Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»
Оценка 4.6

Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
биология
11 кл
16.01.2017
Статья по биологии  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»
Целью моей методики является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. В задачи моей работы входит развитие интереса к предмету, ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Также необходимо показать практическую значимость общей биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины, что позволит учащимся лучше усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, применять теоретические знания на практике, объяснять жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к сдаче ЕГЭ.
СТАТЬЯ ГЕНЕТИКА.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5  г. Новочеркасска Ростовской области  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике» Подготовила учитель биологии МБОУ СОШ № 5  высшей квалификационной категории Финенко В.А. г. Новочеркасск 2013­2014 учебный год «Особенности решения и оформления задач по генетике» Разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» являются одними из самых сложных для   понимания   в   школьном   курсе   общей   биологии.   Облегчению   усвоения   этих   разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Решение   задач,   как   учебно­методический   прием   изучения   генетики,   имеет   важное значение.   Его   применение   способствует   качественному   усвоению   знаний,   получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных,   человека.   Использование   таких   задач   развивает   у   школьников   логическое мышление   и   позволяет   им   глубже   понять   учебный   материал,   а   преподаватель   имеет возможность   осуществлять   эффективный   контроль   уровня   усвоенных   учащимися   знаний. Несмотря   на   это   школьные   учебники   содержат   минимум   информации   о   закономерностях наследования, а составлению схем скрещивания и решению генетических задач в школьной программе   по   общей   биологии   отводится   очень   мало   времени.   Поэтому   возникла необходимость в создании эффективной методики решения генетических задач.  Целью моей методики является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по   основным   разделам   классической   генетики.   В   задачи     моей   работы   входит   развитие интереса к предмету, ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Также необходимо показать практическую значимость общей биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины,   что   позволит   учащимся   лучше   усвоить   основные   понятия,   термины   и   законы генетики,   разобраться   в   генетической   символике,   применять   теоретические   знания   на практике, объяснять жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к сдаче ЕГЭ. Центральным   акцентом   в   решении   задач   я   выделяю   цветик   –  семицветик.   В   нем отображаю главные моменты, необходимые для решения задач.     3.  таблица фенотип \ генотип РЕШЕНИ Е ЗАДАЧИ 3 балла 2.  найти да но 7.  ответ 4.  анализ геноти пов родите 5.  лей схема­ скрещив 6. анализ ания схемы, закон, тип наследова ния 1. Дано. Здесь необходимо максимально точно записать все параметры, обозначенные в условии. Пример: У человека ген длинных ресниц доминирует по отношению к коротким ресницам, а свободная мочка уха над не свободной. Женщина с длинными ресницами, свободной мочкой уха у отца которой ресницы были короткими, а мочка уха не свободной вышла замуж за мужчину с короткими ресницами и не свободной мочкой уха. Гены находятся в разных хромосомах. Дано: Длинные ресницы – доминантный Короткие ресницы – рецессивный Свободная мочка – доминантный Не свободная мочка – рецессивный ♀­ длинные ресницы, свободная мочка уха (ее отец имел короткие ресницы и не свободную мочку уха)  ♂ ­ короткие ресницы и не свободная мочка уха  гены в разных хромосомах 2. Найти. После черты перечисляем все те вопросы, на которые необходимо ответить. 1) Сколько типов гамет образуется у женщины? 2) Какова   вероятность   (в   %)   рождения   ребёнка   с   длинными   ресницами   и   свободной мочкой уха? 3) Сколько разных генотипов среди детей этой семьи? 4) Какова вероятность (в % и частях) рождения ребёнка с короткими ресницами? 5) Какова вероятность (в % и частях) рождения ребёнка с не свободной мочкой уха? 6) Какой тип наследования прослеживается? 