Статья "Преемственность между дошкольными образовательными учреждениями и начальным звеном школы в условиях введения и реализации ФГОС"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Детсад—1 кл
08.04.2017
В статье раскрываются особенности реализации преемственности дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется направленияя, которые рекомендуется использовать учителям и воспитателям в рамках сотрудничества.
Ключевые слова: дошкольное образование, начальное общее образование, преемственность, взаимодействие, направления.В статье раскрываются особенности реализации преемственности дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется направленияя, которые рекомендуется использовать учителям и воспитателям в рамках сотрудничества.
Тарасова М.С..docx
Преемственность между дошкольными образовательными учреждениями
и начальным звеном школы в условиях введения и реализации ФГОС
М.С. Тарасова
Муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение Тюкалинского муниципального
района Омской области
«Гимназия г. Тюкалинска» учитель
реализации
преемственности дошкольного образования и начального общего образования
в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.
Аннотация: Автор статьи раскрывает особенности
Ключевые слова: дошкольное образование, начальное общее образование,
преемственность, взаимодействие, направления.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием
существовала во все времена, и на современном этапе получила наибольшую
актуальность. С учетом того, что для современного первоклассника становится
важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им
осознанно пользоваться, дошкольное учреждение обеспечивает базисное
развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского
сада, призвана способствовать его дальнейшему личностному становлению.
В психологопедагогической литературе вопросы преемственности и
готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее
общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между
предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение
определенных черт предшествующего опыта в последующем.[1]
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного образования и начального общего образования – важный этап
преемственности деятельности дошкольных групп и начальной школы.
Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника.
Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является
готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе
меняется привычный уклад жизни ребенка. Переход в начальную школу это
новый вид деятельности, новая социальная роль, новые требования, новое
социальное окружение
В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между
дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между
начальной школой и дошкольными группами, нарушилась преемственность
учебных программ, учебников, т.к. появилось много программ по учебным,
образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским
курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно
порождает много проблем. Не научив детей в дошкольном учреждении
важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких
результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. [3] Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о
методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля
взаимодействия детей и взрослых.
Анализируя ФГОС ДО и ФГОС НОО следует отметить, что результаты
освоения программы дошкольного и начального образования находятся в
преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные,
метапредметные и личностные. В дошкольном образовании предметные
результаты достигаются в процессе овладения разными видами деятельности в
основе знания, умения, навыки по образовательным областям, а в начальной
школе предметные результаты (знания, умения, навыки). В дошкольных
учреждениях педагоги работают над формированием универсальных
предпосылок учебной деятельности: умением слушать и слышать, доводить
начатое до конца, воспринимать критику и др. В начальной школе деятельность
учителя направлена на достижение метапредметных результатов (школьно –
значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие,
умение договариваться, ставить цель и др. В дошкольном образовании идет
развитие характеристики мотивационного развития, эмоционально волевого
развития, морально – нравственного (терпеть, поступать не как я хочу), а в
начальной школе педагоги работают над формированием личностных
результатов: потеря детской непосредственности, формирование адекватного
поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, развитие навыков сотрудничества. [ 5, 6]
Таким образом, одна из важнейших задач Федерального государственного
образовательного стандарта обеспечение преемственности основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и
начального образования играет координация взаимодействия между
педагогическими коллективами дошкольных учреждений, школы и родителями
воспитанников.
В МОБУ Гимназия в рамках реализации преемственности разработана
программа, для эффективной реализации которой можно выделить следующие
направления:
1. Взаимодействие учителей начальной школы и воспитателей детских
садов. Наиболее эффективными формами взаимодействия являются такие, как:
взаимное ознакомление с программами, посещение открытых уроков и занятий,
ознакомление с методами и формами работы.
