Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"
Оценка 4.6

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
docx
администрации
Взрослым
20.09.2018
Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"
В статье описывается образовательное событие в подростковой школе, как форма организации деятельности обучающихся для предъявления своих индивидуальных достижений. Это один из наиболее эффективных способов итогового оценивания достижений метапредметной и личностной рез-ультативности обучающихся в МБОУ СШ № 94 города Красноярска Красноярского края. Образовательной событие рассматривается как часть целостного образовательного процесса. Раскрывается механизм его организации и проведения.
статья образ соб.docx
Образовательное событие как форма предъявления  индивидуальных достижений обучающихся Жихарева Татьяна Александровна,  директор муниципального общеобразовательного учреждения  «Средней  школы № 94» (МБОУ СШ № 94)  Ленинского района г. Красноярска  .  ru) Ковалева Марина Анатольевна, учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения  «Средней школы № 94» (МБОУ СШ № 94)  Ленинского района г. Красноярска  .  ru)  94@   rambler    @   mail (sch  (kovaleva    ­  marina     «Событие – это гроза, а движение часовой стрелки – это повседневность…» О. Мандельштам Анотация.   В статье описывается образовательное событие в подростковой школе, как   форма   организации   деятельности   обучающихся   для   предъявления   своих индивидуальных   достижений.   Образовательное   событие   рассматривается   как   часть целостного образовательного процесса. Раскрывается механизм организации и проведения образовательного события.  Ключевые слова:  событие, стандарт,оценка, критериальное оценивание, критерии, отметка,   согласованность,   опыт,   проба,   самовыражение,   выбор,   самоопределение, результат. С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход   к   системе   оценивания,   что   четко   обозначено   в   нормативных   документах: «….Система   оценки   выходит   за  узкие   рамки   модели  контроля   качества  образования   и становится   принципиально   необходимым     элементом   модели  обеспечения   качества образования». В новом Стандарте прописаны три вида оценивания: стартовое, текущее и итоговое.  Стоит   отметь,   что   процесс   оценивания   достаточно   сложен,   пока   не   все получается,   но   в   рамках   реализации   ФГОС   оценивание,   действительно,   становится необходимым элементом  обеспечения качества образования, поэтому оценивание на уроке должно быть естественным, систематичным, личностно направленным на обучающегося.  Сложившаяся   в   школе   привычная   отметочная   система   оценивания   отнюдь   не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним   фактором,   подчас   навязанным   самому   обучающемуся.   Чтобы   оценка способствовала   развитию   внутренних   мотивов,   она   должна   превратиться   из   внешнего фактора   оценивания   учебной   деятельности,   во   внутренний   фактор   познавательной деятельности самого обучающегося, о чем повествует один из принципов оценивания – личностная   направленность.   А   это   возможно   только   с   развитием   навыков   оценочной деятельности у самих обучающихся. Именно новый стандарт требует от педагога обучать детей навыкам самооценки, что отражено в следующем принципе оценивания ­ приоритет самооценки. Одним   из   наиболее   эффективных   способов   итогового   оценивания   достижения метапредметной   и   личностной   образовательной   результативности   в   МБОУ   СШ   №   94 является   встраивание   в   образовательную   деятельность   событийных   деятельностных образовательных технологий.  Конечный эффект любой деятельности – преобразованная действительность,   связанная   с   удовлетворением   познавательных   и   практических потребностей обучающихся и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности.   который   предъявляется   на   Определяется   конечный   результат, образовательном событии. В нашем учреждении образовательные события проводятся, в том   числе   и     через   создание   условий   для   разновозрастного   общения   и   развитие коммуникаций   в разновозрастных группах. Деятельность учащихся разных возрастов по достижению результата, повышает интерес к своим сверстникам, разрушает стереотипное отношение к представителям противоположного пола, работает на сплочение коллектива. В   результате   этого   подросток   осознает   необходимость     выстраивать   контакт   с   окружающими, давать оценку собственной деятельности и других, умеет  рефлексировать, предъявлять     коллективу,   т.