3. Схема ФЕНОТИП – ГЕН – ГЕНОТИП.   Определяем какой признак является доминантным, какой рецессивным, вводим буквенные обозначения. Если в задаче не обозначена доминантность, а даны результаты F1, то проводим анализ итогов F1. По итогам определяем доминантный и рецессивный гены и записываем в таблицу.  фенотип Длинные ресницы  Короткие ресницы  Свободная мочка Не свободная мочка ген А а В в генотип АА, Аа аа ВВ, Вв вв 4. Анализ   генотипов   родителей.  Анализ   проводим,   опираясь   на   условие.   Если   в условии дается ссылка на возможный генотип, то генотипы Р записываем сразу. Если нет – то проводим анализ той информации, которая дана в условии. Женщина   с   длинными   ресницами,   свободной   мочкой   уха,     у   отца   которой ресницы были короткими, а мочка уха не свободной вышла замуж за мужчину с короткими ресницами и не свободной мочкой уха. Если   у   женщины,   обладающей   доминантными   признаками,   отец   имеет рецессивный фенотип, значит она носитель рецессивных генов, которые ей передал отец, т.к. у отца рецессивные признаки могут проявиться лишь в том случае, если он гомозиготен. В таком случае генотип женщины АаВв. 5. Схема скрещивания.  Записываем согласно принятым требованиям. Определяем гаметы, записываем F1, подписываем фенотипы. По   условию   гены   расположены   в   разных   хромосомах,   значит   происходит кроссинговер и образуются гаметы разных сортов  АВ, Ав, аВ, ав. Р:                    ♀                                                          ♂                   АаВв                                            аавв G:                     FА В                                      × АА в аав аа В аав                F1:      АаВв ;            Аавв ;                  ааВв ;                 аавв    длинные        длинные                 короткие           короткие   свободная      свободная               не свободная      не свободная     25% или 1\4        25% или 1\4           25% или 1\4       25% или 1\4 6. Анализ   схемы,   закон,   тип   наследования.   Определяем   исходя   из   полученного потомства. Если в условии дано расщепление, то определяем закон, ссылаясь на него. Исходя из условия задачи и анализа схемы скрещивания, можно утверждать, что здесь   прослеживается   независимое   наследование,   которое   характерно   для   генной теории наследственности. 7. Ответ. Записываем, опираясь на вопросы, обозначенные во 2 пункте НАЙТИ. 1) Сколько типов гамет образуется у женщины?   4 сорта гамет АВ, Ав, аВ, ав. 2) Какова вероятность (в %) рождения ребёнка с длинными ресницами и свободной мочкой уха? 25% или 1\4  3) Сколько разных генотипов среди детей этой семьи? 4 генотипа АаВв, АаВВ, ааВв, аавв. 4) Какова вероятность (в % и частях) рождения ребёнка с короткими ресницами? 50% или 1\2 5) Какова вероятность (в % и частях) рождения ребёнка с не свободной мочкой уха?  50% или 1\2. Проводя   анализ   своей   работы   в   течение   нескольких   лет,   я   могу   утверждать,   что   данная методика эффективна, т.к. решая задачу очень подробно, правильно подбирая и обосновывая данные   в   условии   параметры,   хорошо   развиваются   умения   и   навыки,   которые   уже   легко применять на практике. В этом году преподаватель генетики ДонГАУ, у которой обучаются мои выпускники, стала тоже  использовать мою методику, т.к. при таком оформлении задачи легко можно проследить уровень подготовки обучающегося как в теоретической, так и в практической части.  Литература: 1. 2. 3. 4. 5. «Лицей». 1998. Биология для поступающих в ВУЗы /под ред. В.Н.Ярыгина. М.,Высшая школа,1997. Гершензон С.М. Основы современной генетики. М. Наука, 1983. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М., Колос . 1980. Киселева З.С. Мягкова А.Н. Генетика. М. Просвещение. 1983. Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов.  6. 7. Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление задач, основные термины, понятия и  законы. Томск 2003. Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Саратов.  ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм». 1997. Приложение 1 Оформление задач на анализирующее скрещивание Задача    При   выведении   новой   гладкошерстной   длинноухой   породы   собак   селекционеры   при контрольном   скрещивании   гладкошерстной   длинноухой   самки   с   самцом   получили потомство в следующем соотношении: 4 щенка имели длинные уши и гладкую шерсть, 3 щенка   имели   короткие   уши     и   гладкую   шерсть.   