Особенности сопровождения детей с проблемами слуха.doc
Раиса Ивановна Моисеева
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА
ОГБОУ «Школаинтернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Томск, Россия rimoiseeva
@ list
. ru
Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки
новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по
определению А.А.
Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и
взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «Об образовании»,
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют равные с другими детьми
права. Любые отклонения в физическом и психическом становлении ребёнка приводят к
нарушению его общего развития, оказывают отрицательное влияние на формирование устной
к существенным отклонениям в общем речевом развитии – нарушению
речи, ведут
произносительной стороны речи – вторичному дефекту.
Искажённая речь влечёт за собой ряд отклонений в психическом развитии ребёнка,
нарушаются познавательные процессы, наглядное мышление, ограничиваются возможности
познания окружающего мира, что приводит к торможению процесса овладения знаниями,
умениями и навыками в урочное и внеурочное время.
С помощью слуха ребёнок воспринимает речь окружающих, подражает ей, учится
самостоятельно говорить, усваивая, при этом, не только правильное звукопроизношение, но и
лексикограмматические средства языка. Слух помогает человеку контролировать собственную
речь и сравнивать её с речью окружающих, таким образом, сохранный физический слух является
необходимым условием интеллектуального и речевого развития ребёнка, служит неоспоримым
фактором для овладения всеми предметными дисциплинами в процессе обучения в школе.
В общеобразовательной школеинтернате для детей с нарушениями слуха обучаются более
130ти детей, из них проживают в образовательной организации 70 воспитанников из разных
Наши дети представляют собой разнородную группу,
районов Томской области.
характеризующуюся не только степенью тугоухости (II, III, IV) и характером (сенсоневральная,
смешанная тугоухость, кондуктивная), а также временем, в котором произошли нарушения
слуха и уровнем речевого развития, наличием отклонений в психофизиологическом развитии. Школаинтернат даёт возможность воспитанникам получить основное образование
общегосударственного цензового уровня, обеспечивая вместе с тем коррекционноразвивающую
направленность образовательного процесса, гармоничное развитие, в обязательном порядке
формирование трудовых навыков.
Коррекционнопедагогическое сопровождение обучающихся направлено, прежде всего, на
развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия, с целью
расширения знаний и представлений об окружающем мире. Развитие слухового восприятия
выстраивается в комплексе с развитием познавательной активности, дифференцируется не
только в зависимости от степени нарушений слуха, но и с неукоснительным учётом наличия или
совершенного отсутствия у ребёнка речи. Наши дети не задают вопросы, так как недостаточно
понимают смысл явлений и не имеют необходимых речевых средств для их описания.
Исходя из вышесказанного,
коррекционнопедагогическое сопровождение детей
организуем по трём основным направлениям:
весь педагогический процесс выстраиваем на слухозрительной основе;
формируем и развиваем языковую способность;
развиваем речевую деятельность;
подготавливаем к усвоению основных закономерностей языка.
Если удалось добиться того, что обучающиеся задают вопросы, можно говорить о большом
шаге на пути воспитания познавательных интересов. В качестве второстепенных аспектов
коррекционнопедагогического сопровождения широко используем предметную деятельность,
обучаем дактильной (пальцевой) азбуке (дактили – это жесты, обозначающие буквы
словесного языка, в русском языке 33 буквы – соответственно, дактилей столько же) и речи
на основе зрительного восприятия, развиваем фонематический звук совместно с коррекцией
звукопроизношения.
При коррекции звукопроизношения опираемся на зрительнокинестетические
представления о звуках с опорой на ощущения артикуляционных движений и зрительный образ
букв. На основе разработанной Программы для глухих и слабослышащих детей – автором
которой является Э.И. Леонгард, работу выстраиваем по следующим аспектам:
развитие слухового восприятия;
организация условий для формирования речи (понимание устной речи и мимико
жестовой речи);
формирование мышления (нагляднодейственного, нагляднообразного, логического);
организация условий для игровой деятельности, развития движений. В урочное и внеурочное время создаём коррекционноразвивающую среду,
обеспечивающую получение достойного образования, оздоровления, коррекцию нарушений,
реабилитацию и социализацию, применяем:
комплексы упражнений для проведения фоноритмики (авторы: Т.М. Власова, А.Н.
Пфафенродт, А.Я. Мухина);
элементы дыхательной гимнастики (автор А.Н. Стрельникова);
пальчиковую гимнастику (авторы: В. Цвынтарный, Л.П. Савина);
технологию дифференцированного обучения речи (авторы: В.В. Фирсов, Н.П.
