Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.
11.docx
Про
джа
з
Музыкальные стили и направления, Справочные
данные
Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального
искусства, возникшая в начале XX века в США
в результате синтеза африканской и
европейской культур и получившая
впоследствии повсеместное распространение.
Характерными чертами музыкального языка
джаза изначально стали импровизация,
полиритмия, основанная на синкопированных
ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг.
Дальнейшее развитие джаза происходило за
счёт освоения джазовыми музыкантами и
композиторами новых ритмических и
гармонических моделей.
Важнейшие характеристики джаза — наличие в
ритмике, вопервых, регулярной пульсации, так
называемого «бита», а вовторых, отклонений
от этой пульсации — «свинга» (от английского
— «качание», «раскачка»). Они берут свое
начало в традициях африканской музыки. Свинг
— одно из выразительных средств джаза. Кроме
особой выразительной роли ритма джаз
унаследовал и другие черты африканской
музыки: трактовку всех инструментов как
ударных, ритмических; преобладание
разговорных интонаций в пении и подражание
разговорной речи при игре на инструментах.
Произведения, исполняемые негритянскими
музыкантами, часто имели форму чередования
очень короткого сольного мотива — зова и
хоровового или инструментального ответа. Луи Армстронг / Louis Armstrong
Джаз — искусство, основанное на
импровизации в сочетании с заранее
продуманной, но не обязательно записанной в
нотах формой композиции. Импровизировать
могут одновременно несколько музыкантов,
даже если в ансамбле явно слышен солирующий
голос. Законченный художественный образ
произведения зависит от взаимодействия
членов ансамбля между собой и с аудиторией.
Для раннего, новоорлеанского, этапа
традиционного джаза (примерно до конца 10х
гг. XX в.) характерна коллективная
импровизация нескольких, как правило трех,
вариантов одной и той же мелодии трубачом
(главный голос), кларнетистом и тромбонистом
на фоне маршевого аккомпанемента медного
баса и ударных.
В 20е гг. были найдены основные черты
будущих стилей: равномерная пульсация
контрабаса и ударных, способствовавшая
свингу, виртуозное солирование, манера
вокальной импровизации без слов при помощи
отдельных слогов («скэт»). Значительное место
в репертуаре традиционного джаза занял блюз.
Позднее оба этапа раннего джаза — новоорлеанский и последовавший за ним
чикагский — объединяются термином
«диксиленд». Были предприняты попытки
использовать элементы джаза в произведениях
крупной формы (так называемый симфоджаз).
Наиболее известны балет «Сотворение мира» Д.
Мийо, «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж.
Гершвина, ряд симфоджазовых сочинений И.
Ф. Стравинского. С середины 50х гг.
эксперименты по соединению принципов джаза
и современной музыки вновь получили
распространение, уже под названием «третье
течение», также и в советской музыке
(«Концерт для оркестра» А. Я. Эшпая,
«Концерт для джаза» М. М. Кажлаева, 2й
концерт для фортепьяно с оркестром Р. К.
Щедрина, 1я симфония А. Г. Шнитке).
В конце 20х — начале 30х гг. возникла
стройная система, получившая название стиля
«свинг» и приобретшая впоследствии значение
джазовой классики. Для свинга характерно, во
первых, появление нового типа оркестра — биг
бэнда. С увеличением оркестра пришлось
отказаться от коллективной импровизации и
перейти к исполнению аранжировок,
записанных на ноты. Аранжировка стала одним
из первых проявлений композиторского начала
в джазе: она ограничивала импровизацию, для которой в партитуре предусматривались
свободные окна.
Бигбэнд состоит из трех групп инструментов
— секций, каждая может звучать как один
многоголосный инструмент: секции саксофонов
(позднее с кларнетами), «медной» секции
(трубы и тромбоны), ритмической секции
(фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).
Вовторых, появилась сольная импровизация,
основанная на «квадрате» («хорусе»).
«Квадрат» — это одна вариация, равная по
продолжительности (числу тактов) теме и
исполняемая на фоне того же, что и тема,
аккордового сопровождения, к которому
импровизатор подстраивает новые
мелодические обороты. В 30е — 40е гг.
