Статья на тему: "ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
11.02.2017
В данной статье рассматривается проблема формирования естественнонаучных знаний у студентов в современных условиях. Представлен подход к решению данной проблемы посредством применения электронных образовательных ресурсов.В статье выдвинуто теоретическое обоснование актуальной проблемы - формирования естественнонаучных знаний у студентов в современных условиях с использованием электронных образовательных ресурсов.
Статья ЭОР естеств дисцип-готовая (1).docx
Байбекова Альфия Ханмуратовна
учитель биологии и и химии МБОУ «Чехломеевская ОШ»
д. Чехломей
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема
формирования естественнонаучных знаний у студентов в современных
условиях. Представлен подход к решению данной проблемы посредством
применения электронных образовательных ресурсов.
На основе анализа педагогической,
психологопедагогической
литературы и
современных
Федеральных
государственных
образовательных стандарты высшего образования (ФГОС ВО) выявлено
противоречие между необходимостью использования ЭОР при изучении
естественнонаучных дисциплин и отсутствием эффективной методики их
применения.
В статье выдвинуто теоретическое обоснование актуальной
проблемы формирования естественнонаучных знаний у студентов в
современных условиях с использованием электронных образовательных
ресурсов.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные
электронные
стандарты высшего образования
(ФГОС ВО),
образовательные ресурсы
(ЭОР),
классификация электронных
образовательных ресурсов, информационная поддержка учебного процесса,
наглядность, организационнопедагогические условия применения ЭОР,
методика применения ЭОР. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего
образования (ФГОС ВО) в качестве главной составляющей результата
освоения образовательной программы определяют высокую практическую
ориентированность процесса обучения. Ряд требований, отраженных в ФГОС
ВО, необходимых для осуществления будущими специалистами деятельности
в различных профессиональных областях, связаны с реализацией проектов,
формированием и представлением технологических решений с помощью
современных компьютерных средств [5]. Подобные умения и качества
выпускников формируются в процессе использования электронных
образовательных ресурсов.
Под электронным образовательным ресурсом, согласно ГОСТ Р 55750
2013 понимается образовательный ресурс, представленный в электронно
цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и
метаданные о них [1].
На сегодняшний день существует три класса электронных
К ним относятся текстографические,
образовательных ресурсов.
элементарные аудиовизуальные и мультимедийные ЭОР.
Первый класс ЭОР – тестографические, являются простейшими
образовательными ресурсами. Они представляют собой электронный вариант
печатного ученика с графиками, фото и иллюстрациями. Данный класс ЭОР
не имеет специфических возможностей для организации образовательного
процесса и самостоятельной работы. Однако, они имеют значительные
преимущества при оперативном сборе информации из различных источников,
а также пригодны в качестве электронных библиотек. Текстографические
ЭОР достаточно полезны в научноисследовательской работе, где необходимо
оперироваться последними достижениями науки, а также в целом для сферы
высшего образования.
Второй класс ЭОР – это элементарные электронные образовательные
ресурсы, которые имеют ряд преимуществ перед первыми: они содержат в себе дополнительно аудио и видеоэлементы. Такой вид ЭОР используется в
учебном процессе в качестве приложений к учебникам, так как в них, главным
образом, на первый план выдвигается наглядность – один из важных
дидактических постулатов. Однако, не все относят такие ЭОР к
образовательным, не видя в них дидактической основы.
К третьему классу ЭОР относят мультимедийные ресурсы, под
которыми понимают одновременное воспроизведение аудиовизуальных и
текстовых элементов, связанных между собой интерактивными переходами.
Мультимедийные ресурсы являются одними из сложных в разработке, и,
когдато, подобные трудности, свели на нет образовательный потенциал, в
особенности на аудиторных занятиях [4].
В контексте изучения естественнонаучных дисциплин применение
электронных образовательных ресурсов в учебном процессе имеет ряд
их применение создаёт
положительных особенностей.
