Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"
Оценка 5

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"

Оценка 5
Работа с родителями
doc
дефектология +2
Взрослым
12.09.2019
Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"
В статье представлены современные образовательные технологии и методы обучения, цели и результаты их применения как приоритетные направления в педагогической деятельности с особенными детьми. Тем не менее. ведущим компонентом в образовательном процессе школы-интерната является коррекционная работа с личностью ребёнка, центральным понятием которой выступает «способ учебной работы». Индивидуальная образовательная траектория ученика с нарушениями слуха проявляется через избирательность обучающегося к конкретной форме предъявления познавательного объекта.
Моисеева Статья.doc
Моисеева Раиса Ивановна –  учитель начальных классов ОГБОУ «Школа­интернат для обучающихся с нарушениями слуха» г. Томск Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий «Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов … В конечном счёте, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе» Президент России Владимир Путин ⦋1⦋. Федеральный   закон   от   29.12.2012   N   273­ФЗ  «Об   образовании   в   Российской Федерации»,  глава   2.   «Система   образования»,  статья   20.   «Экспериментальная   и инновационная деятельность в сфере образования» гласит: «Экспериментальная деятельность направлена   на   разработку,   апробацию   и   внедрение   новых   образовательных   технологий, образовательных   ресурсов   и   осуществляется   в   форме   экспериментов,   порядок   и   условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации» ⦋2⦋. На   современном   этапе   развития   общества,   государственные   образовательные стандарты   практически   предполагают   овладение   учениками   информационно­ коммуникативных,  проектных, исследовательских  знаний,  навыков, умений, поскольку это является   необходимым   условием   достижения   нового   качества   образования.   Поэтому   в практической   деятельности   используем   электронные   версии   предметно­методических изданий ИД «Первое сентября», работаем с профессиональной литературой в электронном виде, применяем на уроках электронные образовательные ресурсы, где это уместно. Чтобы   донести   до   ребёнка   с   нарушенными   слуховыми   возможностями   какую­либо информацию,   необходимо   дополнительно   включить   30­45%     наглядности   от   общего содержания   урока   или   внеурочного   мероприятия,   а   также     адаптировать   вербальную (речевую)   информацию.   Действенную   помощь   оказывают  видео   встречи   с   методистами, учёными, разработчиками проектных инновационных технологий из России и других стран мира.   Видеотрансляции   проходят   при   участии   Международного   института   новых образовательных технологий Российского государственного гуманитарного университета.  В  последнее   время  в  образовании   произошли  большие  перемены.  Такое  положение вещей   не   может   не   радовать,   педагоги   приняли   важнейшую   задачу   современной   системы образования   –   формирование   совокупности   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих   компетенцию   «научить   учиться»,   а   не   только   освоение   учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных   учебных   действий   является   также   и   залогом   профилактики   школьных трудностей.  «Ученик   –   это   не   сосуд,   который   нужно   наполнить,   а   факел,   который   надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Плутарх С   2007   года   работаем   в   инновационном   режиме,   сотрудничаем   с   клубом   «Первое сентября» Открытый урок, г. Москва. Для гармонического развития слабослышащего ребёнка в   педагогической   деятельности   применяем   конкретные   технологии:  проектно­ исследовательскую  –   эта   технология   направлена   на   формирование   познавательных универсальных учебных действий и базируется на технологии развивающего обучения; элементы проблемно­диалогической технологии (дети с нарушениями слуха не могут в полной мере пользоваться диалогом, поскольку вторичные нарушения – недоразвитие речи) –   эта     технология   направлена   на   развитие   коммуникативных     универсальных   учебных действий; образовательно­оценивающую  (личные достижения)  – эта   технология направлена на совершенствование личностных универсальных учебных действий;  коррекционно­прогностическую  –   эта   технология   целенаправленно   способствует развитию   регулятивных   универсальных   учебных   действий,   базируется   на здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, в частности на его системе универсальных символов   (СУС).   