Что   можно   сказать   о   чистоте выведенной породы? Какими признаками должна обладать особь, с которой проводят контрольное   скрещивание?   Определите   генотипы   родителей   и   потомства   и   тип скрещивания, если известно, что гладкая шерсть и длинные уши ­ доминантные признаки. Дано: гладкая   шерсть   и     длинные   уши   – доминантные признаки       ♀          длинные уши гладкая шерсть F1: 50% гладкая шерсть              длинные уши       50% гладкая шерсть          короткие уши   Найти: 1.Чистота породы? 2.Фенотип самца? 3.Генотипы Р ? 4.Генотипы F1 ? 5.Тип скрещивания? Решение: 1.   фенотип генотип Контрольное ген А а В в     особью, гладкая шерсть  курчавая шерсть  длинные уши коротки уши АА, Аа аа ВВ, Вв вв скрещивание 2.   обладающей проводится   рецессивными   признаками   (аавв).   Такой генотип   позволяет   определить   в   каком состоянии гомо­ или гетерозиготном   находится   особь,   обладающая доминантным   фенотипом.   Если   в   потомстве наблюдается   расщепление,   то   исследуемая особь гетерозиготна, если   единообразие, то – гомозиготна.   – анализирующее. скрещивание   Такое   с                                                                   3. По условию в F1 расщепление наблюдается только при наследовании размеров ушей, значит гетерозиготность (Вв) у самки наблюдается именно по этому признаку. Чистопородной такую самку назвать нельзя ­ порода не выведена. 4. Составим схему скрещивания: Р: ♂ ♀ гладкая шерсть    длинные уши G. ААВв АВ, Ав × аавв Ав Исходя из анализа схемы ­ решения  видим, что при данных генотипах Р  в F1 наблюдается расщепление,  данное в условии. Значит генотипы  Р определены верно. F1: АаВв;  Аавв гладкая шерсть  гладкая шерсть  длинные уши    короткие уши  50%                         50% ½                              ½  Ответ: 1. Порода не выведена. 2.Фенотип самца курчавая шерсть и короткие уши. ♂ 3.Генотипы Р  ААВв;  4.Генотипы F1 АаВв; Аавв 5.Анализирующее дигибридное скрещивание. аавв ♀ Оформление задач на неполное доминирование Приложение 2 Задача  При скрещивании красноплодных (А) растений земляники, имеющих листовидную чашечку и   белоплодных   с   розовидной   (В)   чашечкой   все  F1  было   единообразно   розоплодным   с пилорической   чашечкой.   При   скрещивании   гибридов   наблюдалось   расщепление. Определите генотипы родителей, потомства  первого и второго поколения, фенотипы особей второго поколения. В каком соотношении наблюдается расщепление во втором поколении?   Какой   тип   наследования   прослеживается?   Гены   находятся   в   разных хромосомах Дано: Р: красноплодные (А)  ×       белоплодные     листовидные                      розовидные (В) F1:  100%   розоплодные                    пилорические F1 ×F1 F2: расщепление Решение: 1. По   условию   в  F1  появляются   особи   с третий промежуточный фенотип, значит,   речь идет о неполном доминировании.  Такие особи имеют гетерозиготный генотип. ген А а ­ В в ­ фенотип красноплодные белоплодные розоплодные розовидные листовидные пилорические генотип АА  аа Аа ВВ вв Вв G. F1: × АаВв Найти: 1. Генотипы Р ? 2. Генотипы F1? 3. Генотипы F2? 4. Фенотипы F2? 5. Расщепление в F2? 6. Тип наследования?          Составим схему решения:  Р: ♀ красноплодные листовидные ААвв Ав 2. Если  в  F1  наблюдается  единообразие,  то это   возможно   в   случае   гомозиготности родительских форм ААвв и ааВВ ♂ белоплодные розовидные ааВВ аВ Исходя из анализа схемы ­ решения видим,  что при данных генотипах Р в F1 наблюдается единообразие, данное в условии. Значит  генотипы Р определены верно. розоплодные пилорические 100% 3. Составим схему скрещивания гибридов F1:                                                              Р(F1) ♀ розоплодные пилорические АаВв ♂ розоплодные пилорические АаВв G. АВ, Ав, аВ, ав × АВ, Ав, аВ, ав По условию гены находятся в  разных хромосомах, значит  наследуются независимо и  комбинируются во всех  возможных вариантах.  