Статья «НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ»: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 5
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
11.03.2019
В данной статье представлен опыт работы над был разработанным общешкольном творческом проекте «Наше будущее в наших руках», целью которого является формирование представлений о мире профессий, их роли в жизни человека. Основными задачами которого, являются:
- знакомство с миром профессий через различные виды деятельности;
- знакомство с профессиональными терминами (должность, специальность, профессия, род деятельности и другие);
- формирование умения классифицировать профессии по типам;
- формирование любви к труду как к самому главному качеству человека.
Симакова Е.И._статья.docx
«НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ»:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С
УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Частное учреждение средняя общеобразовательная школа «ОлимпПлюс»,
Симакова Е.И., педагогорганизатор
г. Москва, email: Info@olimpplus.ru
«Единственный путь к познанию деятельность» Б. Шоу
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,
отличных от классноурочной, и направленную на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования[5].
Внеурочная деятельность в школе «ОлимпПлюс» является составной
частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации
свободного времени учащихся. Удовлетворяет потребности учащихся в
содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно
полезной деятельности.
Основной задачей внеурочной деятельности в нашей школе является
предоставление учащемуся возможностей развития,
оздоровления,
социализации и профессионального самоопределения. В настоящее время в
школе накоплен достаточно большой опыт применения различных форм и
методов профориентационной работы в старшем звене, но в начальной школе
данный вид деятельности имеет свою специфику. Поэтому возникла
необходимость организовать целенаправленную работу в младших классах,
разработать дидактическое и методическое сопровождение данного
направления воспитательной работы с учащимися. Для учащихся 14 классов
в школе был разработан общешкольный творческий проект «Наше будущее в
наших руках», целью которого является формирование представлений о мире
профессий, их роли в жизни человека.
Задачи проекта:
знакомить с миром профессий через различные виды деятельности;
знакомить с профессиональными терминами (должность, специальность,
профессия, род деятельности и другие);
формировать умение классифицировать профессии по типам;
формирование любви к труду как к самому главному качеству человека. Работа над проектом строится на принципах системности,
преемственности;дифференцированного, индивидуального и экологического
подходов в воспитании учащихся.
Проект реализуется через разнообразные творческие конкурсы и
экскурсионную деятельность, в ходе которых учащиеся учатся исследовать,
изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными
выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг
другу, формулировать собственные интересы и осознавать свои возможности.
В начале учебного года для каждого класса была определена
профессиональная область, над которой детии классный руководитель
должны будут работать в течение 1,5 месяцев (проводить миниисследования,
участвовать в различных конкурсах по плану проекта). На протяжении
данного срока учащиеся под руководством педагогов оригинально, красочно и
доступно представляют полезную и интересную информацию на стендах
«Профессиональный вестник». Стенды располагаются в рекреациях,
обеспечивая возможность для изучения и оценки всеми учащимися начальной
школы. Для привлечения к содержанию своего стенда классы могут
организовывать игры и викторины, в ходе которых участники накапливают
баллы, победители получают призы.
Каждый раз по прошествии полутора месяцевСовет Справедливых
оценивает содержание
(орган ученического самоуправления школы)
стендовпо разработанным критериям:
оригинальность,
интерактивность (наличие интересных заданий), содержательность (объем,
степень полезности и доступности информации).После подведения итогов
происходит рокировка профессиональных областей между классами.
красочность,
Помимо работы со стендами проект включает в себядругие этапы
работы:
1. Фестиваль детского экотворчества (поделки из бросового материала в
рамках выбранной профессиональной деятельности).
2. Конкурс социальных плакатов в рамках выбранной профессиональной
деятельности.
3. Литературнотворческий конкурс
«Азбука профессий»(эссе
размышления, стихи собственного сочинения, сценарии классных часов,
компьютерные презентации, видеоклипы, рекламные ролики).
4. Открытые классные часы в рамках проекта.
5. Вернисажи рисунков и коллажей: «Мир профессий».
6. Ежегодная ярмарка рукоделия и кулинарного мастерства «Ларец
счастья».
7. Литературные постановки в рамках Недели детской книги «Кем быть?»
В игровой мастерской для учащихся проводятся занятия «Калейдоскоп
профессий» по программе, разработанной на базе Кинокомпании «Парамульт» Программа сопровождается подборкой мультфильмов и
комиксов. Посещая занятия, дети погружаются в мир профессий, знакомятся
с формулой выбора профессии, учатся осознанно и ответственно подходить к
определению своих личностных качеств («хочу» и «могу») и получают
обширные представления о востребованных профессиях («надо»).На занятиях
используются классические и инновационные методики профориентации в
формате игровых программ и проблемных дискуссий. Это наиболее
привлекательная и удобная форма получения информации для современных
школьников [3].
