Статья по теме «Непроверяемые гласные».
Оценка 5

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
русский язык
1 кл—4 кл
16.01.2017
Статья по теме «Непроверяемые гласные».
В начальной школе большой проблемой является изучение слов с непроверяемыми гласными, то есть"словарных слов". В статье раскрывается изучаемая проблема, приводятся различные виды работ по изучаемой теме. Предлагаются карточки по изучаемой теме. Это помогает развить умения и навыки у учащихся начальных классов.
реферат .doc
Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №44 ГО г.Уфа Реферат на тему: «Непроверяемые гласные». Выполнила:  учитель начальных классов  высшей категории  Соколова Е.Г. 2012 год 2 Содержание ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................4 ГЛАВА I. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ  ОРФОГРАММ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.........................................................7 §1. ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ОРФОГРАФИИ........................................................................7 §2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ СЛОВ.............................10 §3. ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ УСВОЕНИИ УЧАЩИМИСЯ "СЛОВАРНЫХ СЛОВ"................12 §4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРИКА ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СЛОВ С  НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ...................................................................................19 §5. РАБОТА НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ........................23 §6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ  ОРФОГРАММАМИ...................................................................................................................28  §7. КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ................................................................33 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ  ПРИ РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.....36 §1. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ  ПРИ НАПИСАНИИ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯ.................................................36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................45 ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................................46 ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................................48 3 Введение          Орфографическая грамотность­ это составная часть общей языковой  культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. В  начальной школе закладываются основы грамотного письма. Сегодня перед  учителем стоит задача создания  единого образовательного пространства  для формирования учебных умений и навыков у учащихся.          Работая в школе более 20 лет, я могу отметить, что в последние годы  резко снизился уровень грамотности учащихся.          Введение новых ФГОС требует модернизации общего образования.  Основными целями являются: повышение у школьников интереса к  различным дисциплинам, повышение качества знаний, внедрение  информационных технологий, обеспечение контроля и коррекции учебной  деятельности.          Со словами с непроверяемыми орфограммами младшие школьники  встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах "Азбуки" дети  сталкиваются со словами "абажур", "арбуз", "библиотека", "конура",  "торшер" и многими другими [13, с.22]. Число таких слов с каждой  страницей учебников по русскому языку, чтению, математике,  природоведению и другими дисциплинами все больше возрастает, достигая  к концу курса начальной школы внушительной цифры более 500 единиц.  Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную   школу,   допускают   ошибки   в   написании   большого   количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Именно поэтому данная тема актуальна. 4 Одна из причин актуальности неразработанность методики обучения   состоит   в непроверяемым   написаниям   слов,   прежде   всего, неупорядоченности   дидактического   материала,   на   котором   следует проводить   работу   над   написаниями   данного   типа,   и   отсутствие   научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этому. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой. Поэтому   для   усвоения   учащимися   слов   с   непроверяемыми орфограммами учителю необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы, работать над значением этих слов. Методы исследования: 1. Анализ лингвистической и методической литературы по теме. 2.   Наблюдение   за   учебной   деятельностью   учащихся   начальных классов   и   методической   работой   учителя   над   непроверяемыми орфограммами. 3.   Опытное   обучение   по   определению   наиболее   удачных методических приемов обучения написанию словарных слов. 4.   Статистическая   обработка   данных,   полученных   в   результате обучения непроверяемым написаниям в контрольной и экспериментальной группах с применением компьютерных программ. Задачи исследования: 1. Познакомиться с приемами обучения непроверяемым написаниям. 2.   Выявить   основы   и   принципы   методики   формирования орфографических навыков с помощью приемов обучения непроверяемым написаниям слов. 3. Обосновать эффективность различных приемов. 5 Предмет   исследования:   организация   учебного   процесса, направленного на усвоение учащимися начальных классов словарных слов. Объект   исследования:   Методические   приемы   формирования навыков   правописания   словарных   слов   на   основе   развития   общей орфографической зоркости. База   исследования:   средняя   общеобразовательная   школа   №44 г.УФы, начальные классы. Гипотеза:   Использование   учителем   в   своей   работе   различных приемов и методов обучения способствует эффективному усвоению детьми слов с непроверяемыми орфограммами. 6 Глава I. Приемы обучения правописанию непроверяемых орфограмм на уроках русского языка §1. Традиционный принцип орфографии Слово могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий  источник  вдохновения. Словарный   состав необходим  языку  как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного   слова   ведет   часто   к   непониманию   всего   содержания   читаемого материала. Природу русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: разные   типы   орфограмм   подводятся   под   действие   морфологического, традиционного, смыслового и других принципов, что помогает в выборе методов   и   приемов   обучения   не   всей   орфографии   вообще,   а   каждому конкретному типу орфографических явлений [13, с.22]. Понять принципы орфографии значит воспринять каждое ее отдельное звено общей системы, каждую орфограмму увидеть во взаимосвязях всех сторон языка. Рассмотрим традиционный принцип орфографии. Есть в русском языке слова, которые пишутся так, как принято: либо в  соответствии   с   традицией   родного   языка:   "калач",  "собака",  "корова"; либо   сохраняют   написание   по   языку   источнику:   "касса",   "магазин". Непроверяемые   правилами   слова   многосоставны,   в   письменной   речи учащихся   их   число   достигает   многих   десятков   и   даже   сотен.   Они усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью орфографического словаря.   По   преимуществу   слова   с   традиционными   написаниями   это заимствования   из   других   языков.   Многие   из   них   вошли   в   русский   язык 7 сравнительно   недавно:   "ванна"   из   немецкого   языка,   "пионер"   из французского,   "компьютер"   из   английского;   иные   в   давние   времена: "арбуз", "балык" из тюркских языков, "чемодан" из персидского, "солдат" из   немецкого,   "декабрь"   из   латинского.   Многие   слова   нерусского происхождения   настолько   "обрусели",   что   уже   не   воспринимаются   как заимствования: "трактор", "пиджак", "лампа" и пр. Многие написания, относимые к числу непроверяемых, на самом деле могут быть проверены на основе языка источника (если учитель и ученик хотя бы немного знают этот язык): "аккуратный" от латинского "accuratus" (буква  "а"   в   начале   слова,   две   буквы   "к"),  "пассажир"   от   французского "passger"   (буква   "а"   в   первом   слоге,   две   буквы   "с"),   "трамвай"   от английского   tramway,   "хоккей"   от   английского   "   hockey",   "аллея"   от французского "allee" и т.