е.   самопрезентоваться   и   себя   и   свои   результаты   самовыражаться в группах сверстников и разновозрастных группах. Способы «бытия в со­ бытии»   можно   выявить,   наблюдая   за   поведением   обучающихся,   их   деятельностью, общением,   самовыражением,   отношением   к   реальной   жизни.   Для   участников образовательных отношений нашей школы образовательное событие – это инициативный подход к эффективному оцениванию образовательной деятельности, пространство проб по разработке   критериев,   место   предъявления     результата     и   демонстрации   достижения метапредметности по одной или нескольким учебным дисциплинам. Нужно отметить, что разрабатывать критерии при оценивании образовательных результатов – сложный процесс, требующий систематичности, конкретики. На данный момент у нас с обучающимися идет процедура заключения «общественного договора», где ученики и учитель договариваются о критериях   эталонной   работы,   есть   трудности   –   отдельные   критерии   получаются нечеткими, неконкретными, неизмеряемыми. Но вместе с этим, привлекая обучающихся к оцениванию,   можно   отметить   следующие   положительные   моменты:   в   поступках   детей чувствуется   умение   предвидеть   результаты   их   деятельности,   большинство   умеют прогнозировать   последствия;   осознанно   воспринимают   учебный   материал,   понимают границы своих знаний; повышается уровень ответственности за учебную деятельность. При подготовке к образовательному событию необходимо принципиально учитывать все составляющие его структуры: ­организационная­ подготовительный и разработческий этапы плана работы (как устроено образовательное событие); ­ педагогическая ­внедренческий  этап плана работы (как работает педагог до и после образовательного события); ­результирующая ­ рефлексивный этап алгоритма организации события (процесс  происходящего с участниками, рефлексия и подведение итогов педагогом (анализ  маршрутных и оценочных листов, выставление отметок, выводы и предложения).           Организация события предполагает учесть следующие составляющие:  Содержание образовательного события  Технологическая и методическая база  Время (длительность)  Режим работы  Место в графике образовательного процесса  Место проведения  УДМ, УМК  Образовательный результат  Оценивание результатов  Количество детей/групп  Распределенная учебная нагрузка  Количество и качество педагогов  Расходы на оплату труда и учебные расходы Алгоритм организации образовательного события включает в себя: 1 этап – подготовительный Педагоги нескольких предметов ­   география, биология, математика, иностранные языки, участвующие в событии,   определяют общую проблему, договариваются о теме, ставят   педагогическую   цель   и   задачи,   фиксируют   предметные,   метапредметные     и личностные   образовательные   результаты,     обозначенные   в     программах   по   предметам, которые будут оцениваться в процессе проведения образовательного события, в рамках промежуточной   аттестации   обучающихся.   Например,     что   мы   знаем   о   самом распространенном месте отдыха красноярцев­ острове Татышев. Темой образовательного события   для   обучающихся   8­х   классов   может   стать     «Комплексная   характеристика острова   Татышев»   (происхождение   названия,   комплексная   характеристика).   Как показывает   практика,   обучающиеся,   самостоятельно     в   процессе   образовательного   события,   определяют   свою   тему   (в   контексте   общей   темы),   цель   работы, ожидаемый   результат,   значимость   выполненной   работы   (где   можно   использовать информацию по данной теме). И как варианты (из опыта работы) полученных результатов: реклама  острова Татышев для отдыха на английском языке,  «Остров Татышев встречает гостей Универсиады ­ 2019», презентация или буклет «Остров Татышев – место здоровья», « Рациональное использование о. Татышев» и т.п.. Обсуждаются условия проведения образовательного события:  ­ время проведения мероприятия ­окончание 4 четверти (в рамках промежуточной аттестации согласно календарному учебному графику учреждения); ­ самостоятельное разделение обучающихся  8 классов (60 человек) на группы по 4 человека ­ 15 групп;   ­   режим   работы   обучающихся:45   минут:   договоренность,   распределение обязанностей;  1час:   поиск   и   анализ   информации;  2   часа:   выход   на   остров   Татышев, выполнение заданий, оформление проекта, защита работ (на подготовительном этапе, в расписании,   предусматриваются   занятия   групп   обучающихся   из   разных   классов одновременно по географии, биологии, математике, иностранным языкам). Итого работа обучающихся­   4   часа,   работапедагогов­   6   часов   (в   том   числе   2   часа     согласование   и разработка заданий). 