ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Жанна Каюкова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».
Просмотр файла:

Доклад Каюкова Ж. Ю.docx - Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».


Все файлы публикации > Доклад Каюкова Ж. Ю.docx
Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».

Ж. Ю. Каюкова
КГА ПОУ ГАСКК (МЦК)
Особенности использования методических приемов технологии системно­
деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы
природопользования».
Одной из важнейших задач современного образования является формирование
творческой и мыслительной активности будущих специалистов среднего звена. Сегодня
востребованным становится образование не на всю жизнь, а через всю жизнь, т. е.
востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в
профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно­конструктивным и
духовно­личностным опытом.
Обеспечение многоуровневой и разносторонней коммуникации всех участников
образовательного процесса возможно через применение различных образовательных
технологий, в том числе и технологии системно­деятельностного обучения, который
является частью деятельностно­компетентностной парадигмы, в соответствии с которой
практико­ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний,
умений, навыков ­ опыта практической деятельности с целью достижения
профессионально и социально значимых компетентностей. /1/
Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с
активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от
потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико­
ориентированного подхода является деятельностно­компетентностным подходом.
Основная идея данного подхода состоит в том, что новые знания не даются в
их сами в процессе самостоятельной
готовом виде, студенты получают
исследовательской деятельности.
Поэтому организацию учебного процесса я осуществляю таким образом, где
главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени
самостоятельной познавательной деятельности студента. В этом процессе ставится и
решается основная задача профессионального образования – создание условий развития
гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально
компетентной и саморазвивающейся личности. Деятельностный урок – это система
действий, направленная на достижение результата.
Реализацию технологии деятельностного обучения в курсе дисциплины
я осуществляю при помощи
«Экологические основы природопользования»
следующей системы дидактических принципов:
1) Принцип непрерывности (преемственности) и целостности.
С этой целью содержание дисциплин естественнонаучного цикла,
скорректировано на формирование единой естественнонаучной картины мира и на этой
основе ­ материалистического мировоззрения студентов и повышения прикладной
направленности обучения. Преемственность в получении природоохранных знаний
соблюдается не только в сохранении уже полученных, но и при обучении на протяжении
всего периода обучения студентов, несмотря на то, что студенты приходят в колледж

Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».

получать профессии неэкологического профиля. Профессионально важные знания,
умения и навыки природоохранной деятельности у них формируются в первую очередь
в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла: «Экология», «Биология»,
«География», «Химия», «Экологические основы природопользования».
Например,
первокурсники учатся выводить некоторые экологические закономерности, видеть
действия законов экологии в обычной жизни. Студентам второго курса предлагаются
логические задачи, нацеленные на развитие умений использовать знания для
обоснования точки зрения, например, трансформация законов природы и реализация их
в человеческом обществе могут рассматривается на примере анализа законов Б.
Коммонера,
которые студенты должны проиллюстрировать примерами из
производственной деятельности человека или его эволюции. /2/
Интеграция дисциплин естественнонаучного цикла с общепрофессиональными и
специальными дисциплинами способствует формированию адекватных стратегий и
конкретных технологий взаимодействия с природными объектами. Например,
результатом интегрированной эколого­профессиональной деятельности студентов,
преподавателя дисциплин специальности «Летательные аппараты» и преподавателя
дисциплины
был
рожден исследовательский проект «Авиация и среда» ставший победителем в
номинации «Экологические проблемы и охрана окружающей среды» на Краевой
экологической конференции среди студентов ССУЗов «Моя малая родина»: история и
современность» (номинация Экологические проблемы и охрана окружающей среды), г.
Хабаровск и лауреатом III Международного конкурса исследовательских работ
учащихся и студентов «Открываю мир», г. Чебоксары, Чувашской республики.
природопользования»
«Экологические



основы

2) Принцип деятельности ­ заключается в том, что студент, получая знания не в
готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной
деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их
совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Например, при обсуждении проблем водных ресурсов студент получают
опережающее задание ­ представить себя в роли корреспондента, который берет
интервью у руководства такой городской структуры как «Горводоканал», и заранее
подготовить некий перечень вопросов, в сжатые сроки «узнать как можно больше» об
этой организации (структура, функции, сфера деятельности, достижения, проблемы и
т.д.) и только после этого они смогли приступить к формированию перечня вопросов.
Анализ студенческих работ показал, что, выполняя задание, они самостоятельно
пополнили свои знания по тематике, связанной с охраной водных ресурсов, методами
контроля качества воды, методами очистки сточных вод и др.
3) Принцип минимакса – студенту предоставляется возможность освоения содержания
предложенных знаний на максимальном для него уровне и при этом его усвоение на
уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Каждый студент в соответствии со своими способностями или возможностями
выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между
минимальным и максимальным уровнем. При этом учитывается, что обязательная
отчетность для него предусматривается в соответствии с минимальным уровнем.
Например, при изучении темы «Загрязнение окружающей среды» студентам
предложено создать мини­проект «Моя квартира» (создание жилища с комфортными
условиями для проживания), в котором они рассматривают различные виды
загрязнений(шумовое, видео, электромагнитное, радиоактивное, ультразвуковое и др.),

Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».