п. Иногда   написание,   считающееся   традиционным   и   непроверяемым, может   быть   проверено   на   основе   знания   этимологии   и   исторических изменений в фонетике русского языка: "петух" от "петь"; "горох" содержит полногласие "­оро­", в котором не бывает буквы "а". Традиционные написания не противоречат ни морфологическому, ни фонематическому принципам орфографии, ни правилам русской графики. Но   в   рамках   традиционного   принципа   все   же   есть   несколько   случаев, противоречащих общей системе графики. Традиционное  написание  сочетаний  "жи", "ши" с буквой  "и" (хотя после всегда твердых согласных [ж] и [ш] употребляется гласный [ы], a не [и]) "ча", "ща" с буквой "а", "чу", "щу" с буквой "у (несмотря на то, что звуки [ч] и [щ] всегда мягкие, и после них дети должны писать "чя","щя", "чю","щю"   по   аналогии   с   подобными   позициями,   где   мягкость предшествующего согласного обозначается буквами "я", "ю"). Объясняется 8 написание   этих   сочетаний   исторически:   в   древне­русском   произношении согласные   [ч],   [щ]   были   всегда   твердыми,   а   [ж]   и   [ш]   мягкими   (в современном   языке   мягкие   [ж]   и   [ш]   встречаются   в   нерусских   словах: "жюри", "Жюль Верн" и т.п.). Историческое написание сохранилось до сих пор. В начальных классах написание этих сочетаний обычно заучивается без какого­либо объяснения, что, конечно, не может не наносить ущерба формированию у детей понятия об орфографической системе. Морфологическому принципу противоречит традиционное написание отдельных   слов;   например,   "калач"   по   морфологическому   принципу следовало   бы   писать   "колач"   от   слова   "коло"   "колесо"   (калач   обычно круглый); буква "а" пишется по традиции. Есть слова, в которых традиция написания может быть подкреплена пониманием   морфологического   состава   слова   и   даже   способа словообразования. Так, написание сложных числительных, которое должно быть усвоено младшими школьниками запоминанием, может быть понято детьми по их образованию: "пять­десят", "пять­сот" и т.п. Если   морфологические   написания   усваиваются   и   проверяются   на основе фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов   и   их   сочетаний,   то   традиционные   написания   усваиваются,   в большинстве случаев, запоминанием и проверяются по словарю. Запоминание в начальных классах играет очень важную роль, им не следует   пренебрегать,   наоборот,   нужна   гибкая   система   мотивации   и игровых методик, облегчающих детям запоминание трудных слов. Традиционные   написания   непроверяемы   в  том   смысле,   что   они   не могут   быть   проверены,   подобно   морфологическим,   сильным   позициями соответствующих гласных и согласных фонем. Но они сохраняют основной 9 признак   морфологического   написания:   единообразное   написание   корня слова, морфемы. В самом деле, все родственные слова с непроверяемым корнем,   например,   "­машин­":   "машинка",   "машинист",   "машинный", "автомашина",   "машиноведение",   "машинопись,   сохраняют   единообразное написание этого корня. Это значит, что традиционный принцип по своей функции очень близок принципу морфологическому. §2. Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов Начиная   с   первого   класса,   проводится   постоянная   работа   по запоминанию,   заучиванию   слов   и   орфограмм.   Запоминаются   слова   и   не проверяемые,   и   проверяемые:   последние   в   ассоциативных   парах   (или группах) с проверочными словами: "луг­луга". Но в отличие от первого класса, во втором классе даются списки непроверяемых слов, правильное написание которых обязательно; их 50, согласно программе. В учебнике эти слова введены в упражнения, а также даны отдельно, напечатаны крупно письменными буквами. Где возможно, они   тематически   связаны   с   изучаемым   грамматико­орфографическим материалом. Так, в теме "Большая буква" даны слова "корова", "молоко", "собака",   "город",   "деревня",   которые   легко   входят   в   словосочетания   с собственными именами. Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более высоком уровне обученности. Так, в словах "корова", "молоко", "город", "деревня" полногласия "­оро­", "­оло­", "­ере­" пишутся всегда с буквами "о" и "е"; в том, что это полногласия, а не случайные сочетания, легко убедиться,   подбирая   проверочные   родственные   слова:   "город­град"   (   "­ 10 оро­", чередуется с "­ра­")," деревня­древо, древесный" ("­ере­", чередуется с "­ре­"), "молоко­млеко, млечный" ("­оло­", чередуется с "­м­"). Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов: а)   метод   языкового   анализа   приемы   звуко­буквенного   анализа, фонетического   разбора,   орфографического   комментирования,   устного проговаривания; б)   зрительное   запоминание   вместе   с   кинестезическим (речедвигательным,   рукодвигательным):   приемы   зрительного   диктанта, списывания   с   различными   заданиями,   проверки   слов   по   словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм цветным мелом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов; в)   сопоставление   и   противопоставление   тематических   групп заучиваемых слов ( например, сопоставление названий домашних животных: "корова",   "лошадь",   "собака"),   однокоренных   слов   ("рабочий",   работа, работать"), форм слова ("стакан­стаканы", "учитель­учителя"), сравнение по   значению   ("машина­машинка­машинища",   "деревня­город",   "мороз­ жара"), пример противопоставления ("учебник, ученик"­"учитель") и т.п.; г) сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные   виды   слуховых   диктантов.   В   слуховом   диктанте   пишущий воспринимает   звучащее   слово,   его   звуковой   состав   он   переводит   в буквенный, графический комплекс и записывает; д)   составление   словосочетаний   (синтез)   с   трудными   словами, выработка   словесных   ассоциаций:   "пальто"   "осеннее   пальто",   "надел пальто", "пальто велико"; "сорока" "сорока­болтунья", "белобокая сорока", "заметили сороку", "сорока улетела" и т.п.; е)  составление   предложений   с  трудными  словами,  включение   их   в сочетания и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи; 11 ж)   занимательные   формы   работы:   включение   трудных   слов   в словесные игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами,   юморесок,   загадок,   отгадывание   загадок;   проведение   викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву "а", на букву "м", больше слов с безударными гласными и т.п. Установлено   экспериментально,   что   для   успешного   запоминания непроверяемых   слов   они   должны   повторяться   после   первого   изучения: через две недели; еще через месяц 2 раза: затем через 2 месяца с целью контроля   [13,с.23].   Однако   в   практике   многих   учителей   используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие   устные   диктанты,   занимающие   2­3   минуты   (и   даже   меньше), позволяют   постоянно   держать   в   памяти   детей   трудные   слова,   а   также проверять   их   усвоение   и   работать   над   индивидуальными   ошибками учащихся. Такие мини­диктанты могут варьироваться частично с записью слов, использованием карточек, хоровым произнесением и пр. §3. Причины трудностей при усвоении учащимися "словарных слов" Одной из причин, затрудняющих усвоение "словарных слов", является то,   что   работа   над   непроверяемыми   безударными   гласными   ведется   на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же   умение:   обнаруживать   гласный   в   слабой   позиции,   т.е.   в   безударном положении. 12 Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу,   можно   вести   дальнейшую   работу   над   способами   ее   решения   в зависимости от разновидности орфограммы. К   другой   причине   можно   отнести   то,   что   при   знакомстве   со "словарными"  словами  ребенку  отводится, как   правило,  пассивная  роль: слово   предъявляется   и   анализируется   самим   учителем.   Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками. Работу по освоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу. Первым  шагом  в  этой  работе  является  введение   нового   слова.  На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы. 1. Предъявление слова. В настоящее время используются следующие способы: а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися; б)   прослушивание   грамзаписи   и   определение   предмета,   о   котором идет речь; в)   рассматривание   предметной   картинки   (из   набора   "картинный словарь"); г) описание признаков предмета или предъявление слова­синонима.  Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым "слуховым" образом слов. 2. Работа над "слуховым" образом слов. В   школьной   практике   распространен   следующий   способ   подачи "словарного"   слова:   сначала   учащиеся   отгадывают   загадку   (или рассматривают   картинку).   Затем   учитель   поясняет:   "Сегодня   мы 13 познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберем это слово!" Проводится звуковой анализ, выявляется безударный гласный и т.