Статья по теме "Рейтинговая система контроля как решение проблемы формирования учебной самостоятельности учащихся"
Оценка 5

Статья по теме "Рейтинговая система контроля как решение проблемы формирования учебной самостоятельности учащихся"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
математика
5 кл—11 кл
17.02.2018
Статья по теме "Рейтинговая система контроля как решение проблемы формирования учебной самостоятельности учащихся"
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, изменяется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний учащихся.статья
Рейтинговая система контроля .docx
Рейтинговая система контроля как решение проблемы формирования учебной самостоятельности учащихся Люди давно открыли величайшую формулу обучения: знания становятся знаниями в полном смысле этого  слова тогда, когда они приобретены самостоятельно. Оценивание деятельности школьников – важный стимул обучения  и воспитания, которое выполняет  различные функции. При учебной деятельности учащихся   постоянно используются различные виды неформального  вербально­невербального оценивания. У каждой системы оценивания существуют определенные противоречия, которые вызваны причинами: •         изначально  различные способности  учащихся; •         неодинаковые условия обучения; •         расхождение  целей субъектов   образовательного процесса. Оценка должна: •         чётко соответствовать программам преподавания, т.е. быть валидной; •         не зависеть от внешних условий (времени и места проведения, личности экзаменующего, условий  проведения процедуры), т.е. быть инвариантной;                    • соответствовать возможностям данной школы, т.е. быть доступной. Виды оценочных шкал: 1. Количественная оценочная шкала  (соответствует отметке): •         а) абсолютная символ( соответствует отметке); •         б) относительная оценочная шкала (предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же  состоянием некоторое время назад). 2. Порядковая шкала(экспертное последовательное распределение учащихся по набору признаков): •         а) ранговая или рейтинговая система (каждому ученику присваивается ранг, последовательный  номер); •         б) дескриптивная система (характеристика, модель) Ошибки оценивания, которые возможны при количественной оценочной шкале: •         «великодушия»  («снисходительности») — завышение оценок; •         «центральной тенденции» — стремление избежать крайностей; •         «ореола» — предвзятость личного отношения; •         «инерции» («близости») — сверка с предыдущими оценками; •         «репутации» — разные оценки за одинаковые ответы; •         «контраста» — субъективное ранжирование определённых качеств; •         «логики» — оценивание поведения как учёбы. Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, изменяется  содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной  деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать,  обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать  полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Одной из важнейших составляющих  образовательного процесса является система оценки качества знаний учащихся. Школьная система  оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна: осуществлять обратную связь,  давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд, и о  слабых сторонах усвоения знаний. Учителю обратная связь должна давать информацию о достижении  поставленных им целей; стимулировать учение; отмечать даже незначительные продвижения учащихся,  позволяя им обучаться в собственном темпе; ориентировать ученика на успех; содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.  Результаты диагностики степени готовности первоклассников к обучению в школе, свидетельствуют, что  среди учеников, поступивших в школу, более половины имеют высокую степень учебной мотивации,  остальные – среднюю. Однако по мере их обучения в школе степень учебной мотивации снижается. И не  последнюю роль в этом играет технология оценивания результатов обучения. Традиционная школьная  1 система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения,  фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с этим вопрос об усовершенствовании системы оценивания качества знаний учащихся  представляется одной из самых актуальных проблем современного образования. С недавних пор в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система  рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем­то новым для европейских стран. В нашей же  стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных  заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента.  Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу  дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система  позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску  материалов, началу самостоятельной научно­исследовательской работы, что позволяет развивать интерес  к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и  слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Многие из недостатков  традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки  качества знаний учащихся. Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что  даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников. Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только  учащихся, но и учителя. Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов  их работы в соответствии с реальными достижениями.  Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со стадии подготовки к введению  рейтинговой системы, когда учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах.  Рейтинговая система контроля знаний не требует какой­либо существенной перестройки учебного  процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно­ориентированного обучения. Выполняя какое­либо задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от  типа задания и от правильности его выполнения: например Виды работы  Количество баллов Посещение уроков  Ведение тетради  Работа на уроке  Решение задач  Сообщение  Исследовательская работа в группе  0,5 балла за урок 1 балл за урок До 10 баллов До 10 баллов 5­10 баллов До 10 баллов Самостоятельная исследовательская работа  30­50 баллов 2 Контрольная работа  Выполнение домашнего задания  До 30 баллов 15 баллов Выполнение заданий из банка зданий  Не ограниченно Доказательство теорем и вывод формул  Участие в олимпиадах и конкурсах  До 10 баллов 50­70 баллов Компьютерное тестирование  определяет компьютер  Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и  эмоциональное регулирование отношения школьника к образованию: Пропуск урока по неуважительной причине  ­20 баллов Опоздание на урок по неуважительной причине  ­10 баллов Нарушение дисциплины на уроке  Невыполнение домашних заданий ­10 баллов ­ 20 баллов  Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе,  специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося  учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем  самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью. Предусмотрена система перевода баллов в оценку по пятибалльной шкале, поскольку использование  традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся необходимо для  выставления оценок в аттестат, классный журнал, что соответствует требованиям действующих  нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам.  Учащиеся, набравшие 85%­100% от максимальной суммы получают «отлично», 71%­85% ­ «хорошо»,  56%­70% ­ «удовлетворительно». Ученики, набравшие 86 – 100% от максимальной суммы баллов за год  освобождаются от итоговой рейтинговой работы и экзамена по предмету. Учащиеся знают об этом, таким  образом, повышается мотивация учащихся к усвоению знаний, умений и навыков, повышается качество  знаний. Кроме того на аукционе, проводимом в конце четверти, учащиеся могут купить себе льготы на следующую четверть,либо приобрести товары:  Один раз в неделю не выполнить домашнее задание  +1 балл за контрольную работу  +1 балл за самостоятельную работу  Помощь учителя во время выполнения контрольной работы  Помощь учителя во время выполнения самостоятельной работы  Право пользоваться при вычислениях микрокалькулятором  Право выходить к доске по желанию  +5 баллов за каждый пропущенный по уважительной причине урок  Один раз в месяц не выполнить домашнее задание 3 Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике современные  педагогические технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно­ модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Главная  сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное увеличение временных затрат учителя на  подготовку к урокам . 4

Статья по теме "Рейтинговая система контроля как решение проблемы формирования учебной самостоятельности учащихся"

Статья по теме "Рейтинговая система контроля как решение проблемы формирования учебной самостоятельности учащихся"

Статья по теме "Рейтинговая система контроля как решение проблемы формирования учебной самостоятельности учащихся"

Статья по теме "Рейтинговая система контроля как решение проблемы формирования учебной самостоятельности учащихся"

Статья по теме "Рейтинговая система контроля как решение проблемы формирования учебной самостоятельности учащихся"

Статья по теме "Рейтинговая система контроля как решение проблемы формирования учебной самостоятельности учащихся"

Статья по теме "Рейтинговая система контроля как решение проблемы формирования учебной самостоятельности учащихся"

Статья по теме "Рейтинговая система контроля как решение проблемы формирования учебной самостоятельности учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018