Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".
Оценка 4.6

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
физическая культура
1 кл—3 кл
27.03.2017
Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств. Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы. Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой русских народных игр. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Все эти игры прекрасно вписываются в программу начальных классов по физической культуре.Работа представляет описание подвижных русских народных игр, которые можно использовать в начальных классах.
статья.docx
Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах.                                                                                            Сергей Геннадьевич Суслов                                                                                            Учитель физической культуры                                                                                             МОУ « Лицей № 1» г. Волжский                                                                                             Волгоградской области.              В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.   Учащиеся   младших   классов,   преемственно   развиваясь   с   большим   удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная   от   народных   игр,   заканчивая   спортивными   ­   баскетбол,   футбол,   хоккей,   настольный теннис, бадминтон и т. д        Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных   физиологических   систем   организма   (нервной,   сердечно­сосудистой,   дыхательной), улучшению   физического   развития,   физической   подготовленности   детей,   воспитанию положительных   морально­волевых   качеств.   Очень   ценно,   что   занятия   играми   способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом   и   зимой   на   открытом   воздухе,   что   является   эффективным   средством   закаливания организма ребенка.          Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд   препятствий,   стремятся   достигнуть   определенной,   заранее   поставленной   цели.   Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и   личность,   в   то   же   время   способствуя   решению   важнейших   специальных   задач   физического воспитания, например, развитию скоростно­силовых качеств.          Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий   укрепляет   силу   воли,   воспитывает   выдержку,   решительность,   настойчивость   в достижении цели, веру в свои силы. Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой русских народных игр. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры   для   взрослых   с   народными   песнями,   прибаутками,   плясками.   Игры   издавна   служили средством   самопознания,   здесь   проявляли   свои   лучшие   качества:   доброту,   благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.  Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки ­ догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.  Какие   же   из   ловилок   ­   догонялок,   кроме   банальных   «салочек»   и   «пятнашек»   были популярны   на   Руси?   Часто   это   были   те,   что   сопровождались   присловьями,   прибаутками, напевками, речёвками. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой­то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души?   И   потому   веками   сохраняются   игры,   которые   увлекают   каждое   новое   поколение. Вспомним их?  Горелки. Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и  образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:  Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо ­ Птички летят. Колокольчики звенят! Раз, два, три ­ беги!!! В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один ­ слева, другой ­ справа), а водящий пытается поймать кого­то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.  Если  это  получается,   то  вместе  с   пойманным  игроком   водящий  встает   в  первую  пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.                                                                Мороз ­ Красный нос. По   краям   игровой   площадки   очерчиваются   границы   двух   «домов».   В   одном   из   них собираются игроки.  Водящий, т.е. Мороз ­ Красный нос, встает посреди площадки и говорит:  Я Мороз ­ Красный нос, Всех морожу без разбора. Разберусь со всеми скоро, Кто сейчас решится В дальний путь пуститься!  Играющие  в ответ скандируют:  Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз!  И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза. Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в равновесии, пока  Малечина – калечина. произносят слова: "Малечина­калечина" сколько часов до вечера? Раз, два ...десять.  Золотые ворота Пара  игроков  встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки ­ это ворота. Остальные  игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки­ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй ­ запрещается. А на третий раз Не пропустим вас!  С   этими   словами   руки   опускаются,   ворота   захлопываются.   Те,   которые   оказались пойманными,   становятся   дополнительными   воротами.   "Ворота"   побеждают,   если   им   удалось поймать всех игроков.  Игра "Поводырь". Это   больше   чем   просто   игра.   Это   знакомство   душ,   когда   не   отвлекают   такие   факторы   как внешний вид и взгляд.  Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое­то время по сигналу ведущего хлопок или свист девушки начинают разбирать парней ­ любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень все это время идет с закрытыми глазами. Желательно   чтобы   количество   девушек   и   парней   совпадало,   чтобы   никто   не   остался   стоять одиноко во внутреннем круге.  По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут   хороводом   дальше.   Так   повторяется   три   раза.   Когда   после   третьего   раза   парней   снова поставят   во   внутренний   круг,   ведущий   подает   сигнал   ­   "Можно   открыть   глаза".   Начинается подележка. Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трех девушек им понравился, кого они   хотели   бы   увидеть.   Девушки   обычно   с   радостью   признаются   и   показываются. Далее   во   внутренний   круг   с   закрытыми   глазами   встают   девушки,   а   парни   во   внешнем   и   все повторяется. Гуси. По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки ­ «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»: ­ Гуси, гуси! ­ Га­га­га! ­ Есть хотите? ­ Да­да­да! ­ Так летите же домой! ­ Нам нельзя: Серый волк под горой Не пускает нас домой! ­ Ну, летите, как хотите, Только крылья берегите!  «Гуси»,   взмахивая   крыльями,   пытаются   переправиться   в   другой   дом,   а   «волк   их   ловит». Пойманный игрок становится «волком».  