Статья о детской одаренности.
Оценка 5

Статья о детской одаренности.

Оценка 5
Лекции
doc
Междисциплинарный 4
Взрослым
19.01.2017
Статья о детской одаренности.
данная статья предназначена для педагогов и может быть использована в переработке как выступление на родительском собрании.Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.Статья о детской одаренности для учителей, родителей.
одаренные дети.doc
Одаренные дети: особенности психического развития Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не  Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии  реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт,  характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с  глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много  таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со  сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.   только практическими психологами, но и воспитателями детских садов,  школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те  качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.  Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был  привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и  специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводу о том, что в детстве у  многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр  I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего  встречались такие характеристики:  ­ 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали  много вопросов, стремились выделиться;  ­ 75 % выдающихся людей рано "созрели", были не по годам развиты в  умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью,  прямолинейной честностью, были серьезны;  ­ почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко  выраженным стремлением к высоким достижениям;  ­ по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили  одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от  своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.  Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов.  1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.  2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.  3. Были увлечены своим делом, энергичны.  4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в  одиночку, индивидуализм. 5. Умели контролировать себя.  6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и  взрослыми.  7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать  художественный и интеллектуальный опыт.  Исследователи­биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон,  Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми,  оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью,  были общительны.  Ученые (И. Ньютон, Д'Аламбер, Р. Декарт и др.) с детства отличались  разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и  критичны.  Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие  выдающиеся люди ­ ученые, художники, управленцы ­ имели ряд личностных  качеств, существенно отличавших их от других людей. Качеств, которые и  обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что  формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как  залог будущих выдающихся достижений, а следовательно, и как специальную  педагогическую задачу по развитию творческих способностей.  Предложенный ниже перечень характеристик творца не полон, и вряд ли он  может быть завершен. Здесь уместно вспомнить о философском принципе  неисчерпаемости объекта исследования. Поэтому, наверное, можно выделить  какие­то еще свойства, но одно очевидно ­ те качества, что мы описываем,  бесспорно, отличают истинного творца от посредственного человека. Отмечу  также, что многие из них в разной степени свойственны всем людям, но  уровень, на котором они проявляются, различен. Особенности познавательного развития Любознательность  Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека,  традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или  любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство ­ жажда  новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной  психологии еще и как потребность в "умственных впечатлениях", характерна  для каждого здорового ребенка.  Любознательность, образно говоря, ­ следующий уровень развития  познавательной потребности. Для ее становления важны не только  умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей  любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира,  носит лишь ситуативный, неустойчивый характер. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах  продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого  человека. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще  одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об  эмоциях. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени  их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием  центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи  говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от  умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим  удовольствие от повышенных физических нагрузок.  Конечно, кроме эмоций есть еще такая форма психического отражения, как  воля. Нет необходимости говорить о ее важности и значимости с точки зрения развития детской одаренности. Обратимся сразу к ее механике. Воля  наиболее отчетливо обнаруживает ту потребность, которая устойчиво  доминирует в структуре мотивационно­потребностной сферы личности. Воля  и сама представляет из себя специфическую потребность ­ потребность  преодоления. Итак, при воспитании творца очень важно, чтобы любопытство  вовремя переросло в любовь к знаниям ­ любознательность, а последняя ­ в  устойчивое психическое образование ­ познавательную потребность.  Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать  окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность.  Одаренным детям в большей степени, чем их "нормальным" сверстникам,  свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.  Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это  свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает  оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства ­ искренний  интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении  использовать любую возможность, чтобы чему­нибудь научиться.  История сохранила сведения о проявлениях любознательности в детстве у  многих будущих гениев. Невероятной тягой к познанию с детства отличались  И. Ньютон, М. В. Ломоносов, Петр I и многие другие творцы. Сверхчувствительность к проблемам Одно из важнейших качеств истинного творца ­ способность удивляться и  видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все  представляется ясным и понятным. Так, Альберт Эйнштейн заложил основу  будущей теории относительности, будучи еще подростком. Он вдруг задумался о том, что никому не приходило в голову: что произойдет, если  бежать со скоростью света?  Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что  обыденно; "...только для того, кто не  привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует", ­ писал С. Л. Рубинштейн. Подобная "слепота", выраженная в неспособности  воспринимать новое, обычно свойственна ограниченным людям, независимо от степени их образованности или общественного статуса.   Томас Эдисон утверждал, что мозг среднего человека не воспринимает и  тысячной доли того, что видит глаз.  Этот вывод он сделал после одного собственного психологического опыта.  Двадцать семь его лаборантов ежедневно в течение шести месяцев одной  дорогой, которая вела от лампового цеха, шли к главному зданию завода.  