Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"
Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"
Оценка 5
Работа с родителями
doc
дефектология +2
Взрослым
12.09.2019
В статье представлены современные образовательные технологии и методы обучения, цели и результаты их применения как приоритетные направления в педагогической деятельности с особенными детьми. Тем не менее. ведущим компонентом в образовательном процессе школы-интерната является коррекционная работа с личностью ребёнка, центральным понятием которой выступает «способ учебной работы». Индивидуальная образовательная траектория ученика с нарушениями слуха проявляется через избирательность обучающегося к конкретной форме предъявления познавательного объекта.
Моисеева Статья.doc
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель начальных классов
ОГБОУ «Школаинтернат для обучающихся с нарушениями слуха»
г. Томск
Обеспечение качества организации образовательного процесса младших
школьников с нарушениями слуха на основе использования современных
образовательных технологий
«Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов … В
конечном счёте, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе»
Президент России Владимир Путин ⦋1⦋.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
глава 2. «Система образования», статья 20. «Экспериментальная и
инновационная деятельность в сфере образования» гласит: «Экспериментальная деятельность
направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий,
образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия
проведения которых определяются Правительством Российской Федерации» ⦋2⦋.
На современном этапе развития общества, государственные образовательные
стандарты практически предполагают овладение учениками информационно
коммуникативных, проектных, исследовательских знаний, навыков, умений, поскольку это
является необходимым условием достижения нового качества образования. Поэтому в
практической деятельности используем электронные версии предметнометодических
изданий ИД «Первое сентября», работаем с профессиональной литературой в электронном
виде, применяем на уроках электронные образовательные ресурсы, где это уместно.
Чтобы донести до ребёнка с нарушенными слуховыми возможностями какуюлибо
информацию, необходимо дополнительно включить 3045%
наглядности от общего
содержания урока или внеурочного мероприятия, а также адаптировать вербальную
(речевую) информацию. Действенную помощь оказывают видео встречи с методистами,
учёными, разработчиками проектных инновационных технологий из России и других стран
мира. Видеотрансляции проходят при участии Международного института новых
образовательных технологий Российского государственного гуманитарного университета.
В последнее время в образовании произошли большие перемены. Такое положение
вещей не может не радовать, педагоги приняли важнейшую задачу современной системы
образования – формирование совокупности универсальных учебных действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность
универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных
трудностей. «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо
зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Плутарх
С 2007 года работаем в инновационном режиме, сотрудничаем с клубом «Первое
сентября» Открытый урок, г. Москва. Для гармонического развития слабослышащего ребёнка
в педагогической деятельности применяем конкретные технологии:
проектно исследовательскую – эта технология направлена на формирование познавательных
универсальных учебных действий и базируется на технологии развивающего обучения;
элементы проблемнодиалогической технологии (дети с нарушениями слуха не могут
в полной мере пользоваться диалогом, поскольку вторичные нарушения – недоразвитие речи)
– эта технология направлена на развитие коммуникативных универсальных учебных
действий;
образовательнооценивающую (личные достижения) – эта технология направлена
на совершенствование личностных универсальных учебных действий;
коррекционнопрогностическую – эта технология целенаправленно способствует
развитию регулятивных универсальных учебных действий,
базируется на
здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, в частности на его системе универсальных
символов (СУС). В собственной профессиональной деятельности активно применяем
современные информационные технологии, владеем компетенциями в области ИКТ,
используем цифровые предметнометодические материалы, участвуем в Программе развития
профессиональноличностных компетенций.
Современные образовательные технологии и методы обучения, цели и результаты их
применения – вот одно из приоритетных направлений нашей педагогической деятельности, и
мы продолжаем отбирать приемлемое, адаптируем и перерабатываем необходимый для
учеников с нарушениями слуха материал. Ведущим компонентом в образовательном процессе
школыинтерната является коррекционная работа с личностью ребёнка, центральным
понятием которой является «способ учебной работы». Индивидуальная образовательная
траектория (ИОТ) ученика с нарушениями слуха проявляется через избирательность
обучающегося к конкретной форме предъявления познавательного объекта. Учение не
рассматриваем как простую трансляцию знаний от педагога к детям, а выступаем в качестве
сотрудника, причём учитываем тип личной направленности каждого младшего школьника
(ведь они все такие разные: практик, смешанный тип, образник, но в тоже время все равные).
«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без
помощи учителя» Э. Хаббард. Выбор той или иной технологии осуществляем в зависимости
от возраста и категории (интеллекта, психофизиологических особенностей, склонностей,
возможностей, уровня подготовки и развития) обучающихся.
Технология использования игровых методов: кроссворды, ребусы, логические
таблицы, викторины, картинки, речевые карточки. Цель: активизация учебной деятельности
младших школьников, закрепление и систематизация новых понятий.
Здоровьесберегающие технологии. Элементы здоровьесберегающей методики В.Ф.
Базарного; Б. Андерсона «Стретчинг» растяжки; комплексы фоно ритмики Т.М. Власовой и
элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Цель: укрепление физического и
психического здоровья воспитанников.
Технология группового обучения. Цель: обогащение опыта социального и учебного
взаимодействия, развитие коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
Обучение в сотрудничестве: командная, групповая работа, ролевые игры. Цель:
обеспечение психологического комфорта, создание атмосферы эмоционального тепла,
защищённости, уверенности в положительном решении проблемы, достижение определённой
цели. Информационнокоммуникативные технологии.
Цель: создание мотивации к
обучению, повышение качества учебного процесса.
Технология «Портфолио».
Система инновационной оценки в коррекционном
образовании. Цель: формирование у обучающихся культуры мышления, логики, умений
анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Технология «Проектные технологии и методы обучения с помощью ИКТ». Цель:
отрабатывать материал с разных позиций, интегрировать знания, многократно возвращаться к
одной теме в условиях разных видов деятельности.
Желание идти в ногу со временем позволяет внедрять соответствующие целевые
программы, организовывать и использовать в процессе преподавания приемлемые для детей с
ограниченными возможностями здоровья информационнообразовательные технологии.
Творческой группой была разработана целевая программа «Быть человеком!». Программа
формирования личностных универсальных учебных действий у школьников с ОВЗ через
систему гражданскопатриотического, духовнонравственного и правового воспитания. На
Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью
до 20 лет на соискании премии «За нравственный подвиг учителя» данная программа
отмечена сертификатом. В процессе очного участия на V Макариевских педагогических
чтениях Томская епархия Русской Православной Церкви, Департамент общего образования
Томской области, Департамент по культуре Томской области по достоинству оценили данную
целевую программу – Диплом 1 степени в номинации лучшая программа.
Качество организации образовательного процесса в деятельности прослеживается в
ходе использования проектных, исследовательских и коррекционных технологий. У
слабослышащих обучающихся младших школьников нарушены когнитивные компоненты:
ощущение, восприятие, память, мышление, речь, внимание. Почему это происходит? Главная
причина – нарушение работы слухового анализатора и, как следствие, недоразвитие речевой
деятельности, когнитивной сферы в целом. Правильно выстроенная экспериментально
исследовательская деятельность позволяет обучающимся адекватно понять и принять
информацию, а значит, способствует развитию и активизации всех познавательных процессов.
В качестве наиболее перспективной формы организации практикоориентированной
учёбы используем проектные, исследовательские и другие образовательные технологии в
процессе обучения предмету. «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные
семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок»
Леонардо да Винчи. Чему доказательством есть организованный, выполненный и
претворённый в жизнь педагогический проект: «Организация внеурочной деятельности детей
со сложной структурой дефекта в условиях учреждения интернатного типа как средство
повышения познавательной активности». ⦋4⦋
В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. После революции метод
проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под
руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала первая
опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот
метод был осуждён как чуждый элемент советской школе и не использовался вплоть до конца
80х годов ХХ века. Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов
становится интегрированным компонентом современной системы образования. Благодаря проектной деятельности у детей формируются исследовательские умения,
поэтому проектная деятельность является обязательным компонентом обучения и решает ряд
специфических, очень важных образовательных задач. У обучающихся воспитанников
целенаправленно активизируются регулятивные универсальные учебные действия. Если
говорить об общедидактических методах обучения детей со сложной структурой дефекта, то
наиболее приемлемым для восприятия детьми, продуктивным в плане осмысления целей и
задач является объяснительноиллюстративный метод обучения, далее частичнопоисковый, и
только затем проблемный. Ведь цель проблемноэвристических уроков – развитие
когнитивных процессов, а это играет огромную роль в формировании личности обучающихся,
в частности познавательных процессов. Если дети с особенностями в развитии подготовлены,
то вполне реально включать в процесс обучения проблемноэвристические уроки. Этому
способствует системная интеграция ИКТ в процессе работы со слабослышащими младшими
школьниками.
Так были разработаны и проведены уроки: «Путешествие Капельки», «В гостях у
Лесовичка», которые в дальнейшем были высоко оценены общественностью на III
Региональном фестивале проблемноэвристических уроков, на IV Региональном Фестивале
Медиа уроков. Моделирование инновационных технологий в процессе организации
жизнедеятельности младших школьников с нарушениями слуха, творческий подход в
использовании проектных, исследовательских, инновационных, развивающих образовательных
технологий в собственной практике позволяет максимально продуктивно, с большей
эффективностью использовать богатый инструментарий, представляемый современными
педагогическими технологиями.
Как результат: уроки и внеурочные мероприятия, проводимые с использованием
современных технологий, повышают мотивацию и интерес к обучению в целом, у детей
расширяется кругозор, активизируются познавательные интересы, что способствует высокому
качеству образовательного процесса. Наблюдается активное развитие вербальной
деятельности (разговорной речи), творческих способностей воспитанников, насыщается
жизнедеятельность детей яркими красочными событиями.
Разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов, методов
фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ проходит с учётом того, что
современная начальная школа – это школа пробы сил ребёнка. Становится актуальной
проблема оценивания учебных достижений каждого обучающегося, нацеленная на личностный
рост и развитие, а не на уровень среднего ученика как это было раньше.
