ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Ирина Семушкина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Статья по краеведению
Просмотр файла:

Статья по краеведению.docx - Статья по краеведению


Все файлы публикации > Статья по краеведению.docx
Статья по краеведению

Работа по литературному краеведению
как одно из условий формирования гражданской позиции личности.

Академик Д.С. Лихачёв, один из великих русских патриотов, писал:
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи ­ задача
первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать
эту любовь? Она начинается с малого ­ с любви к своей семье, к своему жилищу, к
своей школе». Во всех нужных и важных документах последних лет, касающихся
образования, те же самые мысли, только облечены они в форму законов, указов.
Например, в "Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности
гражданина России" сказано, что одной из ступеней «развития гражданина России –
это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно­
исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района,
области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и
социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия,
как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и
род», «мой дом». [ 1] Как же школе осуществлять социальный заказ?
В статьях и брошюрах, излагающих различные решения данного вопроса, легко
потеряться. Для многих педагогов одним из условий работы по формированию
гражданской позиции личности является воспитание патриотизма, привитие
интереса к краеведению, изучению особенностей истории, географии, культуры
своей малой родины. От интереса, восхищения ­ к любви. «В педагогической
литературе и школьной практике краеведение нередко делят на три направления
(организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное
(занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ в школах) и
внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного
образования».[2] Думаю, что один из вариантов решения проблемы в период
перехода на новые ФГОС ООО – организация краеведческой и литературно­
краеведческой работы на занятиях внеурочной деятельности.
Осознание себя как гражданина государства, понимание слов «Отечество»,
«малая родина» начинается у каждого человека по ­ своему. Обращусь к
собственному опыту.
У меня это началось с книги. Небольшая детская книжечка «Золотые стрелы» с
автографом, подаренная автором, Л.М.Яковлевой, на одном из праздников в Доме
пионеров, перевернула моё сознание: оказывается, писать хорошие книги могут
обыкновенные люди, мои земляки, а не только В.Крапивин, М.Пришвин,
К.Паустовский и другие кумиры нашего детства. Это было настоящее открытие! На
город, знакомый, понятный, привычный, я посмотрела с другой стороны. И та же
Воинская площадка, описанная в повести, стала гораздо более значимой. Помню, как
изумилась, читая книгу М.Черненка «Кухтеринские бриллианты» и обнаружив там
упоминание о Тайге и колчаковском кладе. Открытием позже стал В.А.Чивилихин и
его роман­эссе «Память», в котором причудливо переплетаются размышления об
авторе «Слова о полку Игореве», история декабристского восстания и воспоминания
о Тайге. И томич историк­публицист В.Привалихин, и кемеровчанин поэт А.Катков
касались в своём творчестве тем, связанных с нашим городом. Тайгинцам есть чем
гордиться, есть что рассказать о литературной жизни города.

Статья по краеведению

Сейчас я учитель. Работаю в своей родной школе и использую все возможности,
чтобы помочь детям как можно раньше сделать как можно больше открытий. Надо
отметить, что литературное краеведение неизменно привлекает ребят разных
возрастов. Этому способствует сложившаяся в городе система работы. Надо отдать
должное нашей Центральной библиотечной системе,
которая не только
пропагандирует творчество писателей­земляков, но и поддерживает таланты.
Именно библиотека выступает инициатором творческих встреч, выпуска городского
альманаха «Тайгинские зори» и многих других славных дел.
Наша знаменитая землячка Л.М.Яковлева, член Союза писателей России, очень
много работает с молодёжью. Она строгий, требовательный член жюри конкурсов
чтецов и юных литераторов, она отзывчивый автор, спешащий на встречу с
читателями, она может дать мастер­класс, наконец, она отличный редактор
замечательного альманаха, где любовно, с безукоризненным вкусом подобран
материал о любимом городе, о родном Кузбассе, стихи, художественная проза и
публицистика.
Обобщая опыт работы с обучающимися по литературному краеведению, можно
выделить три основных направления деятельности.
Первое направление ­ это непосредственное общение с поэтами и писателями.
Мастер­классы, читательские конференции, презентации новых книг всегда вызывают
интерес читателей. Перед встречей как коллективное творческое дело
разрабатывается сценарий, готовятся инсценировки, проводятся конкурс отзывов о
произведении, конкурс на лучший вопрос писателю, очное и заочное
интервьюирование.
Второе направление ­ изучение творчества наших земляков. Можно использовать
такие формы деятельности, как экскурсии в литературные музеи, работу с текстами
произведений на уроках и во внеурочной деятельности. Многие школьники сейчас
серьёзно увлечены исследовательской работой. В нашей школе разработано
несколько тем по литературному краеведению: «Имена на литературной карте
Кузбасса», «Тема родного города в произведениях тайгинских поэтов и писателей»,
«Образ города в стихах и прозе Л.М.Яковлевой», «Роль имён собственных в романе –
эссе В.А.Чивилихина «Память», «Культурологический анализ поэмы В.Д.Фёдорова
«Женитьба Дон­Жуана».
Третьим направлением является творческая работа с обучающимися. Развитию
артистической одарённости способствует инсценирование отрывков из произведений
местных авторов, организация конкурсов чтецов, для детей «с лица необщим
выраженьем» можно проводить конкурсы юных поэтов, писателей, публицистов.
Творческая интеллигенция, местные авторы помогают детям сделать первые шаги в
создании собственных произведений. Удачные пробы пера печатаются в школьном
альманахе, публикуются в городском сборнике «Тайгинские зори», в 2004 году
работы двух ребят были помещены областном литературном журнале «Огни
Кузбасса».
Вновь обращусь к опыту. Очень полезны для школьников встречи с людьми,
которые нашли своё призвание, добились успеха в жизни, показывая пример
трудолюбия и целеустремлённости.

Статья по краеведению

Долгим и непростым был путь к признанию тайгинской писательницы
Л.М.Яковлевой. Первая её книга для детей «Золотые стрелы» вышла в 1974 году,
вторая ­ для взрослых ­ «Быть любимой» появилась в 2004 году при поддержке
Губернатора области А.Г.Тулеева. У книги счастливая судьба, она принесла автору
престижную литературную премию Кузбасса имени А.Волошина. Все премиальные
деньги были потрачены на издание новых произведений, и теперь член Союза
писателей России Л.М.Яковлева является автором 14 книг. Под её редакцией вышли
в свет 7 номеров городского альманаха «Тайгинские зори».
Встречи с писательницей были спланированы как занятия литературно­
краеведческого кружка, рассчитанного на три года, с 5 по 7 класс.
Первая встреча ­ знакомство со сказкой «Про бабу Ядвигу», очень
понравившейся пятиклассникам, которые иллюстрировали сказку, инсценировали
отрывок из неё, писали отзыв на произведение. Ко Дню Победы на следующий год
была прочитана автобиографическая книга о войне «Золотые стрелы», героями
которой являются мама и маленькие дети, девочка Люда и мальчик Женя, большие
умницы, умеющие и любить, и ненавидеть. Отзывы на повесть свидетельствовали о
том, что современным школьникам понятны проблемы, поставленные
в
произведении. Через год ребята ­ семиклассники работали с повестью «Дом на
Озёрной», своеобразным продолжением
произведения «Золотые стрелы».
Повзрослевшие читатели во время встречи говорили о любви, о семье, верности и
неверности в браке. Разрешить трудные вопросы помогал автор. Беседа часто
выходила за рамки читательской конференции, так как Л.М.Яковлева ­ необычайно
интересный собеседник. Встречи расширили кругозор учащихся, способствовали их
адаптации в мире взрослых. В день юбилея дети с удовольствием поздравили
писательницу и пожелали творческих успехов.
Ещё одна интересная форма работы – выпуск альманаха. Школьный

литературно­публицистический альманах издаётся с 2004 года, его номера
выпускались к юбилеям школы, города, 60­летию Победы. Литературно­
краеведческий альманах, выпущённый в 2013 году, был посвящён 80­летию со дня
рождения нашего земляка В.А.Чивилихина. В редакционную коллегию вошли
старшеклассники ­ учащиеся 10­11 класса. Был объявлен конкурс рисунков,
сочинений, творческих и исследовательских работ, посвящённых юбилею писателя.
Лучшие из выполненных работ вошли в сборник. Презентация альманаха состоялась
во время городских Чивилихинских чтений.

Отрадно отметить, что юноши и девушки, познакомившись с повестью
«Серебряные рельсы», романом­эссе «Память», заинтересовались творческой
судьбой нашего земляка, откликнулся краеведческий отдел городской библиотеки,
предоставив материалы, а также родители учащихся помогли собрать воспоминания
о знаменитом земляке и оформить издание.
С исследовательских работ по творчеству писателя В.А.Чивилихина и поэта
В.Д.Фёдорова начался путь в большое литературоведение нашей выпускницы
Белоусовой Анастасии, сейчас студентки филологического факультета ТГУ.
Хочется верить, что нынешние школьники, став взрослыми, так же не потеряют
связи с родной землёй, как наша землячка Л.М.Яковлева, посвятившая Тайге
множество произведений, создавшая гимн города, как москвич В.А.Чивилихин,

Статья по краеведению

написавший замечательные строки: «Числю Тайгу своей Родиной, и память о ней,
как родниковая вода, долгие годы, обретая чистоту, невидимо текла и неслышно
переплёскивалась тёмными гротами, пока не проточила себе выход». [4 ]
Семушкина И.В.,учитель русского языка и литературы,г.Тайга,Кемеровской
области
Литература

1. Данилюк А., Кондаков А., Тишков В.Концепция духовно­нравственного
развития и воспитания личности гражданина России[Электронный ресурс]
http://www.pandia.ru/text/77/216/5702­2.php
2. Несвежева Н.В.Познавательная активность как основа краеведческой
исследовательской и проектной деятельности школьников. [Электронный
ресурс]http://xreferat.ru/71/2579­1­formy­vneklassnoiy­raboty­po­literaturnomu­
kraevedeniyu.html
3.Формы внеклассной работы по литературному краеведению [Электронный
ресурс] http://portal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ID=1890
4.Чивилихин В.А.Память [Электронный
ресурс]http://razym.ru/literarura/isromani/214877­chivilihin­va­pamyat­
roman.html
5.Экология культуры[Электронный ресурс] http://www.e­
reading.club/chapter.php/94156/33/Lihachev_­_Zemlya_Rodnaya.html

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл