Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".
Оценка 4.6

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык
3 кл
27.01.2018
Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".
В данной статья подробно описано, как эффективно вести работу с использованием учебной дискуссии на уроках в начальной школе. Приведены этапы экспериментальной работы с использованием различных форм совместной деятельности в группах, которые были самыми эффективными для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Статья будет интересна учителям начальных классов и студентам педагогических колледжей.
Выступление Тазова Т.В..doc
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Тазова Т.В. МКОУ СШ №7, г. Михайловка         Согласно федеральному государственному образовательному стандарту 2 поколения       важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является формирование   совокупности   «универсальных   учебных   действий», обеспечивающих   «умение   учиться»,   способность   личности   к   саморазвитию   и самосовершенствованию   путем  сознательного   и  активного  присвоения   нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.               В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: Личностные  универсальные   учебные   действия,  регулятивные, познавательные,  коммуникативные.    Коммуникативные  учебные   действия занимают особое место в ряду универсальных учебных действий, так как именно они обеспечивают культуру диалогического взаимодействия ученика в процессе его общения с окружающими.  Коммуникативные универсальные учебные действия можно разделить   на три группы   в   соответствии   с  тремя   основными   аспектами   коммуникативной деятельности: 1.   коммуникативные действия,   направленные   на   учет   позиции   собеседника   либо   партнера   по Коммуникация   как   взаимодействие: деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). 2. Вторую     группу   коммуникативных   УУД   образуют   действия, направленные  на   кооперацию,   сотрудничество   детей,   совместную деятельность. группу   коммуникативных   УУД   образуют 3. коммуникативно­речевые   действия,   служащие   средством   интериоризации   ­ Третью   передачи информации другим людям и становления рефлексии. Одним из мощных  средств формирования коммуникативных УУД является организация учебной дискуссии.   Рассмотрим   место   учебной   дискуссии   в   образовательном   процессе, направленном   на   формирование   коммуникативных   универсальных   учебных действий. Учебную дискуссию можно рассматривать как ситуацию, подбирая параметры   которой   можно   использовать   ее   как   средство   управления   ходом процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий.  Развивающие   возможности   ситуации   усиливаются,   когда   «ученик   сам выбирает себе способ познания и ищет варианты решения проблемы, то есть когда ребенок готов к целенаправленному поведению  в ситуации, в которой для решения определенной задачи необходим отбор и использование определенного опыта.   Тогда   ученик   осознает,   что   существует   не   единственное   абсолютно верное   решение   или   доказательство   проблемы,   а   достаточное   количество подходов и альтернатив; можно найти оптимальное, а не единственное решение, есть не единственный путь добывания истины». А условием возникновения этого является   проблемная   ситуация.   Поэтому   предмет   дискуссии   должен   быть таким, чтобы существовала  принципиальная возможность его рассмотрения с альтернативных точек зрения.  Огромное   влияние     имеет   рефлексия,   которая   сопровождает   ход   любой дискуссии.   Поэтому   можно   утверждать,   что   дискуссия,   побуждающая   к рефлексии,   становится   стимулом   развития   коммуникативных   универсальных учебных действий   младшего школьника, актуализирует смыслообразование и самоутверждение   ребенка   в   учебном   процессе.   Велики   возможности   учебной дискуссии и в отношении развития коммуникации, как взаимодействия. В  процессе  групповой  дискуссии  создается  немедленная обратная связь, которая   дает   участникам   возможность   увидеть   себя   как   бы   со   стороны, испытать себя в новой позиции, изменить свое поведение по какому­то новому образцу. Главное требование к организатору дискуссии – высокая социальная и духовно­нравственная чувствительность, тактичность, искренность.  Как   видим,   правильно   организованная   учебная   дискуссия   оказывает существенное  влияние  на развитие коммуникативных  универсальных  учебных действий. Экспериментальная работа проводилась на базе 3 «б» класса МКОУ СШ №7  г. Михайловки.  В эксперименте принимало участие 25 детей. В контексте нашего   исследования   представляет   интерес   использование   разных   форм организации   учебной   дискуссии   с   целью   формирования   тех   или   иных составляющих коммуникативных универсальных учебных действий . Опишем   поэтапно   систему   организации   учебной   дискуссии   в образовательном   пространстве   начальной   школы.   На   1   этапе   основная   цель нашей   работы   заключалась   в   том,   чтобы   активизировать   и   стимулировать свободные высказывания учащихся, научить их определять тему и цель учебной дискуссии. На этом этапе нам необходимо было добиваться того, чтобы дети не воспринимали учителя как единственного носителя истины, с которым всегда необходимо   соглашаться.   В   этой   части   эксперимента   мы   строили   уроки деятельностным   способом,   побуждая   детей   к   самостоятельному   выведению новых   правил,   составлению   таблиц,   опорных   схем.   Наиболее   эффективным методическим   приемом   на   этом   этапе   организации   учебной   дискуссии   был такой,   когда   учитель   сам   высказывал   ошибочную,   но   обоснованную   точку зрения, излагая проблему в виде некоторого противоречия, а также показывая ее значимость.   