Статья "Организация проектной деятельности на уроках русского языка" (начальные классы)
Оценка 4.8

Статья "Организация проектной деятельности на уроках русского языка" (начальные классы)

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
3 кл—4 кл
06.01.2017
Статья "Организация проектной деятельности на уроках русского языка" (начальные классы)
Статья представляет собой описание практического опыта применения проектного метода при изучении словарных слов в начальных классах на уроках русского языка, как одного из приёмов, способного увлечь детей секретами орфографии и лингвистики, и на этой основе сделать более качественным процесс формирования орфографического чутья школьников и интереса к родному языку.
Организация проектной деятельности на уроках русского языка.docx

Организация проектной деятельности  на уроках русского языка
 

 


Автор статьи учитель начальных классов МОУ «Гимназия №5» г. Саратова Чечуевская Виктория Юрьевна.

 

Заучивание словарных слов – трудоёмкое и мало интересное детям занятие. Но его можно сделать гораздо более интересным и даже увлекательным, если эту работу проводить  в рамках проектной деятельности.

Мой практический опыт позволил мне убедиться в эффективности применения проектного метода при изучении словарных слов, как одного из приёмов, способного увлечь детей секретами орфографии и лингвистики , а на этой основе сделать более качественным процесс формирования орфографического чутья школьников.

Я хотела бы это показать на примере системы уроков русского языка во 2 классе.

Итак, тема учебного проекта: изучение словарных слов. Творческое название проекта: «Секрет слова», проект исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на работу в группах. Класс уже в начале учебного года поделён на 6 групп по 5 человек в каждой, деление на группы было добровольное ,учитывались симпатии и общность интересов. Дети в классе и сидят рядом, так, чтобы на уроке было удобно объединяться в группы. В ходе работы над проектом учитель выступает в роли координатора и консультанта.

Непосредственной работе над темой проекта предшествует подготовительный этап.

Детям предлагается задание вставить пропущенную букву в словах. Среди слов, предложенных учителем, наряду с проверяемыми безударными гласным встречаются слова с непроверяемыми безударными гласными в корне. Написание этих слов определяет проблему урока и тему дискуссии, т.к мнения детей по поводу правильности написания некоторых слов разделяются.

Детям предлагается вопрос: как же правильно поступить, чтобы не допустить ошибки в написании этих ошибкоопасных слов?

Одни считают, что можно обратиться за помощью к старшим: родителям, учителю, другие  - что можно поискать слово в словаре или в интернете. В ходе обсуждения приходят к выводу, что запоминание правильного написания подобных слов было бы полезно, ведь не всегда рядом может быть грамотный взрослый, словарь или интернет.

Учитель соглашается с таким выводом и предлагает ознакомиться со словарными словами, необходимыми для запоминания, которые помещены в конце учебника. Слов оказыватся неожиданно много, в классе возникает волнение, некоторые дети принимаются считать слова, насчитывают 90 слов. Слышатся  сомнения, что вообще возможно выучить такое количество слов, что даже если по одному слову в день учить времени не хватит, а ведь ещё и повторять надо, а то забудешь , то что учили в начале.

Что же делать? В ходе дискуссии пришли к мнению, что удобно будет учить не по одному слову каждый день, а сразу по несколько, группами, тогда и времени уйдёт меньше и на запоминание слов каждой группы можно тратить не по одному, а по 3-4 дня.

А как же лучше поделить слова на группы? Решено, что группы должны быть тематическими. Обобщение и классификация – приёмы, знакомые младшим школьникам. Дети постоянно встречают в учебниках задания типа: Назови одним словом, Выдели «лишний» предмет, Что общего в словах и т.д.

Поэтому в конце урока в качестве домашнего задания детям предложено подумать над тем какие тематические группы можно выделить из перечня словарных слов.

На следующем уроке ученики представляют результаты своей работы, коллективно обсуждаются достоинства и недостатки.

Вот некоторые из выделенных тематических групп:

Птицы: воробей, ворона, сорока, снегирь

Звери: лисица, медведь, заяц

Домашние животные: корова, лошадь, собака

Дни недели: понедельник, четверг, суббота

Вежливые слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста

Посуда: кастрюля, тарелка, стакан

Школьные вещи и т.д.

Непосредственно с этого дня запускается проект по изучению словарных слов, выбирается название проекта, определяются сроки реализации, и форма работы над проектом. Продуктом проекта должен стать Иллюстрированный словарь словарных слов.          

День третий: дети записывают слова первой тематической группы

воробей, ворона, сорока, снегирь

Задание: Придумай вопрос к словам и предложи его одноклассникам.

Вопросы самые разнообразные: Что общего в словах?(предметы, одушевлённые предметы) Найди «лишнее» слово (снегирь-м.р., разное кол-во букв и звуков; воробей – ударение на 3 слог, а в остальных -  на второй), В каких словах все согласные твёрдые? Что объединяет слова: воробей, ворона, сорока( полногласие, сочетание – оро-) и т.д.

На дом предлагается задание на выбор:

1.Подбери загадки к данным словам

2.Подбери пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы

3.Что ты можешь рассказать о происхождении (этимологии) этих слов

День четвёртый посвящается работе с пословицами, поговорками, приметами, фразеологизмами, загадками, скороговорками. А так же на расширение словарного запаса учащихся: подбор однокоренных слов. Работа по подбору однокоренных слов проходит в форме соревнования между группами, поэтому проходит с большим воодушевлением.

На следующем уроке изучаемые слова включаются в словосочетания или предложения. Составить их могут сами дети, может интересные задания предложить учитель. Например: «Девочка писала рассказ, а словаря рядом не было, поэтому все неизвестные ей словарные слова она пропустила. Попробуй восстановить её рассказ. Как ты думаешь, у всех ребят в классе получится одинаково?»

Когда слова вставлены, можно предложить к тексту различные задания: определить тип текста, придумать заголовок, найти слова определённой грамматической группы и т.д.

И таким образом повторить пройденный материал.

В качестве домашнего задания предлагается оформить страничку для Иллюстрированного словаря, задание выполняется в группах, группы сами решают с каким словом будут работать и самостоятельно распределяют обязанности. Лучшие работы помещаются в файл и папку-скоросшиватель или на слайд, тогда Словарь будет выглядеть как презентация, кстати такой вариант детям нравится больше.

Каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Данная технология работы со словарными словами помогает добиваться хороших результатов и продуктивно использовать творческие способности детей.

 

 


 

Автор статьи учитель начальных классов

Автор статьи учитель начальных классов

Домашние животные: корова, лошадь, собака

Домашние животные: корова, лошадь, собака
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017