Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"
Оценка 5

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Оценка 5
Научные работы +1
doc
математика
Взрослым
28.07.2018
Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"
В статье представлена актуальность использования АМО на уроках математики, определение метода обучения, активных методов обучения. Далее приемы работы с АМО для формирования познавательных УУД. Рассмотрены несколько приемов: 1. Приёмы работы с тестами 2. Приемы работы с динамическими экранными материалами 3. Игровой прием. 4. Вербальные приемы обученияРаботу выполнила студента 4 курса СГПИ филиала ПГНИУ Вагина Вероника Витальевна
Вагина В.В. - статья.doc
УДК 372.851 Вагина В.В., ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Соликамск Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных универсальных учебных действий (на материале математики) Современная   система   образования   ставит   перед   учителями   задачу   не только   научить   конкретным   знаниям   по   определенному   предмету,   но   и сформировать универсальные учебные действия. Формировать УУД необходимо на всех без исключения предметах, но познавательные универсальные учебные действия лучше всего развиваются на уроках математики. А.Г. Асмолов [1] в своем пособии для учителя познавательное развитие видит   в   формировании   у   обучающихся   научной   картины   мира,   в   развитии способностей управлять своей когнитивной и интеллектуальной деятельностью, в   овладении   методами   и   способами   познания,   в   развитии   символического, творческого, логического мышления, произвольной памяти и рефлексии. С   развитием   научно­технического   процесса   учителям   становится   все сложнее   вовлекать   обучающихся   в   процесс   обучения.   Традиционные   методы обучения, которые используют уже долгое время, не подходят для современного общества.   В   настоящее   время   возникает   необходимость   использовать   другие методы обучения, в том числе и активные. Е.В. Борисова [2] отмечает, что под методом обучения подразумевается основной   вид   деятельности   преподавателя   и   обучающегося,   который обеспечивает   формирование   знаний,   умений   и   навыков,   обязательных   для решения   учебно­воспитательных   задач.   Кроме   того,   методист   подразделяет методы обучения на три основные группы: пассивные методы, интерактивные методы и активные методы обучения. Более подробно остановимся на активных методах обучения. В своем труде В.В. Чечет [6] под активными методами обучения (АМО) понимает определенный способ организации взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающий развитие мышления обучающегося за счет использования таких средств, как полилоговые и диалоговые формы организации процесса обучения, регулярное включение в учебный процесс творческой деятельности, проблемных ситуаций   социального   и   личностного   характера,   направленные   на   развитие самостоятельности и активности обучающихся. Чарльз К. Бонвелл [7] говорит, что необходимо чаще применять АМО в образовательном   процессе,   потому   что   в   обучении   ученик   должен   являться главным деятелем. Дети активнее узнают то, что их волнует, и лучше запоминают то, что понимают. Обучающиеся не должны слепо слушать учителя и выполнять все по плану, они должны изученный материал пропустить через себя, применить его в жизни, и только тогда обучение будет действительно эффективным Для достижения данных целей учителю в своей деятельности необходимо использовать различные приемы работы. Е.Д. Панова [5] приводит следующие их виды: работы с текстовыми источниками информации; работы с тестами; работы с картографическими и со статическими материалами; работы с динамическими экранными   материалами;   вербальные   и   игровые   приёмы   обучения.   К определенному виду активного метода обучения можно применить конкретные вышеперечисленные приемы. Далее будут рассмотрены некоторые из них. Приёмы   работы   с   тестами   можно   использовать   с   такими   активными методами   обучения,   как:   педагогические   игровые   упражнения,   олимпиады   и практические занятия. К педагогическим игровым упражнениям, по мнению Е.В. Зарукиной   [4],   можно   отнести   кроссворды.   Учитель   математики   может предложить детям, как самим составить кроссворд по определённой теме, так и решить готовый. Например, ответом на вопрос либо задание в кроссворде может быть   как   определенное   слово,   так   и   число.   