Перед нами стоит особая педагогическая проблема оценки успешности учащихся с
нарушениями слуха. Для любого ребёнка самая значимая оценка – признание успешности,
плодотворности его труда, использование его работ в дальнейшем. Не сравниваем детей: этот
разумный, спокойный, подающий надежды, а этот слабый, безынициативный, и вообще
безнадёжный ребёнок. То, что одному даётся легко и просто, для другого может представлять
большие трудности, в особенности это проявляется среди детей с ОВЗ, поэтому нацеливаем
детей на выявление положительных сторон, уводим от обнаружения «недостатков».
Используемая в образовательной организации система оценки ориентирована на
стимулирование обучающихся воспитанников, на стремление к объективному самоконтролю,
на личностные достижения и индивидуальный прогресс ребёнка, и предполагает: не скупиться на похвалу, даже за самый минимальный успех (словесная оценка в
эмоциональной форме активизирует детей к успеху: «Молодец!» «Отлично!» «Умница!»
«Хорошо выполнил!» «Спасибо! Тебя было интересно слушать» «Ты здорово постаралась!»);
побуждать радоваться за успех товарища, призывать к оказанию помощи, если
возникает речевая неудача;
находить малый островок успешности и акцентировать на этом внимание ребёнка;
ставить только конкретные цели (слабослышащий ребёнок не в состоянии
удерживать многоступенчатые инструкции, он работает пошагово);
проводить оценивание с помощью игры «Светофор»: (красный – я всё понял,
сделаю сам, зелёный – я не всё понял, я не уверен, что сделаю, жёлтый – я не понял, мне
нужна помощь);
опираться на электронную индивидуальную рабочую карту ученика, составленную
по методике П.И. Третьякова, Т.И. Шмаковой «Мотивация деятельности учащихся на уроке и
создание условий для её развития».
Данная рабочая электронная карта не для каждого урока, используем только на уроках
обобщения и закрепления пройденного материала. На уроках изучения и закрепления новых
знаний рабочую карту не применяем. Практика работы свидетельствует, что на начальном
этапе дети завышали отметки, затем адекватно оценивали себя. Как результат: данное
направление в работе организует, дисциплинирует детей, задаёт дальнейшую перспективу на
продуктивную деятельность. Каждый ученик работает в собственном темпе, сам себя
оценивает, что снимает страх перед самостоятельной работой, домашним заданием. Для детей
с ограниченными возможностями здоровья это вполне приемлемая и щадящая методика
оценивания.
По модели Ольги Михайловны Корчемлюк организуем тематический и итоговый
контроль не с целью проверки учебной деятельности, а с целью определения учебных
результатов (степени обученности).
Каждый ребёнок имеет Лист индивидуальных
достижений. Используем систему оценивания навыков чтения и навыков письма, по методике
к.п.н. М.М. Безруких. По её методике успешно пройдено дистанционное обучение:
«Трудности обучения письму и чтению в начальной школе. ⦋5⦋
В классе не более семи учеников, на каждого ребёнка заполняется протокол. Работа
весьма трудоёмкая, но она того стоит. Выявляя общий суммарный балл, свидетельствующий о
трудностях формирования навыка чтения и письма, подбирается материал в связи с
индивидуальными возможностями слабослышащего ребёнка, корректируются условия
прохождения учебного материала.
По результатам оценивания к концу года получаем:
наличие либо отсутствие навыков сформированности учебной деятельности;
график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам
(отражённый в дневнике достижений);
рейтинг (по проверочным работам) по каждой линии развития того или иного
учебного направления.
Эта схема архи сложная, занимает достаточно много времени, но именно такое
направление в работе отвечает задачам личностного развития и образования ребёнка с
особенностями в развитии. Используемая система позволяет осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причём гораздо более информативную, чем это позволяют отметки.
Данные материалы составляют «Портфолио документов». При оценивании личностного
прогресса обучающегося, реализуем в рамках накопительной системы Портфолио, где
заключены документы: дипломы, грамоты и другие подтверждения успеваемости ученика в
школе и за её пределами. Это помогает ребёнку оценить свои возможности, способности и в
дальнейшем их реализовывать.
Таким образом,
давать образование ребёнку младшего школьного возраста с
аномалиями развития слухового анализатора, это не только учить его читать, писать и
считать, это дать ему понятие, что он человек, который может быть не только образованным,
здоровым, но и человеком, самостоятельно добывающим знания. Ученикам с ограниченными
возможностями здоровья нужны более комфортные условия для жизнедеятельности, более
щадящий режим, более современные коррекционнопедагогические, информационно
коммуникативные технологии. Школаинтернат является именно той средой, где
обучающиеся получают всё необходимое для развития, для поддержания и укрепления
здоровья.
Источники:
1. http://vestaunion.ru/
2. http://www.zakonrf.info/zakonobobrazovaniivrf/20/
3. https://my.1september.ru/digital/administrate/
4. http://www.edu.tomsk.ru/news/5262
5. https://my.1september.ru/university/distance/8
Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"
Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"
Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"
Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"
Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"
Статья "Обеспечение качества организации образовательного процесса младших школьников с нарушениями слуха на основе использования современных образовательных технологий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.