Мы заметили, что дети с интересом приняли такую форму работы, пытались участвовать в обсуждении, используя имеющиеся знания.  Однако в процессе работы мы столкнулись с проблемой неумения учащихся ориентироваться в общем ходе обсуждения, спора и незнания правил ведения такого   спора.   Поэтому   целью   второго   этапа   нашей     работы   было   научить младших   школьников   содержательно   общаться   в   ситуации   коллективного обсуждения   и   добиться   овладения   правилами   ведения   учебной   дискуссии. Правила для учащихся были оформлены на отдельных листах для каждого. Был организован   специальный   урок  –  диспут,   на  котором   дети   обсудили,  почему важно соблюдать каждое из этих правил и приняли их в качестве руководства для уроков, организованных в форме дискуссий.   Использование   и   дальнейшее   закрепление   правил   ведения   учебной дискуссии   в   практической   деятельности   удовлетворяло   стремление   каждого участвовать   в   обсуждении   проблемы   и   высказывать   свою   точку   зрения,   что позволяло младшим школьникам самоутверждаться в глазах одноклассников.  Ведущим   требованием   к   дискуссии,   как   средству   развития коммуникативной   компетентности,   мы   считаем   организацию   группового   и межгруппового коммуникативного контакта.  Поэтому   возникла   необходимость   в     использовании   еще   одной   формы дискуссии   –   группового   обсуждения,   воздействующего   на   результат   учебной деятельности   учащихся,  регулирование их  межличностного  взаимодействия  и развитие рефлексии.   В   нашей   опытно­экспериментальной   работе   мы   применяли   учебное взаимодействие в различных формах совместной деятельности: деловые игры, работа в парах, тройках, группах. Хорошие результаты мы наблюдали при применении приема дублирования, когда   по   просьбе   учителя   некоторые   группы,   построившие   работу   наиболее удачно, демонстрировали ее всему классу. Работу внутри группы мы организовывали с учетом принципа «свободного выбора»,   позволяя   каждой   группе   использовать   наиболее   удобную   форму совместной деятельности. Результатом   такого   свободного   выбора   явилось   повышение   учебной самостоятельности школьников. После   проведения   групповой   дискуссии   нами   подводились   ее   итоги   и комментировался стиль групповой работы с акцентированием внимания детей на более продуктивных ее особенностях. Так постепенно создавались условия для применения наиболее удачных способов взаимодействия учащихся на уроке и для повышения уровня их коммуникативных универсальных учебных действий.  Для   анализа   собственной   деятельности   после   каждого   урока, организованного   в   форме   дискуссии,   мы   проводили   самодиагностику   по вопросам: ­ Были ли цели урока обоснованы и соответствовали ли они теме дискуссии? Удалось ли мне добиться активного участия в обсуждении? Были ли мои   вопросы   открытыми,   побуждающими   к   самостоятельному   мышлению? Удерживала   ли   я   внимание   группы   на   теме   обсуждения?   Не   занимала   ли доминирующую позицию? Какие приемы делали дискуссию более эффективной, а   какие   давали   обратный   эффект?   Подводила   ли   я   промежуточные   итоги, суммировала ли точки зрения, чтобы усилить внутреннюю связность дискуссии?    В ходе второго этапа эксперимента у младших школьников отмечалось значительное   повышение   интереса   к   дискуссионным   ситуациям   и   групповой работе. На   третьем   этапе   нашей   экспериментальной   работы   перед   нами   стояла задача   обучения   приемам   сотрудничества   в   рамках   урока,   полностью построенного в форме дискуссии. Третий этап  предполагал создание на уроке познавательной дискуссионной среды.   Наш опыт показал, что когда класс включается в подобного рода групповые дискуссии, то между учащимися возникает реальное сотрудничество, разделение учебных   обязанностей,   согласование   точек   зрения,   обмен   мнениями   и   проявляется   взаимопомощь, результатами   учебной   деятельности, взаимоконтроль, взаимооценка. Для исследования были взяты два класса – экспериментальный (3б), в котором регулярно организовывались ситуации учебной дискуссии, и контрольный (3а), в   котором   специальная   работа   по   формированию   у   учащихся   навыков дискуссионного взаимодействия не проводилась.    Результаты данного исследования представлены в диаграммах.               Диаграммы   показывают,   что   уровень   коммуникативных   УУД   в   экспериментальном   классе,   выше,   чем   в   контрольном.   Поэтому   можно предположить, что специально организованная работа с использованием учебной дискуссии   оказалась   эффективной   для   развития   коммуникативных универсальных учебных действий  младших школьников. Полученные результаты дают основание рассматривать применение учебной дискуссии   в   учебном   процессе   в   качестве   эффективного   средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Список литературы 1. Асмолов А. Г. и др.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.  Под общей ред. А.Г. Асмолова – М., 2010. – С. 3­5, С. 117 – 134. 2. Байматова М.С. Учебная дискуссия как средство формирования культуры диалогического   взаимодействия   младших   школьников.   //Педагогические проблемы   становления   субъектности   школьника,   студента,   педагога   в системе непрерывного образования .Волгоград ­  2003 –Выпуск №13. 3.   Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.   (Одобрено   правительством   РФ   29   декабря   2001   года)//   Вестник образования – 2002. ­ №6. 4.   Цукерман Г. А.   Кооперация со сверстниками как необходимое условие развивающего обучения // Новые исследования в психологии.  1984.  № 2 (31).  С. 23  26.

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья по теме "УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018