компетенций учащихся"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
администрации +1
Взрослым
13.03.2017
Статья  на  тему  "Развитие  компетенций  учащихся"
Учитель в настоящее время испытывает огромное количество профессиональных затруднений при организации образовательного процесса, так как имеется целый комплекс противоречий, порождающих массу проблем. Задача учителя не заставить пересказывать учебник, а научить ребенка широко пользоваться компасом предметного поля, который намного шире учебника, отбирать ту информацию, которая нужна для решения учебной задачи. Самостоятельно сформулированная информация – это уже не просто информация, а прочные знания. Цель данной статьи – показать, как выбор основных методов содержания образования влияет на развитие компетентности ученика.Статья на тему "Развитие компетенций учащихся"
Развитие компетенций учащихся.docx
Еремина  Н.В.,  учитель   русского  языка  и  литературы   Особенности работы  учителя для развития компетентности ученика Учитель   в   настоящее   время   испытывает   огромное   количество профессиональных  затруднений при организации образовательного процесса, так     как   имеется   целый   комплекс   противоречий,   порождающих   массу проблем.   Задача     учителя   не   заставить   пересказывать   учебник,   а   научить ребенка широко пользоваться  компасом предметного поля,  который намного шире   учебника,   отбирать   ту   информацию,   которая   нужна   для   решения учебной задачи. Самостоятельно сформулированная информация – это уже не просто информация, а прочные знания. Цель   данной   статьи   –   показать,   как   выбор   основных   методов содержания   образования   влияет   на   развитие   компетентности     ученика. Русский   язык   и   литература   –   достаточно     сложные   общеобразовательные предметы.     Трудности   восприятия   лингвистических   понятий   и   усвоения соответствующих   умений   и   навыков   учащимися   связаны   прежде   всего   с недостаточным уровнем сформированности речевой деятельности.   Ученики имеют низкую  способность к концентрации внимания, умению   применять   делать   выводы, анализировать,   сравнивать,   обобщать, теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти   большой   объем   фактического   материала   и   уметь   ситуативно активизировать его конкретную часть.Учителю приходится задумываться над новыми методами  обучения,  использовать  новые  технологии преподавания, которые   развивают   мотивацию   школьников   к   учебно­познавательной деятельности,   повышают   их   интеллектуальный   уровень,   раскрывают творческие способности. Для решения возникающих противоречий я провожу целый ряд урочных и внеурочных заданий. Одно из них – ситуативные упражнения, они   учат школьника   мобилизовать   имеющиеся   знания   и   опыт,   создают   мотивацию учебной   деятельности,   достигают   метапредметные   результаты,   развивают партнерские отношения между участниками образовательного процесса,  что соответствует ФГОС. Приведу примеры таких заданий.  1) Сегодня   вы   –   ученые­лингвисты.   Известные   части   речи   могут образовать   новую   часть   речи.   Если   мы   от   двух   пластилиновых   предметов отрываем по кусочку и складываем к третьему, то можем получить   новый пластилиновый   предмет.  Теперь   у  него  есть  признаки  других  предметов   и свой собственный. Что можно взять от глагола   и   имени   прилагательного, чтобы признаки их были видны?А новое слово, как ребенок,   может иметь свои собственные признаки? Сделайте вывод.  2) Вы   –   врач.   Вам   нужно   выступить   перед   школьниками   о   вреде курения.   Используйте   в   своем   рассказе   глаголы   настоящего   и   будущего времени.  3) Вы   –   окулист.   К   Вам   на   прием   привели   младшего   школьника, которому   после   осмотра   глаз   нужно   рассказать   о   правилах   работы   с планшетом   и   компьютером.   Используйте   в   своем   рассказе   простые двусоставные предложения.  4) К   нам   приехали   люди   из   Японии,   которые   снимают   фильм   об Орде.   Они   попросили   вас   рассказать   об   известных   людях   нашего   села. Составьте рассказ, используя имена собственные.  5) Вам   нужно   подготовить   устное   сообщение   о   любимом литературном   герое.   Используйте   при   этом   имена   прилагательные   в превосходной степени.  6) К   нам   на   встречу   приехали   писатели   и   поэты:   Иван   Гурин, Виталий   Богомолов,   Федор   Востриков.   Подготовьте   интервью   с   ними, используя сложные предложения.  7) Ваша сестра любит Фета, а Вы – Тютчева. Убедите ее, что у этих поэтов много общего. Найдите несколько аргументов. Ситуационные задания могут выполняться индивидуально, в паре или в   Наиболее   эффективно   развитие   устной   коммуникативной группе. компетентности в группе от 3 до 5 человек.  Многие   проблемы,   источником   которых   являются   когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников   наблюдаемыми.   