Рядом росло вишневое дерево. Но когда Т. Эдисон стал опрашивать  лаборантов о том, что за дерево растет возле дороги, ни один из них не только не смог охарактеризовать это дерево, но даже, как выяснилось, не знал о его  существовании.    деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение,  какие бы авторитеты за ним не стояли. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой  Развитие сверхчувствительности к проблемам либо подавление ее  многие исследователи связывают в первую очередь с характером обучения.  Догматичное содержание в сочетании с доминированием репродуктивных  методов обучения ­ основные факторы, подавляющие детскую  сверхчувствительность к проблемам. И напротив ­ проблемное,  ориентированное на самостоятельную исследовательскую практику ребенка,  обучение развивает как эту способность, так и другие необходимые для  творчества качества. Эта мысль, многократно обоснованная теоретически и  доказанная экспериментально, относится к числу общеизвестных, но, к  сожалению, отнюдь не к числу общепризнаваемых в массовой педагогической  практике.  Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на  проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к неизвестному  ранее.  Люди часто относятся к новым сведениям и открытиям с большим  недоверием, особенно к тем, которые существенно меняют привычные  взгляды. Многие, к сожалению, не только не обладают способностью тонко  чувствовать, видеть проблемы, но даже часто отказываются замечать то, на  что им прямо указывают их выдающиеся современники. Причем нередко дело доходит до курьезов. Так, например, в "Илиаде"  Гомера было довольно подробно описано местонахождение легендарного  города Трои. Но все считали это художественным вымыслом, и для  археологов и историков XIX века Троя была недосягаема. Никому, кроме  немецкого археолога Генриха Шлимана, не пришло в голову искать Трою,  опираясь на описания Гомера. Г. Шлиман стал рассматривать "Илиаду"  Гомера не просто как литературное произведение, а как серьезный  исторический источник. Итогом стали известные всему миру сенсационные  археологические находки. Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)  Это понятие отмечено рядом психологов (Д. Б. Богоявленская, В. А.  Петровский и др.). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в  проблему (способность к "ситуативно не стимулируемой деятельности"). Так,  например, Д. Б. Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является  завершением работы. Это начало будущей, новой работы. "В этой способности не „гаснуть" в полученном ответе, ­ пишет Д. Б. Богоявленская, ­ а  „возгораться" в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества,  способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие".  Это качество одаренного человека интуитивно использовал известный физик  Эрнест Резерфорд при отборе молодых сотрудников. Он нашел оригинальный  способ отбора новых кадров для научной работы. Каждому вновь принятому  молодому исследователю он, как и положено руководителю, давал задание.  Если, выполнив это задание, сотрудник приходил вновь и спрашивал, что ему  делать дальше, ­ его увольняли. В команде оставался лишь тот, для кого  решение первой поставленной задачи становилось не завершением задания, а  началом новой работы, которую он определял для себя сам.  Не менее любопытен и другой известный факт. Однажды А. Энштейна  спросили, в чем он видит основное различие между собственным интеллектом  и интеллектом других людей. "Если люди ищут иголку в стоге сена, ­ ответил  он, ­ то большинство из них останавливаются, как только ее найдут. Но я  продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень  повезет, даже четвертую и пятую иголку". Высокий уровень развития логического мышления  Множество специальных исследований проведено с целью выяснить,  помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот  вопрос пока нет. Разные специалисты, ссылаясь на собственные  эксперименты, говорят диаметрально противоположное. Известный российский психолог В. Н. Дружинин, анализируя подходы  большинства отечественных и зарубежных специалистов к проблеме  соотношения интеллекта и креативности, выделяет три основных позиции:  ­ первая отказывается от какого бы то ни было разделения этих функций; эта  точка зрения характерна для большинства отечественных ученых; из широко  известных зарубежных исследователей, придерживающихся данного подхода,  можно назвать Г. Ю. Айзенка;  ­ вторая строится на утверждении, что между интеллектом и креативностью  существуют пороговые отношения; для проявления креативности нужен  интеллект не ниже среднего, или "нет глупых креативов", но есть  "нетворческие интеллектуалы";  ­ третья утверждает, что интеллект и креативность ­ независимые,  ортогональные способности; при максимальном снятии регламентации  деятельности в ходе тестирования креативности результаты ее измерения у  детей не зависят от уровня их интеллекта. Повышенный интерес к дивергентным задачам Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так  условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных  ответов. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению,  предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один­ единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с  неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.  Способность решать дивергентные задачи ­ важнейшее условие успеха в  творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства,  руководящей работе, предпринимательстве. Собственно, таковы практически  все важные задачи, решаемые человеком в жизни: какую избрать профессию?  где жить? как общаться с окружающими? с кем создавать семью? как  отдыхать?  Но при традиционном, в особенности для отечественного образования,  подходе, задачи дивергентного типа ­ большая редкость в обучении.  Практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу конвергентных, то есть условия задачи предполагают существование  лишь одного, единственно верного ответа, который может быть вычислен  путем строгих, логических рассуждений на основе использования усвоенных  правил и алгоритмов (законы, теоремы и др.).  Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом  к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям  конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в  том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив,  мобилизуют и стимулируют активность ребенка. В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не  выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных  подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А  невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом  недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения уже  полученных знаний, а интуиции, озарения (инсайта).  Правда, большинство людей, как подметили некоторые специалисты в  области психологии, например, известный промышленник и исследователь  психологии творчества Генри Форд, ищут для себя такую работу, которая не  требовала бы применения творческих способностей. Большинство людей  испытывает дискомфорт в ситуациях, когда необходим выбор, когда  требуется самостоятельность в принятии решений. Стремление использовать  в своих интересах нестабильность, неоднозначность, все то, что раздражает  обыкновенных людей, и есть одна из главных черт творца. Оригинальность мышления  Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко  известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления.  Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со  сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность  (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике  самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других  продуктах детской деятельности.  Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из  основных особенностей мышления творчески одаренного человека. Но при  этом наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи возможен и  другой способ творчества ­ разрабатывать существующие. Если первый  способ особенно ценится в творчестве научном и техническом, то второй ­ в  художественном.  Оригинальность творческого человека естественна, она не похожа на  нарочитое желание выделиться. Порой она вызывает удивление или насмешки  окружающих. Жителей Кенигсберга забавляла пунктуальность философа  Иммануила Канта: по тому, когда он выходил на прогулку и возвращался с  нее, можно было сверять часы. Сугубо оригинальные идеи математика  Николая Ивановича Лобачевского стали причиной того, что его считали  сумасшедшим. Гибкость мышления Способность быстро и легко находить новые стратегии решения,  устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении)  от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют  гибкостью мышления.  Высокий уровень гибкости мышления ­ явление редкое, как и крайнее  выражение его противоположности ­ инертность, ригидность мышления.  Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.  Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого  опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т. п.), однако полностью им  не определяется. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том,  что связь между ними имеет очень сложный характер. Так, в некоторых  ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей  и стратегий, но напротив, выступает как сдерживающий фактор.  Само по себе количество информации еще не является гарантией  способности к комбинированию и созданию на этой основе новых идей и  стратегий. В ходе специальных исследований было определено, что  решающим фактором, содействующим развитию этой интеллектуальной  характеристики, выступает не сам опыт, а методы его усвоения. Легкость генерирования идей (продуктивность мышления)  Мы уже описывали это качество при характеристике креативности (см.  статью "Детская одаренность"). Его обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей. Качество это очень близко  предыдущему, но характеризует несколько иную грань одаренности. Чем  больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных,  сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны,  является основой, с другой ­ необходимой предпосылкой творчества.  Большое количество идей характерно для одаренного человека как реакция  на проблемную ситуацию. Новая идея в данном случае не просто  ассоциативное объединение нескольких первичных, более простых идей и  понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть  содержательно оправдано, а происходит это лишь в случае отражения  объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом сами возникающие такого рода идеи могут выглядеть совершенно  нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они  служат базовыми для принципиально новых подходов и решений ("безумные  идеи").  Замечено, что легкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление  стереотипов, которые приобретаются в процессе усвоения опыта (знаний,  умений, навыков) и часто прямо диктуются его содержанием. Ребенок относительно свободен от этого в силу ограниченности своего опыта, и если  мы ставим задачу развития способности легко генерировать идеи не только у  одаренных, которым данное качество присуще в большей степени, но у всех  детей, то следует подумать не только о методах усвоения опыта, но и о его  содержании.  Большинство ученых, подчеркивая важность этого качества, считают его все  же чем­то вроде второстепенной характеристики творчества. Правда,  несмотря на это, обычно гении очень продуктивны: Моцарт создал более 600  музыкальных произведений; Бах писал по кантате в неделю; Томас Эдисон  провел 1093 эксперимента. Легкость ассоциирования  Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к  выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного  взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена  наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не  усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя  различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным  это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями,  событиями, далекими по содержанию. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его  "нормальные" сверстники, воспринимать связи и отношения между  явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи в силу  наличия данной и выше описанных способностей могут быть  нетрадиционными и непривычными, что, как известно, и составляет основу  творчества.  Александр Грейам Белл сравнивал внутреннюю поверхность человеческого  уха со стальной подвижной мембраной и на основе этой аналогии изобрел  телефон. Известно, что физик Нильс Бор обладал способностью вообразить  свет одновременно как частицу и как волну, что привело его к разработке  принципа дополнительности. Физик и философ Дэвид Бом утверждал, что  гении способны развивать одновременно несколько разных мыслей, поскольку они умеют смягчать противоречия между неоднозначными вариантами или  несочетающимися явлениями.  Легкость ассоциирования проявляется не только в умении находить простые  и сложные аналогии, а затем на этой основе создавать нечто новое. У  гуманитариев она чаще видна в метафоричности мышления. Аристотель  считал метафоричность признаком гения. Он был убежден, что человек,  способный находить соответствие между двумя различными сферами  существования и связывать их между собой, одарен особо. Способность к прогнозированию Творчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным,  свойственна способность к прогнозированию. Это редкое качество,  включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому  анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм  мышления ­ они не могут представить себе будущее и прошлое качественно  отличным от настоящего.  Способность к прогнозированию свойственна не только одаренным, но и всем детям. Известный психолог   А. В. Брушлинский отмечал, что человек, решая мыслительную задачу, тем  самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает (прогнозирует)  искомое будущее решение. У одаренных детей это качество выражено  настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных  задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования  последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий,  до возможности прогноза развития социальных явлений. Многие люди, добившиеся выдающихся успехов, полагались на свои  предположения, предчувствия, на то, что было скрыто где­то в глубинах  подсознания. Способность предвидения, базирующаяся на подсознании,  простирается значительно дальше ограниченных пределов поля сознания.  Интуитивное мышление ­ особый талант, нуждающийся в развитии. На основе  феномена глубины прогнозирования построен ряд психодиагностических  методик.  Способность к прогнозированию в значительной степени зависит от степени  развития вышеописанных характеристик личности, таких как: склонность к  задачам дивергентного типа, гибкость мышления, легкость генерирования  идей, легкость ассоциирования. Интегральный характер данного личностного  свойства позволяет считать его одним из основных признаков одаренности.  