Статья «Проблема реконструкции смысла архаичных символов – оберегов в костюмах Нижегородской губернии»( 10 класс, технология)
Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
технология
10 кл
21.01.2018
.Актуальность данной работы заключается в том, что женский национальный русский костюм исследуется как целостная система, где отражается народный быт сквозь призму символов - оберегов и элементов костюма, что позволяет человеку, живущему в 21 веке лучше понять систему ценностей русского народа.Быкова О.В. Нижний Новгород. Статья. Реконструкция костюма нижегородской области.
Статья Реконструкция костюма. Лисина.doc
Статья
«Проблема реконструкции смысла архаичных символов – оберегов
народной вышивки в традиционных костюмах Арзамассокого уезда Нижегородской
губернии»
Лисина Елена (Нижний Новгород, МОУ СОШ № 11, 10 «Б» класс)
Руководитель: Быкова Ольга Викторовна, учитель технологии,
Народное искусство, нашедшее свое отражение в предметах народного быта наше
материальное и духовное богатство. Своеобразной формой народного искусства являются
народные художественные промыслы, а вышивка является самым доступным и любимым.
Одежда, как и другие предметы быта, в самой своей сущности несёт двойной смысл: с
одной стороны, она выражает определённые представления народа о красоте, с другой
она является предметом утилитарным, несущим информативную нагрузку. Изготовление
одежды зависит от уровня развития культуры страны ,производительных сил общества,
его экономики, торговых связей с соседними государствами. Целью работы стало изучение
философии славян и реконструкция – декодирование смысла символов в вышивках
женского национального костюма Нижегородской губернии Арзамасского уезда села
Чернуха..Традиционный национальный костюм занимает особое место в истории костюма.
Его формирование зависело как от внешних влияний, так и от внутренних эстетических,
этических и религиозных воззрений. В этой связи показателен традиционный костюм
Нижегородской области села Чернуха, который наряду со сходством форм и образных
характеристик с костюмом регионов русского Севера имеет ряд отличительных
особенностей благодаря географическому положению области, помогало развитию
торговых связей с другими регионами и благодаря культурным связям с народами, исстари
проживавшими на её территории. Нижегородский костюм представляет большой интерес в
плане разнообразия форм одежды. Сарафанный комплекс, распространенный на
правобережной части Арзамасского уезда Нижегородской области, состоял из: головного
убора, рубахи, поневы, пояса, обуви. Каждый элемент женского костюма украшен
вышивкой , кружевом ручного плетения и ткачества и фрагментами золотного шитья.
Привлекает внимание обилие символов –знаков , которые повторяются в разных техниках
и несут глубинный сакральный смысл, С середины 19 века, по исследованиям П.Грановской
,в Арзамасском уезде существовала система магических знаков, ограждавших их дома от
нечистой силы и недобрых людей, способствовали продолжению рода, плодовитости домашних животных и плодородию почвы. Магические знаки можно было увидеть и на
стенах крестьянских домов, на бытовых предметах и на деталях одежды. Наиболее ярко
эта тенденция отразилась в традиционной народной вышивке, которая украшала
предметы интерьера и костюма. Сюжеты вышивки это солярные знаки, в своем
подавляющем большинстве, представляют собой крест с загнутыми концами с равными
сторонами, которые направлены по часовой стрелке. Круглые розетки, крестообразные
фигуры, свастики очистительные и охранительные знаки, которые являются символами
плодородия и солнечного света. Композиции из таких фигур представляют собой
зашифрованные молитвы, заговоры на урожай. На нижней части одежды изображались
знаки плодородия. На верхней костюма части
костюма Нижегородской губернии
изображались знаки обращенные к богам, и солнцу . Изучив композицию костюма , можно
сделать вывод, что женский народный костюм является глубоким отражением быта
русского народа, проживающего на юге Нижегородской губернии. Русский народный
костюм отображает глубинные, смысловые традиции народа через символы народной
вышивки и позволяет понять, как жили наши предки в начале 20 века в Арзамасском уезде
и какими видами деятельности они занимались. Были изучены рубахи, головной убор, пояс
села Чернуха Нижегородской области. Изучение конструкции костюма и исследование
символов народной вышивки помогли мне понять, что жители села Чернухи занимались
растениеводством и животноводством. Об этом свидетельствуют растительные орнаменты
и солярные знаки на поликах женской рубахи. Ритм узоров, цвет символов – оберегов
позволяют думать, что яркое разнотравье лугов и красота смешанного леса Арзамасского
района отразились в вышивке яркими цветами и солярными символами. Можно сделать
вывод, что на этой территории выращивались: рожь, пшеница, сахарная свекла, лук, так
как в вышивке присутствует элемент растительного, цветочного орнаментов, с
преобладанием солярныйх орнаментов, так как он является главным оберегом в сознании
не только древних, но и современных славян.Актуальность моей работы заключается в том,
что женский национальный русский костюм исследуется мной как целостная система, где
отражается народный быт сквозь призму символов оберегов и элементов костюма, что
позволяет человеку, живущему в 21 веке лучше понять систему ценностей русского народа.
Список литературы
1.
2
3.
Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства М., 2008.
Голан А. Миф и символ М.: «Руслит», 1999
Мерцалов М.Н. Поэзия народного костюма. 2е издание. –М.: «Молодая гвардия», 4.
Парамон Е.М. Композиция костюма. М., 2005.
Шилов Ю. Прародина Ариев: символика народной вышивки. Киев: «СИНТО»,
5.
2008.
Маслова Т. С. «Народная одежда в восточнославянских и обычаях и обрядах XIX
6.
н.XXв»2004г.
Климова Н. Т. «Народная вышивка Горьковской области. Рассказы о народном
7.
искусстве». Нижний Новгород, 2003г.
Проверила работу
учитель русского языка МБОУ СОШ №11 П.В.Бережная
Статья «Проблема реконструкции смысла архаичных символов – оберегов в костюмах Нижегородской губернии»( 10 класс, технология)
Статья «Проблема реконструкции смысла архаичных символов – оберегов в костюмах Нижегородской губернии»( 10 класс, технология)
Статья «Проблема реконструкции смысла архаичных символов – оберегов в костюмах Нижегородской губернии»( 10 класс, технология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.