В   собственной   профессиональной   деятельности   активно   применяем современные   информационные   технологии,   владеем   компетенциями   в   области   ИКТ, используем цифровые предметно­методические материалы, участвуем в Программе развития профессионально­личностных компетенций. Современные образовательные технологии и методы обучения, цели и результаты их применения – вот одно из приоритетных направлений нашей педагогической деятельности, и мы   продолжаем  отбирать   приемлемое,   адаптируем   и   перерабатываем   необходимый   для учеников с нарушениями слуха материал. Ведущим компонентом в образовательном процессе школы­интерната   является   коррекционная   работа   с   личностью   ребёнка,  центральным понятием   которой   является   «способ   учебной   работы».  Индивидуальная   образовательная траектория  (ИОТ)  ученика   с   нарушениями   слуха   проявляется   через  избирательность обучающегося   к   конкретной   форме   предъявления   познавательного   объекта.   Учение   не рассматриваем как простую трансляцию знаний от педагога к детям, а выступаем в качестве сотрудника,  причём   учитываем   тип  личной   направленности   каждого   младшего   школьника (ведь они все такие разные: практик, смешанный тип, образник, но в тоже время все равные). «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Э. Хаббард. Выбор той или иной технологии осуществляем в зависимости от   возраста   и   категории  (интеллекта,   психофизиологических   особенностей,   склонностей, возможностей, уровня подготовки и развития) обучающихся.  Технология   использования   игровых   методов:  кроссворды,   ребусы,   логические таблицы, викторины, картинки, речевые карточки.  Цель: активизация учебной деятельности младших школьников, закрепление и систематизация новых понятий. Здоровьесберегающие технологии.  Элементы  здоровьесберегающей  методики  В.Ф. Базарного; Б. Андерсона «Стретчинг» ­ растяжки; комплексы фоно ритмики Т.М. Власовой и элементы   дыхательной   гимнастики   А.Н.   Стрельниковой.  Цель:   укрепление   физического   и психического здоровья воспитанников. Технология группового обучения.  Цель: обогащение опыта социального и учебного взаимодействия, развитие коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. Обучение   в   сотрудничестве:   командная,   групповая   работа,   ролевые   игры.   Цель: обеспечение   психологического   комфорта,   создание   атмосферы   эмоционального   тепла, защищённости, уверенности в положительном решении проблемы, достижение определённой цели. Информационно­коммуникативные   технологии.  Цель:   создание   мотивации   к обучению, повышение качества учебного процесса. Технология   «Портфолио».  Система   инновационной   оценки   в   коррекционном образовании.   Цель:   формирование   у   обучающихся   культуры   мышления,   логики,   умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Технология «Проектные технологии и методы обучения с помощью ИКТ». Цель: отрабатывать материал с разных позиций, интегрировать знания, многократно возвращаться к одной теме в условиях разных видов деятельности. Желание   идти   в   ногу   со   временем   позволяет   внедрять   соответствующие   целевые программы, организовывать и использовать в процессе преподавания приемлемые для детей с ограниченными   возможностями   здоровья   информационно­образовательные   технологии. Творческой  группой была разработана целевая программа «Быть человеком!».  Программа формирования   личностных   универсальных   учебных   действий   у   школьников   с   ОВЗ   через систему   гражданско­патриотического,   духовно­нравственного   и   правового   воспитания.   На Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до   20   лет   на   соискании   премии   «За   нравственный   подвиг   учителя»   данная   программа отмечена   сертификатом.   В   процессе   очного   участия   на  V  Макариевских   педагогических чтениях  Томская епархия Русской Православной Церкви, Департамент общего образования Томской области, Департамент по культуре Томской области по достоинству оценили данную целевую программу – Диплом 1 степени в номинации лучшая программа. Качество организации  образовательного процесса  в деятельности  прослеживается  в ходе   использования   проектных,   исследовательских   и   коррекционных   технологий.   У слабослышащих   обучающихся   младших   школьников   нарушены   когнитивные   компоненты: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, внимание. Почему это происходит? Главная причина – нарушение работы слухового анализатора и, как следствие, недоразвитие речевой деятельности,   когнитивной   сферы   в   целом.   Правильно   выстроенная   экспериментально­ исследовательская   деятельность   позволяет   обучающимся   адекватно   понять   и   принять информацию, а значит, способствует развитию и активизации всех познавательных процессов. В   качестве   наиболее   перспективной   формы   организации   практико­ориентированной учёбы   используем   проектные,   исследовательские   и   другие   образовательные   технологии   в процессе обучения предмету. «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена   знания   непременно   дадут   добрые   всходы.   