д. Такой   порядок   работы   неудачен,   так   как   учащиеся   пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия. Правильнее поставить иначе. Учащиеся   проговаривают   слово   хором,   затем   по   одному орфоэпически, без выделения слогов определяют "трудное" место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Если в период обучения грамоте   учащихся   знакомили   с   признаками   орфограмм   (со   слабыми позициями для гласных и согласных: для первых положение без ударения, для вторых положение в конце слова и перед другим согласным), то после орфоэпического   произнесения   дети   сразу   могут   назвать   в   этом   слове "трудное" место. Как известно, дети лучше запоминают  то, что, как  им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять "трудное" место в слове   до   начала   письма,   то   процесс   письма   становится   для   них   более осознанным. 3. Запись слова с "окошком" ("дыркой"). После   того   как   дети   определят   ударный   и   безударный   слоги,   они записывают "словарное" слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы   учащиеся,   записывая   слово,   сами   показали   "трудное"   место пропуском буквы так называемым "окном", или "дыркой". Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Однако   при   такой   форме   записи   важно   соблюдать   еще   одно   условие: вместо   пропущенной   буквы   должен   непременно   ставиться   какой­либо "сигнал опасности" например, точка:" б.реза". 14 После   проведения   необходимой   работы   учащиеся   самостоятельно вставляют   нужную   букву   и   еще   раз   записывают   слово,   предварительно проговорив его орфографически, т.е. как оно написано. Специфическая форма записи слова с пропуском "трудного" места   предлагаемый   детям   для   фиксации   поставленной это   способ, орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми   написаниями   учились   прежде   всего   обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Такая же форма записи используются и при изучении орфограмм, подчиняющихся правилами: "Обнаружив "трудное" место, не пиши наугад, а оставь "окно" там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к ее решению". Иногда   учителя   предъявляют   детям   карточку,   на   которой   слово записано с пропущенной буквой: "б.реза". Этот прием не равноценен приему записи слова с "дыркой" самим учеником, так как школьник имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной. Важно же, чтобы он ставил ее самостоятельно. После того как учащиеся записали слово с "окном", они пытаются подобрать   проверочное   слово   и   определить   нужную   букву.   Когда   это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Согласно традиционной методике, учитель сам показывает на доске, предъявляет   его   с   выделенной   орфограммой   на   карточке   либо   просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице. Здесь целесообразно внести некоторые усовершенствования. 4. Работа над "зрительным" образом слова. Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве),   обратившись   к   орфографическому   словарику   (или   к   словарю 15 учебника). Это будет способствовать, во­первых, накоплению опыта работы со словарями, во­вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую  задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического   облика   слова   на   этой   стадии   работы   полезно использовать   элементы   этимологического   анализа   (если   он   помогает объяснить написание слова). 5. Введение нового слова. На   этапе   введения   нового   слова   работа   над   непроверяемым написанием   включает   в   себя:   устное   предъявление   слова,   постановку орфографической     которая   фиксируется   пропуском соответствующей   буквы,   выбор   способа   решения   и   собственно   решение задачи, орфографической   задачи,   в   том   числе,   если   это   целесообразно,   с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика. Как   пишет   М.Р.Львов,   считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания   "иногда   написание, этимологии   и   исторических   изменений   в   фонетике   русского   языка" [13,с.24]. Обращение   к   истории   слов   может   помочь   детям   в   изучении орфографии отдельных слов. Учителя знают о возможности использования элементов этимологического анализа для решения орфографических задач, но прибегают к нему редко из­за отсутствия в собственной методической лаборатории необходимого материала. При работе над так называемыми словарными словами определенную трудность   для   школьников   представляет   прочное   запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается 16 вовлечением   в   процесс   восприятия   различных   анализаторов. Следовательно,   и   упражнения   должны   опираться   на   различные   виды памяти. Хорошему   усвоению   правильного   написания   слова   способствует использование системы списывания, разработанной психологом П.С.Жедек [16].   Запоминанию   слов   способствует   и   привлечение   мнемонических приемов. К   мнемотехнике   можно   отнести   такие   стихи,   рассказы,   рисунки, ребусы,   группировки   слов,   которые,   вызывая   определенные   ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка. Работу   по   организации   тематических   групп   слов   описывает С.Н.Лысенкова [15,с. ]. Часто учителями объединяются слова с безударной гласной в первом слоге, например, морковь картофель помидор капуста Помогают   запоминанию   небольшие   рассказы   детских   писателей,   рассказ   Н.Сладкова   "Сорока   и   медведь", например, А.Вознесенского "Собака".   рассказ После знакомства с рассказом "Собака" учитель задает вопрос:  ­ Заслуживает ли собака медаль за свою верную службу? (да) К   изображению   собаки   прикрепляется   медаль,   формой напоминающая букву "о". С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, например, Орех (орех круглой формы) 17 рАкета (ракета в виде буквы "А") Работу   по   запоминанию   слова   "ягоды"   (ягода)   можно   начать   с рассмотрения картинок с изображением малины, черники, земляники и т.п. Детям   задается   вопрос:   "Как   можно   назвать   все   эти   предметы   одним словом?" (ягоды) Учащиеся   записывают   слово   с   "окном".   Для   запоминания орфограммы предлагается рисунок: ягОды (букву "о" можно изобразить в виде какой­либо ягоды). Нельзя обойти и работу со словами, в которых есть непроизносимые согласные.  Возьмем   для   примера   слово  "лестница".  После   предъявления слова   учащимся   предлагается   (устно)   провести   звуковой   анализ   этого слова. Определить   "трудное"   место   в   слове   и   обозначить   его   "окошком" учащиеся не смогут. После звукового анализа одному из учеников даются карточки с буквами: Е; Т; Н; Л; и, с, а, ц, которые нужно разместить на ступеньках лестницы (см. рисунок).  а ц и Н Т с Е Л Затруднения   могут   возникнуть   с   размещением   буквы   "Т".   Тогда учитель должен помочь детям, объяснить, какое место и почему в этом слове "трудное", и дать этимологическую справку. 18 §4. Использование этимологического словарика для закрепления слов с непроверяемыми орфограммами "Этимологический словарик" адресован учителю и предназначен для организации  словарно­орфографической   работы  на  уроках  грамматики  и орфографии в 1 классе (программа 1­3) и во 2 классе (программа 1­4). Традиционно   слова   с   непроверяемыми   написаниями,   или   так называемые "словарные" слова, усваиваются младшими школьниками путем механического   запоминания   их   графического   облика.   Это   объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного   и   поэтому   их   написание литературного   произношения   нельзя, рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на   доске   или   карточке,   прочитывается,   анализируется,   несколько   раз проговаривается   орфографически,   записывается   в   тетради,   затем многократно повторяется на следующих уроках. Такая   методика,   ориентируя   учащихся   на   формальное   заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстро и прочно их запоминания, о чем   свидетельствуют   устойчивые   ошибки,   допускаемые   младшими школьниками   как   в   заучиваемых   словах,   так   и   в   словах,   родственных изученным:   "земл _е .ника",   "п _а .года";   "к _а .ньки";"   пл _а .ток",   но "пл _о .точек"; "береза, но  "б _и .резовый" и т.п. Повышение   эффективности   усвоения   слов   с   традиционным написанием   психологи,   передовые   учителя   связывают   с   изменением характера их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником знания изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи 19 данного   слова   с   ранее   изученными   словами,   сообщения   (учителем)   и использования (учащимися) специальных приемов запоминания, активного включения "трудных" слов в речевую практику ребенка. Интересно,   что   младшие   школьники,   стараясь   облегчить   себе запоминание   непроверяемых   написаний,   нередко   пытаются   интуитивно, непроизвольно   отыскать   опору   запоминания   или   в   языке,   или   во внеязыковой   действительности:   "Восток   пишется   с   "о",   потому   что   там солнышко восходит". Однако   часто   эти   опоры   бывают   ложными:   "М _и .