излагают свою точку видения проблемы и ее решения. Это задание позволяет углубить
полученные в курсе экологии знания, акцентировать внимание на необходимости и
проблемах создания собственной экологически адекватной среды. Уровень выполнения
может варьировать от минимального (указывается, какое жилище для себя студент
считает комфортным), до максимального (предоставляются числовые характеристики
различных видов загрязнения, фитодизайн и т.д.). так был рожден один из проектов
«Экологический фитодизайн», который был представлен на научно­практических
конференциях города.


4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной
атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие
диалоговых форм общения, обязательное проведение рефлексии.
















При проведении самостоятельных работ, регулярно проводится самоконтроль и
взаимопроверка. При выполнении заданий творческого уровня оценивается только
успех, ошибки выявляются и корректируются на основе определения их причин (то есть
правил, алгоритмов, определений, которые усвоены недостаточно).

5) Принцип творчества и вариативности – предполагает формирование у студентов
способностей к систематическому выбору вариантов и адекватному принятию решений
в различных ситуациях, а также максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение студентами собственного опыта творческой
деятельности. Это конечно же в первую очередь частично­поисковая и
исследовательская деятельность, где активно применяются и внедряются технологии
деятельностно­проектного обучения.
Создание исследовательских проектов ­ это, прежде всего, приобщение
студентов к исследованиям, призванное активизировать познавательную деятельность
обучающихся, которая позднее может быть представлена на различных конкурсах и
конференциях. Чаще всего конечно используются:
 мониторинговые проекты – исследование конкретной проблемной
ситуации. Например, по запросу Министерства образования и науки
Хабаровского края администрация техникума должна была предоставить информацию
по мониторингу действующей системы исчисления времени, в результате был рожден
проект «Летнее время в жизни людей и страны», который позднее занял 1 место на
научно­практической конференции техникума (2014г.), а также представлен на
Всероссийский фестиваль «Открытый урок», 2015, г. Москва;
экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных



с окружающей природой и общественной жизнью. Например: во время урока­
практикума «Загрязнение биосферы объектами хозяйственной деятельности» в полевых
условиях определяется степень загрязненности окружающей среды при помощи
различных методов биоиндикации, Мастер­класс данного проекта был представлен на
Всероссийском фестивале «Открытый урок», 2013, г. Москва.
эколого­краеведческие проекты – изучение экологической ситуации родного
города, края, например исследовательская работа «Рекреационные зоны г.
Комсомольск­на­Амуре», 2 место в научно­практической конференции студентов, 2017,
г. Комсомольск­на­Амуре;
эколого­туристический проект «Зеленая тропа» ­ призер (3 место) Краевой

Статья. Особенности использования методических приемов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования».

экологической конференции среди студентов ССУЗов «Моя малая родина»: история и
современность» (номинация Экологические проблемы и охрана окружающей среды), г.
Хабаровск.
Говоря об активизации и повышении мотивации студентов к дисциплине
«Экологические основы природопользования» нельзя забывать и о внеаудиторной
работе: проведение экологических викторин, эрудиционов, участие в экологических
акциях, волонтерская работа.
способствует
Таким образом, деятельностный практико­ориентированный подход к обучению в
образовательном учреждении
поэтапному формированию
профессиональных компетенций личности студента, уточнения профессиональных задач
будущих специалистов, осознания последствий, к которым может привести их будущая
профессиональная деятельность./1/ И несомненно поможет решать вопросы личностного
развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в
социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям
модернизации образования.

Библиографический список.
1. Табакова Л. В. Педагогический проект «Технологии системно­деятельностного
подхода как основа реализации ФГОС СПО в преподавании общественных дисциплин».
ОГБОУ СПО Ульяновский авиационный колледж, г. Ульяновск, Наука и образование:
новое время, https://articulus­info.ru/#
2. Каюкова Ж.Ю. Аспекты формирования эколого­ориентированного
специалиста//Дальневосточная весна­2010: Материалы международной научно­
практической конференции в области экологии и безопасности жизнедеятельности (г.
Комсомольск­на­Амуре, 20­21 мая 2010г.): Редкол.: И. П. Степанова. Д. И. Грицкевич. ­
г. Комсомольск­на­Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2010г.­627с.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл