Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс
Оценка 4.6

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
МХК +1
10 кл
08.01.2019
Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс
Работа представляет собой публицистический формат научно-исследовательской работы «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации». Современный школьник получает разностороннее образование. Точные науки дают представление о картине мира. История, литература, искусство развивают культурный уровень. Телевидение, Интернет, сотовая связь расширяют границы миры до бесконечности. Но как часто современный педагог видит, чувствует, слышит, что ученики не понимают его... Языковая культура подверглась воздействию научно-технического прогресса. Язык многих стран стал грубее и примитивнее. Средства связи неуклонно уничтожают локальность речи. Ученые утверждают, что рождается новый, расфасованный язык... Так ли это? Что составляет, развивает современный язык в глобальном информационном мире ? Мы искали ответы на эти вопросы, двигаясь по исследовательскому маршруту, предполагая, что современные языковые знаковые системы в Средствах массовых коммуникаций являются проявлением массовой культуры и требуют к себе критического отношения, то есть своеобразного фильтра, в роли которого могут выступать знания о развитии и значении языка в культуре и повседневной жизни человека.
Статья майбах.doc
0 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОРИЛЬСК «ГИМНАЗИЯ №7» _________________________________________________________ *663300, Красноярский край, г. Норильск, район Центральный тел./факс (приемная): (3919)  224­117 E­mail: gimnaziya проспект Ленинский, дом 45В,     7@   mail    .  ru  Тема работы «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» Секция 4. 4.3. предметная область: общественно­научные предметы Автор:  Майбах Алла Петровна,  учитель истории и обществознания,   высшая квалификационная категория Норильск, 2019 Оглавление Введение I. II.Основная часть 1.1.Многообразие человеческого общения.  1.2.Знаковые системы – как способ общения. 1.3.Средства массовой коммуникации – мир общения в  современной массовой культуре.   1.4.Средства массовой коммуникации как фактор языкового  развития.  III. Заключение IV. Список  литературы . 1 стр.2 стр.4 стр.6 стр.7 стр.8 стр.11 стр. 12 2 I.Введение. История   развития   культуры   отражается   в   истории   развития   языка. Несмотря   на   изменения,  происходящие   в  языке,  обусловленные   переменами   в общественной жизни, он остается одним и тем же в течение столетий, и дети понимают своих предков, а деды – внуков и правнуков. Дело в том, что наряду с быстро изменяющимся слоем лексики в языке имеется основной словарный фонд –   лексическое   «ядро»   языка,   которое   сохраняется   веками.   Сюда   входят   все корневые слова, которые отличаются высокой частотностью употребления всеми носителями   языка   и   служат   источником   для   новых   словообразований.   Это, например,   такие   слова,   как   «вода»,   «дом»,   «мать»,   «работа»,   «десять»,   «я», «твой» и т.п.  Основной словарный фонд со временем тоже изменяется (например, наши предки   говорили   не   «пахать   землю»,   а   «орать   землю»),   но   эти   изменения совершаются очень медленно – иначе люди разных поколений не могли бы понять друг друга и опыт прошлого не накапливался бы в культуре. Мы настолько погружены в стихию языка, что не мыслим себя вне его.  Подтверждения на практике могут быть следующими: ­мысль в сознании взрослого человека возникает в виде слов; ­в   общении   современного   человека   преобладает   словесный   вид коммуникации; ­поддержка   слова   письменным   знаком   и   изобретение   печатной   машины вообще оттеснили все другие формы общения на обочину культуры. 3 До   сих   пор   дискутируется   проблема,   что   было   первично­человеческое сознание   или   речь,   хотя   многочисленные   исследования   показывают,   что   для младенца изначальны визуальные и эмоциональные контакты. В педагогической литературе   приводится   пример   такого   социального   явления,   как   «человек­ Маугли»: младенец, в силу обстоятельств, существует в раннем возрасте среди животных. У такого человеческого существа совершенно не формируется речь, даже если потом он будет жить среди людей, то звуки речи он воспринимает интонационно,   но   бессмысленно(1).   