Выдающимися специалистами по научным прогнозам всегда считались  писатели­фантасты. Жюля Верна, предсказавшего в своих произведениях  многие открытия будущего, его современники ученые считали не только  писателем, но и своим коллегой­ученым. Выдающийся русский химик  Дмитрий Иванович Менделеев называл Жюля Верна научным гением.  Французский инженер Лебер считал его соавтором своей идеи подводной  лодки с двойным дном (как у "Наутилуса"). В 1903 году, когда другая  подводная лодка ­ "Проектор" ­ совершила переход из Бриджпорта в Нью­ Йорк, ее создатель, американский конструктор   С. Лейк, направил Ж. Верну поздравительную телеграмму. Известный  русский исследователь и конструктор К. Э. Циолковский говорил о том, что  он долго смотрел на ракету с точки зрения "увеселений и маленьких  применений". Сделать серьезные вычисления его побудили книги Ж. Верна. Высокая концентрация внимания Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания.  Выражается это, во­первых, высокой степенью погруженности в задачу; во­ вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии  помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда  такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и  сравнительно долговременным заданиям.  Данное качество трудно оценить иначе как положительное, но именно оно  часто становится причиной трудностей, возникающих у одаренного ребенка в  условиях массового обучения. Большая часть учителей ориентируется на  условно "нормального", обычного ученика, который, как известно всем, и  педагогам в первую очередь, имеет в этом смысле весьма скромные  возможности. Обычный ребенок старшего дошкольного и даже младшего  школьного возраста обладает довольно "низким порогом отключения", что  выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься  одним делом, в неустойчивости внимания.  Практически прямо противоположные качества демонстрируют в этом плане  одаренные дети: ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его  занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем  заниматься своим делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано. Многие исследователи склонны считать его важнейшим  индикатором одаренности: в нем находит выражение уже отмеченное ранее  единство мотивации, непосредственно связанной с содержанием  деятельности, и творческих умений ребенка (см. статью "Детская  одаренность") в сферах, где реализуются его творческие способности  (интеллектуальной, художественной и др.).  Способность концентрировать собственное внимание на каком­либо объекте  тесно связана с явлением, открытым известным русским ученым Ухтомским.  Он в ходе собственных научных изысканий пришел к выводу, что одним из  фундаментальных свойств центральной нервной системы является ее  способность создавать очаги активности и очаги торможения. Этот очаг  активности в головном мозгу, подчиняющий себе все остальные нервные  клетки, находящиеся в состоянии возбуждения, получил название доминанты.  Благодаря этой способности мозга посторонние факторы не только не  отвлекают от стремления достичь главной цели, но напротив, даже усиливают  это стремление. Вокруг активного очага возбуждения всегда формируется  зона торможения. Отличная память Все специалисты среди качеств, характерных для категории одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти  одаренных сложено немало легенд. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе можно столкнуться с противопоставлением памяти и  мышления, эрудита и мыслителя.  Действительно, человек может хранить в своей памяти гигантский объем  информации, и формально ему невозможно отказать в звании "эрудита" или  "ученого". Но ум и эрудированность совсем не одно и то же.  Синтез способностей к запоминанию и качеств, отмеченных выше, порождает  часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации,  систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию. Способность к оценке  Оценочная функция как интегральный, структурный элемент одаренности  рассматривается многими специалистами. Способность к оценке ­  производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки  продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных  мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.  Известный психолог А. М. Матюшкин отмечал, что способность к оценке  обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного,  творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях,  определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие  интеллектуальные и личностные качества.  Талант обычно довольно точно осознает масштаб того или иного своего  достижения, хотя иногда его оценка и расходится с мнением общества.  Математик Льюис Кэрролл вряд ли мог предполагать, что войдет в число  самых известных людей мира не как ученый, а как автор детской сказки.  Исаак Ньютон главное свое достижение видел вовсе не в создании физической теории, а в денежной реформе, которую он провел в Англии, будучи  директором монетного двора. Особенности склонностей и интересов Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам  и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки и при  этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в  достижении цели. Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные  навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых.  Его сверстники, не имеющие призвания, которых учат музыке "по традиции", рады любому поводу избежать занятий. Будущие балерины и гимнастки  охотно идут на строгое самоограничение и тяжкий труд ради овладения  тонкостями мастерства. Начинающий натуралист готов к любым жертвам  ради возможности наблюдать животных в природе или держать дома своих  питомцев. Такая нацеленность, приверженность делу служит одним из самых  точных показателей одаренности. Не случайно опытные преподаватели готовы сверхурочно заниматься со страстно жаждущим знаний учеником, даже если  тот пока не проявляет особо выдающихся способностей и кажется многим  "неперспективным".  Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, ­  широта интересов. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется  попробовать себя в самых разных сферах. Нередко обилие увлечений  приводит к нерациональной с точки зрения прагматичных взрослых трате сил.  Типичный упрек с их стороны: "Распыляешься, ничего не доводишь до конца,  вчера играл в шахматы, сегодня уже рисуешь, а завтра будешь изобретать  новый двигатель. Так ничего не добьешься в жизни". Однако широта  интересов ­ совершенно естественно явление для детского и подросткового  возраста. Погружаясь на время в разные занятия, человек лучше изучает себя,  обогащается как личность, осваивает новые ценные навыки. Учится  комбинировать, находить ассоциативные связи, нестандартные решения.  Немало выдающихся людей посвящали себя не одной, а двум и более сферам  деятельности. Философ, теоретик анархизма Петр Кропоткин был крупным  географом и геологом. Зоолог Джералд Даррелл ­ один из самых читаемых  современных писателей. Необычайной разноплановостью интересов  отличались Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов, Блез Паскаль, Готфрид  Вильгельм Лейбниц.  Конечно, возможна и нерациональная трата сил. Однако вряд ли посторонний наблюдатель способен определить в каждом конкретном случае, чего больше  в совмещении интересов ­ плюсов или минусов. Видимо, правильнее было бы  довериться в этом отношении интуиции самого одаренного человека, даже  если он пока ребенок.  