Статья: про Джаз
Оценка 4.7

Статья: про Джаз

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
музыка +1
Взрослым
29.04.2018
Статья: про Джаз
Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.
11.docx
Про  джа з Музыкальные стили и направления, Справочные данные Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального  искусства, возникшая в начале XX века в США  в результате синтеза африканской и  европейской культур и получившая  впоследствии повсеместное распространение.  Характерными чертами музыкального языка  джаза изначально стали импровизация,  полиритмия, основанная на синкопированных  ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг.  Дальнейшее развитие джаза происходило за  счёт освоения джазовыми музыкантами и  композиторами новых ритмических и  гармонических моделей.  Важнейшие характеристики джаза — наличие в  ритмике, во­первых, регулярной пульсации, так  называемого «бита», а во­вторых, отклонений  от этой пульсации — «свинга» (от английского  — «качание», «раскачка»). Они берут свое  начало в традициях африканской музыки. Свинг — одно из выразительных средств джаза. Кроме особой выразительной роли ритма джаз  унаследовал и другие черты африканской  музыки: трактовку всех инструментов как  ударных, ритмических; преобладание  разговорных интонаций в пении и подражание  разговорной речи при игре на инструментах.  Произведения, исполняемые негритянскими  музыкантами, часто имели форму чередования  очень короткого сольного мотива — зова и  хорово­вого или инструментального ответа. Луи Армстронг / Louis Armstrong  Джаз — искусство, основанное на  импровизации в сочетании с заранее  продуманной, но не обязательно записанной в  нотах формой композиции. Импровизировать  могут одновременно несколько музыкантов,  даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ  произведения зависит от взаимодействия  членов ансамбля между собой и с аудиторией.  Для раннего, новоорлеанского, этапа  традиционного джаза (примерно до конца 10­х  гг. XX в.) характерна коллективная  импровизация нескольких, как правило трех,  вариантов одной и той же мелодии трубачом  (главный голос), кларнетистом и тромбонистом  на фоне маршевого аккомпанемента медного  баса и ударных.  В 20­е гг. были найдены основные черты  будущих стилей: равномерная пульсация  контрабаса и ударных, способствовавшая  свингу, виртуозное солирование, манера  вокальной импровизации без слов при помощи  отдельных слогов («скэт»). Значительное место  в репертуаре традиционного джаза занял блюз.  Позднее оба этапа раннего джаза — новоорлеанский и последовавший за ним  чикагский — объединяются термином  «диксиленд». Были предприняты попытки  использовать элементы джаза в произведениях  крупной формы (так называемый симфоджаз).  Наиболее известны балет «Сотворение мира» Д. Мийо, «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж.  Гершвина, ряд симфо­джазовых сочинений И.  Ф. Стравинского. С середины 50­х гг.  эксперименты по соединению принципов джаза  и современной музыки вновь получили  распространение, уже под названием «третье  течение», также и в советской музыке  («Концерт для оркестра» А. Я. Эшпая,  «Концерт для джаза» М. М. Кажлаева, 2­й  концерт для фортепьяно с оркестром Р. К.  Щедрина, 1­я симфония А. Г. Шнитке).  В конце 20­х — начале 30­х гг. возникла  стройная система, получившая название стиля  «свинг» и приобретшая впоследствии значение  джазовой классики. Для свинга характерно, во­ первых, появление нового типа оркестра — биг­ бэнда. С увеличением оркестра пришлось  отказаться от коллективной импровизации и  перейти к исполнению аранжировок,  записанных на ноты. Аранжировка стала одним  из первых проявлений композиторского начала  в джазе: она ограничивала импровизацию, для которой в партитуре предусматривались  свободные окна.  Биг­бэнд состоит из трех групп инструментов  — секций, каждая может звучать как один  многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), «медной» секции  (трубы и тромбоны), ритмической секции  (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).  Во­вторых, появилась сольная импровизация,  основанная на «квадрате» («хорусе»).  «Квадрат» — это одна вариация, равная по  продолжительности (числу тактов) теме и  исполняемая на фоне того же, что и тема,  аккордового сопровождения, к которому  импровизатор подстраивает новые  мелодические обороты. В 30­е — 40­е гг.  наряду с блюзом получила распространение  песенная форма из 32 тактов. В­третьих, в  свинге широко применяется «рифф» — двух­ четырёх тактовая ритмически гибкая реплика.  Ее исполняет оркестр, пока импровизирует  солист. И наконец, в­четвертых, свингующая  четырёхдольная пульсация, в которой четные  доли такта каким­либо способом  акцентированы. Среди первых джазовых биг­ бэндов — оркестры Ф. Хендер­сона, К. Бэйси,  Б. Гудмена, Г. Миллера, Д. Эллингтона. Последний уже в 40­е гг. обратился к крупным  циклическим формам, основанным на  негритянском и латиноамериканском  фольклоре, а также к жанру концертной  миниатюры. В конце 30­х гг. большинство  американских свинговых оркестров (их  репертуар почти вытеснил иные виды эстрадно­ развлекательной музыки) переключилось на  коммерческую музыку. Поэтому в среде  любителей и музыкантов джаза даже возникло  движение за возрождение более ранних,  подлинно джазовых стилей.. Решающую роль в  этом движении сыграли небольшие  негритянские ансамбли 40­х гг., отбросившие  все рассчитанное на внешний эффект:  эстрадность, танцевальность, песенность. Тема  проигрывалась в унисон и почти не звучала в  оригинальном виде (популярные мелодии  уступили место «неприглаженным» фразам,  позаимствованным из импровизаций на эти же  темы), аккомпанемент уже не требовал  танцевальной регулярности.  Этот стиль, открывающий современную эпоху в джазе, получил название «боп» или «бибоп».  Эксперименты талантливых музыкантов — Ч.  Паркера, Д. Гиллеспи, Т. Монка и других —  фактически положили начало развитию джаза  как самостоятельного вида искусства, лишь  внешне связанного с эстрадно­танцевальным жанром.  С конца 40­х до середины 60­х гг. современный  джаз развивался в основном в двух  направлениях. Первое включало стили «кул», т. е. «прохладный», и «вест­коуст». Для них  характерно широкое использование опыта  классической и современной серьезной музыки  (развитые концертные формы, полифония и  др.). По одному звучанию даже трудно  догадаться, что это звучит джаз­ансамбль.  Второе направление включало стили «хардбоп»  (т. е. «горячий», «энергичный») и близкий ему  «соул джаз» (в переводе с английского «соул»  — «душа»), сочетавшие принципы старого  бибопа с традициями негритянского фольклора  (упрощение форм, гармонии в «соул джазе»),  темпераментные ритмы и интонации  спиричуэлов.  Оба этих направления имеют и много общего в  стремлении освободиться от деления  импровизации на отдельные квадраты, а также  освинговать вальсовые и более сложные  размеры.  С начала 60­х гг. большое число музыкантов  экспериментирует со спонтанной  импровизацией, не ограниченной даже  конкретной музыкальной темой (так называемый свободный джаз). Однако еще  большее значение получает ладовый принцип  импровизации: каждый раз заново выбирается  ряд звуков — лад, а не четко различимые  квадраты. В поисках таких ладов джаз  обращается к музыкальным культурам Азии,  Африки, Европы и др. В 70­е гг. в джаз  приходят электроинструменты и ритмы  молодежной рок­музыки, основанной на более  мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот  стиль получает сначала название «джаз­рок», а  позднее «фьюжн», т. е. «сплав».  Значительными успехами отмечено развитие  советского джаза, начало которому было  положено В. Парнахом в 1922 г. В довоенный  период джаз в нашей стране развивался внутри  эстрадных оркестров. В 1929 г. Л. О. Утесов  Организовал эстрадный оркестр и назвал свой  коллектив «Tea­джаз». Благодаря его  сотрудничеству с композитором И. О.  Дунаевским возник также песенный джаз (все  помнят его по кинофильму «Веселые ребята»).  Импровизационный джаз стилей «диксиленд» и  «свинг» практиковался в оркестрах А. В.  