Гузиков);
групповые и коллективные способы обучения речи (авторы: И.Б. Первин, В.К.
Дьяченко).
Наши дети видят мир несколько поиному, совсем не так дети с нормой слуха, поэтому
условия обучения и воспитания детей с ОВЗ отличаются от традиционных. Любой ребёнок –
личность, он достоин уважения, соответствующей оценки. Оценивая знания и умения ребёнка с
особыми образовательными потребностями,
особенностей его
исходим из
психофизиологического развития.
Мы формируем универсальные учебные действия (УУД), необходимые для успешного
обучения, помогаем особенным детям проявить себя, поверить в себя, пусть даже на
минимальном уровне – выучить новое слово и применить его на практике, или, к примеру,
сопроводить какоелибо действие речью, показать свою находчивость, умелость, трудолюбие.
Ведь преодолевая трудности, ребёнок совершает личный подвиг, который не остаётся нами
незамеченным.
Школьники с нарушениями слуха различаются не только уровнем знаний и умений,
познавательной самостоятельностью, работоспособностью, но и состоянием остаточного слуха и
степенью его использования, уровнем речевого развития и владения навыками чтения с губ. То,
что доступно одному ученику, может быть недоступно другому. В каждом классе обучаются
дети с задержкой психического развития (ЗПР) и с интеллектуальной недостаточностью (ИН),
есть дети с диагнозом детского церебрального паралича (ДЦП), с нарушениями зрения, поэтому
наполняемость класса составляет 56 обучающихся. Для каждого ребёнка составляем
Программу индивидуального развития.
Дети, при поступлении в школу, практически не читают, у многих отсутствует мотивация к
чтению. В чём причина? Причина в том, что словарь глухих и слабослышащих детей достаточно
ограничен, весьма беден. В любом тексте много незнакомых, непонятных слов, что явно не вызывает познавательного интереса у наших читателей. Ребята не могут самостоятельно
передать информацию по тексту, дать ответ на поставленный вопрос, найти в тексе заданную
информацию, им не хватает словарного запаса и логики.
С целью формирования читательских и коммуникативных компетенций у слабослышащих
и глухих обучающихся был разработан и реализован долгосрочный общешкольный проект
«Сотрудничество детей с писателями России». Ребята, с нашей помощью, изучали биографию
известных людей в области литературы Томска и Томской области, искали информацию о
творчестве в школьной и областной библиотеках и сети Интернет, учили стихи. Были
организованы встречи с известными поэтами и писателями Томска, Томской и Кемеровской
области (см. Приложение 1):
поэтом, членом Союза писателей России Геннадий Кузьмич Скарлыгиным;
поэтессой Тамарой Александровной Калёновой;
писателем Сергеем Алексеевичем Заплавным;
Организация таких встреч мотивирует детей к творческой деятельности, содружеству,
поэтом, членом Союза писателей России Александром Ивановичем Пановым
вербальным коммуникациям. Активные встречи с поэтами и писателями активизируют
познавательный интерес к урокам литературного чтения, расширяют кругозор детей. В процессе
встреч используем печатные литературные издания, нагляднодемонстрационный материал,
речевые карточки, презентации.
Таким образом, коррекционнопедагогическое сопровождение детей с проблемами слуха –
это сложный процесс, тяжёлый труд, требующий от педагоговдефектологов отзывчивости,
душевности, добросердечности, определенного круга знаний о психофизиологических
особенностях и возможностях детей с особыми образовательными потребностями. Каждому
особенному ребёнку необходимо помочь ответить на вопрос – кто он такой? Единственный
способ – создать условия для познания «внутреннего человека». Каждый особенный ребёнок
нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого его
продвижение и дальнейшая социализация в обществе будут замедленными и недостаточно
успешными.
Интернетисточники:
1. http
:// pedlib
. ru / Books
/2/0169/2_016971.
shtml
2. http
:// pedlib
/2/0169/2_016972.
shtml
. ru / Books
# book
_ page
_ top 3. http
:// www
. libma
. ru / pedagogika
/ pedagogicheskie
_ sistemy
_ obuchenija
_ i _ vospitanija
_ detei
_ s
_ otklonenijami
_ v _ razvitii
:// forum
/ p 5. php
. schoolpress
4. http
. ru / article
/90/1244
5. http://otvet.mail.ru/question/19656564
6. http://www.sluhnet.ru/info.phtml?c=24&id=987
7. http://palomnic.org/filosofiya/pedagog/pirogov/
Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"
Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"
Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"
Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"
Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.