Статья по теме: "Исследовательская деятельность как фактор формирования патриотизма и гражданственности у учащихся среднего звена".
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
5 кл—11 кл
02.03.2018
Воспитание патриота и гражданина -основная задача современного российского государства. Поэтому в статье мы попытались показать как с помощью организации исследовательской работы в школе можно сформировать эти качества у учащихся среднего звена. В статье подробно описаны этапы работы над исследовательской работой, а также представлен собственный опыт работы в рамках данного направления.Статья по теме: "Исследовательская деятельность как фактор формирования патриотизма и гражданственности у учащихся среднего звена".
Белова О.Х.docx
О.Х. Белова
Россия, г. Катав Ивановск
Исследовательская деятельность как фактор формирования
патриотизма и гражданственности у учащихся среднего звена
Не существует скольконибудь достоверных тестов на
одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного
участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской
работе. А.Н. Колмогоров
Современное развитие общества, государства и системы
образования предъявляет совершенно новые требования к ученику
нового поколения.
Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту учащиеся должны осознавать свою
сопричастность к судьбе Отечества, любить свой край и свою Родину,
уважать свой народ, его культуру и духовные традиции, осуществлять
учебноисследовательскую,
проектную и информационно
познавательную деятельность, креативно и критически мыслить,
активно и целенаправленно познавать мир, владеть основами научных
методов познания окружающего мира[2].
Как же соединить воедино все представленные аспекты и суметь
сформировать из маленького человека гармонически развитую
личность, конкурентно способную в нашем непрерывно развивающемся
мире, но при этом не забыть, что ЧЕЛОВЕК (именно с большой
буквы) в первую очередь начинается с любви к своему дому, Отчизне?
То есть помнить о том, что мы воспитываем гражданина и патриота
своей страны.
Проблема формирования патриотизма и гражданственности
особенно актуальна в сложившейся геополитической обстановке для
России. Политики родственной нам славянской Украины относятся к
России враждебно, страны Европейского Союза и США выдвинули
ряд санкций, направленных на экономическую и политическую
деструкцию нашего государства. В некоторых странах Европы
участились проявления экстремизма и неофашизма. И особенно горько
осознавать, что волна экстремизма поднимается в странах,
переживших ужасы фашизма. Задача нашего государства отстоять свой суверенитет и не
позволить вовлечь подрастающее поколение в бездну бездуховности.
С этой точки зрения мы, педагоги, выполняем социальный заказ
государства, воспитывая гражданина и патриота.
Но как успеть за несколько часов урочной и внеурочной
деятельности в школе осуществить такую глобальную
государственную задачу? Ответом для нас
стала организация
исследовательской краеведческой работы.
Известный французский просветитель Луи Шарль Монтескье
подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству
состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»[1]. Источником
патриотического воспитания для школьников является прежде всего
естественная среда их жизнедеятельности. Это малая Родина: семья,
школа, родной дом, улица, отдельные страницы истории села, города,
области. Урал край щедрой природы, незыблемых традиций и
богатой событиями истории.
Каждый ребенок по своей натуре исследователь (мы называем
их «почемучками»), в нем заложено стремление раскрыть себя и
проникнуть в самые сокровенные тайны мира с самого раннего
возраста. Именно в школе необходимо поддержать тех, кто
интересуется наукой, помочь им претворить планы и мечты в жизнь,
наиболее полно раскрыть свои способности.
Любопытство,
перерастающее в любознательность, составляет как бы первооснову
будущей исследовательской деятельности.Здесь требуется активная
помощь со стороны опытных наставников. Необходимо добиться,
чтобы такая помощь пришла своевременно.
Исследовательская работа учащихся организуется нами по двум
направлениям:
урочная исследовательская деятельность учащихся: проблемные
уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, круглые
столы;
внеурочная исследовательская деятельность учащихся:
реферативные работы, учебноисследовательские работы, конкурсы
военнопатриотической направленности, интеллектуальные марафоны,
олимпиады, конференции. Особый интерес у учащихся вызывает написание учебно
исследовательских работ. Исследование в сфере образования
отличается от исследования в «большой науке». В школе мы не ставим
цели, чтобы ребенок совершил какоето новое научное открытие, для
него давно известные истины становятся поистине фантастичными и
уникальными, ведь он о них узнает впервые.
Несколько лет, проработав в данной области, мы можем
выделить несколько этапов исследовательской деятельности:
1. Выработка мотивации у учащихся для работы над
исследованиями. Для этого осуществляем экскурсии, походы по
местам родного края (посещение Челябинского краеведческого музея,
музея боевой и трудовой славы ЧТЗ, музея памяти воинов
интернационалистов, походы на Таганай , в Серпиевский пещерный
град, на озеро Зюраткуль и т.д.).
2. Написание работы. Начинаем с выбора темы исследования, что
оказывается порой сложно, так как нужно соединить воедино интересы
учащихся, их творческие способности и исторические реалии. Пяти и
шестиклассники охотно выбирают темы об историческом прошлом их
семьи: родословные, истории о судьбах близких родственников в годы
Великой Отечественной войны, семейные традиции. Учащиеся
постарше пишут о культурноисторических памятниках в
окрестностях района, города, о праздниках, обрядах, непосредственно
перекликающихся с их занятиями в различных секциях, кружках.
Следующие два этапа вызывают особые затруднения учащихся:
3.
Постановка целей и задач основных направлений
исследования.
4. Выдвижение гипотезы, то есть предположения, истинное
значение которого неопределенно.
Формулируя гипотезу,
исследователь строит предположение о том, каким образом
намеревается достичь поставленной цели.
Без помощи педагога – наставника учащимся среднего звена
практически не под силу правильно и грамотно сформулировать цель и
задачи, а также выдвинуть гипотезу исследования. Поэтому, начиная с
пятого класса, мы начинаем учиться этому. 5. Сбор, анализ и систематизация необходимой информации. Это
наиболее кропотливый, но в то же время увлекательный этап.
Учащиеся с удовольствием ходят в музеи, архивы, берут интервью,
читают газетные публикации. Во время беседы с ветеранами войны,
старожилами, работниками музеев, библиотек в детских глазах и
сердцах загорается огонек любви, уважения и гордости к нашей
Родине.
6.Оформление исследовательской работы.
7. Презентация, защита исследовательской работы.
Мы хотели бы представить наш опыт подобной работы в школе
КатавИвановска. Нас с ребятами интересовали вопросы краеведения.
Так появились работы: «Судьба человека» (о ветеране Великой
Отечественной войны, получившая диплом III степени на областном
этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих
работ учащихся «Отечество»), «Под сенью куполов» (о небольшой
часовенке, исчезнувшей навсегда в годы существования советской
власти, диплом III степени на областном конкурсе историко
краеведческих работ «От старины до современности»), «Белорецкая
железная дорога» и другие. Вместе с ребятами мы по крупицам
восстанавливали историю своего края.
В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и
остаётся нравственным и политическим принципом, социальным
чувством, содержание которого выражается в любви к своему
Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, в
стремлении и готовности его защитить. И задача педагога развить в
ребёнке данное чувство, чтобы в целом наше общество было
сплочённым и толерантным.
Решение проблем патриотического воспитания важно и для
самого учителя, его самосовершенствования, здесь, несомненно,
главным будет метод личного примера педагога в отношении к Родине
и её ценностям.
Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека
гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным
влияниям, когда в угоду моде усваивается все зарубежное и
забывается национальное достоинство. Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в
сознание людей посредством какихто формальных приемов. Эти
чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе
взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и
служения ей на примерах из истории и жизни.
1.Афоризмы
Шарль
Letter.com.ua/Sharl_Lui_Monteske_2.html
автора
Луи
Монтескье:
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва. «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
Статья по теме: "Исследовательская деятельность как фактор формирования патриотизма и гражданственности у учащихся среднего звена".
Статья по теме: "Исследовательская деятельность как фактор формирования патриотизма и гражданственности у учащихся среднего звена".
Статья по теме: "Исследовательская деятельность как фактор формирования патриотизма и гражданственности у учащихся среднего звена".
Статья по теме: "Исследовательская деятельность как фактор формирования патриотизма и гражданственности у учащихся среднего звена".
Статья по теме: "Исследовательская деятельность как фактор формирования патриотизма и гражданственности у учащихся среднего звена".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.