Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".
Оценка 4.7

Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
2 кл
02.09.2019
Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".
В статье рассказывается об организации проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроке окружающего мира по теме "Как Русь начиналась" (Учебный методический комплекс "Начальная школа XI века"), 2 класс. Описана поэтапная работа по созданию детьми макета древнего славянского города.
Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения.doc
Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира. ( выступление учителя начальных классов МОУ «СОШ №8» Волжского района г. Саратова Срибной В.Г. высшая категория) Каждый   учитель старается сделать свои уроки   интересными, чтобы ученики   шли   на   урок   с   удовольствием.   Согласитесь,   задача   не   из   лёгких, зажечь и удержать искорку познания в детских глазах.  Обновление   процесса   обучения   приводит   каждого   педагога   к пониманию того, что нужно искать такие педагогические технологии, которые смогли бы заинтересовать учащихся и мотивировать их на изучение предмета, Активизация   процесса   обучения   должна   проходить   за   счет   создания дидактических   и   психологических   условий   для   осмысленного   учения   и включения в него ученика.  Я работаю уже более двенадцати лет по УМК « Начальная школа XXI   поделиться   опытом   преподавания   предмета века»   и   хочу   «Окружающий мир» Одной из ведущих содержательных линий предмета является история родной страны. Со второго класса она представлена разделом « Путешествие в прошлое». Исторические представления предусматривают предварительное ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. На интересном доступном   материале   формируются   образные   представления   о   наиболее важных событиях и фактах истории российского государства. Важнейшим   моментом   при     отработке   знаний,   является   реализация учителем   краеведческого   принципа.   Он   обеспечивает   накопление чувственного опыта и облегчает осознание учащихся материала, который не может   быть   получен   непосредственным   путем.   Мы   часто   с   ребятами посещаем музеи нашего города и совершаем пешие прогулки с целью изучения вопросов краеведческого характера. Одним   из   важнейших   методов   обучения,   активно   используемый   при преподавании предмета окружающий мир является наглядный. Но как часто сталкиваешься с тем, что яркая презентация, подбор картинок и слайдов не дают нужного эффекта. Может   наглядность, изготовленная самими детьми будет более эффективной? На   глаза   попалась   статья   о   методах   активного   обучения,   одним   из которых является игровое проектирование. Это практическое занятие, суть которого состоит в разработке проекта в   игровых   условиях,   максимально   воссоздающих   реальность.   Этот   метод отличается   высокой   степенью   сочетания   индивидуальной   и   совместной работы обучающихся. Создание общего для класса проекта требует, с одной стороны, знания каждым технологии процесса проектирования, а с другой ­ умений   вступать   в   общение   и   поддерживать   межличностные   отношения   с целью решения конкретных вопросов.  Применяя этот метод, я решала сразу несколько задач:   дети вынуждены были быть активными независимо от их желания;  достаточно длительное время они были вовлечены в учебный процесс;    постоянно   взаимодействовали   между   собой   и   с   учителем,   свободно обменивались мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Скоро предстояло провести урок окружающего мира по теме «Как Русь начиналась».  Цель   этого   урока   состояла   в  формировании   у   учащихся представлений   о внешнем виде, быте, занятиях, личных качествах древних славян;  в воспитании интереса и уважительного отношения к истории своего народа; развитии чувства патриотизма и гордости за свою страну.  Огромное   количество   интересного   материала   о   наших   предках,   а времени   один   урок.   Я   решила   вынести   часть   материала   во   внеурочную деятельность и создать руками детей макет древнего славянского города. На кружке проектной деятельности мы обсудили детали проекта. Одной из групп (5 человек) предстояло построить макет местности для удобного   расположения   города.   К   этому   времени,   в   рамках   кружка   по краеведению,   мы   с   детьми   посетили   краеведческий   музей   (экспозицию возникновения   нашего   города   как   крепости),   совершили   экскурсию   по улицам,  определяющим   границы   старого   города,   подобрали   и  рассмотрели фотографии городов, имеющих Кремль. Дети без особого труда определили, что город желательно строить на высоком холме (защита), что должна быть поблизости   река   и   желательно   лес   (жизненно   необходимые   природные ресурсы). За основу  был взят лист картона, холм решили сделать из коробки от молока, но острые углы не давали нужного рельефа и склоны были слишком отвесные.   