2 этап – разработческий: • • что будем оценивать: результаты – критерии; разработка «Маршрутного  листа» и «Оценочного листа».            Педагоги, сопровождающие группы обучающихся, ставят перед ними проблему,  после чего каждая группа определяет свою цель, затем конечный результат, затем критерии оценивания как эталон качественной работы. После общего обсуждения критериев, каждая группа разрабатывает собственный маршрутный и оценочный лист.            По итогу  разработческого этапа педагоги, в свою очередь, фиксируют критерии как  общественную  договоренность между учителями и учениками. Предметные результаты и критерии их оценки педагогом. Например, Предмет География Биология Математика Иностранный язык Результат ­   составлять   краткую   географическую характеристику   территории   на   основе разнообразных   источников   информации   и форм ее предъявления; ­ умеет «читать» карту. ­   выделяет   существенные   признаки, проводить классификацию   биологических объектов; ­находит   информацию   в   научно­ популярной   литературе,   биологических словарях, Интернет справочниках; ­   сравнивает   биологические   объекты, процессы,   делает   выводы,   анализирует   и оценивает   последствия   деятельности человека в природе. ­ решает практические задачи; ­   решать   квадратные   уравнения   одним   из способов; ­применяет   формулы   периметра,   площади многоугольникапри решении задач; ­умеет   использовать   метод   подобия   при решении задач. ­ представляет информацию, соблюдая  нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка; ­ активно употребляет лексикупо темам  «Спорт», «Здоровый  образ жизни»,  «Досуг». Критерий Из   программы   педагога   по предмету Из   программы   педагога   по предмету Из   программы   педагога   по предмету Из   программы   педагога   по предмету Метапредметные результаты и критерии их оценки педагогом.  Р­ регулятивные        П­ познавательные      К­ коммуникативные      Л­ личностные             Например, Метапредметные, личностные Р­умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения  различных задач П­умение создавать, применять и  преобразовывать знаки и символы, модели и  схемы для решения учебных и  познавательных задач К­ формулировать, аргументировать и  Критерии План достижения цели  отсутствует ­0б Имеющийся план не обеспечивает  достижения поставленной цели ­1б  Краткий план состоит из основных этапов  достижения цели ­2б Развернутый план состоит из основных и  промежуточных шагов достижения цели ­3б Не соответствует типу схемы, выделено  меньше половины единиц информации,  уровни связи отсутствуют– 1б Частично   соответствует   типу   схемы, выделена   половина   единиц   информации, показаны не все уровни связей – 2б Лаконичность, связей в схеме, соответствие типу ­3б Как правило, не может аргументировано    наличие   разноуровневых отстаивать своё мнение Л­формирование осознанного,  уважительного и доброжелательного  отношения к другим ­ готовность и  способность вести диалог и достигать в нём  взаимопонимания отстоять свою позицию ­1б Не всегда аргументировано отстаивает свою позицию ­2б Обычно отстаивает свою позицию  аргументировано ­3б  Обычно удерживает социальную дистанцию  в ходе общения ­3б Не всегда удерживает дистанцию в ходе  общения – 2б Как правило, игнорирует социальную  дистанцию в ходе общения – 1б Формат маршрутного и оценочного листа для обучающихся и учителей. Например, 1. Маршрутный лист  Тема: Цель: План работы: 1. Критерии оценки работы: Форма предъявления результата 2. Оценочный лист (учитель) обуч­ся критерии Предметные Метапредметные Личностные Оценочный лист (ученик) Критерии оценки. Группа ________ 1. Состав  группы_________________________________________________________________ __________________________ 2. Тема:___________________________________________________________________ _________________________________ 3. Цель  работы:_________________________________________________________________ ____________________________ 4. План  работы:_________________________________________________________________ ___________________________ 5. Результат  работы:_________________________________________________________________ _______________________ критерии Группа 1 Группа 2 самооценка взаимооценка самооценка взаимооценка самооценка ...... взаимооценка Содержание  2 – соответствует  