наряду с блюзом получила распространение
песенная форма из 32 тактов. Втретьих, в
свинге широко применяется «рифф» — двух
четырёх тактовая ритмически гибкая реплика.
Ее исполняет оркестр, пока импровизирует
солист. И наконец, вчетвертых, свингующая
четырёхдольная пульсация, в которой четные
доли такта какимлибо способом
акцентированы. Среди первых джазовых биг
бэндов — оркестры Ф. Хендерсона, К. Бэйси,
Б. Гудмена, Г. Миллера, Д. Эллингтона. Последний уже в 40е гг. обратился к крупным
циклическим формам, основанным на
негритянском и латиноамериканском
фольклоре, а также к жанру концертной
миниатюры. В конце 30х гг. большинство
американских свинговых оркестров (их
репертуар почти вытеснил иные виды эстрадно
развлекательной музыки) переключилось на
коммерческую музыку. Поэтому в среде
любителей и музыкантов джаза даже возникло
движение за возрождение более ранних,
подлинно джазовых стилей.. Решающую роль в
этом движении сыграли небольшие
негритянские ансамбли 40х гг., отбросившие
все рассчитанное на внешний эффект:
эстрадность, танцевальность, песенность. Тема
проигрывалась в унисон и почти не звучала в
оригинальном виде (популярные мелодии
уступили место «неприглаженным» фразам,
позаимствованным из импровизаций на эти же
темы), аккомпанемент уже не требовал
танцевальной регулярности.
Этот стиль, открывающий современную эпоху в
джазе, получил название «боп» или «бибоп».
Эксперименты талантливых музыкантов — Ч.
Паркера, Д. Гиллеспи, Т. Монка и других —
фактически положили начало развитию джаза
как самостоятельного вида искусства, лишь
внешне связанного с эстраднотанцевальным жанром.
С конца 40х до середины 60х гг. современный
джаз развивался в основном в двух
направлениях. Первое включало стили «кул», т.
е. «прохладный», и «весткоуст». Для них
характерно широкое использование опыта
классической и современной серьезной музыки
(развитые концертные формы, полифония и
др.). По одному звучанию даже трудно
догадаться, что это звучит джазансамбль.
Второе направление включало стили «хардбоп»
(т. е. «горячий», «энергичный») и близкий ему
«соул джаз» (в переводе с английского «соул»
— «душа»), сочетавшие принципы старого
бибопа с традициями негритянского фольклора
(упрощение форм, гармонии в «соул джазе»),
темпераментные ритмы и интонации
спиричуэлов.
Оба этих направления имеют и много общего в
стремлении освободиться от деления
импровизации на отдельные квадраты, а также
освинговать вальсовые и более сложные
размеры.
С начала 60х гг. большое число музыкантов
экспериментирует со спонтанной
импровизацией, не ограниченной даже
конкретной музыкальной темой (так называемый свободный джаз). Однако еще
большее значение получает ладовый принцип
импровизации: каждый раз заново выбирается
ряд звуков — лад, а не четко различимые
квадраты. В поисках таких ладов джаз
обращается к музыкальным культурам Азии,
Африки, Европы и др. В 70е гг. в джаз
приходят электроинструменты и ритмы
молодежной рокмузыки, основанной на более
мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот
стиль получает сначала название «джазрок», а
позднее «фьюжн», т. е. «сплав».
Значительными успехами отмечено развитие
советского джаза, начало которому было
положено В. Парнахом в 1922 г. В довоенный
период джаз в нашей стране развивался внутри
эстрадных оркестров. В 1929 г. Л. О. Утесов
Организовал эстрадный оркестр и назвал свой
коллектив «Teaджаз». Благодаря его
сотрудничеству с композитором И. О.
Дунаевским возник также песенный джаз (все
помнят его по кинофильму «Веселые ребята»).
Импровизационный джаз стилей «диксиленд» и
«свинг» практиковался в оркестрах А. В.