Другим   примером   того,   что   язык формируется в процессе общения, может служить формирование родного языка. Родным   он   становится   в   процессе   общения,   воспитания,   а   не   передается генетически при рождении, т.е. ребенок, рожденный родителями одной языковой культуры,   но   воспитанный   в   другой   языковой   культуре,   будет   разговаривать именно на  языке окружения, т.е. речь – это не врожденная способность человека. Язык,   заполнив   собой   все   возможные   сферы,   победил   окончательно   и бесповоротно, но при этом утратил нечто, что было присуще ему изначально. Говоря словами В.В.Маяковского, «слова у нас до важного самого в привычку входят, ветшают как платья», порой они теряют ту мощь, которая превращает слово   в   «могучую   музыку,   могущую   мертвых   сражаться   поднять».   Примером такого значения слова, языка, стала литература начала  XX  века, когда возник особый литературный феномен, получивший название «литература потерянного поколения».   Опаленные   Первой   мировой   войной,   писатели   мира:   Фолкнер, Фицджеральд, Ремарк, Олдингтон, Хемингуэй,­  в своих произведениях создают особое   мироощущение   с   резким   неприятием   войны,   осуждения   ее   с гуманистической позиции, взглядом на войну как на жестокую бойню, потерю человеческой разумной природы. Этой энергии протеста хватило почти на все XX столетие. Во   второй   половине   ХХ   столетия   развитие     общества   было   в   основном связано с научно­технической революцией и ее социальными последствиями,   а 4 также формированием массовой культуры. Культура стала более дешевой, более доступной,   более   широко   разлитой,   более   полезной   и   комфортабельной,  но   и более   плоской,   пониженной   в   своем   качестве,   лишенной   стиля.  Языковая культура также подверглась воздействию научно­технического прогресса.  Язык многих   стран   стал   грубее   и   примитивнее,   потому   что   развитие   технических средств коммуникации поспособствовало частичному уничтожению локальности речи. Ученые утверждают, что рождается новый, расфасованный язык...   Так ли это? Что составляет, развивает современный язык в глобальном информационном мире? Поиск ответов на эти вопросы мы считаем актуальной задачей, и ее решение определило направление нашей работы – социологического исследования   «Абракадабра   или   современные   знаковые   языковые   системы   в Средствах   массовой   коммуникации»,   включающего   такие   методы,   как   опрос, наблюдение и интервью.  Предположив,   что   современные   языковые   знаковые   системы   в   средствах массовых коммуникаций являются проявлением массовой культуры и требуют к себе критического отношения, т.е. своеобразного фильтра, в роли которого могут выступать знания о развитии и значении языка  в культуре и повседневной жизни человека,   определяем   цель   работы   ­   через   расширение   знаний   о   развитии   и значении   языка   в   культуре   и   повседневной   жизни   человека   способствовать развитию   критических   способностей   и   выработке   критического   отношения   к «внушающей» силе языка средств массовых коммуникаций. II.Основная часть. 1.1.Многообразие человеческого общения. Известный французский писатель и мыслитель Антуан де Сент­Экзюпери, оценивая   значимость   общения   в   человеческой   жизни,   определил   его   как «единственную роскошь, которая есть у человека».   Самой главной формой до 20 века являлось прямое общение ­ естественный контакт "лицом к лицу». 5 Универсальной  формой общения является  речь,   язык и  другие знаковые системы. Но сегодня мы живем со Скоростью электрической коммуникации (так западные философы называют современные технические средства общения). При этом   она   столь   велика,   что   поток   кадров   обрушивается   на   нас   каскадом: ежесекундно  будоражит новая  волна  сообщений ­ репостов,  и  кажется, будто стирается грань между событием и его репродукцией.  Именно   поэтому   современные   социологи   полагают,   что   унифицированная культура   средств массовой коммуникации превратила людей в патентованных наблюдателей жизни, а окружающий мир в иллюзорную действительность, а также с   грустью   констатируют:   люди   веками   боролись   зато,   чтобы   иметь   больше времени для общения, а теперь так глупо тратят его. Так что же такое общение и посредством чего общаются люди?(4).  Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в   обмене   информацией,   а   также   в   восприятии   и   понимании   партнерами   друг друга.   