Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)
Оценка 4.8

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
физическая культура
10 кл—11 кл
27.04.2017
Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)
В статье рассматривается проблема повышения интереса к занятиям физической культурой у школьников старших классов с помощью метода сопряженного психофизического развития, т.к. в настоящее время уровень мотивации у старшеклассников крайне низок. Установка, что важнее подготовиться к экзаменам, к сожалению, поддерживается и родителями и учителями-предметниками. В то же время из-за отсутствия адекватной физической нагрузки, падает не только физическая подготовка, но и здоровье.Статья по физической культуре
2017 статья на Симпозиум Шишкина (1).docx
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Шишкина Мария Сергеевна,  учитель физической культуры ГБОУ «Школа 1861 «Загорье» г.Москвы, магистрант кафедры теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»  г. Москва Филимонова Светлана Ивановна научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва Педагогу   физической   культуры,   приходится   сталкиваться   с   проблемой недооценки   важности   этого   предмета   у   школьников,   особенно   в   старших классах, у их родителей, у учителей­предметников и др. Классные руководители считают возможным снимать некоторых учеников с этого урока для репетиции школьного   концерта,   участия   в   олимпиаде   по   другому   предмету   и   т.д.   Для родителей учеников тоже не столь важно, как пробежал их сын стометровку или сколько раз подтянулся, когда скоро ЕГЭ. В этой ситуации, важно донести до родителей и учителей информацию о том, на сколько когнитивные процессы у детей зависят от функционального состояния организма, что именно во время обучения сложным формам движений формируются и развиваются все отделы головного мозга, что без нормального физического состояния ребенку придется весьма тяжело, и готовиться к экзаменам, и учиться в ВУЗе, и плодотворно работать. В   настоящее   время   системой   образования   разработаны   и   реализуются мероприятия   по   сохранению   и   укреплению   здоровья   детей   и   подростков.   В федеральном базисном учебном плане выделен третий час физической культуры, направленный  на увеличение двигательной активности  и развитие физических качеств   обучающихся,   реализуются   современные   системы   физического воспитания.  В президентской   инициативе  «Наша   новая   школа»  сохранение   и укрепление   здоровья   школьников   является   одним   из   ключевых   направлений. Изменились   задачи   и   направленность   уроков   физической   культуры,   они подразделяются на три типа: с образовательно­познавательной, образовательно­  Настоящая обучающей, система   физического   воспитания   в   школе   построена   на   принципах   образовательно­тренировочной   направленностью. традиционного   образования.   Ученик   оценивается   по   показателям   развития физических качеств, степени владения двигательными умениями и навыками, уровню   теоретических   знаний.   В   традиционной   системе   занятий   физической культурой   акцент   поставлен   на   решение   двух   задач   –   воспитательной   и оздоровительной. И мало уделяется внимания решению образовательной задачи. Одной   пятибалльной   шкалы   оценок   бывает   недостаточно   для   мотивации школьников   к   занятиям.   Они   не   понимают   смысла   в   занятиях,   им   скучны однообразные циклические упражнения.  Занятия   физической   культурой   должны   стать   более   осознанными.   С учениками надо общаться, ставить им задачи, поясняя, зачем это нужно. Давать не только отвлеченные теоретические знания о рекордах и датах олимпиад, но и рассказывая,   например,     как   работает   сердце   при   аэробных   и   анаэробных нагрузках, как связано внимание с утомлением и т.д. Старшие школьники вполне могут быть субъектом обучения, и соратником, и сотрудником учителя. Если ученик   осознает   что   и   зачем   он   делает,   эффективность   такой   деятельности повышается многократно. У современных учеников недостаточно развиты универсальные учебные действия: навыки выполнения двигательного задания при устном объяснении, определение цели выполнения изучаемого движения, навыки работы в команде, группе.   Учащиеся   затрудняются   выделить   ключевые   моменты   в   изучаемом двигательном действии и не могут соотнести с ранее изученными движениями и   В   связи   с   этим,   учащиеся   зачастую   не   могут   определить   состав др.   двигательного   действия,   что   приводит   к   неточности   его   выполнения   и,   как следствие,   снижению   мотивации   к   занятиям   физической   культурой.   Таким образом, не создаются условия для достижения предметных результатов. Изменить   сложившуюся   ситуацию   можно   только   через   параллельное формирование   на   уроках   физической   культуры   универсальных   учебных действий.  Многие проблемы  проведения уроков физической культуры в условиях перехода   на   Стандарты   второго   поколения   в   формировании   предметных, личностных   и   метапредметных   результатов   обучения   могут   быть   решены   с помощью   внедрения   метода   сопряженного   психофизического   развития  (В.М. Дьячков),   адаптированного   и   дополненного   для   начальной   школы   (В.А. Родионов) и для детей дошкольного возраста (Н.И. Дворкина). Метод сопряженного психофизического развития школьников средствами физической   культуры   представляет   собой   взаимосвязанное   (сопряженное) применение   средств   двигательной   активности   и   психорегулирующих воздействий   в   процессе   обучения,   воспитания   и   оздоровления   учащихся.   