Есть и еще один важный аспект проблемы. Разноплановость интересов  предохраняет от "зацикленности", которая нередко бывает свойственна  таланту. Человек, полностью посвятивший себя одному делу, одной идее,  приносит ей в жертву ­ вольно или невольно ­ многие другие жизненные  ценности. Иногда дело доходит до курьезов. Основатель кибернетики  Норберт Виннер помнил только о том, над чем в данный момент работал.  Когда его семья переехала на новую квартиру, жена ученого положила ему в  бумажник записку с новым адресом. Н. Виннер набросал на листке какие­то  формулы, потом понял, что они неверны, и выбросил бумажку. Вечером,  забыв о переезде, он отправился по старому адресу. Разумеется, он никого не  нашел там и в растерянности вернулся на улицу. Ему встретилась девочка,  которой он тут же стал объяснять, что он профессор Н. Виннер, чья семья недавно переехала из этого дома, но он не знает куда. Н. Виннер  поинтересовался, не знает ли она случайно, где ему искать новую квартиру.  Внимательно выслушав его, девочка ответила: "Да, папа, мама так и думала,  что ты это забудешь".  Биографами описано множество случаев из жизни выдающихся людей,  свидетельствующих не только об их выдающемся уме, но и о поступках,  которые выглядят просто глупо. И. Ньютон не любил отвлекаться от работы и для своей кошки проделал внизу двери отверстие, чтобы та могла сама  входить в дом и выходить из него, не беспокоя хозяина мяуканьем. Когда у  кошки родилось семеро котят, великий физик добавил по окошку для  каждого из них! Особенности психосоциального развития Стремление к самоактуализации  Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи  считают главным побудительным мотивом творчества человека (Г.  Гольдстейн, К. Роджерс и др.). В этой связи естественно предположить, что  ростки данного стремления проявляются уже в детстве и должны  поддерживаться и формироваться.  Существенный вклад в разработку данной проблематики внес известный  американский психолог А. Маслоу. Он считал, что люди изначально,  генетически мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь  значительной и осмысленной. В целом развитие человека он представлял как  восхождение по "лестнице потребностей", где высшим ­ пятым ­ уровнем  является потребность в самоактуализации, самореализации в творчестве.  Таким образом, стремление к самоактуализации ­ это стремление человека  постоянно воплощать, реализовывать, "опредмечивать" себя, свои  способности, свою сущность. У людей, склонных к самоактуализации, по  мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом поведения чаще всего является  радость от использования своих способностей, и этим они отличаются от тех  людей, которые стремятся удовлетворить потребности в том, чего им  недостает.  А. Маслоу утверждал, что творчество является неотъемлемой  характеристикой самой природы человека, а творческие способности не удел  избранных, они заложены в каждом из нас. Но при этом, по оценке самого   А. Маслоу, самоактуализация на практике ­ большая редкость. Ее достигают  лишь около 1 % всех родившихся. Большинство людей по разным причинам  так и не раскрывают свой творческий потенциал. Перфекционизм Творчески одаренных людей отличают некоторые черты личности и способы  взаимоотношений с окружающими. Например, перфекционизм (от англ. perfect ­ "совершенный"). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется  уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока  не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального,  эстетического, нравственного). Он готов переписывать сочинение из­за одной  помарки, заново собирать сложную модель, если ему пришло в голову, как ее  можно усовершенствовать, и т. п. Следствием этого постоянного стремления к совершенству нередко  становится столь же постоянное чувство недовольства собой, которое  отражается на самооценке, а порой становится причиной неврозов и  депрессий. Выраженный слишком сильно перфекционизм парализует волю  человека, делает для него невозможным завершение любой работы: ведь  всегда можно найти еще что­нибудь, нуждающееся в исправлении и  улучшении. Часто это раздражает окружающих, особенно тех, кто работает  вместе с перфекционистом или зависит от результатов его труда.  Учитель дал задание маленькому Нильсу Бору нарисовать дом с садом и  забором. Мальчик принялся за рисунок, но вдруг обнаружил, что не знает,  сколько в заборе жердей. Недолго думая, он выбежал на улицу и пересчитал  их. Нильс не мог допустить того, чтобы его рисунок хоть в чем­то не отвечал  действительности. Самостоятельность Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во­первых,  независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней  помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во­вторых,  ответственность за свои поступки и их последствия; в­третьих, внутреннюю  уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.  Самостоятельность базируется в первую очередь на способности к оценке,  умении регулировать собственное поведение и эмоции, на социальной  автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность. Люди,  склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и  интеллектуальностью. Самостоятельность ­ это практически всегда риск. Эти  люди больше ценят проявления самостоятельности в своих детях и учениках.  Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них  ответственность. Развитие самостоятельности не может проводиться по  определенным рецептам. Главным фактором, подавляющим формирующуюся  в ребенке самостоятельность, является тотальный внешний контроль,  выражающийся в жестких дисциплинарных требованиях, не допускающих индивидуальных вариаций. Но не менее вредными оказываются в этом случае  и вседозволенность, и тепличная атмосфера, ограждающие ребенка от  проблем и возможности принятия самостоятельных решений. Известный  английский философ и педагог Джон Локк как­то заметил, что рабская  дисциплина порождает рабский характер, а его немецкий коллега Иоганн  Фридрих Гербарт отметил другую грань этого процесса: без четких  дисциплинарных правил нельзя воспитать сильный характер. Социальная автономность  Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко  приводит к трудностям во взаимоотношениях. Учителя, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и  внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию.  С социальной автономностью связана и отмечаемая многими  исследователями неприязнь творчески одаренных детей к традиционному  обучению. Они редко бывают отличниками, а порой и вовсе не считаются  хорошими учениками. Занятия в традиционном стиле, ориентированные на  простое воспроизводство полученных от учителя сведений, кажутся им  скучными и неинтересными. А к их исследовательским порывам наше  образование, как правило, не готово. Результатом во многих случаях  становится скрытый или явный конфликт с педагогами.  Учителя Нильса Бора, росшего в либеральной Дании, с пониманием и  любовью относились к его оригинальной манере мыслить (позже  современники называли Бора "одним из наиболее свободных от  предрассудков физиков"). Преподаватель мог с невозмутимым юмором  прокомментировать грохот, доносившийся из школьной лаборатории: "Ничего страшного. Это Бор". Повезло в данном отношении и Александру Сергеевичу  Пушкину, которому в лицее прощали нелады с математикой, признавая его  яркий поэтический дар. А вот Альберт Эйнштейн чувствовал себя очень  неуютно и показывал неважные результаты, пока учился в прусской гимназии  казарменного типа. Но как только он переехал в Швейцарию, где школы  отличались более терпимым и уважительным отношением к учащимся, сразу  стал одним из лучших учеников.  