Олимпиады   по   математике выступают в качестве развивающих тестов, с помощью которых обучающиеся смогут формулировать проблему и самостоятельно находить способы решения этих проблем творческого и поискового характера. И последнее, практические занятия  по  математике  также  могут  проводиться  в тестовой  форме  как   для изучения  нового  материала, так  и  для  повторения  и закрепления   изученного материала. При таких видах работы у обучающихся формируются следующие познавательные УУД: применять методы информационного поиска с помощью современных   технологий;  передавать   нужную   информацию   так,   как   этого требует   определенный   вид   деятельности;   выбирать   наиболее   эффективные способы решения задач в определенных условиях; контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности. Используя   такие   АМО,   как   презентацию,   индивидуальный   тренаж   и игровые   занятия   на   машинных   моделях,   применяются   приемы   работы   с динамическими экранными материалами. Например, презентация будет весьма кстати при изучении в 10­11 классах сечений объемных геометрических фигур. Её можно применять для того, чтобы «наглядно показать, как строится сечение, какие бывают сечения, какие существуют методы построения сечений. Такой подход   позволит   школьникам   сконцентрировать   внимание   на   особо   важных моментах изучаемой темы» [3, с. 13]. Также презентацию можно использовать для того, чтобы «наглядно показывать способ решения задачи. Известно, что при решении задач стереометрии возникает проблема погрешности при изображении геометрических фигур и их сечений. Презентация позволит продемонстрировать хороший   образец   чертежа   и   поэтапное   рассуждение   доказательств   теорем   и пошаговое   построение   сечений   объемных   геометрических   фигур»   [3,   с.   13]. Игровые занятия на машинных моделях являются одним из видов АМО, так как ученики взаимодействуют не только с компьютером, но и друг с другом по сети. Кроме того, с использованием компьютерных моделей существует возможность выстраивать   материал   различной   степени   сложности.   Последний индивидуальный   тренаж   также   проводится   с   помощью   персональных компьютеров.   Такие   тренажеры   не   просто   направлены   на   отработку определённого умения, но и на теоретическое повторение материала. Данные занятия заинтересуют обучающихся, и они будут активно включены в учебный процесс.   Применяя   вышеперечисленные   АМО,   у   обучающихся   будут развиваться следующие познавательные УУД: приемы аналитико­синтетической деятельности:   выделение   общего   и   отличного,   известного   и   неизвестного, существенного и несущественного; составление нового объекта из отдельных его элементов, и наоборот, расчленение целого объекта на составные части; умение находить   ошибку   и   объяснять   её   причину,   искать   и   выделять   необходимую информацию, пространственно­графическую и наоборот.   преобразовывать   объект   из   чувственной   формы   в Следующие приемы, которые можно использовать с АМО, — игровые. К данным приемам можно отнести несколько видов активных методов обучения. 1. Разыгрывание ролей. Например, при изучении дробей учитель может сыграть с детьми в игру «Путешествие в страну обыкновенных дробей». Чтобы распределить роли, ученикам необходимо выполнить определенные задания по теме урока. Кроме того, мало распределить роли, нужно позаботиться о том, чтобы   до   конца   поездки   не   закончилось   горючее   и   не   возникли   какие­либо неисправности. Для предотвращения таких ситуаций обучающимся также нужно будет справиться с заданиями. 2. Деловая игра. Например, при изучении процентов в 6 классе можно предложить ученикам поиграть в ролевую игру «Математик­бизнесмен». Задача учеников — выбрать себе какую­то роль, выполнять действия, согласно своей роли, и принимать решения в различных экономических ситуациях. При этом в ходе   игры   обучающимся   нужно   решать   задачи,   связанные   с   процентами, вкладами, кредитами и др. 3. Игровое   проектирование:   схоже   с   предыдущими   методами, отличительная   черта   —   при   игровом   проектировании   обязательно   наличие исследовательской проблемы или задачи, которую необходимо разрешить. 4. Творческая мастерская: идеально подойдет для уроков геометрии при изучении объемных фигур. Детям будет интересно своими руками сделать куб, пирамиду, конус, цилиндр и др. 5. Конкурс (соревнование) схож с творческой мастерской, потому что можно   предложить   детям   устроить   конкурс   на   самую   красивую   объемную фигуру.   Также   можно   поиграть   с   детьми   на   время:   кто   быстрее   решит уравнения, или кто больше знает определений по какой­либо теме. При   таком   виде   работы   обучающиеся   научатся   контролировать   и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности; структурировать свои   знания;   осознанно   и   произвольно   строить   речь   в   устной   и   письменной формах; преобразовывать модели; абстрагироваться от конкретных ситуативных знаний. Перечисленные действия входят в состав познавательных универсальных учебных действий. Вербальные   приемы   обучения   также   можно   использовать   с   активными методами обучения.  