Субъектами   общения   являются   живые   существа,   люди.   Как   процесс общение обладает следующими категориями ­  цели, функции, виды, структура. Коротко  рассмотрим  их,  т.к.  эта  теоретическая  информации,  изученная  нами, поможет в понимании логики наших рассуждений.  Целью общения социология определяет то, ради чего у человека возникает данный   вид   активности   и   она   представляет   собой   средство   удовлетворения разнообразных биологических, и культурных потребностей.   Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и   межличностном.   В   контексте   нашей   работы   мы   вернемся   к   определениям опосредствованного  и массового общения.  Различают   четыре   основные   функции   общения:   инструментальная, интегративная,   самовыражения,   трансляционная.   Сочетаясь,   они   придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах. 6 Структура   общения  интерактивную   и   перцептивную.   включает   три   стороны:   коммуникативную,  Необходимо   отметить,   что   информация   в процессе общении не просто передаётся от одного партнёра к другому, а именно обменивается, поэтому очень важна обратная связь. Обратная   связь  ­   это   информация,   содержащая   реакцию   реципиента   на поведение коммуникатора. Цель обратной связи ­ помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей (2). Обратимся к результатам нашего социологического опроса. На вопрос «Что для тебя значит общение?» мы получили следующие результаты: способ получить информацию – 50%; средство коммуникации – 20%; досуг ­15%; разговор ­5%; жизнь,  радость  ­5%;   потребность   ­5%.  На   вопрос  «Кто   входит   в   круг   твоего общения?»   наиболее   значимыми   получились   следующие   ответы: взрослые(родители,   учителя)   ­39%;   ровесники(одноклассники   и   друзья   вне школы) – 62%; книги ­7%. Таким образом, мы видим, что общение в большей степени воспринимается как   информационный   ресурс,   а   личностная   ценностная   функция   общения утрачивается. Мы считаем, что данные цифры указывают на активное включение СМК на культуру общения человеческого общества. 1.2.Знаковые системы – как способ общения. Мы   уже   знаем,   что   универсальным   средством   коммуникации   и   общения является  речь, а также способы передачи информации, которые изобретены и усовершенствованы   человеком.   Это   ­   язык   и   другие   знаковые   системы, письменность   в   её   разнообразных   видах   и   формах   (тексты,   схемы,   рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации, СМИ. В   современных   языках   за   счет   использования   письма   происходит   накопление слов,   и   их   количество   достигает   полумиллиона.   Письменность   позволяет 7 усваивать это количество. Можно выделить 6 основных типов знаков и знаковых систем:   естественные,   функциональные,   иконические,   конвенциональные, вербальные   (естественные   языки),   знаковые   системы   записи.   Начало использования компьютерных технологий в процессах информационного обмена внесло существенные изменения в человеческое общение:  снимаются временные и   пространственные   границы   общения,     становится   возможной   коммуникация между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разном социокультурном пространстве.   Началась новая эра человеческого общения. И наш социологический опрос подтверждает это – практически 100% респондентов владеют электронными средствами связи.  Т.е. мы можем определить средства массовой коммуникации (СМК)   как вездесущего посредника в процессе общения современных людей. 1.3.Средства массовой коммуникации – мир общения в современной массовой культуре. Представим   вам   определения  двух   форм   общения,   наиболее распространенных в современном мире:  ­   опосредствованное  (то   есть   посредством   чего­либо)   общение   может рассматриваться   как   неполный   психологический   контакт   при   помощи письменных   или   технических   устройств,   затрудняющих   или   отдаляющих   во времени получение обратной связи между участниками общения; ­   массовое   общение  ­   это   множественные,   непосредственные   контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации (3). Наши   респонденты   подтверждают   это:   время   общение   в   течение   дня составляет:   через СМК (Интернет, сотовая связь)   ­ 80%; «живое» общение – 31%; 45% респондентов шлют смс весь день, 15% респондентов не читают книги. 