заявленной теме  информативно,  доступно, кратко 1 – соответствует  заявленной теме  частично 0­ не соответствует  заявленной теме  Интересно, узнал  новое 2 – интересно было в  течение всего  представления 1 – были интересные  факты, но не  достаточно 0­интересные факты,  новое не представлено Креативно  2 – представление  нестандартно,  необычно 1 –удивили некоторые моменты  представления 0 – стандартно,  обычно Цель 2 ­  достигнута 1 – достигнута  частично 0 – не достигнута Время 2 – уложились в  установленный  регламент 1 – регламент   увеличен не более  30% (2 мин)  0 – регламент   увеличен более 50% (4 мин) Качество работы  группы 2 – группа работала  слажено 1 – не все члены  группы активно  включены в работу 0 – группа не  сложилась, работу  выполнил один Особые отметки Максимальное количество баллов – 12 Отметка: 12 – 11 баллов – 5 (отлично)   10 – 9 баллов – 4 (хорошо)    8 – 6 баллов – 3  (удовлетворительно)   5 и менее ­ 2 (неудовлетворительно) Могут быть предложеныдругиеварианты оценивания: 1) Отметка: ­ 5 (выполнено без замечаний) ­ 4 (допущены небольшие неточности) ­ 3 (представлена минимальная информация, но суть ясна) ­ 2 (материалы не представлены) 2)  1 уровень–информация представлена в полном объеме, без замечаний (да)        2 уровень ­ информация представлена не в полном объеме,допущены неточности  (частично)       3 уровень­ информация не представлена (нет) 3 этап – внедренческий: распределение групп оформление маршрутного и оценочного  листов с позиции обучающихся поиск информации корректировка проведение образовательного события: • • • • • организация деятельности/выполнение задания предъявление результатов самооценка/взаимооценка Работа площадок  по биологии, географии, математике, иностранному языку  предусматривает выполнение заданий, подготовленных педагогами и подготовку  презентации от каждой группы. Для проведения образовательного события привлекаются  родители, педагоги других классов, обучающиеся других параллелей. Участникам групп  предоставляется выбор разноуровневых заданий и вопросов. Обучающиеся предъявляют на практике,  полученные на уроке знания по предметам. Всё это делается на время,  по определённому маршруту на карте,  с использованием компаса. В оценочном  листе  фиксируются результаты. Формат предъявления результата – проект.    Критерии оценивания проекта в 8 классе Критерий 1. Постановка цели проекта  (максимум 3 балла)  Цель не сформулирована  Цель сформулирована, но не обоснована   Цель ясна  сформулирована и обоснована в общих чертах   Цель определена, ясно сформулирована, чётко обоснована   Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта  (максимум 3 балла)  План достижения цели отсутствует  Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели   Краткий план состоит из основных этапов проекта  Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых  промежуточных шагов по достижению цели  Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта  (максимум 3 балла) Тема проекта не раскрыта  Тема проекта раскрыта фрагментарно  Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной  программы  Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие  знания, выходящие за рамки школьной программы  0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования  (максимум 3 балла) Использована не соответствующая тема и цели проекта информации  Большая часть представленной  информации не относится к теме работы  Работа содержит незначительный объем подходящей информации из  ограниченного числа однотипных источников  Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников  Критерий 5. Анализ хода работы, выводы и перспективы  (максимум 3 балла) Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы  Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы  Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в  проекте  Представлен  исчерпывающий  анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы,  сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы  Критерий 6. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе  (максимум 3 балла) Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не  продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности  творческого подхода   Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность  автора, предпринята  попытка представить личный взгляд на тему проекта,  применены элементы творчества  Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным  0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 отношением автора к идее проекта  Критерий 7. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла) Письменная часть проекта отсутствует  В письменной части работы отсутствуют установленные  правилами порядок и  четкая структура, допущены ошибки в оформлении  Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными  правилами, придать ей  соответствующую структуру  Работа отличается  четкими и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными  правилами  Критерии 8. Качество проведения презентации  (максимум 3 балла) Презентация  не проведена  Внешний вид и речь автора не соответствует требованиям проведения  презентации  Внешний вид и речь автора соответствует требования проведения презентации,  но автор не владеет культурой общения с аудиторией или его выступление не  уложилось в рамки регламента  Внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения  презентации, выступление  уложилось в рамки регламента, автор владеет  культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес  аудитории  Критерий 9. Качество проектного продукта  (максимум 3 балла) Проектный продукт отсутствует  Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие  заявленным целям)  Продукт не полностью соответствует требованиям качества  Продукт  полностью  соответствует требованиям качества (эстетика, удобен в  использовании, соответствует  заявленным  целям) Критерий 10. Качество проектного продукта  (максимум 3 балла)  Проектный продукт отсутствует  Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие  заявленным целям)  Продукт не полностью соответствует требованиям качества  Продукт  полностью  соответствует требованиям качества (эстетика, удобен в  использовании, соответствует  заявленным  целям) 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 Возможны другие форматы защиты, при этом заранее обсуждаются  и фиксируются  критерии.  4 этап –рефлексивный:   процесс происходящего события с позиции участников; подведение итогов педагогом (анализ маршрутных и оценочных листов, выставление оценок, выводы, предложения) Выстроенное пространство рефлексии организовано таким образом, что обучающиеся  определяют свои успехи и дефициты; описывают, что получилось, что не получилось, простраивают задачи «на будущее»­ на собственное продвижение, возможность открытия  самого себя, открытие изменений в себе, умение действовать в определенной ситуации,  ценности выстраивания взаимоотношений, формирование собственной позиции.         Данный вид деятельности проводят коллективами объединенных групп (по 4 группы) с участием родителей и педагогов.         Место проведения – остров Татышев.          Педагогическая составляющая образовательного события: работа по выявлению,  фиксации и развитию познавательных интересов, оказание помощи в выявлении ресурсов  образовательной среды, оказание помощи в планировании действий и получение  результатов, оказание помощи в оценке и рефлексии.          Результирующая составляющая образовательного события: обращение к  проблематике творчества, исследования, самообучению, решение индивидуальных задач,  социализация, добрые воспоминания.          Образовательное событие, с позиции обучающегося, дает реальную возможность  продемонстрировать каждому ученику свои способности,  в разных условиях использовать  информацию, полученную на предметах, переводя ее в уровень компетенций. С позиции  педагогов­ не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к  продвижению по отношению к самому себе, понимание универсальности знаний, получение  универсальных инструментов для использования в учебной деятельности. Оценка,  полученная в ходе события, становится инструментом в руках учителя, который будет  направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно  на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре процесса обучения к модели, где ученики  созидают, а педагог лишь направляет. Библиографический список: 1. Статья Т.М. Ковалевой и М.Ю Жилиной «Среда и событие: к дидактике  тьюторского сопровождения». 2. Статья  Л.В. Ждановой учителя русского языка, литературы МБОУ «Куединская  средняя общеобразовательная школа №1­Базовая школа» «Приемы оценивания на  уроках русского языка и литературы в основной школе». 3. Образовательная программа основного общего образования на 2012­2017 МБОУ  СШ № 94: Приказ по школе от 01.09.2014 (№ 03­01­18). 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования: Приказ Минобрнауки России 17 дек. 2010 г. (№ 1897).

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"

Статья "Образовательное событие как форма предъявления индивидуальных достижений учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2018