Пришлось   разорвать   углы,   сделать   склоны   более   покатыми,   но теперь наша коробка разъезжалась и не могла закрепиться на основе, пришло решение заполнить внутренность холма скомканной газетой. Ей же заполнить пространство между углами. Затем способом, похожим на папье­ маше мы оклеили   холм   полосками   из   бумажных   полотенец   и   приступили   к раскрашиванию. Второй группе (5 человек)  нужно было изготовить детали крепостных стен, башен, ворот. Это было кропотливое занятие.   Пришлось рассмотреть много   иллюстраций   древних   городов   и   работать   в   масштабе,   ведь   наша крепость должна была уместиться на определённом холме.  Третья   группа   (3   человека)   должны   были   выяснить   значение   слова слобода,   узнать   и   подготовить   краткое   сообщение   о     промыслах   которые развивались в слободах и почему слободки располагались за городом. Остальные   ребята   (12   человек)   получили   задание   изготовить   из пластилина маленькие домики, кораблики, деревья и шарики для крепления деталей.   В   основном   ребята     выполнили   это   задание   формально,   как   я показала, так и сделали, но к моему удивлению 4 человека подошли очень творчески  к этой работе. Появились очень изящные кораблики с парусами и просто лодочки, а  также модели церквей. Какое сожаление было в глазах у тех,   кто   не   проявил   творчество,   зато   появилось   желание     следующий   раз сделать по­другому. Прикрепление деталей города к макету методом проб решили сделать пластилиновыми шариками. Это получалось быстро и мобильно. Создание макета  древнего города проходило непосредственно на уроке по теме « Как Русь начиналась».   Не   буду   останавливаться   на   построении   всего   урока,   т.к.   цель   этой статьи другая, отмечу лишь, что одним из ярких моментов явилось создание макета древнего города. На изготовление макета на уроке было выделено 5 минут, практически в конце урока. Это был итог работы и урока, и  проекта. Дети были в восторге, что за такое короткое время мы справились с макетом. Каждый выполнял своё   задание,   и   хотя   мы   планировали   весь   процесс,   я   думаю,   мало,   кто представлял, что получится в итоге. Работа была организована следующим образом. Три группы выполняли задание по плану: 1. Выбрать дома и построить слободу. 2. Сделать ограждение. 3. Выбрать место на макете. 4. Рассказать чем занимались жители слободы и как она называлась. 4 группа работала с учителем на макете.  Строили город. Располагали деревья и корабли.  Еще несколько недель макет  привлекал к себе внимание. Кто­то молча рассматривал строение города, кто­то  переставлял фигурки домов, церквей, корабликов,   менял   макеты   слободок   местами,   но   неизменно   все   опять возвращалось   на     прежнее   место,   т.к.   обязательно   находились   ученики, аргументировано доказывающие, что такие замены невозможны. Город жил, привлекал внимание ребят, а значит, цель была достигнута.   На   основании   изложенного,   можно   сделать   вывод,   что   организация учебной   деятельности   с   использованием   активных   методов   обучения побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом Уровень  проявления  активности     ребенка   в обучении  зависит  от  его логики и уровня развития учебной мотивации, которые определяют уровень его познавательной активности.  Одни   стремятся   понять,   запомнить,   воспроизвести   знания,   овладеть способами применения по образцу (уровень воспроизведения). Другие  хотят понять смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний   в   других   условиях   (уровень   толкования).   Третьим   доступно теоретическое   осмысление   знаний,   самостоятельный   поиск   решения, усиленное проявление познавательных интересов (творческая активность). При   распределении   структурных   элементов   проекта   я   учитывала индивидуальные   особенности   детей,   предоставляла   каждому   возможность максимального   раскрыть   себя   для   получения   соответствующего   этим способностям   образования.   Разный   объем   позволял   способным   и заинтересованным   учащимся   более   глубоко   изучить   предмет,   а     более растянутые   временные   рамки   позволили   изучить   определённый   объём учебного   материала   в   соответствии   с   индивидуально­психологическими особенностями учащихся и уровнем их подготовки. Список источников: 1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. ­ 2008. 2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. ­ М.: Мысль, 2009.  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1­2 классы: методика обучения/ ­ 2­е изд.доп – М.:Вентана – Граф. 2013.  Гардарика,   М.: Приложение

Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".

Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".

Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".

Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".

Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".

Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".

Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".

Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".

Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".

Статья "Организация проектной деятельности для осуществления наглядного метода обучения на уроках окружающего мира".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2019