Варламова, Н. Г. Минха, А. Н. Цфасмана и  других. С середины 50­х гг. наряду с  джазовыми номерами в эстрадных программах,  для которых писали музыку В. Н. Людвиковский, Ю. С. Сауль­ский, К. А. Караев, А. П. Петров, Я. А. Френкель и другие  композиторы, начинает развиваться джаз в  небольших любительских коллективах  («Восьмерка ЦДРИ», «Ленинградский  диксиленд»). Шефство над любительскими  коллективами взяли на себя комсомольские и  студенческие организации, которые провели в  60­е гг. несколько музыкальных фестивалей,  где получили путевку в жизнь многие видные  исполнители.  В 70­е гг. советский джаз становится  профессиональным искусством. Начинается  подготовка кадров на эстрадных отделениях  музыкальных училищ, издаются учебные  пособия, ноты, пластинки. С 1973 г. пианист Л.  А. Чижик стал выступать с «вечерами джазовой импровизации». Регулярно выступают у нас в  стране и за рубежом ансамбли под  руководством И. Бриля, «Арсенал», «Аллегро», «Каданс» (Москва), квинтет Д. С. Голощеки­на  (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В.  Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л.  Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А.  Любченко (Днепропетровск), М. Юл­дыбаева  (Уфа) и др. Полностью посвящены джазу  программы оркестра О. Л. Лундстрема, в  значительной мере — коллективов К­ А. Орбеляна, А. А. Кролла («Современник»). При  всем стилистическом многообразии советского  джаза (от диксиленда до экспериментальных  течений свободной импровизации) для него  характерен синтез принципов джазового  исполнительства с ладово­интонационным и  ритмическим богатством музыкальных  традиций народов СССР. Первые опыты в этом  направлении находят продолжение в творчестве многих коллективов и композиторов,  работающих в области джаза.  Джаз в современном мире Сегодняшний мир музыки столь же  разнообразен, как климат и география, которые  мы познаём благодаря путешествиям. И все же,  сегодня мы наблюдаем смешение всё большего  числа всемирных культур, постоянно  приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под  влиянием звуков, проникающих в него  практически из любого уголка земного шара.  Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку  молодых пионеров, таких, как например Кен  Вандермарк, фриджазовый авангардист­ саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер  Броцманн. К другим молодым музыкантам,  более традиционной ориентации, которые  продолжают поиски своего собственного  тождества, относятся пианисты Джекки  Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа ,  саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес  и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт.  Старая традиция звучания стремительно  продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой  командой помощников, как в собственных  маленьких группах, так и в Джаз­Оркестре  Центра Линкольна, который он возглавляет.  Под его покровительством выросли в больших  музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик  Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон,  трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является  прекрасным открывателем молодых талантов .  Среди многих его открытий такие художники,  как саксофонист/М­басист Стив Коулмен,  саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив  Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу  других великих наставников молодых талантов  относятся также пианист Чик Кориа, и ныне  покойные — барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время  достаточно велики, поскольку пути развития  таланта и средства его выражения  непредсказуемы, умножаясь поощряемым  сегодня объединением усилий различных  джазовых жанров. Например, саксофонист  Крис Поттер под собственным именем  выпускает мэйнстримовый релиз и в то же  время участвует в записи с другим великим  авнгардистом, барабанщиком Полом Мотианом. Аналогично, другие легенды джаза,  относящиеся к различным джазовым мирам  могут встречаться под одним баннером, как это было например при совместной записи Элвина  Джонса, саксофониста Дьюи Редмана и  пианиста Сесила Тэйлора.

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз

Статья: про Джаз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018