Вопервых,
дополнительные возможности для расширения информационной поддержки
учебного занятия и создания необходимой степени наглядности, которой
часто не хватает в традиционной форме преподавания данных дисциплин.
Для достижения максимальной наглядности целесообразно использовать
мультимедийные объекты: видео, слайдшоу, интерактивные географические
анимационные модели медикобиологических объектов,
карты,
интерактивные модели Солнечной системы и т.д. Кроме того, при
использовании ЭОР возникают дополнительные возможности для реализации
дифференцированного подхода к учащимся.
Велика роль электронных ресурсов в изучении естественнонаучных
дисциплин и в организации
самостоятельной познавательной
деятельности студентов:
–выполнение различного рода виртуальных практических и учебно
исследовательских работ по биологии и химии; – использование информационных ресурсов (интернета, словарей,
электронных библиотек) для разработки конспектов,
энциклопедий,
рефератов и проектов;
– отработка умений и навыков в подготовки выступлений и
презентаций.
Кроме того,
использование ЭОР способствует повышению
заинтересованности студентов к предмету, развитию у них мотивационной
деятельности, развитию способностей к анализу, синтезу и сравнению,
моделированию сложных систем и процессов, установлению причинно
следственных связей, использованию разных видов информации.
Большое количество комплексов электронных образовательных
ресурсов (ЭОР), необходимых для использования в процессе изучения
различных дисциплин, в том числе и естественнонаучных, представлены на
сайтах Федерального центра информационнообразовательных ресурсов,
Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, а также Единого
окна доступа к образовательным ресурсам [6,2,3].
Однако вопрос формирования естественнонаучных знаний у студентов с
использованием электронных ресурсов в силу сложившихся новых для него
условиях, пока освещен не в полной мере.
Таким образом,
актуальность рассматриваемой проблемы
обусловлена необходимостью использования ЭОР при изучении
естественнонаучных дисциплин и отсутствием эффективной методики их
применения.
Решение данной проблемы связано с:
– диагностированием и учетом образовательных потребностей, мотивов
и запросов студентов и преподавателей в контексте электронной поддержки
обучения; – выявлением и использованием качественных характеристик
применимых в изучении
электронных образовательных ресурсов,
естественнонаучных дисциплин;
– разработкой методики применения ЭОР при изучении
естественнонаучных дисциплин с учетом новых условий обучения;
– обоснованием и проверкой достаточности выполнения
организационно–педагогических условий процесса обучения.
Таким образом, одним из направлений решения проблемы повышения
качества знаний, в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в новых
условиях обучения является разработка и внедрение методики применения
электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.
Список литературы
1. ГОСТ Р 55750–2013 Информационнокоммуникационные технологии
в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие
положения // Издв: ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 2014. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://standartgost.ru/g/ГОСТ_Р_557502013 (Дата
обращения: 02.02.2017)
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // ФГАУ
ГНИИ ИТТ «Информатика», 20062017. [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://schoolcollection.edu.ru/ (Дата обращения: 02.02.2017)
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам // ФГАУ ГНИИ
ИТТ «Информатика», 20052017. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://window.edu.ru/ (Дата обращения: 01.02.2017)
4. Савченко И.В. К вопросу о роли электронных образовательных
ресурсов в организации самостоятельной работы студентов [Электронный
http://publikacia.net/archive/2015/2/2/46 (Дата
ресурс] – Режим доступа:
обращения: 03.02.2017)
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего
образования //Официальный ресурс Министерства образования и науки Режим доступа:
Российской Федерации.
http://www.минобрнауки.рф/документы?query=фгос+во (Дата обращения:
[Электронный ресурс]–
01.02.2017)
6. Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов //
Российское образование, 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://fcior.edu.ru/ (Дата обращения: 02.02.2017).
Статья на тему: "ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Статья на тему: "ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Статья на тему: "ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Статья на тему: "ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Статья на тему: "ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Статья на тему: "ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.