Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по обществознанию».
Оценка 4.6

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по обществознанию».

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
обществознание
10 кл
06.05.2017
Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по  обществознанию».
От учителя требуется все его педагогическое мастерство для подготовки своих учеников к участию в олимпиадах. Те педагоги, которые имеют такой опыт, как правило, имеют и свои рекомендации, я так же имею большой педагогический опыт подготовки учащихся к успешному участию в олимпиадах, и поделюсь своими рекомендациями со своими коллегами.Материал представлен в виде мастер-класса.
МАСТЕР КЛАСС ШАКИРОВА Д.Ф..doc
Мастер – класс  ШАКИРОВА ДИНАРА ФАНИЛЕВНА 22 АВГУСТА 2014 ГОДА Тема: «Подготовка учащихся к олимпиаде по  обществознанию».  Цель занятия:  Рассмотреть методы и приёмы организации подготовки учащихся к предметным олимпиадам на уроках социально­гуманитарного цикла и во внеурочное время.  Задачи:  1) Актуальность работы с одаренными учащимися. 2) Всероссийские предметные олимпиады.  Методы и приемы работы по подготовке к олимпиадам. Оборудование:  1) Раздаточный материал с заданиями,   2) Презентация Power Point c использованием мультимедийной аппаратуры. Ход занятия: СЛАЙД 2 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить   способности   всех   его   представителей.   К   большому   сожалению,   далеко   не   каждый   человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.   Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы   –   поддержать   ребёнка   и   развить   его   способности,   подготовить   почву   для   того,   чтобы   эти способности были  реализованы.  Именно в школе  должны закладываться  основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях   знаний.   Поэтому   так   важно   именно   в   школе   выявить   всех,   кто   интересуется   различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.   школьников, СЛАЙД   3.   Среди   многочисленных   приемов   работы,   ориентированных   на   интеллектуальное развитие олимпиады. Когда   мы   слышим   слово   «олимпиада»,   то   ассоциируем   его   с   сильными   учащимися,   отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских  и Международных очных   олимпиадах.   На   таких   уровнях   сама   цель   олимпиад   –   выявление   одаренных   и   нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них. предметные особое       место   занимают   СЛАЙД 4.  СЛАЙД 5.  Цель занятия:  Рассмотреть методы и приёмы организации подготовки учащихся к предметным олимпиадам на уроках социально­гуманитарного цикла и во внеурочное время.  Задачи:  3) Актуальность работы с одаренными учащимися. 4) Всероссийские предметные олимпиады. 5)  Методы и приемы работы по подготовке к олимпиадам. СЛАЙД 6. Траектория подготовки к олимпиадам Система подготовки участников олимпиад: • базовая школьная подготовка по предмету; • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору); • самоподготовка (чтение научной и научно­популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.); •   целенаправленная   подготовка   к   участию   в   определенном   этапе   соревнования   по   тому   или   иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).   СЛАЙД7   СЛАДЙ   8  Всероссийская   олимпиада   школьников   по истории проводится   в   четыре   этапа, последовательно охватывая образовательное пространство Российской Федерации на разных уровнях:    школьный;   муниципальный;    региональный;  заключительный. СЛАЙД 9 Первый этап — школьный — проводится общеобразовательными учреждениями в октябре  каждого учебного года. Второй этап — муниципальный — проводится органами местного самоуправления или местными  (муниципальными) органами управления образованием в ноябре­декабре каждого учебного года. Третий этап — региональный — проводится в субъектах Российской Федерации совместно  государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации и советами  ректоров высших учебных заведений в январе каждого учебного года.  Заключительный   этап   —   проводится   Министерством   образования   и   науки   Российской   Федерации   и Федеральным   агентством   по   образованию   по   согласованию   с   соответствующими   государственными органами   управления   образованием   субъектов   Российской   Федерации   ежегодно   в   апреле   каждого учебного года.Подготовка школьников к олимпиадам.   после   прохождения   которого   вся   работа   быстро   затухает. Сладй   10Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое   мероприятие,   •   подготовка   к   олимпиаде   должна   быть   систематической,   начиная   с   начала   учебного   года; • курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей; •   индивидуальная   программа   подготовки   к   олимпиаде   для   каждого   учащегося,   отражающая   его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества; • использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету); •   уделить   внимание   совершенствованию   и   развитию   у   детей   экспериментальных   навыков,   умений применять   знания   в   нестандартной   ситуации,   самостоятельно   моделировать   свою   поисковую деятельность при решении экспериментальных задач; • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки ­ практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д. СЛАЙД 11. 