Неприятие конформизма, свойственное творчески одаренному ребенку  старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, не следует  отождествлять с интеллектуальным и нравственным нигилизмом.  Многочисленные исследования их "нормальных" сверстников  свидетельствуют о том, что этот возрастной период ­ период ярко  проявляемых склонностей к подражанию, уподоблению старшим.  Подражательность многих действий и высказываний в эти годы традиционно  считается важным условием умственного развития. Внушаемость, впечатлительность ребенка этого возраста, склонность вере в истинность того, чему его учат, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять внешние требования, ­ все это создает благоприятные  условия для обогащения и развития психики.  Впечатлительность, внушаемость, склонность и способность к умственным и  практическим действиям на основе предложенного образца свойственны  одаренному ребенку так же, как и его "нормальному" сверстнику, однако это  не является главным, определяющим в его познавательной деятельности и  поведении. Для него характерна относительная свобода от общепринятых  ограничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих  нормативного поведения и деятельности по образцу. Кроме того, как  отмечает известный психолог Н. С. Лейтес, сама подражательность в  начальном учении, в условиях неизбежной недостаточности некоторых знаний, оказывается в немалой мере творческой; она требует интуиции,  импровизации, непрестанной умственной инициативы. Эгоцентризм  И одаренные дети, и в большей мере их "нормальные" сверстники часто не  понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в  желаниях, и в поступках. Это качество свойственно и многим взрослым, но  если эгоцентризм взрослого в значительной мере результат эгоизма, то  эгоцентризм ребенка имеет иную природу. Он закономерен и определен  особенностями возрастного развития. Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка.  У большинства людей с возрастом это проходит.  Многие исследователи отмечают высокую степень выраженности  эгоцентризма именно у одаренных детей.  Они утверждают, что чем лучше знаешь что­либо, тем больше шансов в связи  со своим знанием вести себя эгоцентрически.  Эгоцентризм, как всякое сложное личностное свойство, нельзя рассматривать упрощенно, одномерно. При внимательном, глубоком изучении выявляется,  что в одних сферах он проявляется у одаренного ребенка ярче, чем у  "нормального", в других, наоборот, выражен меньше.  Познавательный эгоцентризм. Проявляемый в познавательной сфере  эгоцентризм обычно так и именуется ­ "познавательный". Собственная  исследовательская практика позволяет сделать вывод о том, что этот вид  эгоцентризма наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически неспособны  понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере  сохраняется в дальнейшем.   Третьеклассник Миша нашел оригинальный способ решения очень сложной  задачи. Учитель попросил его объяснить, как он добился решения. Миша у  доски изложил свое решение классу. Но учитель заметил, что многие дети не  поняли сделанного Мишей объяснения. Учитель вновь попросил Мишу  рассказать о своем решении. С трудом скрывая раздражение, Миша рассказал  еще раз. Несмотря на это, ход Мишиных мыслей остался непонятен многим  ребятам. Когда учитель в третий раз обратился к нему с просьбой объяснить  все еще раз, Миша возмутился, всплеснул руками и сказал: "Сколько можно  вам объяснять, ведь это же так просто! Смотрите..."  Миша действительно искренне не мог понять, почему то, что легко и  доступно для него, непонятно окружающим. Моральный эгоцентризм. Одаренному ребенку так же, как и его  "нормальному" сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных  действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок  часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинно­следственные связи,  глубже и тоньше воспринимать происходящее ­ все это создает хорошую базу  для понимания мотивов поведения других людей. Поэтому моральный  эгоцентризм свойственен одаренному ребенку в меньшей степени, чем  "нормальным" детям, и преодолевается он легче. Коммуникативный эгоцентризм. Первооткрыватель детского эгоцентризма  известный швейцарский психолог Ж. Пиаже много наблюдал за речью  дошкольников. Он и определил, что в большинстве случаев маленький  ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего.  Детям, обучающимся в экспериментальной школе, было дано необычное  задание. Психолог прочитал им неоконченный рассказ и попросил его  продолжить. Рассказ был очень коротким: "Сережа жил на двенадцатом этаже большого многоэтажного дома. Однажды мальчик обнаружил на балконе  газету, которую вчера читал его папа. Сережа тут же придумал интересную  игру ­ он стал рвать эту газету и бросать клочки бумаги с балкона. Они  красиво кружились в воздушных потоках и падали на газон, тротуар, на  деревья..."  Представь, что ты друг этого мальчика. Ты шел по тротуару и увидел, чем  занимается твой товарищ. Что бы ты сказал ему и что бы ты сделал? Затем  представь, что ты милиционер... бабушка этого мальчика... его сестра... его  папа или мама... и т. д.  Ответы детей показали, что большинство отвечает стереотипно. Роли  меняются, а ответы остаются неизменными. Иная картина наблюдается у  одаренных детей, они легче встают на позицию другого человека. Эгоцентризм, проявляющийся у одаренного ребенка, не следует относить к  числу негативных качеств. Он практически не имеет ничего общего с  эгоизмом и реально проявляется только в познавательной сфере. Где опять­ таки одаренный ребенок думает об окружающих лучше, чем они есть на самом деле. Эгоцентризм в данном случае ­ особенность возрастного развития. Он  преодолевается со временем.  Несколько легче одаренным ребенком преодолевается моральный и  коммуникативный эгоцентризм, основой чего являются высокие умственные  способности и формирующиеся на этой базе более высокие способности к  метапознанию.  Сложность преодоления познавательного эгоцентризма определяется не  трудностью восприятия одаренным ребенком иной точки зрения: она зависит  от оптимистичной веры одаренного ребенка в интеллектуальные способности  окружающих. Все это ни в коей мере не ставит под сомнение важность  педагогической работы по преодолению эгоцентризма у одаренных детей. В  зрелом возрасте это свойство приводит к крайне негативным последствиям.  По справедливому утверждению американского психолога К. Тэкэкс,  свойственная одаренным неспособность выработать терпеливое и  дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к  разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных  лидеров. Лидерство  Настоящий лидер ­ редкое явление, дар, истинный лидер всегда творец. Но  справедливо ли обратное утверждение? Всегда ли творец является лидером?  К сожалению, мы должны признать, что нет. Правда, нельзя не заметить, что в  современном мире возрастает важность коллективного творчества. А это  требует от творца, желающего добиться заметных результатов, не только  умения работать в команде, но и способности быть лидером.  В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок  довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых  игр и дел. Основываясь на подобном наблюдении, многие исследователи  выделяют в качестве одной из важных черт одаренных детей ­ склонность  командовать другими детьми. Об этом часто с волнением и трепетом говорят  родители, интуитивно понимая ценность данных особенностей своего ребенка. Но стоит только рассмотреть это явление более внимательно, как выявляется  довольно сложная картина.   