Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».
Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».
Оценка 4.7
Семинары
docx
экология
Взрослым
19.12.2017
В статье рассматриваются особенности применения основных дидактических принципов технологии системно-деятельностного обучения на занятиях в курсе дисциплины "Экологические основы природопользования". По мнению автора данный подход способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента, уточнения профессиональных задач будущих специалистов, осознания последствий, к которым может привести их будущая профессиональная деятельность.
Доклад Каюкова Ж. Ю.docx
Ж. Ю. Каюкова
КГА ПОУ ГАСКК (МЦК)
Особенности использования методических приемов технологии системно
деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы
природопользования».
Одной из важнейших задач современного образования является формирование
творческой и мыслительной активности будущих специалистов среднего звена. Сегодня
востребованным становится образование не на всю жизнь, а через всю жизнь, т. е.
востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в
профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектноконструктивным и
духовноличностным опытом.
Обеспечение многоуровневой и разносторонней коммуникации всех участников
образовательного процесса возможно через применение различных образовательных
технологий, в том числе и технологии системнодеятельностного обучения, который
является частью деятельностнокомпетентностной парадигмы, в соответствии с которой
практикоориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний,
умений, навыков опыта практической деятельности с целью достижения
профессионально и социально значимых компетентностей. /1/
Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с
активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от
потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико
ориентированного подхода является деятельностнокомпетентностным подходом.
Основная идея данного подхода состоит в том, что новые знания не даются в
их сами в процессе самостоятельной
готовом виде, студенты получают
исследовательской деятельности.
Поэтому организацию учебного процесса я осуществляю таким образом, где
главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени
самостоятельной познавательной деятельности студента. В этом процессе ставится и
решается основная задача профессионального образования – создание условий развития
гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально
компетентной и саморазвивающейся личности. Деятельностный урок – это система
действий, направленная на достижение результата.
Реализацию технологии деятельностного обучения в курсе дисциплины
я осуществляю при помощи
«Экологические основы природопользования»
следующей системы дидактических принципов:
1) Принцип непрерывности (преемственности) и целостности.
С этой целью содержание дисциплин естественнонаучного цикла,
скорректировано на формирование единой естественнонаучной картины мира и на этой
основе материалистического мировоззрения студентов и повышения прикладной
направленности обучения. Преемственность в получении природоохранных знаний
соблюдается не только в сохранении уже полученных, но и при обучении на протяжении
всего периода обучения студентов, несмотря на то, что студенты приходят в колледж получать профессии неэкологического профиля. Профессионально важные знания,
умения и навыки природоохранной деятельности у них формируются в первую очередь
в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла: «Экология», «Биология»,
«География», «Химия», «Экологические основы природопользования».
Например,
первокурсники учатся выводить некоторые экологические закономерности, видеть
действия законов экологии в обычной жизни. Студентам второго курса предлагаются
логические задачи, нацеленные на развитие умений использовать знания для
обоснования точки зрения, например, трансформация законов природы и реализация их
в человеческом обществе могут рассматривается на примере анализа законов Б.
Коммонера,
которые студенты должны проиллюстрировать примерами из
производственной деятельности человека или его эволюции. /2/
Интеграция дисциплин естественнонаучного цикла с общепрофессиональными и
специальными дисциплинами способствует формированию адекватных стратегий и
конкретных технологий взаимодействия с природными объектами. Например,
результатом интегрированной экологопрофессиональной деятельности студентов,
преподавателя дисциплин специальности «Летательные аппараты» и преподавателя
дисциплины
был
рожден исследовательский проект «Авиация и среда» ставший победителем в
номинации «Экологические проблемы и охрана окружающей среды» на Краевой
экологической конференции среди студентов ССУЗов «Моя малая родина»: история и
современность» (номинация Экологические проблемы и охрана окружающей среды), г.
Хабаровск и лауреатом III Международного конкурса исследовательских работ
учащихся и студентов «Открываю мир», г. Чебоксары, Чувашской республики.
природопользования»
«Экологические
основы
2) Принцип деятельности заключается в том, что студент, получая знания не в
готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной
деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их
совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Например, при обсуждении проблем водных ресурсов студент получают
опережающее задание представить себя в роли корреспондента, который берет
интервью у руководства такой городской структуры как «Горводоканал», и заранее
подготовить некий перечень вопросов, в сжатые сроки «узнать как можно больше» об
этой организации (структура, функции, сфера деятельности, достижения, проблемы и
т.д.) и только после этого они смогли приступить к формированию перечня вопросов.
Анализ студенческих работ показал, что, выполняя задание, они самостоятельно
пополнили свои знания по тематике, связанной с охраной водных ресурсов, методами
контроля качества воды, методами очистки сточных вод и др.
