Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».
Оценка 4.7

Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».

Оценка 4.7
Семинары
docx
экология
Взрослым
19.12.2017
Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».
В статье рассматриваются особенности применения основных дидактических принципов технологии системно-деятельностного обучения на занятиях в курсе дисциплины "Экологические основы природопользования". По мнению автора данный подход способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента, уточнения профессиональных задач будущих специалистов, осознания последствий, к которым может привести их будущая профессиональная деятельность.
Доклад Каюкова Ж. Ю.docx
Ж. Ю. Каюкова КГА ПОУ ГАСКК (МЦК) Особенности   использования   методических   приемов   технологии   системно­ деятельностного   обучения   в   курсе   дисциплины   «Экологические   основы природопользования». Одной из важнейших задач современного образования является формирование творческой и мыслительной активности будущих специалистов среднего звена. Сегодня востребованным   становится   образование   не   на   всю   жизнь,   а   через   всю   жизнь,   т.   е. востребован   специалист,   который   не   будет   ждать   инструкций,   а   вступит   в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно­конструктивным и духовно­личностным опытом.  Обеспечение многоуровневой и разносторонней коммуникации всех участников образовательного   процесса   возможно   через   применение   различных   образовательных технологий,  в том числе  и  технологии  системно­деятельностного  обучения, который является частью деятельностно­компетентностной парадигмы, в соответствии с которой практико­ориентированное   образование   направлено   на   приобретение   кроме   знаний, умений,   навыков   ­   опыта   практической деятельности   с   целью   достижения профессионально и социально значимых компетентностей. /1/ Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности   в   решении   практической   задачи.   Данная   разновидность   практико­ ориентированного подхода является деятельностно­компетентностным подходом. Основная идея данного подхода состоит в том, что новые знания не даются в   их   сами   в   процессе   самостоятельной готовом   виде,   студенты   получают   исследовательской деятельности. Поэтому  организацию   учебного   процесса   я   осуществляю   таким   образом,   где главное   место   отводится   активной   и   разносторонней,   в   максимальной   степени самостоятельной познавательной деятельности студента. В этом процессе ставится и решается основная задача профессионального образования – создание условий развития гармоничной,   нравственно   совершенной,   социально   активной,   профессионально компетентной   и   саморазвивающейся   личности.   Деятельностный   урок   –   это   система действий, направленная на достижение результата. Реализацию   технологии  деятельностного   обучения   в   курсе   дисциплины я   осуществляю   при   помощи «Экологические   основы   природопользования»  следующей системы дидактических принципов: 1) Принцип непрерывности (преемственности) и целостности. С   этой   целью   содержание   дисциплин   естественнонаучного   цикла, скорректировано на формирование единой естественнонаучной картины мира и на этой основе   ­   материалистического   мировоззрения   студентов   и   повышения     прикладной направленности   обучения.  Преемственность   в   получении   природоохранных   знаний соблюдается не только в сохранении уже полученных, но и при обучении на протяжении всего периода обучения студентов, несмотря на то, что студенты приходят в колледж получать   профессии   неэкологического   профиля. Профессионально   важные   знания, умения и навыки природоохранной деятельности у них формируются в первую очередь в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла: «Экология», «Биология», «География»,   «Химия»,   «Экологические   основы   природопользования».  Например, первокурсники   учатся   выводить   некоторые   экологические   закономерности,   видеть действия законов экологии в обычной жизни. Студентам второго курса предлагаются логические   задачи,   нацеленные   на   развитие   умений   использовать   знания   для обоснования точки зрения, например, трансформация законов природы и реализация их в   человеческом   обществе   могут   рассматривается   на   примере   анализа   законов   Б. Коммонера,   которые   студенты   должны   проиллюстрировать   примерами   из производственной деятельности человека или его эволюции. /2/ Интеграция дисциплин естественнонаучного цикла с общепрофессиональными и специальными   дисциплинами   способствует   формированию   адекватных   стратегий   и конкретных   технологий   взаимодействия   с   природными   объектами.   Например, результатом   интегрированной   эколого­профессиональной   деятельности   студентов, преподавателя   дисциплин   специальности   «Летательные   аппараты»   и   преподавателя дисциплины был рожден исследовательский   проект   «Авиация   и   среда»   ставший   победителем   в номинации   «Экологические   проблемы   и   охрана   окружающей   среды» на Краевой экологической конференции среди студентов ССУЗов «Моя малая родина»: история и современность» (номинация Экологические проблемы и охрана окружающей среды), г. Хабаровск   и   лауреатом III  Международного   конкурса   исследовательских   работ учащихся и студентов «Открываю мир», г. Чебоксары, Чувашской республики. природопользования» «Экологические       основы   2) Принцип деятельности ­ заключается в том, что студент, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,   понимает   и   принимает   систему   ее   норм,   активно   участвует   в   их совершенствовании,   что   способствует   активному   успешному   формированию   его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.  Например,   при   обсуждении   проблем   водных   ресурсов   студент   получают опережающее   задание   ­   представить   себя   в   роли   корреспондента,   который   берет интервью   у   руководства   такой   городской   структуры   как   «Горводоканал»,   и   заранее подготовить некий перечень вопросов, в сжатые сроки «узнать как можно больше» об этой организации (структура, функции, сфера деятельности, достижения, проблемы и т.д.) и только после этого они смогли приступить к формированию перечня вопросов. Анализ   студенческих   работ   показал,   что,   выполняя   задание,   они   самостоятельно пополнили свои знания по тематике, связанной с охраной водных ресурсов, методами контроля качества воды, методами очистки сточных вод и др. 3) Принцип минимакса – студенту предоставляется возможность освоения содержания предложенных знаний  на максимальном для него уровне и  при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).  Каждый студент в соответствии со своими способностями или возможностями выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между минимальным   и   максимальным   уровнем.  При   этом   учитывается,   что   обязательная отчетность для него предусматривается в соответствии с минимальным уровнем.  Например,   при   изучении   темы   «Загрязнение   окружающей   среды»   студентам предложено создать мини­проект «Моя квартира» (создание жилища с комфортными условиями   для   проживания),   в   котором   они   рассматривают   различные   виды загрязнений(шумовое, видео, электромагнитное, радиоактивное, ультразвуковое и др.), излагают свою точку видения проблемы и ее решения. Это задание позволяет углубить полученные   в   курсе   экологии   знания,   акцентировать   внимание   на   необходимости   и проблемах создания собственной экологически адекватной среды. Уровень выполнения может   варьировать   от   минимального   (указывается,   какое   жилище   для   себя   студент считает комфортным), до максимального (предоставляются числовые характеристики различных видов загрязнения, фитодизайн и т.д.). так был рожден один из проектов «Экологический   фитодизайн»,   который   был   представлен   на   научно­практических конференциях города.      4)   Принцип   психологической   комфортности –   предполагает   снятие   всех стрессообразующих   факторов   учебного   процесса,   создание   доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения, обязательное проведение рефлексии.                                 При проведении самостоятельных работ, регулярно проводится самоконтроль и взаимопроверка.   При   выполнении   заданий   творческого   уровня   оценивается   только успех, ошибки выявляются и корректируются на основе определения их причин (то есть правил, алгоритмов, определений, которые усвоены недостаточно).   5) Принцип творчества  и вариативности – предполагает формирование у  студентов способностей к систематическому выбору вариантов и адекватному принятию решений в   различных   ситуациях,   а   также   максимальную   ориентацию   на   творческое   начало   в образовательном процессе,  приобретение  студентами  собственного опыта творческой деятельности.   Это   конечно   же   в   первую   очередь   частично­поисковая   и исследовательская деятельность, где активно применяются и внедряются технологии деятельностно­проектного обучения. Создание   исследовательских   проектов   ­   это,   прежде   всего,   приобщение студентов к исследованиям, призванное активизировать познавательную деятельность обучающихся,   которая   позднее   может   быть   представлена   на   различных   конкурсах   и конференциях. Чаще всего конечно используются:  мониторинговые проекты – исследование конкретной проблемной ситуации.   Например,   по   запросу   Министерства   образования   и   науки Хабаровского края администрация техникума должна была предоставить информацию по мониторингу действующей системы исчисления времени, в результате был рожден проект «Летнее время в жизни людей и страны», который позднее занял 1 место на научно­практической   конференции   техникума   (2014г.),   а   также   представлен   на Всероссийский фестиваль «Открытый урок», 2015, г. Москва; экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных    с   окружающей   природой   и   общественной   жизнью.  Например:  во   время   урока­ практикума  «Загрязнение биосферы объектами хозяйственной деятельности» в полевых условиях   определяется   степень   загрязненности   окружающей   среды   при   помощи различных методов биоиндикации, Мастер­класс данного проекта был представлен на Всероссийском фестивале «Открытый урок», 2013, г. Москва. эколого­краеведческие проекты – изучение экологической ситуации родного  города,   края,   например   исследовательская   работа   «Рекреационные   зоны   г. Комсомольск­на­Амуре», 2 место в научно­практической конференции студентов, 2017, г. Комсомольск­на­Амуре; эколого­туристический проект «Зеленая тропа» ­ призер (3 место) Краевой экологической конференции среди студентов ССУЗов «Моя малая родина»: история и современность» (номинация Экологические проблемы  и охрана окружающей среды), г. Хабаровск. Говоря   об   активизации     и   повышении   мотивации   студентов   к   дисциплине «Экологические   основы   природопользования»   нельзя   забывать   и   о   внеаудиторной работе:   проведение   экологических   викторин,   эрудиционов,   участие   в   экологических акциях, волонтерская работа. способствует Таким образом, деятельностный практико­ориентированный подход к обучению в образовательном   учреждении     поэтапному   формированию профессиональных компетенций личности студента, уточнения профессиональных задач будущих специалистов, осознания последствий, к которым может привести их будущая профессиональная деятельность./1/ И несомненно поможет решать вопросы личностного развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в социальном   и   профессиональном   сообществах   и   отвечает   современным   требованиям модернизации образования.       Библиографический список. 1. Табакова Л. В. Педагогический проект «Технологии системно­деятельностного  подхода как основа реализации ФГОС СПО в преподавании общественных дисциплин». ОГБОУ СПО Ульяновский авиационный колледж, г. Ульяновск, Наука и образование: новое время, https://articulus­info.ru/# 2. Каюкова Ж.Ю. Аспекты формирования эколого­ориентированного  специалиста//Дальневосточная   весна­2010:   Материалы   международной   научно­ практической конференции в области экологии и безопасности жизнедеятельности (г. Комсомольск­на­Амуре, 20­21 мая 2010г.): Редкол.: И. П. Степанова. Д. И. Грицкевич. ­ г. Комсомольск­на­Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2010г.­627с.

Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».

Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».

Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».

Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».

Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».

Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».

Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».

Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2017