Ученья   корень   горек,   да   плод   сладок» Леонардо   да   Винчи.   Чему   доказательством   есть   организованный,   выполненный   и претворённый в жизнь педагогический проект: «Организация внеурочной деятельности детей со  сложной   структурой  дефекта  в  условиях   учреждения   интернатного   типа  как средство повышения познавательной активности». ⦋4⦋ В   России   метод   проектов  был   известен   ещё   в   1905  году.   После   революции   метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством   выдающегося   русского   педагога   С.Т.   Шацкого   в   Москве   работала   первая опытная   станция   по   народному   образованию.   В  1931   г.  постановлением   ЦК  ВКП(б)  этот метод был осуждён как чуждый элемент советской школе и не использовался вплоть до конца 80­х годов ХХ века.  Родившись  из идеи  свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Благодаря проектной деятельности у детей формируются исследовательские умения, поэтому проектная деятельность является обязательным компонентом обучения и решает ряд специфических,   очень   важных   образовательных   задач.   У   обучающихся   воспитанников целенаправленно   активизируются   регулятивные   универсальные   учебные   действия.   Если говорить об общедидактических методах обучения детей со сложной структурой дефекта, то наиболее приемлемым для восприятия детьми, продуктивным в плане   осмысления целей и задач является объяснительно­иллюстративный метод обучения, далее частично­поисковый, и только   затем   проблемный.   Ведь   цель   проблемно­эвристических   уроков   –   развитие когнитивных процессов, а это играет огромную роль в формировании личности обучающихся, в частности познавательных процессов. Если дети с особенностями в развитии подготовлены, то   вполне   реально   включать   в   процесс   обучения   проблемно­эвристические   уроки.   Этому способствует системная интеграция ИКТ в процессе работы со слабослышащими младшими школьниками.  Так   были   разработаны   и   проведены   уроки:   «Путешествие   Капельки»,   «В   гостях   у Лесовичка»,   которые   в   дальнейшем   были   высоко   оценены   общественностью   на  III Региональном фестивале проблемно­эвристических уроков, на  IV  Региональном Фестивале Медиа   уроков.   Моделирование   инновационных   технологий   в   процессе   организации жизнедеятельности   младших   школьников   с   нарушениями   слуха,   творческий   подход   в использовании проектных, исследовательских, инновационных, развивающих образовательных технологий   в   собственной   практике   позволяет   максимально   продуктивно,   с   большей эффективностью   использовать   богатый   инструментарий,   представляемый   современными педагогическими технологиями.  Как   результат:   уроки   и   внеурочные   мероприятия,   проводимые   с   использованием современных   технологий,   повышают   мотивацию   и   интерес   к   обучению   в   целом,   у   детей расширяется кругозор, активизируются познавательные интересы, что способствует высокому качеству   образовательного   процесса.   Наблюдается   активное   развитие   вербальной деятельности   (разговорной   речи),  творческих   способностей   воспитанников,   насыщается жизнедеятельность детей яркими красочными событиями. Разработка   и   использование   новых   цифровых   образовательных   ресурсов,   методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ проходит с учётом того, что современная   начальная   школа   –   это   школа   пробы   сил   ребёнка.   Становится   актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого обучающегося, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика как это было раньше. Перед нами  стоит особая  педагогическая проблема оценки успешности учащихся с нарушениями слуха. Для любого ребёнка самая значимая оценка – признание успешности, плодотворности его труда, использование его работ в дальнейшем. Не сравниваем детей: этот разумный,   спокойный,   подающий   надежды,   а   этот   слабый,   безынициативный,   и   вообще безнадёжный ребёнок. То, что одному даётся легко и просто, для другого может представлять большие трудности, в особенности это проявляется среди детей с ОВЗ, поэтому нацеливаем детей   на   выявление   положительных   сторон,   уводим   от   обнаружения   «недостатков». Используемая   в   образовательной   организации   система   оценки   ориентирована   на стимулирование обучающихся воспитанников, на стремление к объективному самоконтролю, на личностные достижения  и индивидуальный прогресс ребёнка, и предполагает:  не скупиться на похвалу, даже за самый минимальный успех  (словесная оценка в эмоциональной  форме  активизирует  детей   к успеху:   «Молодец!»   «Отлично!»  «Умница!» «Хорошо выполнил!» «Спасибо! Тебя было интересно слушать» «Ты здорово постаралась!»);  побуждать   радоваться   за   успех   товарища,   призывать   к   оказанию   помощи,   если возникает речевая неудача;  находить малый островок успешности и акцентировать на этом внимание ребёнка;  ставить   только   конкретные   цели   (слабослышащий   ребёнок   не   в   состоянии удерживать многоступенчатые инструкции, он работает пошагово);    проводить   оценивание   с   помощью   игры   «Светофор»:   (красный   –   я   всё   понял, сделаю сам, зелёный – я не всё понял, я не уверен, что сделаю, жёлтый – я не понял, мне нужна помощь);  опираться на электронную индивидуальную рабочую карту ученика, составленную по методике П.И. Третьякова, Т.И. Шмаковой «Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для её развития».  Данная рабочая электронная карта не для каждого урока, используем только на уроках обобщения и закрепления пройденного материала. На уроках изучения и закрепления новых знаний рабочую карту не применяем.  Практика работы свидетельствует,  что на начальном этапе   дети   завышали   отметки,   затем   адекватно   оценивали   себя.   Как   результат:   данное направление в работе организует, дисциплинирует детей, задаёт дальнейшую перспективу на продуктивную   деятельность.   Каждый   ученик   работает   в   собственном   темпе,   сам   себя оценивает, что снимает страх перед самостоятельной работой, домашним заданием. Для детей с   ограниченными   возможностями   здоровья   это   вполне   приемлемая     и   щадящая   методика оценивания.  По   модели   Ольги   Михайловны   Корчемлюк   организуем  тематический   и   итоговый контроль  не   с   целью   проверки   учебной   деятельности,   а   с   целью   определения   учебных результатов  (степени   обученности).  Каждый   ребёнок   имеет   Лист   индивидуальных достижений. Используем систему оценивания навыков чтения и навыков письма, по методике к.п.н.   М.М.   Безруких.   По   её   методике   успешно   пройдено   дистанционное   обучение: «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе. ⦋5⦋ В классе не более семи учеников, на каждого ребёнка заполняется протокол. Работа весьма трудоёмкая, но она того стоит. Выявляя общий суммарный балл, свидетельствующий о трудностях   формирования   навыка   чтения   и   письма,   подбирается   материал   в   связи   с индивидуальными   возможностями   слабослышащего   ребёнка,   корректируются   условия прохождения учебного материала. По результатам оценивания к концу года получаем:  наличие либо отсутствие навыков сформированности учебной деятельности;   график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам (отражённый в дневнике достижений);   рейтинг  (по проверочным работам)  по каждой линии развития того или иного учебного направления.  Эта   схема   архи   сложная,   занимает   достаточно   много   времени,   но   именно   такое направление   в   работе   отвечает   задачам   личностного   развития   и   образования   ребёнка   с особенностями в развитии. Используемая система позволяет осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причём гораздо более информативную, чем это позволяют отметки. Данные   материалы   составляют   «Портфолио   документов».   При   оценивании   личностного прогресса   обучающегося,   реализуем   в   рамках   накопительной   системы   Портфолио,   где заключены документы: дипломы, грамоты и другие подтверждения успеваемости ученика в школе и за её пределами. Это помогает ребёнку оценить свои возможности, способности и в дальнейшем их реализовывать.  Таким   образом,  давать   образование   ребёнку   младшего   школьного   возраста   с аномалиями   развития   слухового   анализатора,   это   не   только   учить   его   читать,   писать   и считать, это дать ему понятие, что он человек, который может быть не только образованным, здоровым, но и человеком, самостоятельно добывающим знания. Ученикам с ограниченными возможностями здоровья нужны более комфортные условия для жизнедеятельности, более щадящий   режим,   более   современные   коррекционно­педагогические,   информационно­ коммуникативные   технологии.   Школа­интернат   является   именно   той   средой,   где обучающиеся   получают   всё   необходимое   для   развития,   для   поддержания   и   укрепления здоровья. Источники: 1. http://vestaunion.ru/ 2. http://www.zakonrf.info/zakon­ob­obrazovanii­v­rf/20/ 3. https://my.1september.ru/digital/administrate/ 4. http://www.edu.tomsk.ru/news/5262 5. https://my.1september.ru/university/distance/8

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"

Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2019
Посмотрите также: