Статья по теме "Мастер-класс как эффективная форма обобщения, ретрансляции и диссеминации передового опыта "
Оценка 4.8

Статья по теме "Мастер-класс как эффективная форма обобщения, ретрансляции и диссеминации передового опыта "

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
библиотека +1
Взрослым
07.01.2017
Статья по теме "Мастер-класс как эффективная форма обобщения,  ретрансляции и диссеминации передового опыта    "
Мастер-класс как эффективная форма обобщения.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дмитриевская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

Мастер-класс как эффективная форма обобщения,  ретрансляции и диссеминации передового опыта

 

 

Выполнила:

воспитатель ГПД МБОУ Дмитриевской СОШ

Слушаева Светлана Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  2016 год

 

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.

СЛАЙД  2 Мастер – класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой, фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны учителя, ведущего мастер-класс.

Основное преимущество мастер-класса – уникальное сочетание индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкость во времени.

Во-первых,  проведение  мастер-класса  направлена на результативность работы   «учеников», а значит, практико- и компетентностно-ориентирована.

Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.

 Во-вторых, мастер-класс - одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения педагогов. Мастер-класс – это двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому ученику – главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.

В-третьих, мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы  предполагает использование эмпирических методов. В своей работе применяю такие методы, как  наблюдение, изучение документов и результатов деятельности других педагогов.  Разработки  дидактических материалов для работы использую в собственной педагогической деятельности.

 СЛАЙД 3 Целью мастер - класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.

 

СЛАЙД  4 Задачи мастер-класса:

·         передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

·         совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

·         рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

·         оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

СЛАЙД  5 В ходе мастер-класса изучаем разработки по теме мастер-класса,

участвуем в обсуждении полученных результатов, задаем вопросы, получают консультации, предлагаем для обсуждения собственные проблемы, вопросы,  разработки, высказываем  свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Технологический цикл работы с передовым и инновационным педагогическим опытом может считаться завершенным только в том случае, если в него включена модель освоения этого опыта профессионально-педагогическим сообществом. С процессом освоения опыта связаны такие процессы как «внедрение», «ретрансляция», «обмен», «диссеминация» (распространение).

СЛАЙД 6 Внедрение — наиболее важный и наименее изученный этап в системе распространения передового опыта. Внедрение нелегко дается учителю, оно требует творческих усилий, способности к трансформации и к преодолению трудностей, большого желания и силы воли, настойчивости и умения анализировать свои ошибки и неудачи. В своей практике я использую создание проблемных ситуаций, групповые формы работы, индивидуальные, использование современных технологий: проектные, иссследовательские.

Ретрансляция - это прием и одновременная передача, независимо от используемых технических средств, полных и неизменных телерадиопрограмм или существенных частей таких программ, транслируемых вещателем.

СЛАЙД 7 На методических объединениях воспитатели ГПД обмениваются  педагогическим опытом, просматриваем и обсуждаем занятия.

СЛАЙД 8-9 С развитием современных компьютерных технологий важнейшими педагогическими средствами являются образовательные ресурсы Интернет. В основе любого виртуального сообщества педагогов лежит идея взаимопомощи между пользователями сайта. На своем сайте я размещаю  материал, который может быть полезен другим педагогам и воспитателям, родителям и обучающимся. В этом учебном  году участвовала в муниципальном конкурсе ИНФОШКОЛА в номинации «Сайт учителя начальных классов».

В  понятийном поле сегодня появился еще один термин – диссеминация.

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах - как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем случае к планированию диссеминации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими.

Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:

- информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом;

- коммуникационные - профессиональные события;

- обучающие - организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;

- экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.

 Шаги,  обеспечивающие успешность диссеминации инновационного педагогического опыта.

1. Определить субъекты диссеминации, в числе которых основными являются:

1) авторы инновационного педагогического опыта, то есть те учителя, которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу;

2) потребители, пользователи инновационного педагогического опыта, обеспечивающего более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности;

3) организаторы процесса диссеминации (управленцы, методисты всех уровней от школьного до муниципального, специалисты системы дополнительного педагогического образования, а также представители неформальных структур, заинтересованных в продвижении педагогических инноваций в образовательную среду)

2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, − то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.

3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения.

Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении я доношу  сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.

СЛАЙД 10 Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:

         ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;

         «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;

         практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы);

         свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.

СЛАЙД 11-13 Основные формы диссеминации (распространения)

инновационного педагогического опыта.

 

 

ФОРМА

КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ

Семинар-практикум, игра

Руководит обучением учитель, чей опыт изучается. Он проводит занятия с учителями, которые хотят познакомиться с его опытом работы.

Педагогическая студия

Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога-новатора. Количество учителей может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы.

Мастер-классы

Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта. Учителя участвуют в педагогическом процессе вместе с мастером, усваивают педагогический опыт и претворяют его в жизнь. Весь школьный коллектив готовится к нему и показывает накопленный опыт.

Аукцион «педагогических идей»

Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Учителя показывают фрагменты уроков, накопленный дидактический материал. Урок записывается на видео. Жюри отмечает самые лучшие перспективные идеи. Идеи предлагаются в импровизационной форме.

 

Творческие группы

Создаются с целью поднять качество образования через изучение и распространение инновационных идей обучения и образования школьников.

Банк педагогического опыта

Тема. Проблема. Разрешение. Результат. Все данные вносятся в компьютер.

Печатные способы распространения педагогического опыта

Методический бюллетень, брошюры, книги, альбомы, сайты, блоги и др.

Социально-общественная презентация образовательных учреждений

Целью таких презентаций является привлечение внимания общественности, родителей к достижениям и проблемам образования, повышения престижа образовательного учреждения, что достигается открытостью, гласностью, предоставлением широких возможностей непосредственного наблюдения образовательно-воспитательного процесса на уроках с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Фестивали инновационного управленческого и педагогического опыта

Носят деятельностный характер и включают его участников в активную работу по принятию представляемого опыта, освоению технологий, способов работы с современными средствами обучения, в том числе компьютерами, интерактивными досками, программно-методическим обеспечением информационно-коммуникационных технологий, использованием ресурсов Интернет, создаваемых баз данных по отдельным предметам и др.

Авторская школа инновационного опыта

В программы Школ могут включаться наряду с мастер-классами (занятиями с взрослой аудиторией), открытыми уроками (занятиями с детьми) такие формы работы, как практикумы по разбору методических приемов, рассмотрению дидактического материала с точки зрения его целевого назначения, методические и практические тренинги и пробы и др.

 

Таким образом, мастер-класс окажет помощь в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта

СЛАЙД 5 В ходе мастер-класса изучаем разработки по теме мастер-класса, участвуем в обсуждении полученных результатов, задаем вопросы, получают консультации, предлагаем для обсуждения собственные проблемы, вопросы,…

СЛАЙД 5 В ходе мастер-класса изучаем разработки по теме мастер-класса, участвуем в обсуждении полученных результатов, задаем вопросы, получают консультации, предлагаем для обсуждения собственные проблемы, вопросы,…

В этом учебном году участвовала в муниципальном конкурсе

В этом учебном году участвовала в муниципальном конкурсе

Определить объекты диссеминации , то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, − то есть такие образовательные…

Определить объекты диссеминации , то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, − то есть такие образовательные…

Мастер-классы Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру

Мастер-классы Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру

Фестивали инновационного управленческого и педагогического опыта

Фестивали инновационного управленческого и педагогического опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017