В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на   основе   зрительных,   осязательных,   мышечно­вестибулярных   ощущений   и восприятий,   у   него   развивается   двигательная   память,   мышление,   воля, способность к саморегуляции психических состояний. При этом сопряженное воздействие   может   быть   последовательным  (физические   упражнения   создают предпосылки для последующего развития основных физических качеств), так и параллельным   (упражнения   одновременно   воздействуют   на   физическую   и психическую   сферы).  Применение   данного   метода  задействует   мелкую   и среднюю моторику, обеспечивает стимулирующее воздействие на значительную площадь нейронных сетей головного мозга,  позволяет добиться полноценного развития личности, а физическую культуру делает действенным фактором ее развития.  В связи с этим целью нашего исследования стало изменение содержания уроков   физической   культуры   в   старшей   школе   в   рамках   третьего   урока.   За основу   была   взята   методика   В.А.Родионова   и   адаптирована   для   старших классов. В 2015­2016 г. был разработан  цикл  уроков физической культуры с применением   метода   сопряженного   психофизического   развития   для   старших школьников средствами физической культуры. Данный цикл уроков разработан применительно  к   разделам   программы   физического   воспитания   «Подвижные (спортивные)  игры», «Легкая атлетика», «Гимнастика». При этом учитывалось, что   указанные   разделы   учебной   программы   имеют   различный   потенциал   в формировании универсальных учебных действий. В 2016 году были проведены две игры военно­патриотической тематики, (квесты), в подготовке к которым ученики принимали активное участие. Основными   средствами   в   цикле   разработанных   уроков   являются: упражнения, направленные на развитие физических качеств, ОРУ; упражнения, ориентированные   на   сопряженное   психофизическое   развитие;   упражнения творческого характера, в которых учащиеся создают новые сочетания элементов двигательной активности;  дыхательные упражнения; упражнения на напряжение и расслабление мышц; ритмические упражнения и танцы; элементы релаксации, способствующие снижению  школьных неврозов, стрессов и напряжения;  игры (творческие, подвижные, спортивные). Приоритет отдавался самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно), чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Например, многие задания для игры­квеста   были   придуманы   учащимися,   был   задействован   их   творческий потенциал, возрос интерес к уроку.  При   формировании   универсальных   учебных   действий   использовались различные   этапы   обучения   двигательному   действию.   На   этапе   начального разучивания обращалось внимание  на определение предполагаемого результата обучения,   а   также   работу   с   представлениями   обучающихся   об   изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождение обучающимися и последующее выполнение     действий,   близких   по   технике   к   вновь   изучаемому.   На   этапе углубленного   изучения   работы   по   выполнению   серии   упражнений организовывалась в подгруппах с использованием таблиц, рисунков. При этом пространственных, создавались   условия   для   концентрации   внимания   на   временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На   этапе   совершенствования   осуществлялось   выявление   индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей.  Применялись упражнения, воздействующие на психическую и физическую сферы  и   демонстрирующие   механизм   формирования   метапредметных   и личностных   результатов   обучения   по   предмету   «Физическая   культура» (Челночный бег­эстафета «Собери телефон», «Минное поле», «Этюды») и др. Сложность заключалась в адаптации упражнений и игр метода сопряженного психофизического   развития   для   более   старших   школьников,   которым невозможно давать те же задания, что и ученикам 3­4 классов. В   результате   по   итогам   аттестации   за   первое   полугодие   2016/2017 учебного года успеваемость в классе, который занимался по методу ПФС, по предмету   физическая   культура   выросла   на   22%,   посещаемость   уроков увеличилась на 18%, заинтересованность в занятиях (мотивация) по результатам опроса увеличилась на 56% и развитие физических качеств учащихся ­ на 15% по сравнению с прошлым годом. Следовательно,   применение   метода   сопряженного   психофизического развития эффективно и целесообразно. И есть основания рекомендовать его для повсеместного применения.  Литература:  1. Лопуга   Е.   В.   Сопряженное   психофизическое   развитие   школьников   средствами физической культуры// Барнаул, 2009. 2. Подсвирова   С.П.   Формирование   универсальных   учебных   действий   средствами физической культуры. // Современные научные исследования и инновации. – Май, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/131. 3. Родионов А.В. Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках   физической   культуры.   //Спорт   в   школе.   2005   г.   [Электронный   ресурс]. URL:http://www.mossport.ru/doc/ca2f8d1a­71c7­4fe4­ad3b­3f991568828c. 4. Психология физического воспитания и спорта // под ред. А.В.Родионова. – М., 2004. 5. Самоукина   С.В..   Игры   в   школе   и   дома//Психотехнические   упражнения   и коррекционные программы. – М: Новая школа, 1995.

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)

Статья по физической культуре на тему "ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА СОПРЯЖЕННОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" (10-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2017