Наблюдения, проведенные нами в ходе экспериментальной работы с детьми,  позволяют сделать заключение о том, что проявляемые таким образом  организаторские способности одаренного ребенка в большинстве случаев  имеют несколько иную природу, чем у взрослого. Они обычно основываются  не на суггестивных возможностях (способности воздействовать на других людей), не на умении настоять на своем и даже не на способности ладить с  другими детьми. Правда, отмечу, что все эти способности могут проявляться  у одаренного ребенка, но тогда мы можем говорить о специальной  "лидерской" одаренности.  Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию  сверстниками ­ его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и  беглость его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее  эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные  ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на  себя роль лидера.  Это проявляется довольно отчетливо на уровне старшего дошкольного  возраста. У младших школьников ситуация несколько изменяется. Часть  одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми,  предпочитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины:  полученный ранее негативный опыт общения со сверстниками в коллективных играх (обычно результат педагогических недоработок); особенности  характера (темперамента), следствием которых является не стремление  утвердиться в роли лидера, а интерес к определенной деятельности.  Выражено это обычно в увлеченности углубленной интеллектуальной  работой, самодостаточности. Соревновательность  Соревновательность, конкуренция ­ важный фактор развития личности,  укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в  ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний,  чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Без него наивно рассчитывать на  воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование  ребенок формирует собственное представление о своих возможностях,  самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт "разумного авантюризма".  Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует  искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к  высоко дифференцированной оценке. Построенная на этой основе  самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна  стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со  сверстниками. Но, отмечая это явление как естественное, многие  исследователи постоянно говорят о необходимости соревнования не столько с "нормальными", сколько с такими же одаренными детьми. Причем особенно  ценен опыт не побед, а поражений. Не случайно данное обстоятельство  закреплено и в известном народном изречении: "За одного битого двух  небитых дают". Особенности эмоционального развития  В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы  одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную  уязвимость. Источником ее является также отмечаемая  сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального  развития. Способность улавливать причинно­следственные связи,  сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих  явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание.  Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны  следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и  различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими,  сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все  принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики,  действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то  время как его "нормальные" сверстники относятся к ним равнодушно.  Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может  рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских  способностей. Но с точки зрения совершенствования значительно более  важной является другая особенность творческих людей ­ способность  наслаждаться творчеством. Именно это, по утверждению Стендаля, отличает  гения от всех остальных людей. Действительно, звание гения присваивается  лишь тому, кто испытывает особое наслаждение от процесса творчества и  продолжает работать, несмотря на преграды. Творческое восприятие случайностей  В концепции одаренности известного американского психолога А.  Танненбаума один из пунктов составляют так называемые случайные факторы ­ "оказаться в нужном месте в нужный час". Случайности потому и  случайности, что их не спрогнозируешь. Но умению находить пользу в  непредвиденном стечении обстоятельств можно и нужно учиться. Это одна из  черт человека с высокими умственными способностями. Это серьезно  повышает шансы на успех практически во всех сферах жизни.   Многие научные открытия и изобретения появились на свет благодаря  счастливому стечению обстоятельств. Биографии практически всех  выдающихся людей содержат описания судьбоносных случайностей.  Случайность часто давала возможность увидеть нечто такое, что никогда не  стали бы искать преднамеренно. Правда, и со случайностью не все так просто, как это может показаться на первый взгляд. Известный философ Ф. Ницше  считал, что самое главное в любом открытии и изобретении создано за счет  случайности, неожиданности, но большинство людей не сталкиваются с такой ситуацией. То, что называют случайностью, на самом деле, считал он,  является озарением, и с ним встречается тот, кто готов к этой встрече.  Например, французский химик XIX века Бернард Куртуа работал в  лаборатории, когда его кот, играя, столкнул со стола две стоявшие рядом  бутылки. В одной была серная кислота, в другой ­ спиртовой настой золы  морских водорослей. Жидкости смешались, выделив облако сине­ фиолетового пара. Так был найден йод. Немецкий физик Вильгельм Конрад  Рентген даже получил Нобелевскую премию за открытие рентгеновского  излучения, сделанное им совершенно случайно.  Случайность не спрогнозируешь, не создашь специально, но умение находить  пользу в непредвиденном стечении обстоятельств ­ действительно дар. Удача  приходит к тому, кто к ней готов (точнее, она и к другим приходит, но так и  уходит, оставшись незамеченной). Как сказал один мудрый человек, "чем  больше я работаю, тем удачливее становлюсь". Юмор  Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность  проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством  одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической  защиты.  В разных странах проводились многочисленные серии психологических  исследований, специально рассматривавших проблемы соотношения  коэффициента интеллекта и юмора, уровня развития креативности и юмора.  Исследователи говорят о наличии прямой корреляции. Проявления юмора  многогранны, как сама жизнь, и легко можно обнаружить как их наличие, так  и их отсутствие.  Творческие способности ­ безусловно, дар природы. Распространено мнение,  что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где­то проявится. Есть даже поговорки: "Талант всегда пробьется", "Талант  не пропьешь". Однако исследования последнего времени опровергают эту  точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в  развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы  помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать,  чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться  вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и  самоудовлетворенности. Он существует только в динамике ­ или развивается,  или угасает. Автор: А.