Дигетерозиготы образуют по 4  сорта гамет. Составим решетку Пеннета: F2:            ♂ ♀ АВ ААВВ АВ Ав аВ ав красноплодные розовидные ААВв красноплодные пилорические АаВВ розоплодные розовидные АаВв розоплодные пилорические Ав ААВв красноплодные пилорические ААвв красноплодные листовидные АаВв розоплодные пилорические Аавв розоплодные листовидные аВ ав АаВВ розоплодные розовидные АаВв розоплодные пилорические ааВВ белоплодные розовидные ааВв белоплодные пилорические АаВв розоплодные пилорические Аавв розоплодные листовидные ааВв белоплодные пилорические аавв белоплодные листовидные Исходя из анализа схемы ­ решения видим, что в F2 наблюдается расщепление в соотношении: красноплодные    розовидные         красноплодные пилорические красноплодные листовидные 1 2 1 розоплодные розовидные розоплодные  пилорические розоплодные листовидные 1 2 1 белоплодные розовидные белоплодные пилорические белоплодные листовидные 1 2 1 Ответ: 1. Генотипы Р:  ♀  ААвв   ♂  ааВВ 2. Генотипы F1: АаВв 3. Генотипы F2: ААВВ, ААВв, АаВВ, АаВв, ААвв, ааВВ, Аавв, ааВв,аавв 4. Фенотипы F2: красноплодные/ розовидные, красноплодные /пилорические, красноплодные/ листовидные, розоплодные/розовидные, розоплодные /пилорические, розоплодные  /листовидные, белоплодные/розовидные, белоплодные /пилорические, белоплодные  /листовидные.        5. Расщепление в F2: красноплодные  1 розовидные         красноплодные пилорические красноплодные листовидные Розоплодные розовидные розоплодные  пилорические розоплодные листовидные Белоплодные розовидные белоплодные пилорические белоплодные листовидные 1 2 1 2 2 1 1 1 6. Независимое наследование по типу неполного доминирования. Оформление задач на сцепленное наследование Приложение 3 Задача При   скрещивании   самок   мух   дрозофил   с   серым   телом   (А)   и   нормальными крыльями   (В)   с   самцами,   имеющими   черное   тело   (а)   и   укороченные   крылья   (в),     в потомстве появились особи с признаками в данном соотношении: серые с нормальными крыльями 1468, черные с укороченными крыльями 1474, серые с укороченными крыльями 299, черные с нормальными крыльями 302. Определите генотипы родителей и потомства и характер наследования признаков. ♀ серое тело  (А)  Дано: Р:            нормальные  крылья  (В)   ♂ черное тело (а)                укороченные  крылья (в) F1: 1468  серое тело                    нормальные  крылья;      1474   черное тело                  укороченные   крылья;      299     серое тело                    укороченные  крылья;      302     черное тело                 нормальные  крылья Найти: 1. Генотипы Р ? 2. Генотипы F1? 3.Характер наследования? Исходя из анализа  схемы ­ решения  видим, что при данных  генотипах Р в F1  наблюдается  расщепление, данное в  условии. Значит  генотипы Р определены верно. Решение: 1. фенотип серое тело   черное тело нормальные крылья   укороченные крылья ген А а В в генотип АА, Аа аа ВВ, Вв вв 2.   Если   у   родителей   с   разными   фенотипами (доминантным   и   рецессивным)   в   потомстве наблюдается   расщепление   и   появляются   особи   с рецессивным   фенотипом,   то   это   возможно   в   том случае,   если   родительская   особь,   обладающая доминантными признаками гетерозиготна     (АаВв) и образует 4 сорта гамет. 1. Составим схему решения: Р: ♀ ♂ G. F1: серое тело нормальные крылья АаВв АВ, Ав, аВ, ав × черное тело укороченные крылья аавв Ав АаВв;            Аавв;            ааВв;             аавв серое  тело  нормал ьные крылья серое  тело  укороче нные  крылья  черное  тело нормал ьные крылья черное  тело укороченн ые крылья  Если   предположить,   что   речь   идет   о   независимом   наследовании,   то   в  F1 3. расщепление должно наблюдаться в соотношении 1:1:1:1. Однако, по условию расщепление наблюдается в другом соотношении: большую часть особей составляют те, которые имеют признаки родителей (1468 и 1474) и меньшую часть особи с перекомбинациями (299 и 302). Такое расщепление возможно в том случае, если речь идет о сцепленном наследовании, причем кроссинговер наблюдается у части потомства.  Расщепление подчиняется Закону Т. Моргана, большую часть особей составляют те, которые имеют признаки родителей – 83% и меньшую часть особи с перекомбинациями – 17%. Ответ: 1. Генотипы Р:  АаВв;   2. Генотипы F1: АаВв;  Аавв;  ааВв;  аавв аавв ♀ ♂   Сцепленное   наследование   3. происходит) (кроссинговер

Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»

Статья по биологии  «Особенности подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме тестирования по биологии. Решение задач по генетике»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017