О повышении качества подготовки специалистов среднего
профессионального образования (из опыта работы)
Казьменко Елена Константиновна ГБПОУ ВО «Верхнеозерский
сельскохозяйственный техникум»
Повышение качества профессионального образования и уровня подготовки компетентных, творческих и высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям социального заказа общества, является в настоящее время одной из актуальных проблем.
Выпускник системы профобразования должен владеть набором обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях, возможность осмысленно воспринимать и критически оценивать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться в них и, в идеале, влиять на эти процессы. В процессе подготовки специалиста главенствующую роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде. Это требует серьёзных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов. Качественное профессиональное образование сегодня - это средство социальной защиты, гарант стабильности профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.
Для того, чтобы
осуществлять качественный образовательный процесс необходимо иметь: качественное методическое обеспечение
учебной дисциплины,
качественный потенциал
преподавателей, качественный
потенциал обучающихся, качественные
средства и технологии обучения и качественный контроль за результатами учебных достижений обучающихся.
Для качественного методического обеспечения учебной дисциплины во-первых, с учетом требования ФГОС были разработаны и утверждены на заседании ПЦК программы во всем специальностям техникума, а также календарно-тематическое планирование к ним. Во-вторых, разработаны методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ, методические рекомендации по изучению наиболее сложных тем дисциплины, тем, имеющих профильную направленность. В-третьих, разработаны различные виды дифференцированных заданий для проведения практических, лабораторных, самостоятельных работ, дидактические материалы.
От профессиональной компетентности преподавателя во многом зависит качество обучения. Профессиональная компетентность педагога - широкое понятие, включающее в себя: 1) глубокое знание предмета и владение методикой обучения; 2) знание возрастной психологии и умение работать с детьми разного возраста, а особенно с социально и педагогически запущенными, одаренными или имеющими особенности развития; 3) умение так организовать учебный процесс, чтобы при любых, даже неблагоприятных условиях добиться нужного уровня воспитанности, развития и знаний обучающихся; 4) постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию.
Профессиональная компетентность преподавателя выражается в следующем:
- Подготовка и выступление на заседаниях ПЦК с методическими сообщениями. Например, «Профориентационно значимые ситуации на уроках физики», «Целенаправленное формирование ключевых методологических компетенций в рамках современного общего физического образования», «Использование средств обучения в исследовательской деятельности обучающихся по естественнонаучным дисциплинам».
- Выступления на заседаниях МО, педагогических советах.
- Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, тематика которых может быть разнообразной, например, «Электрический ток в различных средах», «Понятие фазы вещества», «Вклад российских ученых в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне», «Влияние радиации на живые организмы» и т.д.
-Взаимопосещение уроков, открытых уроков и внеклассных мероприятий своих коллег.
- Регулярное прохождение курсов повышения квалификации по направлениям:
а) «Методика преподавания физики»
б) «Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе».
- Ежегодная подготовка студентов к участию во всероссийских дистанционных олимпиадах и викторинах по физике, проводимых: «Росконкурс»,
«ФГОСТЕСТ», «Я - Энциклопедия»
- Подготовка студентов к участию во всероссийской научно-практической студенческой конференции «Я - Специалист»
-Подготовка студентов к участию в общетехникумовской научно-практической конференции исследовательских работ студентов в рамках проведения Фестиваля проектов.
- Ежегодная подготовка студентов к участию в Неделях и Декадах Знаний, организованных цикловой комиссий общеобразовательных дисциплин.
- Обмен опытом на областном, региональном и всероссийском уровнях:
- Трансляция опыта в научно-методической конференции «Обучение и воспитание: методика и практика – 2015»;
в научно-практической конференции «Воспитание профессиональной успешности студентов в педагогическом процессе техникума», в научно-практической Интернет-конференции «Организационно-педагогические факторы информатизации СПО»
· Участие в конкурсах профессиональн6ого мастерства:
- Всероссийский конкурс «Лучшая научная и методическая статья – 2015»
- IV всероссийский фестиваль педагогических находок по направлению
«Использование инновационных технологий, методов обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин, дисциплин цикла ЕН и ОГСЕ как средство формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.
Для того, чтобы повысить качество образования одной только компетентности и ответственности преподавателя недостаточно. Необходимо иметь качественный потенциал обучающихся. А для этого очень важным моментов является мотивация обучающихся. Одним из способов повышения мотивации является участие обучающихся в олимпиадах, Неделях Знаний, Днях науки, фестивалях проектов, научно-практических конференциях и различных конкурсах. Например, всероссийские дистанционные олимпиады по физике «Росконкурс», ФГОСТЕСТ», всероссийская викторина «Человек и космос», всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Я - специалист»; межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессиональной и личностной адаптации молодежи», областная студенческая научно-практическая конференция «Пути познания» и другие.
Еще один верный способ улучшения качества образования - это изучение, обобщение и внедрение современных педагогических и информационных технологий, средств и методов обучения в образовательный процесс. К ним относится прежде всего ИКТ - информационно-коммуникационные технологии. Компьютерные технологии делают уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Они способны стимулировать познавательный интерес, повысить мотивацию к изучению общеобразовательных дисциплин, в т.ч. и физике.
ФГОС предъявляет определенные требования к материально-техническому обеспечению дисциплины. Кабинет должен быть оснащен современными техническими средствами: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска.
Важным моментов в повышении качества подготовки специалистов является контроль за результатами учебных достижений обучающихся.
Для реализации требования ФГОС особое место занимает фонд контрольно-оценочных средств, входящий в методическое обеспечение дисциплины «Физика» и для контроля качества предоставляемых образовательных услуг. В течение нескольких лет были разработаны контрольно-оценочные средства для проведения входного, рубежного, промежуточного контроля знаний обучающихся. А также единые требования и критерии оценивания работ, выполняемых обучающимися.
Таким образом, повышение качества подготовки специалистов среднего звена профессионального образования поможет обеспечить достижение важной цели профессионального образования – подготовка молодых квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной мобильности и эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.