Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"
Оценка 4.8

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл
08.04.2017
Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"
В современном обществе происходят изменения, которые требуют разработку и внедрение новых способов организации образовательного процесса, которые нацелены на индивидуальное развитие личности, ее творческого потенциала, умение выражать свои мысли, формирование универсальных действий и коммуникативной культуры. В статье представлена система работы по формированию коммуникативной культуры, подходы к оценке результатов творческой деятельности обучающихся.
Гордеева А.Н. статья.docx
Формирование коммуникативной культуры учащихся Гордеева А.Н., учитель русского языка и литературы, МБОУСОШ № 13                                                     Самая большая на Земле роскошь –  роскошь человеческого общения    А. Сент­Экзюпери                                                                             В   современном   обществе   происходят   изменения,   которые   требуют   разработки   и внедрения   новых   способов   организации   образовательного   процесса,   инновационных педагогических   технологий,   которые   нацелены   на   индивидуальное   развитие   личности,   ее творческого   потенциала,   умения   выражать   свои   мысли,  формирование   универсальных действий и коммуникативной культуры.          Существующие противоречия  проявляются в том, что, несмотря на большое внимание, уделяемое изучению русского языка, развитию письменной и устной связной речи учащихся, культуре   общения,   на   практике   педагоги   сталкиваются   со   следующими     проблемами: бедность   речи,   обусловленная   скудным   словарным   запасом,   жонглирование   словами­ паразитами, неумение точно и ясно донести свои мысли и высказать точку зрения. Все это способствует обесцениванию речевой культуры, поэтому актуальность данной темы очевидна и требует особого внимания. Русский речевой этикет и речевая культура в целом сегодня, как никогда, нуждаются в сохранении, глубоком, всестороннем изучении, посильной и разумной реставрации.   Наиболее   ёмкое   определение   культуры   речи   дал   С.И.Ожегов.     «Высокая   культура речи,  –  писал  он,  – это  умение  правильно, точно  и  выразительно передавать  свои  мысли средствами языка». [9, с. 287­288] Слово – почти единственный по существу ничем не заменимый «строительный материал» речевой   культуры.       «Слово   человеческое,   ­   писал   А.   Н.   Афанасьев     в     «Поэтических воззрениях  на  природу»,  ­  наделено  властительною,  чародейною  и  творческою  силою».  А Н.В.Гоголь восторженно замечал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, изящно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи». Слово вмещает информацию, смысл – велика сила слова. Сейчас   много   говорят   об   «экологии   языка»   –   науке,   которая   призвана   органично совместить   неизбежные   изменения   языка   и   заботу   о   его   неприкосновенности   как 1 национального   достояния,   памятника   истории.   Мудр   был   Петр   Первый,   когда   отписывал российскому   послу:   «В   реляциях   твоих   употребляешь   ты   зело   много   польские   и   другие иностранные слова и термины, за которыми самого дела выразуметь невозможно». Как и во всем, тут нужна мера, те самые сообразность и соразмерность, о которых пекся А.С.Пушкин, создатель русского литературного языка.   Общение   –   определяющая   сфера   в   обществе,   и   невозможно   строить   отношения   с людьми, не соблюдая определенных правил, норм  речевого поведения.   Обратим внимание на основные качественные характеристики речи:   правильность как главное коммуникативное качество речи; точность  – еще одна качественная характеристика, связанная,  прежде всего,  с ясностью речи; логичность –  предусматривает такое сочетание одного слова с другим, которое      было бы лишено противоречивости, алогичности; чистота,  выражающая ее соотношение с   литературным языком и нравственной стороной нашего сознания. Элементов, разрушающих и оскверняющих чистоту   речи, более чем достаточно. Это и диалектизмы (местные говоры и диалекты), и вульгаризмы (грубые, унижающие   достоинство   человека   выражения   –   то,   что   мы   называем   ненормативной лексикой). Здесь и так называемые  жаргонизмы  (вспомним «блатной» язык),  варваризмы (иноязычные  слова  и  сочетания,  слова  –  паразиты,  являющиеся  самым  верным  признаком низкой речевой культуры); выразительность; богатство,  разнообразие.   Речь   идет   об   активном   словарном   запасе.   Речевое богатство – это, прежде всего, богатство лексическое; уместность  ­   то   есть   целесообразность   использования   тех   или   иных   речевых средств  в конкретных ситуациях.                                                                                           Решение каждой из основополагающих проблем, относящихся к сфере речевой культуры, нельзя оставить «на потом», поскольку культура общения – это процесс, развитие, творчество.    