1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через: • наблюдения в ходе уроков; АНКЕТА Начать работу целесообразно с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре учитель должен организовать анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении  школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной  олимпиаде.  Вопросы могут быть иметь следующие формулировки:  ­Интересно ли вам участвовать в интеллектуальном соревновании? ­Любите ли вы решать задания повышенной сложности?  ­Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по _________?  ­Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?  После анализа ответов анкеты выявляются ученики, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.   • организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам; •   оценку   способностей   школьников   и   анализ   их   успеваемости   по   смежным   дисциплинам. 2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет: и     они будут совершенствовать • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников; • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая знания). других, 3.Планируем работу. • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности; •   оптимально   выстраиваем   индивидуальные   образовательные   траектории   для   каждого   участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий); • предусматриваем возможность отдыха, релаксации; •   основной   формой   работы   на   занятиях   ­   различные   формы   индивидуальной   и   парной   работы. 4.Расширяем кругозор: • читаем книги, журналы • работаем в Интернете • общаемся дистанционно 5. Работаем руками. • Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами   6. И не останавливаемся. свои   СЛАЙД 12­15Литература:  ­ Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под  ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа­пресс, 2003. ­ Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие /Под ред. С.И.  Козленко – М.: АПКиППРО, 2005. ­ Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.:  Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006. ­ Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение,  2008. ­ Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение,  2008. ­ Козленко С.И., Козленко И.В. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008. Оборудование:  1) Раздаточный материал с заданиями, 3) Презентация Power Point c использованием мультимедийной аппаратуры. СЛАЙД 16 1.  Слушателям   предлагается   раздаточный   материал   «Характеристика   качеств   «идеального» ученика». Задание:   Из предложенного списка выберите, на ваш взгляд, наиболее актуальные,   значимые черты современного ученика, не более 6­и.      Слушатели работают индивидуально. На выполнение задания даётся 3­4  минуты: ­ ум ­ грамотность ­ сообразительность ­ знания ­ способности ­ кругозор ­ продуктивность ­ энергичность    ­ заинтересованность    ­ общительность    ­ гибкость    ­ сотрудничество    ­ быстрота    ­ выносливость    ­ критичность                 ­ креативность      ­ независимость      ­ оригинальность      ­ инициатива      ­ самооценка       ­ самостоятельность Выступления   слушателей   не   предполагается.   Однако     обращается   внимание   на   то,   что характеристика представлена тремя группами качеств:     ­ эффективности усвоения знаний (1);               ­ активности учащегося в учебной деятельности (2);  самореализация «Я» учащегося (3). СЛАЙД 17­18­   От учителя требуется все его педагогическое мастерство для подготовки своих учеников к участию в олимпиадах. Те педагоги, которые имеют такой опыт, как правило, имеют и свои рекомендации, я так же имею большой педагогический опыт подготовки учащихся к успешному участию в олимпиадах, и поделюсь своими рекомендациями со своими коллегами.  СЛАДЙ 19. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ­  ВЫБОР ОДНОГО СОВЕТА ­ АНАЛИЗ  Совет.   Подготовка   к   успешному   участию   ученика   в   предметных   олимпиадах   –   это индивидуальная работа учителя и ученика. Начните с того, что определитесь, кто из учащихся проявляет интерес именно к вашему предмету, возможно, связывает с областью знаний, которую вы преподаете выбор будущей профессии. Это станет дополнительным стимулом для ребенка при подготовке е олимпиаде, позволит ему решать сразу несколько задач: подготовиться к олимпиаде, расширить   свои   знания   в   предмете,   уточнить   свой   будущий   выбор.   Помните,   что   участие   в олимпиадах для учащегося – дело добровольное! Если учитель работает в классе давно, то таких учеников он знает, так как на его уроке они проявляют свои способности. Труднее, если учитель берет новый класс или, такой опыт есть во многих школах, учитель работает с группой детей, в том числе из  классов, в которых сам не преподает. Тогда  педагог может: провести беседу  с учителями   предметниками   смежных   дисциплин   на   предмет   выявления   учащихся   с   особыми образовательными способностями, обратиться к мониторингу выявления одаренности, который ведется в каждой школе.  