Варламова, Н. Г. Минха, А. Н. Цфасмана и
других. С середины 50х гг. наряду с
джазовыми номерами в эстрадных программах,
для которых писали музыку В. Н. Людвиковский, Ю. С. Саульский, К. А. Караев,
А. П. Петров, Я. А. Френкель и другие
композиторы, начинает развиваться джаз в
небольших любительских коллективах
(«Восьмерка ЦДРИ», «Ленинградский
диксиленд»). Шефство над любительскими
коллективами взяли на себя комсомольские и
студенческие организации, которые провели в
60е гг. несколько музыкальных фестивалей,
где получили путевку в жизнь многие видные
исполнители.
В 70е гг. советский джаз становится
профессиональным искусством. Начинается
подготовка кадров на эстрадных отделениях
музыкальных училищ, издаются учебные
пособия, ноты, пластинки. С 1973 г. пианист Л.
А. Чижик стал выступать с «вечерами джазовой
импровизации». Регулярно выступают у нас в
стране и за рубежом ансамбли под
руководством И. Бриля, «Арсенал», «Аллегро»,
«Каданс» (Москва), квинтет Д. С. Голощекина
(Ленинград), коллективы В. Ганелина и В.
Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л.
Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А.
Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева
(Уфа) и др. Полностью посвящены джазу
программы оркестра О. Л. Лундстрема, в
значительной мере — коллективов К А. Орбеляна, А. А. Кролла («Современник»). При
всем стилистическом многообразии советского
джаза (от диксиленда до экспериментальных
течений свободной импровизации) для него
характерен синтез принципов джазового
исполнительства с ладовоинтонационным и
ритмическим богатством музыкальных
традиций народов СССР. Первые опыты в этом
направлении находят продолжение в творчестве
многих коллективов и композиторов,
работающих в области джаза.
Джаз в современном мире
Сегодняшний мир музыки столь же
разнообразен, как климат и география, которые
мы познаём благодаря путешествиям. И все же,
сегодня мы наблюдаем смешение всё большего
числа всемирных культур, постоянно
приближающего нас к тому, что в сущности уже
становится «всемирной музыкой» (world music).
Сегодняшний джаз уже не может не быть под
влиянием звуков, проникающих в него
практически из любого уголка земного шара.
Европейский экспериментализм с классическим
подтекстом продолжает влиять на музыку
молодых пионеров, таких, как например Кен
Вандермарк, фриджазовый авангардист
саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты
Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер
Броцманн. К другим молодым музыкантам,
более традиционной ориентации, которые
продолжают поиски своего собственного
тождества, относятся пианисты Джекки
Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа ,
саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес
и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт.
Старая традиция звучания стремительно
продолжается такими художниками, как трубач
Уинтон Марсалис, работающий с целой
командой помощников, как в собственных
маленьких группах, так и в ДжазОркестре
Центра Линкольна, который он возглавляет.
Под его покровительством выросли в больших
музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик
Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон,
трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан
Харрис. Басист Дейв Холланд также является
прекрасным открывателем молодых талантов .
Среди многих его открытий такие художники,
как саксофонист/Мбасист Стив Коулмен,
саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив
Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу
других великих наставников молодых талантов
относятся также пианист Чик Кориа, и ныне
покойные — барабанщик Элвин Джонс и певица
Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время
достаточно велики, поскольку пути развития
таланта и средства его выражения
непредсказуемы, умножаясь поощряемым
сегодня объединением усилий различных
джазовых жанров. Например, саксофонист
Крис Поттер под собственным именем
выпускает мэйнстримовый релиз и в то же
время участвует в записи с другим великим
авнгардистом, барабанщиком Полом Мотианом.
Аналогично, другие легенды джаза,
относящиеся к различным джазовым мирам
могут встречаться под одним баннером, как это
было например при совместной записи Элвина
Джонса, саксофониста Дьюи Редмана и
пианиста Сесила Тэйлора.
Статья: про Джаз
Статья: про Джаз
Статья: про Джаз
Статья: про Джаз
Статья: про Джаз
Статья: про Джаз
Статья: про Джаз
Статья: про Джаз
Статья: про Джаз
Статья: про Джаз
Статья: про Джаз
Статья: про Джаз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.