8 Следовательно,   общение   через   посредника   в   виде   СМК   –   это множественные непосредственные контакты незнакомых людей, контакты носят неполный психологический характер и имеют затруднения в обратной связи.  Многие социологи и философы, взявшие на себя роль социальных критиков, подчеркивают   наркотический,  манипулирующий   характер   общения   в   массовой культуре,   СМИ   рассматривают   как   индустрию   грез   ­   это   гигантские   каналы общества, которые репродуцируют иллюзии, распространяют эталоны чувств и поступков, создают новые ценности и сноподобную культуру (5).   А   теперь   рассмотрим   определение   манипуляции:  это   скрытое психологическое   воздействие   на   партнера   по   общению   с   использованием   его эмоций   с   целью   добиться   выгодного   манипулятору   поведения.   Манипуляция массовым   сознанием   –   один   из   способов   управления   людьми   путем   создания иллюзий или условий для контролирования поведения (1). Таким образом,   современную информационную технологию и ее основной элемент   —   компьютеризацию   правомерно   считать   основным   элементом разворачивающейся   в   настоящее   время   глобальной   революции   общения   и главнейшим   компонентом   социальной   жизни   является   уже   не   изготовление   и распространение   материальных   и   духовных   ценностей,   а   информационные процессы, которые зачастую носят  манипулятивный характер.  Понимание такой ситуации ставит новые задачи перед обществом, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления ­ способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты.  1.4.Средства массовой коммуникации как фактор языкового развития. Самым совершенным электронным средством массовой коммуникации и, как следствие, первоочередным фактором воздействия на язык, на данный момент 9 является всемирная компьютерная сеть “Интернет”. Это подтверждает и наше исследование ­ 90% респондентов во всех возрастных группах имеют доступ в Интернет через ПК или сотовый телефон.  Массовый характер Интернета имеет значительные   последствия   для   процессов   языковой   эволюции.   Как   известно, индивидуальный   вариант   языка(идиалект)   каждого   из   носителей   языка   – коммуникатора и реципиента в процессе общения взаимно влияют друг на друга, формируя новые идиалекты.  Например,  наши   респонденты   привели   примеры   универсальных   слов   для общения   в   социальных   сетях   и   на   форумах:   ­кул!   –   «прикольно»,­сорри –«прости»,­школота   –подростки   от7   до   14   лет,­плиз   –«пожалуйста»,­OMG­«о, боже   мой!», ­нуб   –ничего   не   понимающий   человек,­хех   –«усталость»,­ХД   или LOL –дикий смех,­НЗЧ – не за что.  Или  распространенные   в   языке   общения   СМК   смайлы,   аббревиатуры, повторы букв:   смайл «^­^» ­ значение – «няша», мило, милый. Буквы «ыЫы» ­ значение – глупый, тупой, ступор. Смайл  «:­$» ­ значение – смущение, стеснение. Смайл «=)» ­значение­улыбка.  Что мы видим в этих примерах – заимствование смыслового перевода из английского   и   французского   языка,   но   записанного   в   русской   транскрипции. Аббревиатуры   и   даже   письменное   выражение   эмоционально­физиологической рефлексии – усталости, радости и т.п.  В свою очередь, современные средства коммуникации,   будучи   “массовыми”,   во   многом   ориентируются   на   ценности большинства, в том числе — на язык, используемый большинством аудитории в повседневном общении. Например,  существуют   языковые     приёмы,   которые   усиливают привлекательность сайта или чата как партнёра по общению. Такие, как: • использование подросткового сленга: Раша, трабл, маза, чел, мутить, запара и пр.; 10 • наличие нецензурной лексики, прозрачно завуалированной изъятием одной буквы из легко идентифицируемого слова или скрытые за аббревиатурой; •   демонстративное   нарушение   правил   орфографии   по   принципу   «как слышится,   так   и   пишется»:   дарова,   Щасте,   бырро   и   анАнимно,   пАнявтно (выделено в текстах) и пр.; • использование авторами псевдонимов, имитирующих подростковые клички: Хой, Жека, Овощ и пр.; • обращение от Я к Ты. В   настоящее   время   возможность   создавать   и   распространять   массовые информационные   сообщения   имеют   не   только   те,   кто   прошел   для   этого специальную подготовку, но и те, кто недостаточно ознакомлен с нормой данного языка   или   не   обладает   достаточными   навыками   составления   массовых сообщений.  