1. Проблемный   урок.   Например,   при   изучении   в   7   классе   темы «Неравенство треугольника» учитель ставить проблемную ситуацию: построить с помощью циркуля и линейки треугольники со сторонами: 4 см, 5 см и 6 см: 4 см, 5 см и 8 см; 2 см, 3см и 5 см. Возникает проблема: не удается построить треугольник с последними данными. Тогда учитель задает вопрос, какие условия существования   треугольника.   Опираясь   на   свои   чертежи,   дети   приходят   к выводу, что каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон. 2. Тематическая дискуссия: применяется на уроках математики, когда возникают   спорные   или   неразрешенные   вопросы   и   проблемы.   Тематические дискуссии можно проводить как перед экзаменами ОГЭ и ЕГЭ по математике, так и перед контрольными, чтобы не осталось не пройденного материала. 3. Мозговой   штурм.   Например,   при   изучении   темы   «Система   двух линейных   уравнений   с   двумя   переменными»   в   7   классе   мозговой   штурм применяется,   когда   обучающимся   необходимо   составить   краткую   запись   по текстовой задаче. Здесь ученики предлагают варианты краткой записи к задаче и проверяют его правильность. Также можно предложить обратное задание, когда ученики по краткой записи придумывают сам текст задачи. При такой работе у учеников будет намного больше вариантов, потому что границей является только их фантазия. 4. Научно­практическая   конференция.   Например,   учитель   может предложить   нескольким   ученикам   подготовить   исследование   на   тему «Практическое   применение   математики»,   «Загадочные   графики   функций», «Логарифмическая функция и ее применение в жизни» и др. Кроме   того,   активные   методы   обучения   можно   и   нужно   применять   на каждом этапе урока для формирования познавательных универсальных учебных действий.  Таким   образом,   сочетание   лекционного   изложения   с   самостоятельной учебной   деятельностью   обучающихся   позволит   сформировать   у   них познавательные   УУД:   умение   самостоятельно   выделять   и   формулировать когнитивную   цель   деятельности;   умение   анализировать   рассматриваемые объекты   с   целью   выявления   существенных   и   несущественных   признаков; синтезировать,   составлять   целое   из   частей,   самостоятельно   достраивать, восполнять   недостающие   компоненты;   самостоятельно   выбирать   основания   и критерии   для   сравнения,   классификации   и   группировки   объектов;   выделять следствия,   устанавливать   причинно­следственные   связи;   строить   логические цепи рассуждений и доказательств; выдвигать гипотезы и аргументировано их обосновывать. Список использованной литературы: 1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:   от  действия  к   мысли.  Система  заданий:  пособие   для   учителя  / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с. 2. Борисова   Е.В.   Программа   вебинара   «Активные   методы   обучения   как способ  повышения эффективности  образовательного процесса»  [Электронный ресурс]   //   Инфоурок.   Единый   каталог   образовательных   услуг. https://infourok.ru/materiali­k­vebinaru­aktivnie­metodi­obucheniya­973532.html  URL (дата обращения: 28.11.2017). 3. Вагина В.В. Использование презентации для формирования познавательных универсальных учебных действий (на материале математики) // Приднепровский научный вестник, № 11, 2017. С. 12 – 15. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и 4. применению:   учеб.­метод.   пособие   /   Е.   В.   Зарукина,   Н.   А.   Логинова,   М.   М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с. 5. Панова Е.Д. Методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся  [Электронный   ресурс]   //   Средняя   общеобразовательная   школа  URL  http://www.bratsk­school32.ru/index.php/fgos/156­metody­i­prijomy­ №32. organizatsii­ (дата обращения: 04.12.2017). 6. Чечет   В.В.   Активные   методы   обучения   в   педагогическом   образовании: учеб.­метод. пособие / В.В. Чечет, С.Н. Захарова. – Минск: БГУ, 2015. – 127 с. 7. Charles C. Bonwell. Active Learning: Creating Excitement in the Classroom [Electronic   resource]   //   Active   Learning   Workshops.   URL   www.active­learning­ site.com (date of the application: 28.11.2017). © В.В.Вагина, 2018

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы использования активных методов обучения как средства формирования познавательных УУД"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2018
Посмотрите также: