Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"
Оценка 4.7

Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
10.08.2019
Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"
Особенности сопровождения детей с проблемами слуха.doc
Раиса Ивановна Моисеева ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО­ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА ОГБОУ «Школа­интернат для обучающихся с нарушениями слуха» Томск, Россия rimoiseeva    @   list  .  ru   Перед   отечественной   сурдопедагогикой   в  настоящее   время   стоит  проблема   разработки новой   концепции   специального   образования   детей   с   недостатками   слуха,   основанной  (по определению   А.А.   Комаровой) на   множественности   подходов, на   сотрудничестве   и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании. В   соответствии   с   Конституцией   Российской   Федерации   и   законом   «Об   образовании», обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют равные с другими детьми права.  Любые   отклонения   в   физическом   и   психическом   становлении   ребёнка   приводят   к нарушению его общего развития, оказывают отрицательное влияние на формирование устной   к   существенным   отклонениям   в   общем   речевом   развитии   –   нарушению речи,   ведут   произносительной стороны речи – вторичному дефекту.  Искажённая речь   влечёт за собой ряд   отклонений   в психическом  развитии  ребёнка, нарушаются   познавательные   процессы,   наглядное   мышление,  ограничиваются   возможности познания   окружающего   мира,   что   приводит   к   торможению   процесса   овладения   знаниями, умениями и навыками в урочное и внеурочное время. С   помощью   слуха   ребёнок   воспринимает   речь   окружающих,   подражает   ей,   учится самостоятельно говорить, усваивая, при этом, не только правильное звукопроизношение, но и лексико­грамматические средства языка. Слух помогает человеку контролировать собственную речь и сравнивать её с речью окружающих, таким образом, сохранный физический слух является необходимым условием интеллектуального и речевого развития ребёнка, служит неоспоримым фактором для овладения всеми предметными дисциплинами в процессе обучения в школе.  В общеобразовательной школе­интернате для детей с нарушениями слуха обучаются более 130­ти детей, из них проживают в образовательной организации 70 воспитанников из разных   Наши   дети   представляют   собой   разнородную   группу, районов   Томской   области.   характеризующуюся не только степенью тугоухости (II, III, IV) и характером (сенсоневральная, смешанная тугоухость, кондуктивная),  а также временем, в котором произошли нарушения слуха и уровнем речевого развития, наличием отклонений в психофизиологическом развитии. Школа­интернат   даёт   возможность   воспитанникам   получить   основное   образование общегосударственного цензового уровня, обеспечивая вместе с тем коррекционно­развивающую направленность   образовательного   процесса,   гармоничное   развитие,   в   обязательном   порядке формирование трудовых навыков. Коррекционно­педагогическое сопровождение обучающихся направлено, прежде всего,  на развитие   познавательной   деятельности   на   основе   полисенсорного   восприятия,   с   целью расширения   знаний   и   представлений   об   окружающем   мире.   Развитие   слухового   восприятия выстраивается   в   комплексе   с   развитием   познавательной   активности,   дифференцируется   не только в зависимости от степени нарушений слуха, но и с неукоснительным учётом наличия или совершенного отсутствия у ребёнка речи. Наши дети не задают вопросы, так как недостаточно понимают смысл явлений и не имеют необходимых речевых средств для их описания.  Исходя   из   вышесказанного,  коррекционно­педагогическое   сопровождение   детей организуем по трём основным направлениям:   весь педагогический процесс выстраиваем  на слухозрительной основе;  формируем и развиваем языковую способность;  развиваем речевую деятельность; подготавливаем к усвоению основных закономерностей языка.  Если  удалось добиться того, что обучающиеся задают вопросы, можно говорить о большом шаге   на   пути   воспитания   познавательных   интересов.  В   качестве   второстепенных   аспектов коррекционно­педагогического  сопровождения широко используем предметную деятельность, обучаем   дактильной  (пальцевой)  азбуке  (дактили   –   это   жесты,   обозначающие   буквы словесного языка, в русском языке 33 буквы – соответственно, дактилей столько же) и речи на  основе  зрительного  восприятия,   развиваем  фонематический  звук совместно  с  коррекцией звукопроизношения. При   коррекции   звукопроизношения   опираемся   на   зрительно­кинестетические представления о звуках с опорой на ощущения артикуляционных движений и зрительный образ букв.   На   основе   разработанной   Программы   для   глухих   и   слабослышащих   детей   –   автором которой является Э.И. Леонгард, работу выстраиваем по следующим аспектам:   развитие слухового восприятия; организация   условий   для   формирования   речи   (понимание   устной   речи   и   мимико­ жестовой речи);  формирование мышления (наглядно­действенного, наглядно­образного, логического);  организация условий для игровой деятельности, развития движений. В   урочное   и   внеурочное   время   создаём   коррекционно­развивающую   среду, обеспечивающую   получение   достойного   образования,   оздоровления,   коррекцию   нарушений, реабилитацию и социализацию, применяем:  комплексы упражнений для проведения фоноритмики  (авторы: Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, А.Я. Мухина);     элементы дыхательной гимнастики (автор А.