Для   этого   я   использую   метод   применения интеллект­карт на уроках и во время домашнего обучения. Интеллект­карты – очень   красивый   инструмент   для   решения   таких   задач,   как   проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка   сложных   проектов,   собственное   обучение,   развитие,   и   многих других.   В основу  карт  положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем   мышления   Т.Бьюзена.Каждую   веточку   он   предлагает     выделить цветом и сделать рисунки и значки.  Метод   применяется   для   различных   целей.   Можно   записать   как обобщение в виде правила, подразделяя его на мелкие детали, каждая часть которой будет выделена своим цветом. Можно записать все основные мысли произведения,   добавляя   свои   ассоциации.   На   этапе   изучения   биографии писателя   отлично   работает   карта   «Художественный   мир   писателя»,   где   с обстоятельственной точностью находятся и многие биографические этапы, и отношения творца к изображенному, и богатство изучаемой личности.    Отлично   работает   карта     для   заучивания   наизусть.  В   таком   случае веточек будет столько, сколько строчек в стихотворении. Рисунки и схемы сочиняет свои, а потом он читает карту и с легкостью вспоминает слова и выражения   стихотворения.   На   этапе   подготовки   к   экзамену   по   русскому языку, литературе   и сочинению составляем интеллект­карты по проблемам (проблема   одиночества   в   литературе,   проблема   отцов   и   детей),   средствам выразительности, жанровым особенностям и всевозможные другие. Надо заметить, что интеллект­карты составлять правильно мы учимся на всех этапах обучения. Сначала ученикам очень сложно структурировать, анализировать и ассоциировать имеющийся материал. Но постепенно карты у   становятся   красивые,   качественные,   и   так   ученики них   улучшаются,   привыкают самостоятельно применять этот метод для различных целей.  Большие   возможности   для   развития   творческих   способностей открывает проектная деятельность учащихся. Проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального «продукта» имеющего для участников проекта практическое значение. При этом решается проблема   мотивации   к   изучаемому   предмету,   приобретаются   знания самостоятельно, раскрывается творческий потенциал личности ребенка. Для учителя учебный проект – это  дидактическое средство развития, обучения и воспитания,   которое   позволяет   вырабатывать   и   развивать   специфические умения   и   навыки   проектирования:   проблема,   целеполагание,   планирование деятельности,   рефлексия   и   самоанализ,   презентация   и   самопрезентация,   а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность. От   небольших   проектов   на   уроке   в   5­6   классах   («Портрет   одного слова»,   «Герои   любимой   басни»,   «Жила­была   часть   речи»)   мы   перешли   к серьезным   проектам,   которые   выполнялись   индивидуально   и   в   группе   в течение нескольких месяцев. Это «Литературное творчество подростков», в результате которой была издана книга пятиклассницы Шадриной Екатерины «Блики   розового   цвета».     Продуктом     проекта   «Где   живет   муза?»   (автор Нестерова   Маргарита)  является  напечатанный   буклет  с пятью  ординскими поэтами,  их   стихами   о   доме   и  музе,  сделана   карта   с  метками,  где   живут поэты.     Следующий     проект   ученицы   5   класса   –   «Песенные   образы, помогающие жить», напечатан словарик песенных образов.   Эти     проекты участвовали в муниципальном НПК,  и все заняли призовые места. Один проект – спектакль «Я люблю дождь» – является   групповым, его мы   показывали   несколько   раз   на   открытых   мероприятиях   для   детей   и взрослых. Местная газета «Верный путь» его признала удачным и интересным. В новом учебном году мы готовим еще два индивидуальных проекта «Сундучок   «Литературное   творчество   моей   семьи»   и   «Поэтический календарь», куда войдут уже 12 местных поэтов со своим творчеством.   Еще есть один долгосрочный  проект – выпустить книгу сказок, рассказов и басен нашего класса с собственными рисунками.  В   процессе   проектной   деятельности   я   создаю   условия   для формирования   таких   компетенций:   исследовательские   умения,   умения   и навыки   работы   в   сотрудничестве,   менеджерские   умения   и   навыки, коммуникативные умения, презентационные умения и навыки. Конечно, метод проектов   требует   больших   затрат   личного   времени   учителя.   Но   мне   он нравится своей универсальностью и широким простором для творчества как учителя, так и учащихся.

Статья на тему "Развитие компетенций учащихся"

Статья  на  тему  "Развитие  компетенций  учащихся"

Статья на тему "Развитие компетенций учащихся"

Статья  на  тему  "Развитие  компетенций  учащихся"

Статья на тему "Развитие компетенций учащихся"

Статья  на  тему  "Развитие  компетенций  учащихся"

Статья на тему "Развитие компетенций учащихся"

Статья  на  тему  "Развитие  компетенций  учащихся"

Статья на тему "Развитие компетенций учащихся"

Статья  на  тему  "Развитие  компетенций  учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017