Яша. Эта игра ­ самая что ни на есть старинная (на что указывает академик Б.А.Рыбаков, а также упоминает и В.Я.Пропп).  Водящий ­ Яша (т.е. Ящер ­ хозяин подводного и подземного мира, одна из ипостасей Велеса) сидит   в   центре   круга,   образованного   остальными   участниками   игры.   Взявшись   за   руки,   они движутся в хороводе, припевая:  Сидит­сидит Яша Под ореховым кустом. Грызет­грызет Яша Орешки каленые, Милому дареные...  После этого происходит диалог:  ­ Чего Яша хочет? ­ Жениться хочу. ­ Бери себе девка, Которую хочешь.  Участники хоровода разбегаются врассыпную, а «Яша» ловит кого­нибудь: если поймает девицу, то целует ее, если парня ­ тот становится водящим.                                                            У медведя во бору. Выбирают одного «медведем». Очерчивают два круга. Одно место для «медведя», другой ­ дом для остальных участников. Все выходят из дома со словами:  У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит.  На последнем слове  «медведь»  с рычанием  выбегает  из  берлоги,  а остальные бегут в «дом». Пойманный становится «медведем». Мышеловка. Все становятся в круг, взявшись за руки ­ это мышеловка. Один или двое ­ «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами: Ах, как мыши надоели, Все погрызли, всё поели! Берегитесь же, плутовки, Доберёмся мы до вас! Вот захлопнем мышеловку И поймаем сразу вас!  Во   время   произнесения   текста   "мыши"   вбегают   и   выбегают   из   круга.   С   последним   словом "мышеловка захлопывается" ­ опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".            "Салки" ("Пятнашки", "Ловитки", "Ловишки", "Ляпки", "Лепки", "Клецки", "Сало" и др.)  Эта   игра   имеет   разные   названия   и   правила,   но   основное   содержание   сохраняется:   один   или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями. Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми всех возрастов, молодежью и взрослыми. Количество участников ­ от 3 до 40 человек. Игра не требует руководителей, судей.  По  жребию  или  по считалке  выбирают  одного водящего  ­ "салку".  Условно  устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: "Я ­ салка!"   ­   и   начинает   ловить   играющих   в   установленных   пределах   площадки.   Кого   догонит   и осалит (дотронется), тот становится "салкой" и объявляет, подняв руку вверх: "Я ­ салка!" Он начинает ловить играющих, а бывший "салка" убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.                Теоретически обоснованно, что подвижные игры на уроках физкультуры благоприятно влияют на развитие детей. Рассмотрим, что показывает моя работа в этой области. В связи со   сложностью   подведения   итогов   буду   придерживаться   принятой   методики   оценки результатов по физической культуре: учитываем достижения детей в беге на короткую дистанцию, прыжках в длину с места, подтягивание у мальчиков и отжимание у девочек. Причем, здесь мы не приводим достаточно громоздкие, имеющиеся в моем распоряжении статистические данные, а кратко их описываем.        Оценивать результативность можно по разным параметрам. Первая форма оценки – по нормативам. Сравнение результатов показывает, что в беге на 30   метров   уменьшается   количество   детей,   выполняющих   норматив   на   “5”   (высокий уровень), и возрастает количество детей, не укладывающихся в норматив (низкий уровень). Но вместе с тем увеличилось число детей, справившихся с нормативом на “3”­“4” (средний уровень). На результативность влияет то, что навыки бега на короткую дистанцию можно совершенствовать   только   на   улице   (весна,   осень),   условия   зала   не   позволяют совершенствовать навыки спринтерского бега. Если мы обратимся к подвижным играм, то играя, дети совершенствуют больше всего навыки стайерского бега, воспитывается такое основное качество, как выносливость. В прыжках с места нет изменения результатов по высокому уровню, возрастает средний уровень   и   происходит   незначительное   падение   в   низком   уровне,   что   говорит   о   росте физической подготовленности в этом виде физических упражнений.         Сравнивая результаты по подтягиванию у мальчиков и отжиманию у девочек видим, что теряя результат в высоком уровне, идет увеличение результативности в среднем уровне и уменьшение количества детей, не справляющихся с нормативом. Но сравнение результатов по такой форме оценки не всегда бывает адекватным, так как приходится сравнивать развитие детей, опираясь на жесткие рамки нормативов. Вторая форма  оценки  результатов  развития  детей  – сравнение  с самим  собой.  Ученик может не укладываться в норматив ни во втором, ни в третьем классе, но сравнивая его результаты между собой, можно заметить, какое развитие произошло за год. Сравнение результатов   показывает,   что   большинство   детей   улучшили   свои   показатели   по   всем нормативам, у некоторых учащихся по отдельным видам не произошло ни улучшения, ни ухудшения результатов, но есть и группа учащихся, у которых по некоторым нормативам произошло   падение   результата.   Обычно   к   такой   группе   учащихся   относятся   часто болеющие дети.        Если физическое развитие детей можно отследить через нормативы, то качественную оценку нравственных и психологических аспектов развития детей количественно получить невозможно. Каким способом можно измерить воспитанность учащихся, их нравственное развитие? Каким инструментом измерить их честность? Мы попытались это сделать через анкетирование детей во втором классе (анкета “Моё отношение к уроку…”), и проведя сочинение “Больше всего мне нравится урок…” в третьем классе. Результаты получились очень интересными. Большинство детей выбрало любимым уроком урок физкультуры. Что нравится детям в этом уроке? Вот выдержки из некоторых сочинений: “Мне нравится урок физкультуры за то, что мы много бегаем и играем. А ещё я люблю этот урок, потому что на нём мы путешествуем в страну сказок, где есть медведь, совушка, хитрая лиса и другие жители леса”; “Я люблю урок физкультуры, потому что на нём я себя чувствую русским богатырём, таким, как Никита Добрынин. Он всегда защищает слабых. Когда я вырасту, я тоже буду таким”; “Мне очень нравится урок физкультуры. Я узнала много новых игр, и теперь играю в них со своими друзьями во дворе. Я люблю, когда на уроке можно не только серьёзно учиться, но и поиграть”.                        Итак, на основе фактов мы склонны заключить, что русские народные игры являются   эффективным   средством   разностороннего   развития,   где   оздоровительные, воспитательные   и   образовательные   задачи   решаются   в   комплексе   и   направлены   на воспитание гармонично развитой личности.

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".

Статья по физической культуре на тему "Использование русских народных игр на уроках физкультуры в младших классах".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017