Два раза в год для ребят проводится интерактивная игра «Все
профессии важны». Здесь мы совмещаем несколько задач, позволяющим
участникам:
разобраться в типологии профессий («человекчеловек», «человек –
природа» и т.д.) и применять её по отношению к себе;
расширить свой кругозор,
познакомившись с известными
представителями профессий и их достижениями; с незнакомыми
профессиями и специальностями и т.д.[3].
Правила игры довольно простые. Игроки «устраиваются» на работу, где
им практическим путем, но в игровой форме, предоставляется возможность,
выполнять функции той или иной специальности.
В медцентре «медработники» заполняют амбулаторные карты
«пациентов», измеряя их рост, вес, давление, температуру, объем легких. По
окончанию обследования сравнивают полученные результаты со
среднестатистическими, вырабатывают рекомендации, дают полезные советы.
В турагенстве «операторы» предлагают посетить ту или иную страну.
Вместе с «туристом» находят ее местоположение на карте,изображение
государственного флага, определяют столицу, замеряют расстояние до пункта
назначения, используя масштаб карты. Опираясь на демонстрационный
материал или собственный опыт, «операторы»рассказывают о главных
достопримечательностях.В процессе своей работы «операторы» могут создать
рекламный буклет.
В салоне красоты «клиенту» делают прически, придумывают им
оригинальные названия и фотографируют новые образы. В конце игры создают
портфолио модных и вечерних причесок.
В детективном агентстве «юные сыщики» не только распутывают
сложные истории, но и придумывают свои, не менее загадочные.
В прессцентре «журналисты» создают информационные листы о людях
разных профессий, а также дают рецензии продуктам, созданным во время
игры, готовят и проводят блицвикторину по освоенному материалу.
Итоги общешкольного проекта «Наше будущее в наших руках»
подводятся на общешкольной конференции. Здесь акцентируется внимание учащихся на том,какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы
работать в интересующей профессии. Также привлекается внимание к
экологическим проблемам будущего. Этика любого бизнеса сегодня
немыслима без формирования правовой и экологической культуры.
Современные предприятия необходимо оборудовать новейшими защитными
фильтрами, не только для чистоты ближайшей территории, но и для
сохранения лесов, животных и водоемов, сбережения здоровья населения.
Сегодня необходимо применять новые технологии, способствующиеснижению
шумов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.Владельцы фирм
получают налоговые льготы от государства, если используют более
эффективные экологические технологии.
Таким образом, профоринтационное образование в нашей школе тесно
связано с экологическим. Наша школа принимает активное участие в
культурномассовых мероприятиях ГПБУ «Мосприрода» и Федерального
информационного портала «Вода России».
Конечно обучающиеся 1 4 классов еще далеки от выбора профессии, но
правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать
основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные
интересы и намерения учащихся в старших классах. На мой взгляд, работа над
проектом «Мое будущее в моих руках» вызовет интерес к профессиям, ведь
увлекательных профессий великое множество.
Список литературы:
1.
2.
3.
авиалинии.
Защита
Российские
Аэрофлот.
http://ar2013aeroflot.3ebra.com
Информационноаналитическое агентство «Деловые новости».
Защита экологии или экономия для бизнеса? http://delonovosti.ru/
Калейдоскоп Профессий: руководство по сопровождению серий
мультсериала
http://navigatum.ru/Навигатум: Первые шаги в
профориентационной подготовке младших школьников.
экологии.
4. Министерство образования Республики Коми Государственное
автономное учреждение Республики Коми «Республиканский
информационный центр оценки качества образования»
Методические рекомендации.под редакцией: Е. В. Попова, директор
ГАУ РК «РИЦОКО». Составители: Творожникова В.А. –педагог
психолог, Ширяева Т.В. –педагогпсихолог, Костромина М.Н.–
педагогпсихолог
http://minobr.rkomi.ru/content/9621/17.08.2013_proforient_1_4.pdf 5.
6.
Родченкова Наталия Александровна, учитель начальных классов
статья «Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС»
Фестиваль педагогических идей
«Первое сентября»
http://festival.1september.ru./
Соколова, М. Профориентация в начальной школе / М. Соколова //
Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". 2010. № 20. С.
1824.
Статья «НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ»: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья «НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ»: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья «НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ»: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья «НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ»: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья «НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ»: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.