Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"
Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
русская литература
1 кл—4 кл
03.08.2019
Данная статья будет интересна учителям начальной школы. Она посвящена проблеме развития способности к сопереживанию детей младшего школьного возраста при помощи чтения русских народных и литературных сказок. Статья включает в себя определение понятия "сопереживание" и пять специальных приемов работы с текстом.
СТАТЬЯ Киселева К.П..docx
Киселева Кристина Петровна, учитель начальных классов ГБОУ
«Школа Глория», г. Москва.
Развитие способности к сопереживанию младших школьников
посредством чтения русских народных и литературных сказок
Проблема развития сопереживания требует особого внимания
по отношению к младшим школьникам, поскольку именно дети
младшего школьного возраста активно взаимодействуют с
окружающим их миром, они быстро приобретают опыт общения со
взрослыми и своими сверстниками. Само взаимодействие, процесс
общения невозможен без сопереживания другому.
Что же такое сопереживание и как развивать эту способность
у младших школьников?
Нужно сказать, что в педагогике и психологии понятие
«сопереживание» часто меняют на понятие «эмпатия».
В.С. Мухина писала о том, что «сопереживание – это
переживание чеголибо вместе с другим (другими), разделение чьих
либо переживаний; это и действие по отношению к тому, кому
сопереживают» [1].
К. Роджерс отмечал, что способность ребенка сопереживать,
откликаться на состояние другого человека включает в себя умение
распознавать эмоции, выражение сочувствия, стремление помогать
другим, и оказание реальной помощи [2].
На сегодняшний день в теории и практике начального
образования существует большое количество средств, которые
развивают сопереживание у детей при помощи музыки,
художественной литературы, живописи.
Рассмотрим один из способов формирования эмпатии –
художественная литература (чтение русских народных и
литературных сказок).
в которой встречаются эмоции,
Слушая или читая сказку, ребенок погружается в особую
реальность,
загадочность,
интересные, а порой даже страшные и неуправляемые события. Лишь
в сказке дети могут встретиться с такими сложными явлениями и
чувствами, как любовь, коварство, жизнь, смерть, вражда, горе,
дружба и так далее. Сказка формирует нравственные качества
ребёнка, влияет на его личностное развитие.
Для того, чтобы вызвать у детей младшего школьного
возраста эмоции, можно использовать специальные приемы работы,
которые будут проводиться на основе прочитанных сказок.
Например, прием «интонация». Учитель предлагает младшим
школьникам прочитать отрывок сказки с тремя разными чувствами (радость, переживание, безразличие). После этого учитель задает
ученикам вопрос: «Какую интонацию не стоит использовать в данном
отрывке и почему?». Прием «пойми героя» помогает каждому
ребенку лучше понять внутреннее состояние сказочного героя,
проанализировать его чувства, а также выразить их с помощью речи.
После прочтения сказки учитель предлагает учащимся подумать и
сказать, почему они понимают героя («Я тебя понимаю, потому
что…»). Прием «охарактеризуй героя» – описание внешнего вида
сказочного героя, его поступков, отношения к другим героям. Если
вдруг в прочитанной сказке нет описания сказочного героя, то
учитель может предложить школьникам составить характеристику
так, чтобы герой понравился читателям, чтобы он вызывал у них
сочувствие. С помощью данного приема учащиеся знакомятся с
новыми эмоциями, а также обогащают свой словарный запас. Прием
«сочувствую» заключается в том, что младшим школьникам
предлагается составить рассказ, в котором бы говорилось, что и
почему вызвало сочувствие к тому или иному сказочному герою («Я
тебе сочувствую, потому что…»). Предварительно учитель
показывает изображение героя, вспоминает с обучающимися все
ситуации, в которых побывал герой. Прием «доброе сообщение» –
учитель предлагает представить младшим школьникам, что у
сказочного героя, который вызвал у них сопереживание, есть
мобильный телефон и ребята знают его номер. Педагог просит детей
написать герою сообщение, в котором они выразят свое сочувствие, а
также помогут отвлечься от горя, предложат пути решения
проблемы.
С помощью приведенных приемов ребенок начинает
сопереживать происходящему сюжету в сказке, анализировать
события и поступки героев, самостоятельно решать этические
задачи, усваивать нравственные нормы [3].
Таким образом, проблема развития сопереживания требует
особого внимания по отношению к младшим школьникам, поскольку
именно дети младшего школьного возраста активно взаимодействуют
с окружающим их миром.
Сопереживание – это переживание чеголибо вместе с другим
(другими).
На сегодняшний день в теории и практике начального
образования существует большое количество средств, которые
развивают эмпатию у детей. Мы рассмотрели только один из
способов – художественная литература (чтение русских народных и
литературных сказок). И привели примеры специальных приемов
работы: «интонация», «пойми героя», «охарактеризуй героя»,
«сочувствую», «доброе сообщение». Эмпатия – это важная часть воспитания детей, которая в
дальнейшем поможет им не быть эгоистичными, агрессивными, а
научит испытывать сочувствие к тем, кто попал в беду.
Использование сказочного материала как одного из средств развития
сопереживания поможет младшим школьникам делать правильные
нравственные поступки.
Список литературы:
1. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития:
учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15е издание. —
Издательский центр Академия Москва, 2015. — 656 с.
2. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1984. С.235237.
3. Стрелкова Л. Войди в Тридесятое царство: учебнометодическое
пособие для детских дошкольных учреждений и начальной
школы / Л. Стрелкова. – М.: Новая школа, 1995 – 119 с.
Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"
Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"
Статья на тему: "Развитие способности к сопереживанию младших школьников посредством чтения русских народных и литературных сказок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.