3) Принцип минимакса – студенту предоставляется возможность освоения содержания
предложенных знаний на максимальном для него уровне и при этом его усвоение на
уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Каждый студент в соответствии со своими способностями или возможностями
выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между
минимальным и максимальным уровнем. При этом учитывается, что обязательная
отчетность для него предусматривается в соответствии с минимальным уровнем.
Например, при изучении темы «Загрязнение окружающей среды» студентам
предложено создать минипроект «Моя квартира» (создание жилища с комфортными
условиями для проживания), в котором они рассматривают различные виды
загрязнений(шумовое, видео, электромагнитное, радиоактивное, ультразвуковое и др.), излагают свою точку видения проблемы и ее решения. Это задание позволяет углубить
полученные в курсе экологии знания, акцентировать внимание на необходимости и
проблемах создания собственной экологически адекватной среды. Уровень выполнения
может варьировать от минимального (указывается, какое жилище для себя студент
считает комфортным), до максимального (предоставляются числовые характеристики
различных видов загрязнения, фитодизайн и т.д.). так был рожден один из проектов
«Экологический фитодизайн», который был представлен на научнопрактических
конференциях города.
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной
атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие
диалоговых форм общения, обязательное проведение рефлексии.
При проведении самостоятельных работ, регулярно проводится самоконтроль и
взаимопроверка. При выполнении заданий творческого уровня оценивается только
успех, ошибки выявляются и корректируются на основе определения их причин (то есть
правил, алгоритмов, определений, которые усвоены недостаточно).
5) Принцип творчества и вариативности – предполагает формирование у студентов
способностей к систематическому выбору вариантов и адекватному принятию решений
в различных ситуациях, а также максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение студентами собственного опыта творческой
деятельности. Это конечно же в первую очередь частичнопоисковая и
исследовательская деятельность, где активно применяются и внедряются технологии
деятельностнопроектного обучения.
Создание исследовательских проектов это, прежде всего, приобщение
студентов к исследованиям, призванное активизировать познавательную деятельность
обучающихся, которая позднее может быть представлена на различных конкурсах и
конференциях. Чаще всего конечно используются:
мониторинговые проекты – исследование конкретной проблемной
ситуации. Например, по запросу Министерства образования и науки
Хабаровского края администрация техникума должна была предоставить информацию
по мониторингу действующей системы исчисления времени, в результате был рожден
проект «Летнее время в жизни людей и страны», который позднее занял 1 место на
научнопрактической конференции техникума (2014г.), а также представлен на
Всероссийский фестиваль «Открытый урок», 2015, г. Москва;
экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных
с окружающей природой и общественной жизнью. Например: во время урока
практикума «Загрязнение биосферы объектами хозяйственной деятельности» в полевых
условиях определяется степень загрязненности окружающей среды при помощи
различных методов биоиндикации, Мастеркласс данного проекта был представлен на
Всероссийском фестивале «Открытый урок», 2013, г. Москва.
экологокраеведческие проекты – изучение экологической ситуации родного
города, края, например исследовательская работа «Рекреационные зоны г.
КомсомольскнаАмуре», 2 место в научнопрактической конференции студентов, 2017,
г. КомсомольскнаАмуре;
экологотуристический проект «Зеленая тропа» призер (3 место) Краевой экологической конференции среди студентов ССУЗов «Моя малая родина»: история и
современность» (номинация Экологические проблемы и охрана окружающей среды), г.
Хабаровск.
Говоря об активизации и повышении мотивации студентов к дисциплине
«Экологические основы природопользования» нельзя забывать и о внеаудиторной
работе: проведение экологических викторин, эрудиционов, участие в экологических
акциях, волонтерская работа.
способствует
Таким образом, деятельностный практикоориентированный подход к обучению в
образовательном учреждении
поэтапному формированию
профессиональных компетенций личности студента, уточнения профессиональных задач
будущих специалистов, осознания последствий, к которым может привести их будущая
профессиональная деятельность./1/ И несомненно поможет решать вопросы личностного
развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в
социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям
модернизации образования.
Библиографический список.
1. Табакова Л. В. Педагогический проект «Технологии системнодеятельностного
подхода как основа реализации ФГОС СПО в преподавании общественных дисциплин».
ОГБОУ СПО Ульяновский авиационный колледж, г. Ульяновск, Наука и образование:
новое время, https://articulusinfo.ru/#
2. Каюкова Ж.Ю. Аспекты формирования экологоориентированного
специалиста//Дальневосточная весна2010: Материалы международной научно
практической конференции в области экологии и безопасности жизнедеятельности (г.
КомсомольскнаАмуре, 2021 мая 2010г.): Редкол.: И. П. Степанова. Д. И. Грицкевич.
г. КомсомольскнаАмуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2010г.627с.
Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».
Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».
Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».
Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.