Общество   нуждается   в   культуре   общения,   коммуникативных   навыках, коммуникабельности. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и  поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский  контакт. Можно выделить несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту:  2 1) Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета, соответствующих ритуалов поведения и общения. 2)   Второй   признак   связан   с   тем,   что   исполнение   знаков   этикета   воспринимается адресатом как социальное «поглаживание». Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных «поглаживаний» ­ речевой этикет: Здравствуйте – будьте здоровы; Благодарю – благо дарю; Спасибо – спаси вас Бог за доброе дело; Извините – признаю свою вину. 3) Третий  важный признак речевого этикета заключается в  том, что произношение этикетного  выражения  представляет  собой  речевое  действие. Исследования  выявили,  что зафиксированных   в   словарях   названий   речевых   действий   до   тысячи,   способов   же непосредственного выражения – великое множество.  4) Четвертый признак связан с третьим и касается самой структуры высказываний. Поскольку   коммуниканты   открыты   в   структуре   выражений   речевого   этикета,   сила   его воздействия проявляется ярко. 5) Пятым важным признаком речевого этикета можно считать его связь с категорией вежливости.  Вежливость   –   это   моральное   качество,   характеризующее   человека,   для которого   проявление   уважения   к   людям   стало   привычным   способом   общения   с окружающими, повседневной нормой поведения.  6) Шестой признак связан с тем, что речевой этикет – важный  элемент культуры народа, является составной частью культуры поведения и общения человека. В выражениях речевого этикета зафиксированы социальные отношения той или иной эпохи.  Если до недавнего времени проблемы формирования речевых навыков были актуальны, как   правило,   для   специальностей   с   так   называемым   гуманитарным   циклом,   то   сегодня практически перед всей системой образования встала задача формирования навыков и умений устного творчества. Большую роль сегодня играют коммуникативные технологии и средства обучения, которые позволяют   позиционировать себя в мире, определять место в событиях, обстоятельствах, ситуациях.                          Все   активнее   в   педагогическую   деятельность   входят  методы   организации взаимодействия детей друг с другом. Для наиболее полного социального развития ребенка необходима целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу. Методы формирования коммуникативной культуры – это своеобразный инструмент в руках педагога. Они выполняют функции организации духовно­нравственного развития и совершенствования   личности,   управления   этим   процессом.   При   помощи   методов 3 формирования   коммуникативной   компетенции   осуществляется   целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их   духовный   и   жизненный   опыт.   Ускорение   формирования   коммуникативной   культуры личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя знаниями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия   их использования. Выбор методов формирования коммуникативной культуры во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Особенностью   методов   формирования   коммуникативной   культуры   является   их вербальность:   рассказ,   лекция,   беседа,  дискуссия.  Слово   как   воспитательное   средство особенно   точно   может   быть   обращено   к   сознанию   ребенка,   вызвать   его   размышления   и переживания.  Наиболее важными методами, на мой взгляд, являются следующие: Коммуникативные   игры  –   методический   прием,   используется   для   тренировки навыков и умений  общения. Коммуникативные игры можно проводить в парной (диалог) или групповой   (полилог)   форме.   Такие   игры   помогают   наладить   контакты   между   детьми, сплотить   группу.   Главное   же   назначение     коммуникативной   игры   в   овладении   детьми средствами выражения речевого этикета, своих мыслей и чувств. Установка.  В   последнее   время   педагогами   все   чаще   начал   использоваться   такой метод, как установка. Установка – это позитивные заявления о том, кто мы, какие мы есть и какими мы можем стать. Установка должна выглядеть так, словно вы уже достигли  желаемого результата, а не так, будто вы еще «на пути к поставленной цели». Установка   должна   описывать   те   черты   вашего   характера   и   те   нормы   поведения, которые вы хотели бы культивировать и неукоснительно соблюдать. Важно не превращать занятие в монолог. Часто дети находятся ближе к истине, чем взрослые. Их удивительная интуиция может нас многому научить. Нужно не исключать возможность поменяться ролями и стать их учениками.  Становление личности, его речевой культуры – важная веха в жизни каждого человека, поэтому необходимо акцентировать внимание на открытии и развитии   коммуникативных ресурсов подростков.  