дведь,   его   еще М _и .шей называют, М _и .шенькой"; "К _а .ньки ­ потому что мы на них на ­ к _а .тке  к _а .таемся, проверочное слово к _а .тится." Одним   из   средств,   обеспечивающих   правильность   и   прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в   упрощенном   варианте   ­   этимологическая   справка.   Она   содержит информацию   о   происхождении   слова,   его   первоначальном   значении, помогает  "прояснить"   исторический   состав   слова.   Нередко   обращение   к истории   слова   позволяет   мотивировать   его   современное   правописание. Например, "М _А .ЛИНА" ­ в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово "малина" образовано от слова "малый" ­ "маленький". "Малина" ­ "малый" ­ "состоящая из маленьких частей". Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. Например:  "С _А .ПОГ"  ­  по   внешнему   виду   верхняя   часть   сапога похожа на трубу, дудку. Не случайно поэтому слово "сапог" образовалось от "сапох" ­ "труба, дымоход, отверстие в печи". 20 В   ряде   случаев   исторический   корень   (приставка,   суффикс)   имеет графический облик, контрастный современному. Например: "СТ _А .КАН" ­ слово заимствовано из тюркского языка. Первоначально слово "стокан" означало ­ "маленькая деревянная миска". Учитывая сказанное, можно считать, что в 1 классе целесообразно использовать   этимологические   справки   в   работе   лишь   с   теми   словами, обращение   к   истории   которых   позволяет   выделить   опорное   написание, найти   опору   для   запоминания   их   современного   графического   облика.   В соответствии с этим в "Этимологический словарик" и были отобраны из программы   слова   с   традиционными   написаниями   в   историческом   корне (береза, деревня, пенал). В тоже время ряд слов содержит орфограммы в исторической приставке или суффиксе (народ, завод, ягода и др.). Словарная статья состоит из нескольких частей. В   первой   части   называется   заголовочное   слово   статьи   (слово выделено   большими   буквами)   и   дается   толкование   его   современного лексического   значения.   У   многозначного   слова   объясняется   одно   из значений,   в   котором   оно   чаще   всего   употребляется   младшими школьниками. Вторую   часть   составляет   этимологическая   справка,   в   которой   толкуется сообщается   язык­источник   происхождения   слова, первоначальное   значение   слова   (оно   заключено   в   кавычки),   называются слова, исторически родственные данному, выделяется слово или морфема с опорным написанием. Далее приводится образец краткой записи этимологической справки в словарики или тетради школьников. Запись строится по следующей схеме: ­ изучаемое слово (выделено большими буквами, со знаком ударения, линией обозначена орфограмма); 21 ­   производящее   слово,   морфема,   исторически   родственные   слова (слова, морфемы с опорными написаниями подчеркнуты; заимствованные слова переданы буквами русского алфавита); ­ первоначальное значение слова (заключено в кавычки). Завершает   словарную   статью   текст,   иллюстрирующий   исходное, историческое значение анализируемого слова. Этимологическую   справку   следует   сообщить   детям   на   уроке знакомства   с   новым   словом.   Работа   при   этом   строится   в   следующем порядке: 1.  Предъявление   цели.  Предъявление   слова,   чтение,  уточнение   его значения,   частичный   звуко­буквенный   анализ   с   целью   выделения орфограммы. 2.   Орфографическое   проговаривание,   запись   слова,   выделение орфограммы в записанном слове. 3.   Сообщение   учащимся   этимологической   справки,   краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся. 4. Подбор однокоренных слов. 5.   Составление   словосочетаний   или   предложений   с   изученным словом,   комментированная   запись   их   с   использованием   этимологии   для объяснения правописания. В   "Этимологическом   словарике"   представлено   38   слов   с непроверяемым написанием: береза, воробей, ворон, ворона, город, деревня, дорога, завод, капуста, карандаш, картина, коньки, корова, лисица, лопата, малина,   медведь,   медведица,   Москва,   народ,   огород,   одежда,   октябрь, пенал, петух, платок, погода, портфель, посуда, работа, рабочий, работник, собака,   соловей,   сорока,   тетрадь,   урожай,   ягода.   (Некоторые   образцы словарных статей приведены в приложении). 22 §5.   Работа   над   значением   слов   с   непроверяемыми написаниями Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления   учащихся.   Одним   из   показателей   умственного   и   речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова   человеческое   мышление   связывается   с   объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, "представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи". Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Подчеркивая значение развития "дара слова" для формирования мыслительной деятельности ребенка и для всего   дальнейшего   обучения,   К.Д.Ушинский   писал:   "Дитя,   которое   не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в  устной   и   письменной   речи,  всегда   будет   страдать   от   этого   коренного недостатка при изучении всякого другого предмета"[28,с.69]. Обогащению словарного   запаса,   а   следовательно,   и   речевому   развитию   может способствовать   такая   организация   учебной   деятельности,   которая   будет направлена на: 1) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных   слов,   оттенков   значений   этих   слов,   антонимических   и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов; 23 2)   развитие   умения   объяснить   значение   слов   и   особенности   их употребления в речи; 3) формирование умения пользоваться словом в речи при построении собственного речевого высказывания (как устного, так и письменного). "Каждое   лексическое   значение   слова   как   единицы   лексико­ семантической   системы   языка,   ­   по   определению   Н.А.Купиной,   ­ представляет собой совокупность смысловых признаков, которые отличают это значение от других, создают индивидуальность лексического значения и поэтому   могут   быть   названы   дифференциальными   признака­   ми лексического   значения"[17,с.112].   Учим   ли   мы   детей   вникать   в   смысл слова?   Какой   объем   информации   о   лексическом   значении   слова воспринимается   ребенком?   Воспитываем   ли   мы   у   младших   школьников умение   объяснять   значение   слова?   Сейчас,   когда   методическая   мысль   и педагогическая   практика   по   вопросу   организации   лексической   работы   в школе   значительно   продвинулась   вперед,   эти   вопросы   не   могут   не волновать ни учителей, ни методистов, ни ученых. Каждый ребенок по­своему понимает смысл, который закреплен за словом,   обозначающим   какой­то   реальный   или   мыслимый   "кусочек" действительности, но дать словесное объяснение значения слова для детей затруднительно. Это еще раз подтверждает, что словарные упражнения не должны быть направлены только к запоминанию определенного списка слов вне   всякой   связи   с   общей   системой   занятий   по   языку.   У   младших школьников   необходимо   воспитывать   умение   словесно   формулировать смысл   изучаемых   слов,   а   значит,   и   словесно   раскрывать   содержание понятий, обозначенных в языке данными словами. Как   объяснить   младшим   школьникам   значение   слова?   Отвечая   на этот вопрос, невольно вспоминаются слова К.Паустовского. Размышляя о 24 том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка, в одном из которых собрать слова, имеющие отношения к природе, он писал: "Словарь   этот   будет,   конечно,   толковым.   Каждое   слово   должно   быть объяснено,  и   после   него   следует   помещать   несколько   отрывков   из   книг писателей,   поэтов   и   ученых,   имеющих   научное   или   поэтическое касательство к этому слову"[19, с.96]. Для   осознания   значения   слова   важным   для   ребенка   является контекст,   в   котором   это   слово   было   услышано   впервые.   Подбор   таких текстов поможет учителю не только провести анализ лексического значения слова,   но   и   оказать   определенное   воздействие   на   ученика,   даст   верное представление о предмете окружающей действительности, обогатит память ребенка   образцом   художественного   текста,   будет   способствовать воссоздающему   и   творческому   воображению   (см.   