Статья на тему: "Речевая агрессия у детей"
Оценка 4.8

Статья на тему: "Речевая агрессия у детей"

Оценка 4.8
Лекции
docx
родителям
Детсад
28.04.2017
Статья на тему: "Речевая агрессия у детей"
Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей. Если раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской агрессии (дерется, толкается, кусается), то последнее время особую тревогу вызывает агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается). Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный - такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.
Речевая агрессия у детей.docx
Речевая агрессия у детей (консультация для воспитателей)  Сегодня педагоги, психологи, социологи все  чаще говорят о речевой агрессии ­ явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей  детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей. Если  раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской  агрессии (дерется, толкается, кусается), то последнее время особую тревогу вызывает  агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается). Грубый, неуправляемый,  настырный, агрессивный ­ такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях  речевого поведения современных дошкольников.  Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное,  обидное общение.  Необходимо различать агрессивное речевое поведение ­ ситуативные вспышки грубости  («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность ­ как  общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно  становится устойчивой личностной чертой.  Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном  возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии. Так, уже  четырехмесячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками,  реагирует криком и гневной мимикой. Средние и старшие дошкольники активно проявляют словесную агрессию, унижая, оскорбляя, запугивая, высмеивая друг друга, ссорясь и  «выясняя отношения» на повышенных тонах.  Существуют реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей ­ по причине  элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои  отрицательные эмоции. Так, пятилетний мальчик неудачно бросает мяч ­ он попадает в  лужу. «Чо, дурак что ли?!» ­ презрительно замечает его товарищ по игре.  Незамедлительный риторический вопрос мамы «Разве можно так ругаться?!» натыкается  на недоуменное: «А что, скажешь, умный?». Вполне очевидно, что механическое  одергивание («Так нельзя!», «Что говоришь!»), которым преимущественно ограничивается  воспитатель, лиши усугубляет ситуацию, демонстрируя бессилие взрослого и явную  неэффективность подобного воздействия. Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности  ребенка, неоправданно обобщая его проступки («вечно ты...!»; «Ты всегда...!»).  Возникает «замкнутый круг»: добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей  на ответную речевую агрессию ­ протест, грубый отказ, желание сделать или сказать  «назло». По данным психологических исследований, 29 % всех агрессивных актов детей от  3 до 9 лет составляют ответные реакции на агрессию противоположной стороны.  Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением  правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение  ­ посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия  предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, ­ особенно  необходимая.  Речь воспитателей дошкольных учреждений иногда демонстрирует пренебрежительно­ грубое или повелительно­покровительственное отношение к детям, что проявляется в  резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!»;  унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и  угрозах («Поставлю в угол!»...).  Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей  снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед  конкретные воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.  Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в  конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой  стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог  также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует  авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.  Речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто  неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль  воспитателя над собственным речевым поведением.  Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника,  пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте,  когда ступеньки в подъезде казались высокими.  Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова ­способы речевого  воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.  ­ прямое порицание ­ самый известный прием педагогического воздействия в ситуации  негативных проявлений поведения ребенка.  ­ игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут  непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует  на грубость, делает вид, что Не замечает ее, демонстрирует внешнюю  незаинтересованность. ­ переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение  ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий.  ­ метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций.  Зная «сильные стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует  (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает  провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов  (способ «подзадоривания») и другие.  Особую роли в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета.  Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми?  Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку,  ошибочное мнение?  Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения  побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление  сослагательного наклонения («Хорошо бы нам...»), использование не очень сложного  намека («Вы мне что­то сегодня совсем не нравитесь» ­ указание на нарушение детьми  этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).  Иногда мы забываем о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как ее  обоснование ­ разъяснение, для чего нам необходимо выполнение или невыполнение  какого­то действия.  Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают  более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных.  Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки («Мне плохо,  когда вы говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» ­ проецирование  речевой ситуации на третьего участника разговора («Другой мальчик поступил бы в этой  ситуации так­то..»).  Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей  грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления  агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки  современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.

Статья на тему: "Речевая агрессия у детей"

Статья на тему: "Речевая агрессия у детей"

Статья на тему: "Речевая агрессия у детей"

Статья на тему: "Речевая агрессия у детей"

Статья на тему: "Речевая агрессия у детей"

Статья на тему: "Речевая агрессия у детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017