И. Савенков Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребенка с ранним  умственным расцветом. От него ожидают, требуют и родители, и педагоги, чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь отметки  часто ставят не только за знания, но и за поведение, за почерк. Ученику с  повышенными способностями достается гораздо больше, чем другим,  например, за невыполненное домашнее задание, за какое­нибудь не  предусмотренное темой высказывание на уроке, небрежную домашнюю  работу. А в некоторых семьях любое снижение отметок воспринимается как  драма.  У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во  взаимоотношениях со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика,  делают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое  положение. Чтобы не оказаться отверженным, стремиться быть «как все»:  избегать обнаруживать себя самым знающим или тем более самым  старательным.  Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар  природы. Очень важно отметить, что даром этим природа отмечает каждого  человека. Но очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не  делит и кого­то награждает больше, а кого­то меньше. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности,  способности большинства.  Важно этот дар в ребенке разглядеть, помочь ему, поддержать его. Такому  ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, воспитателей,  социальных педагогов, учителей. В школе одаренному ребенку нужна  педагогическая поддержка со стороны учителя.    Суть педагогической поддержки заключается в содействии ученику в его  начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно  оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону ученика, формирует  положительное общественное мнение, защищает его права и т.д. Сущность  педагогической поддержки может быть понята и шире как создание  безопасной среды, благоприятного эмоционального фона, развивающей среды.  Эта категория детей требует к себе особого индивидуального социально­ педагогического подхода. Поэтому, для более успешного восстановления  социального статуса одаренных детей как личности, члена коллектива  (сверстников, одноклассников, ближайшего социального окружения)  специалисту (социальному педагогу, педагогу­психологу, учителю)  необходимо в работе соблюдать рад социально­педагогических условий.      Что же такое одаренность? Кто же он одаренный ребенок? Рассматривая  определения «одаренности» разных авторов, мы выявили, что одаренность –  это способность, талантливость; это высокий уровень развития способностей  человека в той или иной области деятельности.   Одаренных детей, как правило, отличают:  Психофизиологические особенности одаренных детей: высокая любознательность; исследовательская активность; повышенная биохимическая активность мозга; эмоциональность; вспыльчивость; особая речь, моторика и восприятие. Василькова Ю.В. выделяет следующие виды одаренности:  – социальную, иначе лидерскую;  – художественную, музыкальную, изобразительную, сценическую; – психомоторную, определяющую исключительно спортивные способности;  – академическую, которая проявляется в необычной способности к учению.  Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;  – интеллектуальную – это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок – умник и умница, а в школе – отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по  одному – двум предметам и не успевают по другим;  – творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и  нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной  цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают – и в семье, и в  школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.  В процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его,  применяя различные методы. О.д. нуждаются в особом воспитании,  специальных, индивидуальных учебных программах, специально  подготовленных учителях, специальных школах. Одаренному ребенку нужна педагогическая поддержка. Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов в  общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям  в решении их проблем (Газман О.С.).  В словаре Даля записано, что «поддержка» поясняется как действие по  значению глагола «поддержать», «поддерживать» – служить опорой для  крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем), подставкой всему, что  поддерживает тяжесть, укрепой всем, что придает крепость, прочность, силу. Цель педагогической поддержки – максимально содействовать школьнику в  осознании и реализации потребности в самореализации. Основные направления поддержки одаренных детей: Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем  свое место, сформировать адекватную Я­концепцию; Выработка у одаренных детей умения правильно себя оценивать и ставить  реальные цели; Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических  коллективах. Если родители у своих детей заметили проявление талантливости,  способности, они должны создать им условия для дальнейшего развития. В  школе таким детям необходима п.п. со стороны с.п., учителей. Они должны  вовремя подсказать, направить родителей и самого ребенка. О.Д. необходима  поддержка со стороны специалистов. Педагогическая поддержка включает в  себя определенные условия, требующие их соблюдения.    Откуда же возникают проблемы одаренных детей? Первая часть проблемы  связана с их психологическими особенностями. Как правило, они более  уязвимы в общении, интровертированы (самоуглубленны, с трудом находят  общий язык с окружающими). Уровень их рефлексии достиг уровня  рефлексии взрослых людей или превзошел его, поэтому они смотрят на мир  глазами взрослого человека и могут не понять детских шуток и тем  разговоров одноклассников. В вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на  специалистах: воспитателях детских садов, учителей, психологов, социальных педагогах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское  воспитание.  Одаренный ребенок в семье – ее гордость. Но часто одаренность ребенка в  семье остается незамеченной. Особенно если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы. Однако не все родители гордятся своим  ребенком. Нередко они не хотят, чтобы он чем­то выделялся среди других  детей. Таких родителей раздражает самобытность ребенка, и они всячески  гасят его талантливость.  Но встречается и другая ситуация, когда родители «вымучивают» талант,  стараясь развить небольшие или даже физические и духовные силы, убивая  детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и не оправдывают  надежды тщеславных родителей. Расстроенное физическое здоровье можно  поправить, но трудно восстановить здоровье духовное.  Родители замечают одаренность ребенка чаще всего по раннему развитию  речи, употреблению сложных слов, раннему усвоению счета или чтения. У  него цепкая память, быстрое восприятие и богатое воображение, он  любознателен.  Задача родителей – вовремя заметить проявление талантливости у своих  детей и создать условия для ее развития. При этом важно адекватно  относиться к такому ребенку, не следует выделять его среди других детей,  так как это может вызвать негативную реакцию с их стороны, а у самого  ребенка могут развиться такие отрицательные черты характера, как  зазнайство, пренебрежение к людям, заносчивость.  Родителям следует учитывать также и то, что у разных детей разная энергия  развития, и подчас отстающие в развитии дети впоследствии перегоняют  своих более продвинутых сверстников. Здесь как всегда важно соблюдение  меры: недопустимы ни чрезмерное давление на ребенка, ни самотек в его воспитании и развитии. Любовь к детям, чуткость и такт помогут родителям  определить эту меру.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.

Статья о детской одаренности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017