Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"
Оценка 4.7

Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
русская литература
1 кл—4 кл
03.08.2019
Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"
Данная статья будет интересна учителям начальной школы. Она посвящена проблеме развития способности к сопереживанию детей младшего школьного возраста при помощи чтения русских народных и литературных сказок. Статья включает в себя определение понятия "сопереживание" и пять специальных приемов работы с текстом.
СТАТЬЯ Киселева К.П..docx
Киселева Кристина Петровна, учитель начальных классов ГБОУ «Школа Глория», г. Москва.  Развитие   способности   к  сопереживанию   младших   школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок Проблема развития сопереживания требует особого внимания по   отношению   к   младшим   школьникам,   поскольку   именно   дети младшего   школьного   возраста   активно   взаимодействуют   с окружающим их миром, они быстро приобретают опыт общения со взрослыми и своими сверстниками. Само взаимодействие, процесс общения невозможен без сопереживания другому.  Что же такое сопереживание и как развивать эту способность у младших школьников? Нужно   сказать,   что   в   педагогике   и   психологии   понятие «сопереживание» часто меняют на понятие «эмпатия».  В.С.   Мухина   писала   о   том,   что   «сопереживание   –   это переживание чего­либо вместе с другим (другими), разделение чьих­ либо   переживаний;   это   и   действие   по   отношению   к   тому,   кому сопереживают» [1]. К. Роджерс отмечал, что способность ребенка сопереживать, откликаться на состояние другого человека включает в себя умение распознавать эмоции, выражение сочувствия, стремление помогать другим, и оказание реальной помощи [2]. На   сегодняшний   день   в   теории   и   практике   начального образования   существует   большое   количество   средств,   которые развивают   сопереживание   у   детей   при   помощи   музыки, художественной литературы, живописи.   Рассмотрим   один   из   способов   формирования   эмпатии   – художественная   литература   (чтение   русских   народных   и литературных сказок).    в   которой   встречаются   эмоции, Слушая   или   читая   сказку,   ребенок   погружается   в   особую реальность,   загадочность, интересные, а порой даже страшные и неуправляемые события. Лишь в сказке дети могут встретиться с такими сложными явлениями и чувствами,   как   любовь,   коварство,   жизнь,   смерть,   вражда,   горе, дружба   и   так   далее.   Сказка   формирует   нравственные   качества ребёнка, влияет на его личностное развитие.  Для   того,   чтобы   вызвать   у   детей   младшего   школьного возраста эмоции, можно использовать специальные приемы работы, которые   будут   проводиться   на   основе   прочитанных   сказок. Например,  прием   «интонация».   Учитель   предлагает   младшим школьникам прочитать отрывок сказки с тремя разными чувствами (радость,   переживание,   безразличие).   После   этого   учитель   задает ученикам вопрос: «Какую интонацию не стоит использовать в данном отрывке   и   почему?».  Прием   «пойми   героя»  помогает   каждому ребенку   лучше   понять   внутреннее   состояние   сказочного   героя, проанализировать его чувства, а также выразить их с помощью речи. После прочтения сказки учитель предлагает учащимся подумать и сказать, почему они понимают героя  («Я тебя понимаю, потому что…»). Прием «охарактеризуй героя» – описание внешнего вида сказочного героя, его поступков, отношения к другим героям. Если вдруг   в   прочитанной   сказке   нет   описания   сказочного   героя,   то учитель может предложить школьникам составить характеристику так, чтобы  герой  понравился  читателям,  чтобы он  вызывал  у них сочувствие.   С   помощью   данного   приема   учащиеся   знакомятся   с новыми эмоциями, а также обогащают свой словарный запас. Прием «сочувствую»  заключается   в   том,   что   младшим   школьникам предлагается   составить   рассказ,   в   котором   бы   говорилось,   что   и почему вызвало сочувствие к тому или иному сказочному герою («Я тебе   сочувствую,   потому   что…»).  Предварительно   учитель показывает   изображение   героя,   вспоминает   с   обучающимися   все ситуации, в которых побывал герой. Прием «доброе сообщение» – учитель   предлагает   представить   младшим   школьникам,   что   у сказочного   героя,   который   вызвал   у   них   сопереживание,   есть мобильный телефон и ребята знают его номер. Педагог просит детей написать герою сообщение, в котором они выразят свое сочувствие, а также   помогут   отвлечься   от   горя,   предложат   пути   решения проблемы. С   помощью   приведенных   приемов   ребенок   начинает сопереживать   происходящему   сюжету   в   сказке,   анализировать события   и   поступки   героев,   самостоятельно   решать   этические задачи, усваивать нравственные нормы [3]. Таким   образом,   проблема   развития   сопереживания   требует особого внимания по отношению к младшим школьникам, поскольку именно дети младшего школьного возраста активно взаимодействуют с окружающим их миром.  Сопереживание – это переживание чего­либо вместе с другим (другими). На   сегодняшний   день   в   теории   и   практике   начального образования   существует   большое   количество   средств,   которые развивают   эмпатию   у   детей.   Мы   рассмотрели   только   один   из способов – художественная литература (чтение русских народных и литературных   сказок).   И   привели   примеры   специальных   приемов работы:  «интонация»,   «пойми   героя»,   «охарактеризуй   героя», «сочувствую», «доброе сообщение». Эмпатия   –   это   важная   часть   воспитания   детей,   которая   в дальнейшем   поможет   им   не   быть   эгоистичными,   агрессивными,   а научит   испытывать   сочувствие   к   тем,   кто   попал   в   беду. Использование сказочного материала как одного из средств развития сопереживания   поможет   младшим   школьникам   делать   правильные нравственные поступки.  Список литературы: 1. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник   для   студ.   высш.   учеб.   заведений,   15­е   издание.   — Издательский центр Академия Москва, 2015. — 656 с. 2. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1984. С.235­237. 3. Стрелкова Л. Войди в Тридесятое царство: учебно­методическое пособие   для   детских   дошкольных   учреждений   и   начальной школы / Л. Стрелкова. – М.: Новая школа, 1995 – 119 с.

Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"

Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"

Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"

Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"

Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"

Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2019