Статья по окружающему миру "Особенности экологического воспитания школьников"
Оценка 4.8

Статья по окружающему миру "Особенности экологического воспитания школьников"

Оценка 4.8
Лекции
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
05.01.2017
Статья по окружающему миру "Особенности экологического воспитания школьников"
В статье определены цели и задачи экологического воспитания в начальной школе, стоящие перед учителем. Статья содержит правила поведения в природе, виды творческих и экологических задач на уроках литературного чтения и русского языка, примеры экологических задач на уроках математики. Представлены темы проектных работ для организации внеклассной работы в школе.
Особенности экологического воспитания школьников Землянской Г.А. МОУ Каменской СОШ № 1.doc

Г.А.Землянская

(МОУ Каменская СОШ №1

с углубленным изучением отдельных предметов

им. Героя Советского Союза В.П.Захарченко)

 

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Они формируются на уроках окружающего мира, а экологическая культура и сознание вырабатываются путем практических занятий во внеурочной деятельности.

Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание. Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний о природе. Этому способствует учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», в котором определяется материал о роли человека в природе, о закономерностях окружающего мира, об экологических связях между живой и неживой природой, между природой и человеком. Интеграционные процессы в образовании позволяют учителю использовать различные методы и формы работы по вкраплению экологических материалов на уроках. Например, ведение фенологических календарей, в которых дети отмечают наблюдения, происходящие в живой и неживой природе. В этих календарях дети пишут стихи о природе, песенки, минисочинения-описания.

Перед проведением экскурсий дети организуют «экологическую почту» - самостоятельно разрабатывают правила поведения в природе. Например:

1.     Не рви цветы, не ломай ветви деревьев.

2.     Не трогай муравейники.

3.     Не сбивай грибы, ведь природе нужны как съедобные, так и ядовитые.

4.     Не повреждай кору деревьев.

На уроках литературного чтения дети сочиняют экологические сказки о ежах, кукушках, лисах, бабочках, цветах и пчелах, устанавливая взаимосвязь между различными компонентами природы.

Творческий подход к экологическому воспитанию раскрываются в создании экологических загадок. Например,

1.     Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)

2.     Какая трава носит название мальчика и напитка? (Иван-чай)

3.     Какие птицы едят грибы? (Кукушки)

4.     Какое растение туристы называют лучшим другом? (Подорожник)

На уроках русского языка экологическое воспитание прослеживается при работе со словарем. Изучение правописания слов: растение, заяц, лисица, медведь, ворона, ягода и др. – позволяет расширить экологическое образование и воспитание детей.

Решение экологических задач на уроках математики, в которых идет речь о производстве, природе и сохранении ее богатств, об экологических проблемах, скажется позитивно не только на математических знаниях, но и на формирование положительных эмоций и качеств личности.

1.     Из крана за 1 минуту вытекает 200 граммов воды. Сколько воды вытечет из него за 1 час, за сутки, за неделю?

2.     Ученики 1-го класса посадили два ряда лип по 5 деревьев в каждом ряду и 3 ряда дубов по 6 деревьев в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили школьники?

3.     За посевами елочек на площади 2500 га ухаживали 25 школьников. Сколько га прополол каждый школьник?

Дальнейшее отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли дети ценность природы в жизни человека, насколько глубоко будут воспитаны эстетическое и нравственное отношения к природным объектам. Важным условием экологического воспитания является практическая направленность, посильные дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это озеленение классной комнаты  и школы, охрана и подкормка птиц, уход за местными родниками и водоемами.

Работа в пришкольных летних лагерях позволяет проводить проектные работы: «Лекарственные растения нашей местности», «Серебряный родник». Это изучение лекарственных растений (строение, фармацевтические особенности, использование), сбор лекарственных растений, заготовка, сдача в аптечные пункты. В нашей местности есть природный источник – родник, вода которого содержит ионы серебра. Местное население ценит этот источник и гордится им, благоустраивает его. Дети приезжают к этому источнику не только изучать родник, но и охранять его, очищать и облагораживать.

Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности и делают это по-разному, потому что этот вопрос сложен и многообразен. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются и в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.  


Г.А.Землянская (МОУ Каменская

Г.А.Землянская (МОУ Каменская

Например, ведение фенологических календарей, в которых дети отмечают наблюдения, происходящие в живой и неживой природе

Например, ведение фенологических календарей, в которых дети отмечают наблюдения, происходящие в живой и неживой природе

Ученики 1-го класса посадили два ряда лип по 5 деревьев в каждом ряду и 3 ряда дубов по 6 деревьев в каждом ряду

Ученики 1-го класса посадили два ряда лип по 5 деревьев в каждом ряду и 3 ряда дубов по 6 деревьев в каждом ряду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017