Учитывая   все  вышесказанные  проблемы  и  методы  формирования  коммуникативной культуры, был создан курс для учащихся 5­6 классов «Собеседник», целью которого является подготовка и организация социального контакта, формирование коммуникативных навыков 4 учащихся. Курс состоит из трех блоков, объединенных целостной концепцией и отношениями преемственности. Ведущими направлениями деятельности явились:  1.  «Речевой   этикет»,  целью   которого   является   формирование   коммуникативной компетенции, навыков эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения. 2. «Технология говорения», целью которой является обучение рассказыванию. 3.  «Технология слушания», целью которой является усвоение правил общения. Курс «Собеседник» рассчитан  на 35 часов (1 раз в неделю).  Длительность  занятий составляет 30 минут.            В   основу   курса   «Собеседник»   положена  теория   межличностной   коммуникации, которая   известна,   как   модель,   получившая   название  Окно   Джохари  [7],   она  позволяет выявить индивидуальные стили поведения людей в зависимости от их самораскрытия. Суть этой модели – в демонстрации взаимозависимости информации о нас самих, которая доступна только нам, и осознания того, как другие воспринимают нас.  Рассмотрим представленную схему.    Я знаю о себе.                           Я не знаю о себе.                                Другие знают      обо мне  Другие не знают        обо мне 1 3   Открытая зона  Скрытая зона 2 4  Слепая зона      Неизвестная зона                                                                                                                   Как   видно   из   схемы,   перед   нами   четыре   «стекла»   в   одном   окне.   Размер   каждого «стекла»   зависит   от   осознания     своего   поведения,   чувств   и   мотиваций.   В   отличие   от настоящих окон стекло Окна Джохари  иногда меняется в размерах. 1 – открытая зона,  отражает общую открытость миру. 2 – слепая зона, включает то, что другие в вас воспринимают, но что недоступно вам. Слепая зона может содержать любые ненамеренные коммуникативные стимулы; 3 – скрытая зона, которая включает то, что вы предпочитали бы не раскрывать кому­ либо еще; 4 – неизвестная зона, где заключено о вас все, что еще не познано ни вами, ни другими людьми, ваши неизведанные ресурсы, ваш потенциал личностного роста.  5 Авторы   этой   модели   считают,   что   увеличение   открытой   зоны,   то   есть   не   только самопознание,   но   и   в   определенной   степени   раскрытие   себя   в   отношениях   с   другими, наиболее   желательная   стратегия   в   межличностном   общении.   Лучшее   знание   себя   в отношениях с другими приводит к росту самоуважения, самораскрытия, самооценки, общей культуры. Перед началом и после проведения курса занятий проводится диагностика в форме тестирования по методике, составленной на основе материалов пособия «Справочная книга школьного психолога» [8, с. 254], повторное – после окончания.    Р.В.   Овчаровой Проанализировав   динамику   результатов   тестирования   обучающихся   5­6   классов   по программе  «Собеседник»  за период  2013­2014 гг., необходимо отметить, что значительно вырос уровень коммуникативных способностей учеников данного курса.  Результаты диагностики учащихся 5­6 классов в 2013­2014 учебном  году 0.7 0.6 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1 0 результаты тестирования до проведения курса занятий результаты тестирования после проведения курса занятий 1 2 3 4 5 6 7              Очевидно, что у детей, посещающих курс «Собеседник», наблюдается  личностное развитие, применение навыков эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения, соблюдение правил этикета, что помогает социализации ребенка, его успешному вхождению в общество и жизненному самоопределению.                                                     6 Литература 1 Культура   речи   и   стилистика:   учебно­методические   материалы.   /   Бахигеева   М.Т.   – Ханты­Мансийск; РИЦ ЮГУ, 2005. – 28с. 2 Белик   Э.В.   Современная   энциклопедия   общения:   1000   правил   этикета   –   Донецк: ОООПКФ «БАО», 2005. – 448с. 3 Граудина Л.К., Жиряев Е.Н. Культура русской речи. М.: Норма, 2004. – 90с. 4  Етова Н.Н. Научись общаться! – изд. 2­е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.  – 249с. 5 Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М.: Флинта: Наука. 2003. – 496с. 6 Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник.­ М.: Форум: ИНФРА, 2006. – 368с. 7 Локкова   Ю.   Окна   Джохари   в   работе   с   подростками.   //   24.03.2010   [Электронный ресурс]. – Режим доступа 25.12.2013: http://lokkova.com 8 Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 2004. – 352с. 9 Ожегов С.И. Лексикология. Культура речи. М.: Высшая школа,  1974. –  352 с. 10 Панова   М.,   Иванова   А.,   Ларионова   Ж.   Язык   мой   –   друг   мой.   Тесты   по   культуре деловой речи, Хороший секретарь №7, 2006. 11 Редмонд М. Современный этикет/ М. Редмонд; пер. с англ. А. Гарибов.­ М.: АСТ: Астраль, 2006. ­ 190с.    7

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"

Статья по русскому языку на тему " Формирование коммуникативной культуры учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017