практическую   часть, фрагмент урока №4). Вот еще несколько заданий, которые можно использовать для того, чтобы   развивать   у   детей   умение   объяснять   значения   изученных   слов, воспроизводить   в   памяти   дифференциальные   признаки   лексического значения. ­ Расскажи дома о том, что ты узнал о значении слова. ­   Представь   себе,   что   ты   художник.   Тебе   поручили   нарисовать молоток. Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет. ­ Тебе поручили составить рассказ о медведе. Составь этот рассказ так, чтобы мы смогли представить себе медведя таким, какой он есть в жизни. ­ Представь себе, что тебе нужно объяснить значение слова "пенал" человеку, который никогда не видел этого предмета. Как ты объяснишь значение этого слова? 25 ­ Вспомни значение слова "береза" и составь загадку, в которой по одному или нескольким признакам можно узнать это дерево. ­ Составь кроссворд на тему "Растения". Наибольшие   возможности   для   осознания   лексического   значения изучаемых   слов   имеет   проведение   внеурочных   занятий   по   языку,   где младшие школьники под руководством учителя создают свои собственные словарики,   например,   на   такие   темы,   как   "Звери   и   птицы"   (1   класс), "Растения   леса   и   огорода"   (2   класс),   "Профессии"   (3   класс)   и   др.   Как происходит   толкование   слов,   покажем   на   примере   одного   из   вариантов работы со словом "сорока", проведенной на внеурочном занятии в 1 классе (см. практическую часть). Работа над словом предполагает "количественное" и "качественное" обогащение словаря учащихся и его активизацию. Так, при изучении любого слова   учитель   может   создать   у   детей   первое   представление   о   лексико­ семантической   парадигме,   образующей   семантическое   поле   изучаемого слова. Такое представление дается без соответствующих терминов и не на одном   уроке,   а   в   процессе   постепенного   выполнения   лексико­ орфографических упражнений на уроках грамматики и правописания и во внеклассной   работе   по   русскому   языку.   Например,   при   разборе   слова "мороз"   определяются   его   связи   по   значению   и   сочетаемость   слова   с другими словами. РОДО­ВИДОВЫЕ СВЯЗИ: 1) мороз­холод; 2) мороз­холодная зимняя погода. РОДСТВЕННЫЕ   СВЯЗИ:   мороз,   морозец,   морозный,   морозно, заморозки, морозить.  СИНОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз, холод, стужа.  АНТОНИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: мороз­жара, мороз­зной. МОРОЗ  26 СОЧЕТАЕМОСТЬ   СЛОВ:   лютые, январские...морозы;   Мороз   ударил,   усиливается,   крепчает,   трещит...;На   Сильные,   жестокие, мороз выйти, на морозе стоять, в мороз гулять...  ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ: Мороз по коже ( по спине) дерет (идет) ­ возникает неприятное ощущение от холода или от внезапного страха. Слово   "мороз"   является   первым   словом   с   непроверяемым написанием, с которым знакомятся первоклассники (программа 1­3). На   уроке   на   основе   выполнения   упражнения   №3   в   учебнике   дети осознают первое значение данного слова (мороз ­ это низкая температура воздуха,   холод)   и   возможность   синонимической   замены   слова   "мороз" словом   "холод".   На   последующих   уроках   в   1­3   классах   при   изучении грамматико­орфографического   материала   учитель   через   систему упражнений (имеющихся в учебнике и дополнительных) знакомит детей с другими связями по значению слова "мороз" и сочетаемостью этого слова с другими словами в предложении и словосочетании Проведение   подобных   упражнений   обогатит   память   ребенка пониманием лексического значения уже не одного слова "мороз", а многих слов (однокоренных слов, слов­синонимов, антонимов, сочетаний слов) и позволит   ему   правильно   использовать   эти   слова   при   построении собственного речевого высказывания. Считаем,   что   лексико­семантическая   работа   в   начальных   классах должна   широко   применяться,   ибо   она   готовит   учащихся   к   восприятию систематического курса в среднем звене школы, способствует развитию у детей   лексико­семантического   взгляда   на   слово,   обогащает   речь   детей, вызывает   у   школьника   познавательный   интерес   к   русскому   языку, 27 формирует орфографическую зоркость и помогает запомнить правописание "словарных слов". §6. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми орфограммами Большинство известных методистов для закрепления правописания трудных слов советуют использовать игры, т.к. именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Игру можно построить   так,   чтобы   ведущим   началом   была   наглядность,   столь необходимая для формирования орфографического навыка. И, наконец, что так же немаловажно, игру можно вывести за рамки урока. Игры,   предназначенные   для   запоминания   слов   с   непроверяемым написанием, нетрудно  сделать   и самим.  Одним  из  возможных  вариантов является   лото,   которым   целесообразно   пользоваться   не   только   на дополнительных занятиях, но и в группе продленного дня [31, с.15­16]. В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на клетки,   в   каждой   из   которых   крупным   шрифтом   написаны   слова   с непроверяемым написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове было каким­либо образом выделено), например: капуста       картофель огурец       помидор На   маленьких   карточках,   совпадающих   по   размерам   с   клеткой большого листа, записываются загадки, соответствующие словам­отгадкам, занесенным   в   клетки.   Количество   маленьких   карточек   должно соответствовать общему количеству клеток на больших листах. Правила игры аналогичны другим играм подобного рода. Участники получают   одинаковое   количество   больших   листов   (1­2).   Ведущий   берет 28 себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова­отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего   карточку   и   закрывает   ею   соответствующую   клетку   на   листе. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа. Цель   такого   лото   ­   зрительное   восприятие   и   запоминание   слов   с непроверяемым написанием. Использовав эту игру продолжительное время, учитель делает другие варианты лото, более сложные. На больших листах вместо вы деленных букв   делаются   пропуски,   которые   школьник   будет   заполнять   простым карандашом или накладывать букву из разрезной азбуки, например: к . пуста     к . ртоф . ль . гурец     п . м . дор Наконец, можно сделать и так: на маленьких карточках с загадками следует начертить схемы слов­отгадок, например: Лежит меж грядок … зелен и сладок. … Игрок   в   таком   случае   должен   не   только   правильно   закрыть маленькими   карточками   клетки   большого   листа,   но   и   вписать   простым карандашом отгадку в заданную схему. Чтобы   не   наступило   такого   момента,   когда   учащиеся   потеряют интерес   к   игре   (потому   что   выучили   все   загадки),   надо   своевременно обновлять содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же слова другие   загадки,   учитывая   при   этом   возрастные   и   индивидуальные особенности класса. Загадка не должна быть очень простой или, наоборот, очень сложной. Отбирая   слова   для   заполнения   больших   листов,   следует   по   мере возможности группировать их по тематическим группам: овощи­фрукты­ ягоды,  животные­птицы  и  т.п.  Лото  лучше  сделать  красочным:  рисунки, 29 вырезки   из   журналов,   открытки   украсят   игру,   сделают   ее   более привлекательной и интересной. С   ребусами   учащиеся   знакомятся   в   букварный   период.   Тогда   они учатся читать слова "корова", "ворона", "ворота" и др., написанные в виде ребусов. Вот,   например,   кроссворд,   где   зашифровано   слово   "молоко".   К такому кроссворду обычно дается загадка. ___ О ___ О ___ О Хочешь бегать далеко, Хочешь прыгать высоко, Пей почаще ... (молоко). Дети хором подсказывают отгадку. Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но и   способ   еще   раз   подчеркнуть   трудную   орфограмму   и     закрепить   ее написание в памяти. ___ А ___ У ___ ___ А ___ ___ Е ___ И Ц ___ Две гласных "а" и "у" одна. Угадайте­ка, друзья, Очень много хруста Издает ... (капуста). В поле выросла она, Колосом своим горда. Может колосом гордиться Лишь хорошая ... (пшеница) К этому кроссворду можно предложить игру "Подскажи словечко". ___ О Р О ___ Прошу вас все слова назвать, Где ­оро­ надо написать. На жарком солнышке подсох И рвется из стручков ... (горох). 30 (Е.Благинина.) Дедушка Рох посеял ... (горох). ­ Уродился я неплох,­ С грядки хвастался ... (горох). Привезли во двор песок­ Золотую гору: Без гвоздей и без досок Можно строить ... (город). (И.Кононов.) Берегите уши, нос, Здесь ведь прячется ... (мороз). Для правильного закрепления написания "словарного" слова можно использовать шуточные вопросы, загадки, например: 1. В каких словах живет рак?  (ЗавтРАК, РАКета.) 2. В каких словах спрятались ноты?  (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.) 3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) ) 4. Все слова хороши,но где­то спрятались "еж" и "уж". (дЕЖурный, УЖин.) 5. Какие слова любит ворона? (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.) А лягушка? (КВАртира, МосКВА.) 6. В каких словах ель растет? (КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.) Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад. 31 Мой первый слог ­ крик птицы. Два других на дне пруда, А целое в музее Найдите без труда. (Картина) Или: Прибавьте сорок к единице длины, И вмиг она преобразится. А как? Подумать вы должны. Скажу лишь: под землей помчится. (метро) После того как написание слова хорошо усвоено и дети не делают ошибок,   можно   использовать   загадки,   где   отгадка   ­   словарное   слово. Например: игра "Подскажи словечко". 1. Рано утром всех на луг Собирает нас пастух. А к вечеру всем молока Я людям дать готова. Угадали, кто же я? Конечно же ...(корова). 2. Дремучий лес к стеклу прирос ­ Нарисовал его ...(мороз). (Г.Соколов.) 3. Трещала с самого утра: "Пора! Пор­р­ра!" А что ­ пора?Такая с ней морока, Когда трещит... (сорока). (Е.Серова.) И   последним,   завершающим   этапом   изучения   словарного   слова является   самостоятельная   работа   учащихся   по   закреплению   умения правильно   писать   изученное   слово   в   письменной   работе.   С   этой   целью можно давать такие работы, как: 1) написать все словарные слова, используя сюжетную картинку; 32 2)   учитель   читает   стихотворение,   а   учащиеся   после   его прослушивания должны записать все "словарные" слова, например: Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. (однажды, мороз.)    §7. Классификация словарных диктантов Формой   контроля   сформированности   умений   писать   "словарные" слова   являются   диктанты.   Гордеев   Э.В.   и   Дмитрюк   М.В.   обобщили   и систематизировали   материал   по   работе   над   "словарными"   словами,   и составили схему­классификацию словарных диктантов [3,с.16­18]. Все словарные диктанты классифицированы: а) по форме работы (простые и творческие); б) по виду восприятия (слуховые и зрительные). Эта схема полезна учителям, т.к. она позволит им творчески подойти к   проведению   словарной   работы,   быстро   сориентироваться   в   подборе материала   и   написании   плана   урока,   разнообразить   работу   над   словами, сделать   ее   более   эффективной.   Методика   проведения   словарных диктантов,   таких,   как   выборочный,   картинный,   кратковременный,   с использованием   загадок,   с   подбором   синонимов   и   антонимов,   по перфокартам, хорошо известна учителям. 1. На доске записаны слова. Учитель предлагает детям внимательно их прочитать. Затем слова закрываются и учитель говорит: "Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображенного на картинке предмета совпало с записью слова на доске, то это слово записывайте в тетрадь, если не   совпало   ­   не   записывайте".   После   каждого   показа   картинки   дается проверка и подведение итогов. 33 2. На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова. Не велик ... , да краснеет нос. (мороз) ... любит чистоту. (посуда) Чужбина калина, родина ... . (малина) ... человек добро помнит. (русский) 3. Запись слов с аналогичной орфограммой (по принципу "забегания вперед".) На   доске   помещены   слова,   например:   д.журный,   т.традь,   уч.ник, учит.ль, р.бята, м.дведь. Учитель говорит: "Все слова подобраны по одному орфографическому признаку. Догадайтесь, какой это признак? Запишите слова, вставляя пропущенные буквы". Первые   2­3   слова   нужно   обязательно   записать   полностью,   т.к. ученики, не успевавшие на предыдущих уроках написание этих слов, могут и в других словах допустить ошибку и написать их с буквой "и". 4. Подбор слова с общим признаком. Учитель  диктует   или  записывает   на   доске   слова,   предлагая   детям подобрать и записать еще одно. Капуста, морковь ... , картофель ­ ОВОЩИ (общий признак.) Классификация словарных диктантов. слуховые  предупредительный  объяснительный  выборочный  по памяти  по загадкам  по описательному обороту  с использованием сигнальных  карточек  зрительные  предупредительный  объяснительный  выборочный  картинный  кратковременный  по памяти  по загадкам  по описательному обороту  по перфокартам 34  с использованием сигнальных  карточек  с пропущенными буквами простые диктанты словарные диктанты творческие диктанты зрительные  группировка по  слуховые  группировка по  орфографическим признакам орфографическим признакам.  подбор родственных слов.  подбор слов с общим признаком  подбор синонимов, антонимов.  запись цепочкой слов.  подбор родственных слов.  подбор слов с общим признаком.  подбор синонимов, антонимов  запись цепочкой слов.  запись по алфавиту.  запись с исправлением ошибок.  работа с деформированными  словами.  запись слов с аналогичной  орфограммой.  составление словосочетаний.  использование ребусов.  использование школьного  словаря  использование кроссвордов.  по пословицам.  по перфокартам.  составление рассказа по  опорным словам.  работа с деформированным  текстом. 35 Глава II. Практическая реализация методических приемов при работе со словарными словами в начальных классах. §1. Обобщение опыта учителя по формированию орфографической зоркости при написании слов с непроверяемыми написания. Приведу   фрагменты   уроков,   на   которых   наиболее   интересные предлагались   формы   организации   усвоения   слов   с   непроверяемыми написаниями. ФРАГМЕНТ УРОКА №1. Работа   над   значением   слова   "береза"   и   приемы,   направленные   на первичное усвоение написания. 1. Предлагается загадка: В белом сарафане встала на поляне. Дети   называют   отгадку,   сообщают   признаки,   по   которым   они определили предмет. 2.   Учащиеся   проговаривают   слово   "береза"   орфоэпически, определяют ударный и безударные слоги. 3.   Перед   учащимися   ставится   задача:   в   тетрадь   самостоятельно записать слово, пропустив орфограмму. 4. Далее учитель говорит: Прежде чем мы вставим в "окошко" нужную букву, послушайте, что пишет о березе Л.Успенский. Учитель   зачитывает   детям   несколько   адоптированный   рассказ Л.Успенского из книги "Почему не иначе?" Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству родственных народов. Оно входит к корню "bhe"(бе), уходящему в глубокую древность, означавшему "блеск", "белизна". Ведь и ее кора "береста" носит название, связанное с тем же корнем. 36 Итак,   слово   береза   образовано   от   того   же   корня,   что   и   белый,   и дерево названо так по белому цвету коры. После этой этимологической справки учитель задает вопрос: какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слоге? Правильность ответа предлагается проверить по словарю учебника. Проговариваем   это   слово,   как   будем   писать.   Вставим   в   "окошко" нужную букву. Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под   орфографическую   самодиктовку   каждым   учеником   записывается, после чего запись сверяется с образцом. ФРАГМЕНТ УРОКА №2. Знакомство со значением и написанием слова "медведь". Сегодня  мы  познакомимся с новым словом. Угадайте, о  ком идет речь:"Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос". (Вывешивается   картинка   с   изображением   медведя,   карточка   со словом "медведь".) Что вы знаете о медведе? Где он живет? Чем питается? Почему его считают лакомкой? Нам нужно запомнить правописание слова "медведь". Прочитайте его по слогам. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй. Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную в слове. Запомните:   слово   "медведь"   пишется   с   безударной   гласной   "е"   в первом слоге. 37 Как   вы   думаете,   почему   медведь   так   называется?   (Сообщается   из "Этимологического словарика".) Теперь нам понятно, почему слово медведь пишется с гласной "е" в первом слоге­по слову "мед". Запомните. (Краткая запись справки.) Вывод: как пишется слово "медведь"? Почему оно пишется с буквой "е"? ФРАГМЕНТ УРОКА №3. Толкование   слова   "сорока"   для   запоминания   его   написания   в процессе составления "словарной странички". Занятие   началось   с   воспроизведения   значений   таких   слов,   как "воробей" и "ворона". Учитель просит разгадать кроссворд (рис.1), называя слова по заданным значениям: 1. Маленькая птичка с коричневато­серым оперением.  2.  Птица,  у   которой   голова,   шея,   крылья   и   хвост   черные,  а туловище серое. __ __ __  О __ __ __ __ __ __ О __ __ После разгадывания кроссворда дети находят предметные картинки с изображением   вороны   и   воробья,   называют   каждую   птицу   словом   и рассказывают, как они различили этих птиц. Затем учитель вводит детей в тему занятия: "Сегодня нам предстоит составить   новую   словарную   страничку,   которая   будет   посвящена   слову "сорока".   Кого   мы   так   называем?   В   загадке   об   этой   птице   говорится: "Вертится, стрекочет, весь день хлопочет". Какой признак этой птицы лег в основу загадки?" В процессе анализа загадки выделяется один из признаков этой птицы стрекотание (птица издает характерный крик стрекотание) и отмечается суетливость, подвижность этой птицы. 38 Следующий момент занятия. Учитель предлагает прочитать отрывок из рассказа Г.Скребицкого и ответить на вопрос: какая птица сорока? У сороки есть прозвище белобока. По бокам перышки у нее совсем белые, а голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки   хвост   длинный,   прямой,   будто   стрела.   Перья   на   нем   не   просто черные, а с красивым зеленоватым отливом. После чтения ученики отвечают на вопросы: какая же птица сорока? Найдите признаки, по которым сорока сравнивается с вороной. Чем сорока похожа на ворону? А чем сорока отличается от вороны? Почему сороку называют белобока? Какое же толкование слова "сорока" мы дадим в нашем словарике?   В   процессе   обсуждения   дети   отбирают   те   существенные признаки,   которые   будут   составлять   значение   слова   "сорока".   В   правой стороне словарной странички дети комментировано записывают значение слова "сорока", в левой ­ оставлено место для рисунка: 1. Сорока птица. Голова, крылья и хвост у сороки черные. По бокам перышки   белые.   У   сороки   длинный,   прямой   хвост.   Птица   издает   крик стрекотание. Каждому ребенку дается контур с изображением сороки. Задания: можно ли по контуру определить, что на рисунке изображена сорока? (По длинному и прямому хвосту дети догадываются, что это контур сороки.) Что нужно знать, чтобы изобразить в цвете эту птицу? Расскажите, какие краски   вам   потребуются,   чтобы   нарисовать   оперение   сороки.   Учитель помещает   на   доске   картинку   с   изображением   сороки,   ученики раскрашивают контур так, как показано на рисунке. Затем подготовленные к чтению школьники читают наизусть стихи: Стрекотунья белобока,  Под калиткою моей Скачет пестрая сорока А пестрая сорока Лукаво смотрит сбоку, И скачет, и стрекочет. 39 И пророчит мне гостей. (А.Пушкин.) Чего сорока хочет? (Е.Стюарт.) Чтение   стихотворений   заканчивается   обсуждением:   какой   увидел поэт сороку? Как А.Пушкин называет сороку? А какое слово в описании птицы   одинаково   у   обоих   авторов?   Почему   сорока   названа   пестрой? (Пестроту создает черная и белая окраска оперения птицы). Обобщающий вопрос: "Что значит слово сорока?" заставляет детей повторить   существенные   признаки,   составляющие   лексическое   значение данного слова. Ученикам предлагается задание на смекалку: "Послушайте стихотворение   С.Маршака   и   ответьте   на   вопрос:   кого   называют   словом "сорока" в этом стихотворении?" А ежели вы вежливы, Вы, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. В словарную статью (в правой стороне) дети вносят второе значение слова сорока: 2. Сорока ­ так говорят о болтливом человеке. Заканчивая занятие, учитель предлагает детям посмотреть книги, в которых можно найти рассказы о сороке и узнать много интересного об этой   птице.   В   качестве   домашнего   задания   ученикам   (на   выбор   и   по желанию) предлагается: рассказать родителям, что узнали о значении слова сорока; составить свой рассказ (или загадку) о сороке; выписать из книг любое предложение, в котором было бы слово "сорока". ФРАГМЕНТ УРОКА №4. Работа над значением слова "малина". Детям для анализа предлагается следующий текст: 40 Малина. Малина растет на лесных опушках, по долинам рек, по холмам. Малина   ­   ветвистый   кустарник.   Цветки   зеленовато­белые, невзрачные, а ягода малиново­красная, состоящая из отдельных сочных шариков с косточками внутри. Цветет малина в июне­июле, а плоды созревают в июле­августе. Плоды малины сладкие, душистые и вкусные. Особенно душиста лесная малина. (По А.Гаммерману и И.Гром.) Учитель   просит   детей   прочитать   текст   и   объяснить,   подходит   ли название к тексту. Далее наблюдения школьников направляются на анализ значений слова "малина". Им предлагаются такие задания: Найдите в тексте предложения, в которых говорится о малине как растении.   (Уточняются   значения   слов:   невзрачные­непривлекательные, некрасивые на вид; кустарник­то же, что и куст.) Что же вы еще знаете об этом растении? Теперь найдите в тексте предложения, в которых говорится о малине как ягоде этого растения. Что еще вы знаете о ягоде малины? Что же мы называем словом малина? Сколько значений имеет это слово? Объясните, как понимаете эти значения? Работа   над   словом   "малина"   продолжается   в   плане   обсуждения формулировок значений слова: 1) малина­ягодный кустарник; 2) малина­ ягода этого растения, сладкая, душистая, малиново­красного цвета. Затем, после   грамматико­орфографического   разбора   слов,   дети   записывают предложения в тетради. На уроке (или при подведении итога урока) учитель всегда найдет минутку   для   этимологической   справки,   раскрывающей   происхождение 41 слова "малина" и объясняющий его написание: "Одни ученые считают, что название   малина   произошло   от   корня   мал­,   малиновая   ягода   состоит   из малых ягодок­зернышек. Другие считают, что ягода получила свое имя за свой   темно­красный,   малиновый   цвет".   В   качестве   домашнего   задания второклассникам предлагается: 1) подготовить сообщение о том, что значит слово   малина;   2)   составить   текст   на   тему   "Ох,   уж   эта   малина!";   3) нарисовать такие картинки, чтобы по ним можно было объяснить значение слова "малина". Таким образом, текст дал возможность создать у детей правильное представление   о   предмете   действительности   на   основе   выделения   его существенных   признаков   и   раскрыть   лексическое   значение   слова, являющегося названием этого предмета. В процессе работы над словом у школьников   формировалось   умение   точно   выражать   мысль,   умение объяснить значение слова, воспитывался интерес к слову, непроизвольно проходит запоминание написания. 76%  успешных безошибочных   написаний в классе,  где  применялся этимологический   анализ,   и   24%   ошибочных   написаний.   Был   проведен словарный   диктант.   Словарные   слова:   земляника,   пшеница,   портфель, улица, вокруг, ученик, пенал, суббота, яблоко, однажды, лестница, вместе, осина. Количество учеников Написали без ошибок Допустили ошибки 29 76%               24% 42 ВЫВОД:   Таким   образом,   использование   разнообразных   приемов работы над словарными словами в рамках общей работы по формированию орфографической   зоркости   способствует   более   успешному   усвоению непроверяемых   написаний.   Учитель   опирается   на   то,   что   учащиеся осознавая лексическое значение слов, получая информацию происхождения некоторых слов, параллельно запоминают их письменный образ. 43 44 Заключение Проанализировав   педагогическую   литературу   по   данной   теме,   принципами   обучения познакомившись   с   приемами,   методами, непроверяемым написаниям, мы подтвердили на практике их правильность. Проведя практическую работу, мы сделали вывод о том, что именно рациональное использование разнообразных приемов, методов на различных этапах обучения непроверяемым написаниям способствует эффективному усвоению детьми "словарных" слов. Наблюдения   показали,   что   учащиеся   большое   количество   ошибок допускают   именно   в   словах   с   непроверяемой   орфограммой.   Преодолеть трудности,   испытываемые   учащимися   при   усвоении   непроверяемых написаний,   можно   только   развивая   их   речь   и   мышление.   Показателем умственного и речевого развития школьника является богатство словарного запаса. Экспериментальная работа показала, что обогащению словаря устной и   письменной   речи   способствуют   не   только   разнообразные   приемы, основанные   на   лексической   работе,   но   и   применение   которого,   с   целью формирования   орфографической   зоркости   при   работе   с   непроверяемым написанием.   Были   разработаны   компьютерные   программы,   содержание которых   направлено   не   только   на   формирование   орфографической зоркости путем зрительного восприятия "словарных" слов и упражнений на вставку букв, но и на развитие мышления (отгадывание загадок, заполнение кроссвордов и т.д.) Сочетание   обучения   непроверяемым   написаниям   слов   с компьютерным элементом повышает познавательную активность младших школьников, формирует устойчивые орфографические знания. 45 Литература 1. Арямова О.С., Мали Л.Д. "Этимологический словарик" слов с  непроверяемым написанием // НШ.­ 1992.­ №2.­ с.19­26. 2. Введенская Л.А.  Наш родной язык. ­ М.,1971. 3. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с  непроверяемым написанием // НШ. ­ 1995. ­ №1. ­ с.16­18. 