Но мы уже знаем, что во всяком языке существуют нормы, определяющие построение   речи.   Люди,   говорящие   на   одном   языке,   способны   понимать   друг друга потому, что придерживаются  одних и тех же норм. Несоблюдение этих норм   порождает   путаницу   и   недоразумения.   Именно   поэтому   мы   вспомнили слово   Абракадабра   –   так   нам   представляется     новый   язык,   формируемый   в Интернете – гремучая смесь символов, знаков, новообразований.  Наше исследование подтверждает это:   89% респондентов считают, что существует особый язык и знаки для общения в Интернете.   Все респонденты детской   аудитории   смогли   привести   примеры   таких   слов   или   знаков.   И применяют   их   для   общения   через   смс,   в   социальных   сетях   и   на   форумах,   в записках   друг   другу.  Затруднения   были   во   взрослой   аудитории  –  родители   и учителя, за исключением тех, кто увлекается общением в чатах. В   настоящее   время   уровень   развития   систем   обмена   информацией обеспечивает   тесную   связь   между   всеми   частями   человеческого   общества   в 11 планетарных   масштабах,   создавая   феномен   единства,   образно   называемый “глобальной деревней” (“global village”) (2). Например,  мы   предложили   нашим   респондентам   назвать   наиболее популярные сетевые игры. Определилась целая группа, среди них ­  Linage  II. В игре Linage II существует ряд англоязычных слов и языковых  новообразований, которыми называются участники игры: Респавн – место появления героя, возрождение героя Хантер – охотник или Деревня охотников Варлок – чернокнижник или маг, управляющий котами Мобы ­ монстры Спавнер – персонаж или предмет, который способен возрождать героя Хиллер ­ лекарь Лвл – уровень персонажа или моба НУБ ­ начинающий игрок, который своим некомпетентным  появлением в сети может навредить целому клану.  Таким образом, процессы межъязыковых взаимодействий выходят за рамки отдельных государств, ускоряя сглаживание различий не только между разными вариантами   одного   языка,   но   и   между   разными   языками   –   и   в   основном   это процесс распространения американского варианта английского языка.  III. Заключение.   На   основе   нашего   исследования,   которое   включало   в   себя   изучение проблемы в научной литературе, социологический опрос, контент­анализ текстов, можно   сделать   следующий   вывод:  мы   принимаем   утверждение   ученых,   что современное   общество   живет   в   контексте   массовой   культуры,   и   средства 12 массовой   коммуникации   рассматриваем   как   проявление   массовой   культуры, которое носит наркотический, манипулирующий характер. Сегодня   масштабы   влияния   медиа   или   СМК   на   различные   сферы   жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед обществом, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать,   но   и   определенного   уровня   критического   мышления   ­   способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты.   Только   в   результате   обучения   и   повышения     своего   уровня культуры, внимательного и бережного отношения к языку,  становится известным и понятным значение знаковых систем. Современные языковые знаковые системы в средствах массовых коммуникаций являются проявлением массовой культуры и требуют   к   себе   критического   отношения,   т.е.   своеобразного   фильтра,   в   роли которого могут выступать  знания о развитии и значении языка   в культуре и повседневной жизни человека. IV. Список литературы 1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2002. 13 2. Азимов П. А., Дешериев Ю. Д., Никольский Л. Б., Степанов Г. В.,  Швейцер А. Д. Современное общественное развитие, научно­техническая  революция и язык / Научно­техническая революция и функционирование языков  мира. ­ М.: Наука, 1977. 3. Зуев К. А. Компьютер и общество. ­ М.: Политиздат, 2001. 4. Кравченко А. И. Социология: словарь. ­ М.: Academia, 1997. 5. Котов Р.Г. Научно­техническая революция и ее влияние на развитие  языка / Онтология языка как общественного явления. ­ М.: Наука, 1983.

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или современные знаковые языковые системы в средствах массовой коммуникации» 10 класс

Статья по обществознанию «Абракадабра или  современные знаковые языковые системы  в средствах массовой коммуникации» 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019