Показы непосредственной
образовательной деятельности в дошкольных группах и открытых уроков в
школе позволяют познакомиться с обстановкой и организацией жизни и
обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и
формы работы. Круглые столы педагогов дошкольных групп и учителей школы,
совместные педагогические советы (дошкольные группы и начальная школа),
семинары, мастерклассы способствуют не только обмену опытом, но и
позволяют найти пути решения проблем готовности ребенка к школе. Участие воспитателей в мероприятиях начальной школы (особенно в 1 классах)
снижают уровень тревожности у первоклассников, так как в лице воспитателя
они видят поддержку. В свою очередь, в детском саду также бывают события,
на которых должны присутствовать учителя школы, тогда будущие
первоклассники с нетерпением будут ждать встречи со своим учителем 1
сентября.
2. Работа с обучающимися и дошкольниками предполагает следующие виды
работ: посещение детьми подготовительной группы детского сада первого
класса;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых
программах, проектной деятельности (участие в заседаниях научного клуба
«Малая академия»). Участвуя в таких мероприятиях, воспитанники дошкольных
групп стараются подражать своим старшим друзьям, появляется желание пойти
в школу. А ведение портфолио способствует уже на этапе детского сада
формированию умения создавать «копилку» личных достижений в
разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций,
возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Проведение
недели дошколят (мероприятия совпадают с предметными неделями начальной
школы) позволяет ребятам окунуться в атмосферу праздника, понять, что
можно учиться весело и интересно. Дни открытых дверей – уже традиционно
проводятся во всех образовательных учреждениях. Но интереснее, когда не
просто родителей и детей знакомят с учителем и правилами, а отправляются в
путешествие в страну Знаний (путешествие по станциям, флешмоб дошколят,
игры). Совместные праздники; выставки рисунков и поделок; спортивные
соревнования дошкольников и первоклассников.
Участвуя в таких
мероприятиях, будущие первоклассники учатся у школьников способам
поведения, манерам разговора, свободного общения, а школьники проявлять
заботу о младших товарищах.
3. Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания со
специалистами дошкольных учреждений и учителями школы; круглые столы,
дискуссионные встречи,
педагогические «гостиные»; консультации с
педагогами, специалистами дошкольных групп и школы; встречи родителей с
будущими учителями; анкетирование, тестирование родителей для изучения
самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период
адаптации к школе; тематические досуги; визуальные средства общения
(стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско
родительских пар). Такие формы работы способствуют сотрудничеству и
созданию атмосферы взаимопомощи и поддержки,
показывают
заинтересованность коллектива воспитателей и учителей начальных классов в
успешности будущих первоклассников.
4. Сотрудничество с социальными партнерами: коррекционноразвивающие
занятия с психологом и логопедом в дошкольных учреждениях и начальной
школе; посещение кружков; встречи с интересными людьми; выставки работ дошкольников, посещающих учреждения дополнительного образования;
совместные проекты (Акция «Забота», проект «Мы такие разные, но мы такие
классные!»); историкокраеведческая
Такие мероприятия
работа.
способствуют социализации будущих первоклассников.
Успешная реализация
данных
направлений будет способствовать
Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения.
Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к
получению следующих результатов:
1.
2.
школьному обучению.
3.
программ каждым ребенком.
4.
детей.
5.
6. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое
условие непрерывного образования.
Мотивационная готовность детей к обучению в школе .
Положительная динамика освоения основных общеобразовательных
Общая положительная динамика психического и физического здоровья
Литература:
1. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального
школьного образования. Начальная школа №1/2002.
2.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования (Проблема
обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте). М., 1956.
3. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация
преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе.
М., 2008.
4. Письмо Министерства России от 9.08.2000 г. О построении преемственности в
программах дошкольного образования и начальной школы.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.
Статья "Преемственность между дошкольными образовательными учреждениями и начальным звеном школы в условиях введения и реализации ФГОС"
Статья "Преемственность между дошкольными образовательными учреждениями и начальным звеном школы в условиях введения и реализации ФГОС"
Статья "Преемственность между дошкольными образовательными учреждениями и начальным звеном школы в условиях введения и реализации ФГОС"
Статья "Преемственность между дошкольными образовательными учреждениями и начальным звеном школы в условиях введения и реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.