Статья по физической культуре "Подвижные игры как средство формирования универсальных учебных действий" (1-4 класс)
Оценка 4.7
Лекции
docx
физическая культура
1 кл—4 кл
02.04.2018
Статья отражает взгляд автора на современные подходы к формированию универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах посредством подвижных игр, как в рамках уроков физической культуры, так и во внеурочных занятиях. Подвижные игры сочетают в себе умственные, физические и эмоциональные нагрузки, играют важную роль в нравственном воспитании детей, их характера и воли, обеспечивают необходимый уровень коммуникации.
Подвижные игры.docx
Подвижные игры как средство формирования
универсальных учебных действий
Студентка первого курса О.И. Шалимова
Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет
(ПГГПУ), Пермь
Информация для связи с автором: Shalimova
Аннотация
В статье рассмотрен подход к формированию универсальных учебных
действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных
@ mail
. ru
.72
сферах посредством подвижных игр, как в рамках уроков физической
культуры, так и во внеурочных занятиях.
Ключевые слова: подвижные игры, начальные классы, физическая культура,
универсальные учебные действия. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: современная педагогика придаёт большое значение
формированию универсальных учебных компетенций. Подвижные и
спортивные игры способствуют их развитию в полном объёме, наряду с
решением другой актуальной проблемы нашего времени: низким уровнем
физической активности младших школьников.
Подвижные игры сочетают в себе умственные, физические и эмоциональные
нагрузки, играют важную роль в нравственном воспитании детей, их
характера и воли, обеспечивают необходимый уровень коммуникации.
Игра составляет неотъемлемую часть жизни человека, занимает его,
воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении позитивных
эмоций, даёт приятную физическую нагрузку.
Детям, прежде всего, интересен сам процесс действий, постоянно
меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить
выход из неожиданных положений, намечать цель, проявлять ловкость и
быстроту, выносливость и силу [2, c.3]. В процессе игры у детей
формируется умение взаимодействовать, брать на себя ответственность,
адекватно реагировать на победу и поражение, учитывать ошибки и
просчёты в следующей игре. Всё это способствует развитию личности
ребёнка.
Мы можем проследить формирование универсальных учебных действий на
всех этапах урока физкультуры, в том числе и во время проведения
подвижных и спортивных игр.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают
социальную компетентность младших школьников: им приходится сотрудничать с партнёрами по игре, учитывать их мнение, участвовать в
коллективном обсуждении тактики игры, уметь слушать и вступать в
диалог, просчитывать действия соперников, конструктивно решать
возникающие конфликты, строить взаимодействие со сверстниками и
взрослыми. Дети учатся принимать на себя какието определенные игрой
роли, соблюдать правила, пользоваться условными знаками и символами,
характерными для этой игры.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно
смысловую ориентацию учащихся: умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения. В игре как нельзя лучше
проявляются качества человека, как положительные, так и отрицательные.
Сфокусировать детей на положительных аспектах, дать оценку негативным
проявлениям, не переходя на личности, – задача учителя. «Не обижай
слабых!», «Помоги тем, кто нуждается в твоей помощи!», «Не жадничай!»,
«Не предавай!», «Не хвастайся!», «Не завидуй» это далеко не все
моральные принципы, на которые ориентирует детей игра. У школьников
есть возможность скорректировать своё поведение согласно этим нормам
сначала в игре, а потом, возможно, и в жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию
учащимся своей учебной деятельности: целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция и оценивание. Все эти аспекты в
процессе игры не выделяются явно, особенно если играют ребята не на
уроке, а самостоятельно – на перемене, на площадке, в семейном кругу. Но
при этом цель игры всегда известна: победить соперника, проявить свои
лучшие стороны, дать выход накопившейся энергии, получить заряд
бодрости и хорошего настроения. На уроке совместно с детьми можно определить и другие цели: развивать двигательные навыки, координацию
движений, способствовать развитию силы, быстроты, ловкости и т.д.
Планировать свои действия, прогнозировать и контролировать результат
этих действий, вносить, если надо, коррективы, оценивать себя и своих
товарищей – всему школьник может научиться в процессе игры под
руководством учителя. И если для младших школьников достаточно
освоить это на элементарном уровне, то старшеклассникам для
результативной игры в командных спортивных состязаниях необходимо
владеть этими регулятивными умениями в полном объёме.
Ещё одним аспектом регулятивных УУД является процесс саморегуляции,
как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому
усилию. Преодолеть себя, свою инертность и пассивность, через «не могу»
и «не хочу», выложиться в игре ради своей команды – вот что приносит
чувство удовлетворения и радости игрокам. А учителю важно видеть такие
моменты преодоления и не оставлять их без внимания окружающих,
создавая ситуацию успеха.
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные,
логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что
она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно
реагировать на действия соперника и партнёра. Учёные находят, что игра
развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку
приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну,
наиболее, по его мнению, целесообразную, причём, в ограниченное время [1,
с.7].
Подвижных игр много, они разнообразны, включают в себя народные,
сюжетные, игрызабавы, благодаря этому они способствуют расширению
кругозора учащихся, усвоению новых понятий и терминов, знакомят с
национальными традициями народов России и мира [3, с.12]. Подвижные игры способствуют усвоению предметных результатов курса
«Физическая культура»: владению различными физическими навыками,
применению их в игровой и соревновательной деятельности, базовыми
умениями организации игр, представлению о значении физических нагрузок
в укреплении здоровья и профилактике вредных привычек.
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ответственным,
работником,
коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и
быть творческим,
самостоятельным,
коллектива.
Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя
компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и
физической культуре, что является одним из личностных и социальных
смыслов образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. – М.: Знание, 1987. – 96 с.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего
образования.
3. Таран А.А. Шире использовать народные игры // Физическая культура в
школе: научнометодический журнал. – 2002. № 4
REFERENCES
1. Korotkov I. M. Outdoor games in the yard. – M.: Knowledge, 1987. – 96 p
2. Approximate basic educational program primary education.
3. Taran A. A. Wider use of the national game // Physical culture at school:
scientificmethodical journal. – 2002. No. 4
Статья по физической культуре "Подвижные игры как средство формирования универсальных учебных действий" (1-4 класс)
Статья по физической культуре "Подвижные игры как средство формирования универсальных учебных действий" (1-4 класс)
Статья по физической культуре "Подвижные игры как средство формирования универсальных учебных действий" (1-4 класс)
Статья по физической культуре "Подвижные игры как средство формирования универсальных учебных действий" (1-4 класс)
Статья по физической культуре "Подвижные игры как средство формирования универсальных учебных действий" (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.