Совет. Проведите беседу с самим учеником, чтобы прояснить такие вопросы как: готов ли он начать подготовку к участию в олимпиадах, имеет ли он свободное время для дополнительных занятий? Это должен быть выбор ребенка! Не настаивайте на его участие в олимпиаде, если он не проявляет к этому интереса, поймите его, ваш предмет это не единственная сфера его интересов. К сожалению,  некоторые педагоги этому совету не следуют:  «если хочешь иметь отлично по моему предмету, то ты должен участвовать в олимпиаде»,  такие я бы сказала угрозы можно услышать от некоторых педагогов.     Хорошо,   если   в   разговоре   педагога   и   ученика   примут   участие   и   родители   ребенка,   ведь   их поддержка,   а   где­то   и   помощь   очень   необходимо   в   данном   случае   (потребуется   распечатывать материалы, приобрести литературу, необходим доступ к сети Интернет и пр.). Иногда в процессе такой беседы выясняется, что у ребенка есть проблемы со здоровьем и серьезные дополнительные учебные   нагрузка   при   подготовке   его   к   олимпиадам   скажутся   на   здоровье   ребенка   не   лучшим образом.   Совет. Если у ученика нет опыта участия в предметных олимпиадах, то начинать подготовку к ним   надо   как   можно   раньше,   за   несколько   месяцев.   Ребенок   должен   идти   на   олимпиаду подготовленным,   он   должен   знать,   что   его   ждет,   какие   типы   заданий   будут   включены   в олимпиадные материалы. Он должен быть знаком с правилами проведения олимпиады, например с таким требованием, что нельзя пользоваться сотовым телефоном. Это позволит нашим ученикам избежать   ненужных   стрессов,   равномерно   распределить   время   для   подготовки.   К   сожалению, нередки   случаи,   что   ученик   узнает   о   своем   участии,   например,   в   муниципальном   этапе Всероссийской олимпиады школьников, чуть ли не накануне ее проведения.     Совет. Разработайте и подготовьте дидактические материалы, чтобы ученик мог использовать их для самостоятельной работы, а у учителя получать консультации. В комплект дидактических материалов, с которыми работают мои ученики входят: гипертекстовые приложения, которые в сжатой, доступной форме излагают содержание курсов предмета   по   всем   темам,   включаемым   в   олимпиадные   задания,   в   том   числе   и   те   материалы, которые не входят в школьную программу; олимпиадные задания, как по темам, так и тексты олимпиады. Архив таких задания я формировал в течение 5 лет, он включает задания всероссийской, региональной, муниципальной олимпиады, ключи к заданиям.  рекомендации для выполнения отдельных видов олимпиадных заданий, схемы, таблицы; электронные образовательные ресурсы, для подготовки к олимпиадам   Все материалы размещаются на автоматизированном рабочем месте учителя в доступном для учащихся виде, ученики, которые целенаправленно готовятся к олимпиадам берут эти материалы в электронном виде и размещают на своих домашних компьютерах.   Совет. Спланируйте работу свою и ученика при подготовке к олимпиадам,  определите  время групповых и индивидуальных занятий, консультаций. Определите последовательность изучения тем, выполнение заданий, так как ребенок при подготовке к успешному участию в олимпиаде должен изучить школьную программу раньше своих одноклассников, плюс изучить ряд тем, не входящих в программу общеобразовательных школ (по мнению организаторов Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, ученик 9 класса, претендующий на призовое место в заключительном   этапе   должен   изучить   по   предмету   программу   профильного   уровня   старшей школы).  Совет.   Используйте   при   подготовке   к   Всероссийской   олимпиаде   школьников   возможности дистанционных   олимпиад   по   предметам.   Это   позволит   нашим   ученикам   проверить   свои   силы   и поверить в свои силы, увидеть слабые и сильные стороны при подготовке к основной Всероссийской олимпиаде,  расширит их знания  по предмету, так как при участии  в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации, ЭОР и ЦОР.   Совет.     Для подготовки к олимпиадам, ученик и учитель могут использовать ресурсы центров дополнительного   образования,   сегодня   многие   из   них   работают   в   дистанционном   режиме. Например, ребята, которые живут не в областном центре, могут получить квалифицированную помощь   в   подготовке   к   олимпиадам   специалистов   областного   центра   дополнительного образования   детей   «Одаренные   школьники».   Возможности   дополнительного,   в   том   числе   и дистанционного образования очень большие. Кроме того, что они способствуют расширению и углублению знаний учащихся в предметных областях, ученики расширяют сферу своего общения, знакомятся со сверстниками, имеющими такие же интересы.   Совет. Хвалите своих учащихся, участников олимпиадного движения, даже если они не стали призерами, любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен преподавателем.   Проанализируйте   вместе   с   ребенком   выполненную   им   олимпиадную   работу (через   анализ   заданий),   разберите   допущенные   ошибки,   спланируйте   дальнейшую   работу   по подготовке   к   олимпиадам.   Постарайтесь   убедить   ученика,   что   его   труд   по   подготовке   к олимпиаде не пропадет зря, покажите ему, где он может использовать свои знания.   Совет. Занимайте самообразованием, сами расширяйте свои знания в различных областях знаний, ведь науки не стоит на месте. Многие олимпиадные задания сложны даже для учителей. Чтобы вырастить   достойного   участника   олимпиадного   движения   учитель   должен   сам   обладать глубокими   знаниями   своего   предмета,   кстати,   знания   в   области   педагогики   и   возрастной психологии будут так же востребованы. СЛАЙД 20­24.  Работа на уроке. ЗАДАНИЕ ЗИГЗАГ ­  РАБОТА В ГРУППАХ ВОПРОСЫ — НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТРУДЫ ИДЕИ Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока. На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме.  Если выполнять действия по порядку, на это потребуется очень много времени. А время на  олимпиадах очень ценно. Поэтому ученик, нашедший быстрое решение заданий, сэкономит время на  решение других задач.            При решении текстовых задач можно предлагать учащимся задачи, которые были на  олимпиадах различного уровня. Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке.   Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу урочных занятий нужно включать  рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач­шуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач  прикладного характера. ─  это игры, исход которых не зависит от того, Задачи – игры. В играх предполагается, что играют двое, ходы делаются по очереди, причём игроки не  могут пропустить ход. Вопрос всегда один и тот же (за исключением последнего раздела): кто  побеждает в данной игре – первый, т.е. тот, кто начинает игру, или второй?  Игры­шутки. Игры­шутки  как играют соперники, а зависит только от начальных данных игры. Творческие и олимпиадные домашние задания. Один  из путей подготовки к олимпиадам  ­  задания на дом типа: "Составь задачу,  аналогичную  составленной в классе"; "Придумайте ребусы по теме"; "Составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.); "Придумайте задачу­сказку по теме" и т.п.  В качестве домашнего задания можно предложить  домашние  олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет. (Рекомендации учащимся: пользоваться  дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно). Внеклассная работа. Каждый учитель под внеклассной работой понимает необязательные систематические занятия учащихся  с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа может осуществляться в самых  разнообразных видах и формах. Можно выделить следующие три вида внеклассной работы.  Индивидуальная работа ­ такая работа, когда учитель принимает решение о выборе  методики в каждой конкретной ситуации, в зависимости от способностей и знаний ученика.  Групповая работа ­ систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным  коллективом учащихся  ­  факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету,  развитие их предметных способностей. Процесс обучения строится как совместная  исследовательская деятельность учащихся.  вечера, научно ­ практические конференции, предметные недели, конкурсы, соревнования и  разного вида олимпиады. Массовая работа ­ эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом ­   СЛАЙД 25­40 Основные типы олимпиадных заданий   Практическая работа с текстами муниципального тура олимпиад 2009 – 2010 гг. 1. Задания с рядами (По какому принципу образованы ряды? Заполните пропуск в ряду. Что является  лишним в ряду?) 2. Выбор из перечня 3. Определение правильности или ошибочности утверждения 4. Соответствие имени ученого и высказанных им идей 5. Практические задания на знания содержательных модулей курса (Проанализируйте с точки зрения  трудового законодательства данную ситуацию). 6. Работа со схемами 7. Задания с иллюстративным рядом (Перед вами портреты мыслителей и ученых, внесших вклад в  развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы: подпишите иллюстрации, указав,  кто изображен на них; объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки, положен в  основу группировки в каждом случае). 8. Грамотность написания обществоведческих и исторических терминов 9. Задания на знание  понятий. 10. Кроссворд. 11. Задания на соответствия. 12. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. 13. Задания по тексту. 14. Познавательные задачи. 15. Задания на работу со статистическими источниками (таблица, диаграмма) Практически все эти задания каждый из вас использует на своих уроках. Я считаю, что главное в  данной работе – систематичность.  Работа по группам. Скажу   об   общих   трудностях:   самые   сложные   вопросы   –   философия,     культурология   (их практически нет в учебном материале), по­ прежнему много затруднений по праву и экономике (хотя им много уделяется внимания на уроках), достаточно хорошо ученики справляются с политической и социальной сферами.  По моему мнению, подготовка к олимпиадам: 1) должна проводиться в системе. 2) носить личностно – ориентированный, развивающий характер. 3) строиться с учетом психологических особенностей учащихся. СЛАЙД 41 РЕФЛЕКСИЯ Слушателям предлагается высказать своё мнение по теме.

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по  обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по  обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по  обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по  обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по  обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по  обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по обществознанию».

Статья «Подготовка учащихся к олимпиаде по  обществознанию».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017