4. Ераткина В.В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // НШ.­  1992. ­ №7­8.­ с.13­17. 5. Ераткина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями // НШ. ­  1994.­ №1.­ с.23­27. 6. Жедек П.с., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию //  НШ. ­ 1989. ­ №8. 7. Живицкая Л.В., Гудзик И.Ф. Словарь русского языка. Ки­ ев,1988. 8. Загадки. / Издание подготовила В.В. Митрофанова.­ Л., 1968. 9. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями //  НШ. ­ 1993. ­ №11. ­ с.53­56. 10. Зеленый дом без окон. Сборник загадок. / Сост. Л.М.Сукач.­ Минск, 1977. 11. Калинина Л.Н. Моя работа над словами с непроверяемым  написанием // НШ.­ 1990. ­ №6. ­ с.6­8. 12. Канакина В.П. Работа над значением слов с непроверяемыми  написаниями // НШ.­1993. ­ №6.­ с.4­9. 13. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. ­ М., 1988. 14. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. ­ М., 1990. 15. Львов М.Р. Работа учащихся над значением слова //НШ.­1976.­ №1.­ с.45­46. 16. Магомедов А.Х. Словарная работа на уроках русского языка в  национальной школе // НШ.­ 1986.­ №2.­ с.15­16. 17. Методика развития речи на уроках русского языка./ Под. ред. Т.А.  Ладыженской.­ М., 1980.­ с.112. 18. Ожегов С.И. Словарь русского языка.­ М., 1986. 19. Паустовский К. Золотая роза: Психология творчества. ­ М., 1991.­  с.96. 46 20. Раицкая Г.В. Работа над словами с непроверяемой безударной  гласной // НШ.­ 1996.­ №1.­ с.28­30. 21. Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ф.П.Филин.­ М., 1979.. 22. Рыжикова Г.И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемым написанием // НШ.­ 1995.­ №1.­ с.15­16. 23. Сергеева Л.Н. Повторим слова с непроверяемым написанием// НШ.­ 1987.­ №12.­ с.25­27. 24. Смирнова А. В., Макеева с.Г., Машкова Е. Компьютер приходит на  урок // НШ.­ 1994.­ №3. 25. Успенский Л.В. Почему не иначе? ­ М., 1967. 26. Успенский Л.В. Слово о словах.­ М., 1954. 27. Уткина Т.И. Работа над словами с непроверяемыми  написаниями //Н Ш.­ 1989.­ №6.­ с.23­24. 28. Ушинский К.Д. Избр. произведения.­ М.­ Л., 1946.­ с.69. 29. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.­ Т.1­4.­ 1964­ 1973. 30. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий  этимологический словарь русского языка.­ М., 1971.  47 Приложение Приложение №1. Словарные   статьи   из   "этимологического   словарика",   применение которых способствует усвоению слов с непроверяемыми написаниями. БЕРЕЗА   ­   лиственное   дерево   с   тонкими   розовато­коричневыми веточками,   с   гладкой   белой   корой,   покрытой   темными   полосками. Береза   получила   свое   название   по   цвету   коры.   Раньше   в   языке существовало   слово   бер,   что   значит   "светлый,   ясный,   белый",   от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии­береза. Береза­ берза, бер ="светлый, ясный, белый". Береза, моя березонька, береза моя белая, березонька моя кудрявая! На тебе, березонька, листья зеленые. Под тобой, березонька, трава шелковая. (Русская народная песня.) ВОРОБЕЙ ­ маленькая птичка с коричневато­серым оперением, живущая обычно близ (дороги) строений.  Разные птицы подают голос по­разному. Из звуков, которые они издают,   было   образовано   немало   слов   ­   названий   птиц.   Так,   воробей назван   по   своему   чириканью,   от   звукоподражательного   "вор".   Та   же основа   и   в   несохранившемся   "ворк",   на   базе   которого   образовалось ворковать, т.е. "издавать переливчатые звуки". Воробей­вор, ворк ­ "воркует, издает переливчатые звуки". ­ Итак, воробышки, урок! Сейчас по расписанию У нас чистописание. Запомним: пишется "чирик", А произносится "чивик" Или "чилик", кто как привык! (По Б.Заходеру.) ВОРОН ­ крупная птица с блестящим черным оперением, 48 гнездящаяся обычно в уединенных местах. ВОРОНА ­ птица с черно­серым оперением, родственная ворону (у  вороны голова, крылья, хвост черные, а все тело серое). Названия птиц родственны слову вороной ­ "черный". Ворону и ворона  назвали так за черное оперение. Ворон, ворона­вороной = "черный". ­ Эй, ворона! ­ Ты меня, косой? Так я не ворона, а ворон. Не видишь, что ли? Ворона  серая, а я черный. Ворона деревенская, а я птица лесная, дикая! (По Э.Шиму.) ГОРОД ­ крупный населенный пункт, место большого поселения людей. В старину, чтобы защитить это место от врагов, захватчиков, люди   обносили   его   высоким   забором,   частоколом,   стеной (деревянной   или   каменной).   Такое   огороженное   и   укрепленное   стеной место, крепость и стали называть городом. Город ­ городить ­ "огороженное, укрепленное место". Основным препятствием для врага, который вздумал бы напасть на городок,   был   частокол   из   толстых,   мощных   бревен.   Частокол   стоял   на высоком земляном валу... (М.Рабинович.) ДЕРЕВНЯ ­ небольшое поселение людей. В старину, чтобы основать такой   поселок,   построить   дома,   распахать   землю,   люди   должны   были расчистить   место   от   леса.   Для   этого   выкорчевывали,   дергали   с   корнем деревья.   С   тех   пор   то   место,   на   котором   корчевали,   дергали   с   корнем деревья,   а   потом   строили   дома,   распахивали   пашню,   стали   называть деревней. Деревня­дерево ­ "место, очищенное от деревьев". Дерево­деру ­ "то, что дергают из земли, очищая ее". Места   не   хватало,   приходилось   расчищать   участки   леса   ­ вырубить, драть целину. Так возникали деревни. (По М.Рабиновичу.) ДОРОГА ­ узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. 49 Чтобы   положить   дорогу,   нужно   расчистить   полоску   земли   от деревьев,   кустарников,   дерна.   Видимо,   поэтому   слово   "дорога" образовалось от дорг, дерготь­" продранное в лесу пространство, полоска земли,   с   которой   выкорчеван   лес".   Интересно,   что   исторически   слово "дорога" оказывается родственным словом деревня, дерево. Дорога ­ дорг, дергать = "продранное в лесу пространство". Вьется лента через лес И доходит до небес. (Загадка.) ЗАВОД ­ промышленное предприятие, на котором производят какую­ либо   продукцию:   автомобили,   велосипеды,   станки,   суда   или   разводят животных: лошадей, рыбу. Слово образовалось от слова заводить (разводить, выводить). Исторически   в   нем   выделяется   приставка   "за­"   Завод­заводить   = "место, где что­либо заводят, разводят, выводят". Несемся ввысь, летим вперед Сквозь тучи грозовые И прилетаем на завод, Что нашей Родине дает Машины грузовые. (С.Маршак.) КАПУСТА ­ огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев. Название   капуста   получила   от   латинского   слова   "капут",   которое имело значение "голова", кочан". Капуста­капут = "кочан, головка капусты". Семьдесят одежек, а все без застежек. (Загадка). КАРАНДАШ ­ тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую   оболочку.   Карандашом   пишут,   рисуют,   чертят.   Слово карандаш   по   происхождению   нерусское.   Первая   часть   "кара"   означает "черный", а вторая "даш" ­ "камень". Карандаш­кара, даш ­ "черный камень". Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом проведет, 50 Там заметку кладет. (Загадка). 51 Приложение №2. Упражнения по усвоению значения слова "мороз". 1. Прочитай. Выпиши сначала предложение, в котором слово мороз имеет значение   "холодная   зимняя   погода",   затем   предложение,   в   котором   это слово имеет значение "холод". Не велик мороз, да краснеет нос. Просыпается земля. Кончились морозы. 2.  Прочитай.   Выпиши   из   предложений   однокоренные   слова.   Объясни   их значение. Шалун уж заморозил пальчик. (А.Пушкин.) Вот пришли морозцы, и зима настала. (И.Суриков.) Славная осень. Морозные ночи, ясные, тихие дни. (Н.Некрасов.) Как­то ночью пришел первый заморозок. (К.Паустовский.) 3. Прочитай. Есть ли в предложениях слова, близкие или противоположные по значению слова "мороз"? Морж спросил у кенгуру: ­ Как выносишь ты жару? ­ Я от холода дрожу!­ Кенгуру сказал моржу. (Б.Заходер.) 4.   Вставь   в   предложения   подходящие   по   смыслу   слова:   холод,   стужа, мороз. Объясни, почему ты употребил выбранное слово. Береги нос в большой ... .  На дворе было три градуса ... . В одну ночь ... сковала озера и реки. 5.   Найди   в   предложениях   слова,   противоположные   по   значению   слову "мороз". Полуденный зной спал. Подул свежий ветер. В густом лесу жара чувствовалась меньше. В комнате стояла невыносимая жара и духота. 52 6. Выпиши в кроссворд слова, соответствующие данным значениям:   1. Слово,  близкое по значению словам "холод",  "стужа". 2. Небольшой,  слабый мороз.  3. Сильно охладить.  4. Легкий утренний мороз весной или осенью.   5. Очень холодный.  6. Слово, образованное от слова "морозить" при помощи приставки. 1 2 3 4 6 5 53

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».

Статья по теме «Непроверяемые гласные».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017