Н. Стрельникова);  пальчиковую гимнастику (авторы: В. Цвынтарный, Л.П. Савина);  технологию   дифференцированного   обучения   речи  (авторы:   В.В.   Фирсов,   Н.П. Гузиков);   групповые   и   коллективные   способы   обучения   речи  (авторы:   И.Б.   Первин,   В.К. Дьяченко). Наши дети видят мир несколько по­иному, совсем не так дети с нормой слуха, поэтому условия обучения и воспитания детей с ОВЗ отличаются от традиционных. Любой ребёнок – личность, он достоин уважения, соответствующей оценки. Оценивая знания и умения ребёнка с особыми   образовательными   потребностями,   особенностей   его   исходим   из психофизиологического развития.   Мы   формируем   универсальные   учебные   действия   (УУД),   необходимые   для   успешного обучения,   помогаем   особенным   детям   проявить   себя,   поверить   в   себя,   пусть   даже   на минимальном   уровне  – выучить  новое  слово  и  применить  его  на практике,  или,  к  примеру, сопроводить какое­либо действие речью, показать свою   находчивость, умелость, трудолюбие. Ведь   преодолевая   трудности,   ребёнок   совершает   личный   подвиг,   который   не   остаётся   нами незамеченным. Школьники   с   нарушениями   слуха   различаются   не   только   уровнем   знаний   и   умений, познавательной самостоятельностью, работоспособностью, но и состоянием остаточного слуха и степенью его использования, уровнем речевого развития и владения навыками чтения с губ. То, что доступно одному ученику, может быть недоступно другому. В каждом классе обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР) и с интеллектуальной недостаточностью (ИН), есть дети с диагнозом детского церебрального паралича (ДЦП), с нарушениями зрения, поэтому наполняемость   класса   составляет   5­6   обучающихся.   Для   каждого   ребёнка   составляем Программу индивидуального развития.  Дети, при поступлении в школу, практически не читают, у многих отсутствует мотивация к чтению. В чём причина? Причина в том, что словарь глухих и слабослышащих детей достаточно ограничен,  весьма  беден.  В  любом тексте  много незнакомых,  непонятных   слов,  что  явно не вызывает   познавательного   интереса   у   наших   читателей.   Ребята   не   могут   самостоятельно передать информацию по тексту, дать ответ на поставленный вопрос, найти в тексе заданную информацию, им не хватает словарного запаса и логики.  С целью формирования читательских и коммуникативных компетенций  у  слабослышащих и   глухих   обучающихся   был   разработан   и   реализован   долгосрочный   общешкольный   проект «Сотрудничество детей с писателями России». Ребята, с нашей помощью,  изучали биографию известных   людей   в   области   литературы   Томска   и   Томской   области,   искали   информацию   о творчестве   в   школьной   и   областной   библиотеках   и   сети   Интернет,   учили   стихи.   Были организованы встречи с известными  поэтами и писателями  Томска, Томской  и Кемеровской области (см. Приложение 1):     поэтом, членом Союза писателей России Геннадий Кузьмич Скарлыгиным;  поэтессой Тамарой Александровной Калёновой;  писателем Сергеем Алексеевичем Заплавным;    Организация   таких   встреч   мотивирует   детей   к   творческой   деятельности,   содружеству, поэтом, членом Союза писателей России Александром Ивановичем Пановым  вербальным   коммуникациям.   Активные   встречи   с   поэтами   и   писателями   активизируют познавательный интерес к урокам литературного чтения, расширяют кругозор детей. В процессе встреч   используем   печатные   литературные   издания,   наглядно­демонстрационный   материал, речевые карточки, презентации. Таким образом, коррекционно­педагогическое сопровождение детей с проблемами слуха – это   сложный   процесс,   тяжёлый   труд,   требующий   от   педагогов­дефектологов   отзывчивости, душевности,   добросердечности,   определенного   круга   знаний   о   психофизиологических особенностях и возможностях детей с особыми образовательными потребностями.   Каждому особенному ребёнку необходимо  помочь ответить  на вопрос – кто он такой? Единственный способ – создать условия для познания «внутреннего человека». Каждый особенный ребёнок нуждается   в   организации   специфического   коррекционного   воздействия,  без   которого   его продвижение   и   дальнейшая   социализация   в   обществе   будут   замедленными   и   недостаточно успешными.  Интернет­источники: 1. http   ://   pedlib  .  ru   /  Books  /2/0169/2_0169­71.    shtml     2. http   ://   pedlib  /2/0169/2_0169­72.  shtml    .  ru   /  Books    #  book  _  page  _  top 3. http   ://   www   .  libma    .  ru   /  pedagogika  /  pedagogicheskie    _  sistemy  _  obuchenija  _  i  _  vospitanija  _  detei  _  s           _  otklonenijami    _  v  _  razvitii    ://   forum   /  p  5.   php  .  schoolpress   4. http   .  ru   /  article  /90/1244   5. http://otvet.mail.ru/question/19656564 6. http://www.sluhnet.ru/info.phtml?c=24&id=987 7. http://palomnic.org/filosofiya/pedagog/pirogov/

Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"

Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"

Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"

Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"

Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"

Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"

Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"

Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"

Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"

Статья "Особенности коррекционного сопровождения детей с проблемами слуха (в рамках проекта "Сотрудничество детей с писателями России")"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2019
Посмотрите также: